ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А09-1754/20 от 12.03.2020 АС Брянской области

89/2020-17932(1)

Арбитражный суд Брянской области

 ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Брянск  Дело № А09-1754/2020 

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мишиной Н.В.,  рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО Реставрационно-строительное  предприятие «Зелёный город» 

об уменьшении размера исполнительского сбора

заинтересованные лица: ОСП по Брянскому, Жирятинскому районам и городу Сельцо  УФССП России по Брянской области, ГИБДД УМВД России по Тульской области 

при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явились,
от заинтересованных лиц: не явились

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Реставрационно-строительное  предприятие «Зелёный город» (далее – ООО РСП «Зелёный город») обратилось в  Арбитражный суд Брянской области с заявлением об уменьшении размера исполнительского  сбора по 28 постановлениям о взыскании исполнительского сбора, вынесенным судебным  приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Брянскому, Жирятинскому районам  и городу Сельцо УФССП России по Брянской области. 

Определением Арбитражного суда Брянской области от 25.02.2020 из настоящего дела  в отдельные производства по 24 делам были выделены требования заявителя об  уменьшении исполнительского сбора по соответствующим исполнительным производствам  с присвоением выделенным делам соответствующих номеров, указанных в определении. 

В рамках производства по настоящему делу № А09-1754/2020 арбитражным судом  рассматриваются требования ООО РСП «Зелёный город» об уменьшении размера  исполнительского сбора по исполнительному производству: № 32512/19/32005-ИП от  16.04.2019 года на основании постановления по делу об административном правонарушении  от 21.12.2018 № 18810171181221521275 ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской 


области - исполнительский сбор в размере 10 000 руб. (постановление о взыскании  исполнительского сбора от 05.09.2019г.). 

Заинтересованное лицо по настоящему делу – ЦАФАП ГИБДД УМВД России по  Тульской области (взыскатель) представителя в судебное заседание не направило,  письменный отзыв по существу заявления не представило, каких-либо ходатайств не  заявило. 

Отдел судебных приставов по Брянскому, Жирятинскому районам и городу Сельцо  УФССП России по Брянской области 27.02.2020 представил в суд отзыв, в котором указал,  что оставляет вопрос уменьшения размера исполнительского сбора на усмотрение суда,  одновременно заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. 

Заявитель также представил в суд ходатайство о рассмотрении заявления по существу в  отсутствие своего представителя, дополнительно представил документы в подтверждение  тяжелого финансового положения ООО РСП «Зелёный город». 

Заявление рассмотрено судом в отсутствии представителей заявителя и  заинтересованных лиц в порядке ст. 324 АПК РФ

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

В ОСП по Брянскому, Жирятинскому районам и городу Сельцо УФССП России по  Брянской области для исполнения поступило постановление по делу об административном  правонарушении ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Тульской области на взыскание с ООО  РСП «Зелёный город» задолженности по административному штрафу. 

На основании изложенного судебным приставом-исполнителем в отношении ООО  РСП «Зелёный город» было возбуждено исполнительное производство № 32512/19/32005- ИП от 16.04.2019 года. 

Поскольку в сроки, установленные для добровольного исполнения, требования  исполнительного документа не были исполнены должником без уважительных причин,  судебным приставом – исполнителем по указанному исполнительному производству от  05.09.2019г. было вынесено соответствующее постановление о взыскании с Общества  исполнительского сбора в размере 10 000 руб. 00 коп. 

Ссылаясь на тяжелое финансовое положение, а также на то обстоятельство, что  должник намеренно не уклонялся от исполнения требований исполнительного документа,  Общество не имело возможности единовременно исполнить обязательства по уплате  задолженности, поэтапно погашало задолженность в добровольном порядке, заявитель  обратился в арбитражный суд с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора. 

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд находит заявление  подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. 

В силу части 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об  исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) исполнительский сбор является  денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им 


исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения  исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа,  подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии  постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного  производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. 

Частью 2 статьи 112 Закона № 229-ФЗ установлено, что исполнительский сбор  устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части  1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю  доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то  есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. 

В соответствии с частью 3 статьи 112 указанного Федерального закона  исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию  суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с  должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч  рублей с должника-организации. 

Согласно части 6 указанной статьи должник вправе в порядке, установленном  названным Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании  постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с  иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или  освобождении от взыскания исполнительского сбора. 

Суд вправе, с учетом степени вины должника в неисполнении в срок  исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных  обстоятельств, отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также  уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в  соответствии с частью 3 настоящей статьи (часть 7 статьи 112 Федерального закона от  02.10.2007 № 229-ФЗ). 

Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения  размера исполнительского сбора и отнес установление данных оснований к полномочиям  суда. Указанным правом суд пользуется исходя из обстоятельств каждого конкретного дела,  основываясь на том, что исполнительский сбор является мерой публично-правовой  ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в  рамках исполнительного производства, которая не должна существенно ухудшать  имущественное положение последнего. 

Аналогичная позиция содержится в Определении Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 03.03.2010 № ВАС-2286/2010, Постановлении Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 и Постановлении  Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, где указано, что  размер исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, 


верхнюю границу и с учетом характера совершенного правонарушения, размера  причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и  иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем; в противном  случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в  инструмент экономической самостоятельности, ограничения свободы предпринимательства,  что недопустимо в силу части 1 статьи 34, частей 1-3 статьи 35, части 3 статьи 55  Конституции Российской Федерации. 

Как следует из материалов дела, исполнительский сбор взыскан в связи с  неисполнением должником требований одного исполнительного документа – постановления  по делу об административном правонарушении ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Тульской  области, которое на момент рассмотрения судом настоящего заявления исполнено в полном  объеме. 

В обоснование заявления об уменьшении исполнительского сбора, ООО РСП «Зелёный  город» ссылается на то, что Общество находится в тяжелом финансовом положении, что  подтверждается документами бухгалтерского, налогового учета, представленными  заявителем в материалы дела. 

Таким образом, судом установлено, что должник не имел объективной возможности в  срок, установленный в вышеуказанных постановлениях о возбуждении исполнительного  производства, исполнить требования исполнительных документов в полном объеме. 

При таких обстоятельствах, учитывая тяжелое имущественное положение должника, а  также то, что Общество намеренно не уклонялось от погашения задолженности, суд считает  возможным удовлетворить заявление ООО РСП «Зелёный город» об уменьшении  исполнительского сбора - соответственно уменьшить размер исполнительского сбора на  четверть по исполнительному производству № 32512/19/32005-ИП от 16.04.2019 года - на  2500 руб., то есть до 7 500 руб. 

Руководствуясь статьями 324, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд 

О П Р Е Д Е Л И Л :

Заявление общества с ограниченной ответственностью Реставрационно-строительное  предприятие «Зелёный город» удовлетворить. 

Уменьшить размер исполнительского сбора по исполнительному производству   № 32512/19/32005-ИП от 16.04.2019 года - на 2500 руб. 

Определение может быть обжаловано в Двадцатый арбитражный апелляционный суд в  месячный срок. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Брянской области. 

Судья Халепо В.В.
Электронная подпись действительна.
 Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного

департамента
Дата 13.06.2019 9:01:32

Кому выдана Халепо Владимир Владимирович