ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А09-6732/19 от 15.09.2020 АС Брянской области

169/2020-64243(2)

Арбитражный суд Брянской области  241050, г. Брянск, пер. Трудовой, д.6 сайт: www.bryansk.arbitr.ru 

 ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Брянск Дело № А09-6732/2019
22 сентября 2020 года

Резолютивная часть определения объявлена 15 сентября 2020 года 

Арбитражный суд Брянской области в составе судьи Ивашиной Я.В.,  при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буданцевой И.В., 

рассмотрев в судебном заседании дело по иску
акционерного общества «Брянский горпромторг», г. Брянск,
к Брянской городской администрации, г. Брянск,

третьи лица: 1. Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской  администрации, 2. ГУП «Брянсккоммунпроект», 3. Советская районная администрация  <...>. Управление по охране и сохранению историко-культурного наследия  <...>. ООО «Русский капитал, 6. ООО «ТИТ», 7. ФИО1  8. ФИО2, 9. ФИО3, 10. ФИО4, 11. ФИО5,11.Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской  администрации 

об обязании произвести комплексный капитальный ремонт,
при участии в судебном заседании:

от истца: 10.09.2020, 15.09.2020 - ФИО6 директор, личность удостоверена, 

от ответчика: 10.09.2020 ФИО7 (доверенность № 1/06-249/и от  13.12.2019г.),15.09.2020 – не явились, 

от третьих лиц: 10.09.2020, 15.09.2020 1-4, 6-9. не явились, 5- 10.09.2020 ФИО8  (доверенность от 09.01.2020), 15.09.2020 не явились, 11.– 10.09.2020 - ФИО9  (доверенность от 26.11.2019 № 29/04-80, 15.09.2020 – не явились, 

 установил:

Закрытое акционерное общество «Брянский горпромторг», г. Брянск (далее – ЗАО  «Брянский горпромторг»), обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым  заявлением к Брянской городской администрации, г. Брянск, об обязании в месячный срок  после вступления судебного акта в законную силу произвести комплексный капитальный 


[A1] ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Брянск, ул.  Калинина, д. 74. 

Судом привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, Комитет по жилищно-коммунальному  хозяйству Брянской городской администрации, г. Брянск (далее – Комитет по ЖКХ  Брянской городской администрации), государственное унитарное предприятие Брянской  области «Брянсккоммунпроект», г. Брянск (далее – ГУП «Брянсккоммунпроект»). .  Советская районная администрация г.Брянска, Управление по охране и сохранению  историко-культурного наследия Брянской области, г. Брянск, ООО «Русский капитал,  ООО «ТИТ», ФИО1 ФИО2, ФИО3, ФИО4,  ФИО5, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской  администрации. 

 № 2а-5674/2019, мотивированное тем, что Советским районным судом г.Брянска  рассматривается дело № 2а-5674/2019 по иску ЗАО «Брянский горпромторг» к Брянской  городской администрации о признании противоречащими федеральному  законодательству, недействующими и не порождающими правовых последствий с  момента принятия Постановления Брянской городской администрации № 4301-п от  18.12.2015 «Об утверждении списков и очередей сноса аварийного и не пригодного для  постоянного проживания жилищного фонда города Брянска, подлежащего переселению»  в части признания МКД № 74 по ул. ФИО10 в г. Брянске аварийным и подлежащим  сносу и Постановление Брянской городской администрации № 2984-п от 26.09.2018 «Об  утверждении решения межведомственной комиссии Брянской городской администрации  по оценке не пригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного  проживания и о внесении изменения в Постановление Брянской городской администрации  от 18.12.2015 № 4301-п «Об утверждения списков и очередности сноса аварийного и не  пригодного для постоянного проживания жилищного фонда города Брянска, подлежащего  переселению в части признания МКД № 74 по ул. ФИО10 в г. Брянске аварийным и  подлежащим реконструкции (т.1 л.д. 138). 

Истец возражал против приостановления производства по делу.

Определением суда от 22.01.2020 суд отклонил заявленное ходатайство ответчика о  приостановлении производства по делу, в связи с тем, что 17.12.2019 было вынесено  решение Советского районного суда г.Брянска по делу № 2а-5674 (2019) (т.2л.д.149-150). 


[A2] Вместе с тем, 25.06.2020 апелляционным определением Брянского областного суда  вышеуказанное решение суда первой инстанции было отменено, дело направлено на  рассмотрение в Советский районный суд г.Брянска. 

В судебном заседании 10.09.2020 суд вынес на обсуждение сторон вопрос о  возможном приостановлении производства по делу, до вступления в законную силу  решения суда общей юрисдикции. 

Истец возражал.
Ответчик поддержал.
В судебном заседании 10.09.2020 объявлен перерыв до 15.09.2020.

