ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А09-6910/2022 от 14.09.2022 АС Брянской области

Арбитражный суд Брянской области

241050, г. Брянск, пер. Трудовой, д.6 сайт: www.bryansk.arbitr.ru

определение

о введении процедуры реструктуризации долгов гражданина

город Брянск Дело №А09-6910/2022

19 сентября 2022 года

Резолютивная часть определения оглашена 14.09.2022.

Арбитражный суд в составе судьи Матулова Б.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузминой Е.А.,

рассмотрев заявление ФИО1, г.Дятьково Брянской области,
ИНН <***>,

о признании несостоятельным должником (банкротом),

при участии:

от заявителя (должника): не явился, извещен;

от иных лиц: не явились, извещены.

установил:

ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: г.Дятьково Брянской обл., ИНН <***>, СНИЛС <***>; место жительства зарегистрировано по адресу: 242600, <...>, далее – ФИО1, должник, заявитель) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании его несостоятельным должником (банкротом).

ФИО1 также было заявлено об утверждении финансового управляющего из числа членов ассоциации «Дальневосточная межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих (680020, Хабаровский кр., <...>, далее – СРО, саморегулируемая организация).

Определением суда от 08.08.2022 заявление должника принято к производству, назначено судебное заседание по проверке обоснованности заявления.

К судебному заседанию в суд поступило ходатайство СРО об утверждении кандидатуры арбитражного управляющего в качестве финансового управляющего должника, документы о соответствии заявленной кандидатуры установленным требованиям, а также соответствующее согласие арбитражного управляющего.

Должник направил в адрес суда дополнительные документы.

Иные лица, извещенные судом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание также не явились, каких-либо ходатайств или возражений в суд не представили.

Суд счел возможным провести судебное заседание в отсутствие не явившихся представителей в порядке ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Мотивируя заявление должник указал на наличие на дату его подачи неисполненных обязательств, которые им не оспариваются. При этом, указанные обязательства не исполнены должником в течение трех месяцев
от даты, когда они должны быть исполнены.

В качестве доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства, заявитель представил соответствующие документы, подтверждающие наличие задолженности
в общей сумме 978 872, 96 руб. (л.д.44-62).

Пунктом 1 ст.213.1 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Федеральный закон от 26.10.2002
№127-ФЗ) предусмотрено, что отношения, связанные с банкротством граждан
и не урегулированные гл.X Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ, регулируются
гл.гл.I-VII, VIII, пар.7 гл.IX и пар.2 гл.XI Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ.

В соответствии с п.1 ст.213.3 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина банкротом обладают гражданин, конкурсный кредитор, уполномоченный орган.

Пунктом 2 ст.33, п.2 ст.213.3 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ установлено, что заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику-гражданину в совокупности составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В силу п.1 ст.213.4 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ гражданин обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем пятьсот тысяч рублей, не позднее тридцати рабочих дней со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом.

Согласно п.3 ст.213.6 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ для целей пар.1.1 гл.X Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ под неплатежеспособностью гражданина понимается его неспособность удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Если не доказано иное, гражданин предполагается неплатежеспособным при условии, что имеет место хотя бы одно из следующих обстоятельств:

- гражданин прекратил расчеты с кредиторами, то есть перестал исполнять денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил;

- более чем десять процентов совокупного размера денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, которые имеются у гражданина и срок исполнения которых наступил, не исполнены им в течение более чем одного месяца со дня, когда такие обязательства и (или) обязанность должны быть исполнены;

- размер задолженности гражданина превышает стоимость его имущества, в том числе права требования;

- наличие постановления об окончании исполнительного производства в связи с тем, что у гражданина отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание.

Если имеются достаточные основания полагать, что с учетом планируемых поступлений денежных средств, в том числе доходов от деятельности гражданина и погашения задолженности перед ним, гражданин в течение непродолжительного времени сможет исполнить в полном объеме денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил, гражданин не может быть признан неплатежеспособным.

Согласно представленной должником справке ФНС России (л.д.63)
по состоянию на 29.07.2022 ФИО1 не является индивидуальным предпринимателем.

Как следует из материалов дела, в настоящее время должник в браке не состоит (л.д.22), на иждивении имеет двух несовершеннолетних детей – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.23), ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.24).

В настоящее время должник осуществляет трудовую деятельность в ООО «Магистраль алко» на должности оператора штабелера (л.д.32-35). Как указал сам ФИО1 в заявлении его среднемесячная заработная плата составляет 47 827 руб.

В дело представлены справки о доходах физического лица ФИО1 за 2019-2022 (л.д.36-40).

В материалы дела представлена опись имущества должника, составленная
по форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.08.2015 №530 (л.д.28-29), согласно которой у заявителя не имеется на праве собственности движимого и недвижимого имущества.

Доказательства наличия у должника иного движимого или недвижимого имущества, транспортных средств в материалах дела отсутствуют.

По сведениям ФИО1 у него имеются счета, открытые в кредитной организации ПАО «Сбербанк России».

Согласно ст.213.2 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ при рассмотрении дела о банкротстве гражданина применяются процедуры реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение.

Применение той или иной процедуры (реструктуризация долгов или реализация имущества) возможно только при условии установления признаков банкротства, то есть признанной арбитражным судом неспособности должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам (ст.2 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ).