После перерыва, объявленного в судебном заседании 10.09.2020, судебное заседание  продолжено 15.09.2020. 

Истец возражал против удовлетворения ходатайства о приостановлении  производства по делу. 

Ответчик в судебное заседание не явился.

Рассмотрев ходатайство ответчика, суд полагает необходимым приостановить  производство по настоящему делу в связи со следующим. 

Решением Советского районного суда г. Брянска от 17.12.2019 по делу № 2а-5674  (2019) исковые требования ЗАО «Брянский Горпромторг» к Брянской городской  администрации об оспаривании постановлений удовлетворены. Признаны не  соответствующими федеральному законодательству и нарушающими права, свободы и  законные интересы административного истца с момента его издания постановление  Брянской городской администрации № 4301-п от 18.12.2015 «Об утверждении списков и  очередности сноса аварийного и непригодного для постоянного проживания жилищного  фонда города Брянска, подлежащего переселению», в части признания МКД № 74 по ул.  ФИО10 в городе Брянске аварийным и подлежащим сносу. Признаны не  соответствующими федеральному законодательству и нарушающими права, свободы и  законные интересы административного истца с момента его издания постановление  Брянской городской администрации № 2984-п от 26.09.2018 года «Об утверждении  решения межведомственной комиссии Брянской городской администрации по оценке  непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания и о  внесении изменения в Постановление Брянской городской администрации от  18.12.2015 № 4301-п «Об утверждении списков и очередности сноса аварийного и  непригодного для постоянного проживания жилищного фонда города Брянска,  подлежащего переселению», в части признания МКД № 74 по ул. ФИО10 в городе  Брянске аварийным и подлежащим реконструкции. 


[A3] Апелляционным определением от 25.06.2020 по делу № 2а-5674/2019 решение  Советского районного суда г.Брянска от 17.12.2019 по административному исковому  заявлению ЗАО «Брянский Горпромторг» к Брянской городской администрации об  оспаривании постановлений отменено. Дело направлено для рассмотрения в Советский  районный суд г.Брянска. 

В настоящее время Советским районном судом г. Брянска рассматривается дело   № 2а-4167/20202 ( № 2а-5674/2019) по заявлению ЗАО «Брянский горпромторг» к Брянской  городской администрации о признании противоречащими федеральному  законодательству, недействующими и не порождающими правовых последствий с  момента принятия: Постановления Брянской городской администрации № 4301-п от  18.12.2015, «Об утверждении списков и очередности сноса аварийного и непригодного  для постоянного проживания жилищного фонда города Брянска, подлежащего  переселению» в части признания МКД № 74 по ул. ФИО10 в г. Брянске аварийным и  подлежащим сносу и Постановление Брянской городской администрации № 2984-п от 26  сентября 2018г. «Об утверждении решения межведомственной комиссии Брянской  городской администрации по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений  для постоянного проживания и о внесении изменения в постановление Брянской  городской администрации от 18.12.2015 № 4301-п «Об утверждении списков и  очередности сноса аварийного и непригодного для постоянного проживания жилищного  фонда города Брянска, подлежащего переселению» в части признания МКД № 74 по ул.  ФИО10 в г. Брянске аварийным и подлежащим реконструкции. 

В рамках настоящего спора рассматриваются требования ЗАО «Брянский  горпромторг» к Брянской городской администрации о возложении на нее обязанности  произвести комплексный капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного  по адресу: <...>. 

Частью 9 статьи 130 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд  при рассмотрении дела установит, что в производстве другого арбитражного суда  находится дело, требования по которому связаны по основаниям их возникновения и (или)  представленным доказательствам с требованиями, заявленными в рассматриваемом им  деле, и имеется риск принятия противоречащих друг другу судебных актов, арбитражный  суд может приостановить производство по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи  143 АПК РФ

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 АПК РФ арбитражный суд обязан  приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела  до разрешения другого дела, рассматриваемого арбитражным судом. 


[A4] По смыслу указанных норм права, обязанность арбитражного суда приостановить  производство по делу связана не с фактом наличия другого дела или вопроса,  рассматриваемого в порядке конституционного, гражданского, уголовного или  административного производства, а с невозможностью рассмотрения спора до принятия  решения по другому вопросу, то есть с наличием обстоятельств, в силу которых  невозможно принять решение по данному делу. 

Невозможность рассмотрения спора обусловлена тем, что существенные для дела  обстоятельства подлежат установлению при разрешении другого дела в суде. 

Данные процессуальные нормы направлены на устранение конкуренции между  судебными актами по делам с пересекающимся предметом доказывания. 

Как следует из материалов дела, многоквартирный дом № 74 по ул. ФИО10 в г.  Брянске является объектом культурного наследия регионального значения (обладающим  историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющее  особое значение для истории и культуры Брянской области), который включен в перечень  памятников архитектуры и градостроительства, представляющий историческую, научную,  художественную или иную культурную ценность. 

Этот дом первоначально на основании постановления администрации от 18.12.2015   № 4301-п был включен в «Список и очередность сноса аварийного и непригодного для  постоянного проживания жилищного фонда города Брянска, подлежащего переселению»,  однако, впоследствии постановлением администрации от 26.09.2018 № 2984-п исключен  из названного Списка и признан аварийным и подлежащим реконструкции в связи с  отнесением его к объектам культурного наследия. Постановления администрации от  18.12.2015 № 4301-п, от 26.09.2018 № 2984-п оспариваются ЗАО «Брянский  горпромторг», являющимся собственником отдельных помещений в указанном доме, в  Советском районном суде г. Брянска в рамках дела № 2а-4167/2020 ( № 2а-5674/2019). 

В обоснование своей позиции ЗАО «Брянский горпромторг» считает нарушенными  свои права собственника нежилого помещения в указанном МКД, поскольку  административным ответчиком собственникам предложено произвести реконструкцию  МКД за свой счет, что противоречит требованиям ст.45 Федерального закона «Об  объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской  Федерации». 

В настоящем деле рассматриваются исковые требования ЗАО «Брянский  горпромторг» к Брянской городской администрации о возложении на нее обязанности  произвести комплексный капитальный ремонт многоквартирного дома № 74 по ул.  ФИО10 в г. Брянске. 


[A5] Рассмотрение настоящего дела № А09-6732/2019 невозможно до разрешения  вышеуказанного дела  № 2а-4167/2020 ( № 2а-5674/2019) по следующим основаниям. 

Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ реконструкция объектов  капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение  параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей,  площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта  капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих  строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены  отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие  показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов; 

В соответствии с п. 14.2. ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ капитальный ремонт  объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и  (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства  или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций,  замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей  инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их  элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на  аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или)  восстановление указанных элементов; 

Таким образом, разница между капитальным ремонтом и реконструкцией зданий  состоит в объеме работ, их составе, целях, результатах. При ремонте характеристики  объекта не меняются: он предполагает замену либо восстановление строительных  конструкций, элементов инженерных сетей, коммуникаций до исходного состояния. При  реконструкции может измениться планировка, площадь, назначение здания,  характеристики инженерных систем, другие параметры. 

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах  культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»  (далее – Закон № 73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и  культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия) в  целях данного Закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты  археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними  территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного  искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры,  возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки  зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и 


[A6] техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся  свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о  зарождении и развитии культуры. 

Согласно пункту 5 статьи 16.1 Закона № 73-ФЗ объект, обладающий признаками  объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны  объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является  выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом  охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень  выявленных объектов культурного наследия. Выявленный объект культурного наследия  подлежит государственной охране в соответствии с данным Законом до принятия решения  о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр. 

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 5.1 Закона № 73-ФЗ на территории  памятника запрещается проведение работ, за исключением работ по сохранению объекта  культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению  историкоградостроительной или природной среды объекта культурного наследия.  Сохранение объекта культурного наследия – это меры, направленные на обеспечение  физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта  культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию,  приспособление объекта культурного наследия для современного использования и  включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и  производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению  объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих  работ (пункт 1 статьи 40 Закона № 73-ФЗ). 

Таким образом, учитывая, что в рамках дела № 2а-4167/2020 дается правовая оценка  законности постановления администрации от 26.09.2018 № 2984-п, на основании которого  спорный объект подлежит реконструкции за счет собственников, суд приходит к выводу о  наличии между настоящим делом и делом № 2а-4167/2020 ( № 2а-5674/2019) безусловной  взаимосвязи, не позволяющей рассмотреть настоящее дело до разрешения  вышеуказанного дела, в связи с чем суд приходит к выводу о необходимости  приостановления производства по делу. 

Соответственно, в целях исключения возможности конкуренции при принятии  противоречащих друг другу судебных актов, а также в целях создания правовой  определенности, суд считает необходимым приостановить производство по настоящему  делу до вступления в законную силу окончательного судебного акта по делу   № 2а-4167/2020. 


[A7] Руководствуясь п.1 ч.1 ст.143, ст.ст.184-186 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по делу № А09-6732/2019 приостановить до вступления в законную 

силу решения Советского районного суда города Брянска по делу № 2а-4167/2020.

Определение может быть обжаловано в течение месячного срока со дня принятия в 

Двадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Тула.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Брянской области.

Судья Ивашина Я.В.

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 15.05.2020 13:22:45

Кому выдана Ивашина Яна Владимировна