Согласно п.8 ст.213.26 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом, если гражданин не соответствует требованиям для утверждения плана реструктуризации долгов, установленным п.1 ст.213.13 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ арбитражный суд вправе на основании ходатайства гражданина вынести решение о признании его банкротом и введении процедуры реализации имущества гражданина.

При этом введение в отношении гражданина процедуры реализации имущества является правом суда, обращение должника с соответствующим ходатайством не влечет его безусловного удовлетворения.

В ст.2 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ определено,
что под реструктуризацией долгов гражданина понимается реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления
его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии
с планом реструктуризации долгов; под реализацией имущества гражданина
- реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

В силу п.1 ст.213.6 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом арбитражный суд выносит одно из следующих определений:

- о признании обоснованным заявления и введении реструктуризации долгов гражданина;

- о признании необоснованным заявления и об оставлении его без рассмотрения;

- о признании необоснованным заявления и прекращении производства
по делу о банкротстве гражданина.

Введенная в законодательство процедура реструктуризации долгов позволяет учесть интересы, как должника, так и его кредиторов. При составлении плана кредиторы рассчитывают на будущие доходы неплатежеспособного должника, которыми
он способен рассчитаться с ними, при этом снимаются все ранее наложенные
на имущество аресты.

По результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом, если гражданин не соответствует требованиям для утверждения плана реструктуризации долгов, установленным в п.1 ст.213.13 Федерального закона
от 26.10.2002 №127-ФЗ, арбитражный суд вправе на основании ходатайства гражданина вынести решение о признании его банкротом и введении процедуры реализации имущества гражданина (п.8 ст.213.6 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ).

Погашение требований кредиторов осуществляется в соответствии с планом реструктуризации долгов, который разрабатывается и утверждается в порядке, предусмотренном ст.213.12 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ.

Согласно п.1 ст.213.13 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ план реструктуризации долгов гражданина может быть представлен в отношении задолженности гражданина, соответствующего следующим требованиям:

гражданин имеет источник дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов;

гражданин не имеет неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики и до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом истек срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство;

гражданин не признавался банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов;

план реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности не утверждался в течение восьми лет, предшествующих представлению этого плана.

План реструктуризации может предусматривать снижение бремени обязательств для добросовестного должника с соблюдением баланса прав и законных интересов должника и кредиторов, заинтересованных, по общему правилу, в получении причитающегося с него, а не в списании долгов (признании их погашенными вследствие завершения процедур банкротства).

На стадии реструктуризации долгов, должник, чья добросовестность предполагается, вправе и обязан принять меры к поиску вариантов погашения своих долгов доступными в сложившейся ситуации способами, достичь с кредиторами соглашения о балансе взаимных интересов.

Пункт 8 ст.213.6 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ позволяет ввести процедуру реализации имущества, минуя процедуру реструктуризации долгов,
лишь в случае, если гражданин не имеет источников дохода, и только с его согласия, либо, при отсутствии ходатайства, в отношении этого должника процедура реализации имущества может быть введена лишь в исключительных случаях.

Аналогичный правовой подход изложен в определениях ВС РФ от 22.02.2017 №310-ЭС16-20850 по делу №А08-9325/2015, от 09.01.2018 №310-ЭС17-15386, постановлениях АС Центрального округа от 25.05.2017 по делу №А68-3364/2016,
от 29.01.2020 по делу №А64-3752/2019.

Таким образом, положения Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ предусматривают, что дело о банкротстве гражданина должно начинаться
с восстановительной процедуры, в частности, процедуры реструктуризации долгов гражданина (п.1 ст.213.6 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ), при этом право заявлять ходатайство о введении процедуры реализации имущества гражданина на стадии рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом предоставлено только должнику с учетом его имущественного положения.

Тем самым, Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ устанавливает презумпцию введения процедуры реструктуризации долгов.

На стадии проверки обоснованности заявления о признании банкротом преждевременно делать вывод о невозможности удовлетворения требований кредиторов должника путем реструктуризации долгов, исходя из размера требований кредиторов
и срока реализации плана реструктуризации долгов.

Из заявления должника и представленных к нему документов следует,
что в настоящее время должник осуществляет трудовую деятельность в ООО «Магистраль алко». Согласно представленным справкам о доходах физического лица за 2019-2022, годовой доход должника в 2019 составил 610 872, 09 руб., в 2020 –
629 812, 10 руб., в 2021 – 664 071, 07 руб., в 2022- 274 868 руб.

Кроме того, ФИО1 является трудоспособным, имеет постоянное место работы, нашел возможность внести на депозит суда фиксированную сумму вознаграждения финансового управляющего в размере 25 000 руб. за проведение процедуры банкротства.

Таким образом, надлежащего документального подтверждения того,
что ФИО1 не соответствует требованиям для утверждения плана реструктуризации долгов, установленным п.1 ст.213.13 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ, в материалы дела не представлено.

В материалы дела также не представлены доказательства, свидетельствующие
о неисполнимости в будущем (на протяжении трех лет) плана реструктуризации долгов, ввиду отсутствия полных и достоверных сведений об имуществе должника, в связи с чем, суду невозможно провести полноценный анализ финансового состояния ФИО1 и прийти к выводу о невозможности восстановления его платежеспособности.

Вместе с тем, невозможность представления плана реструктуризации долгов либо нецелесообразность (невозможность) его утверждения должна быть установлена в ходе процедуры реструктуризации с учетом мнения финансового управляющего, конкурсных кредиторов и должника.

Указанный вывод также подтверждается судебной практикой, в том числе постановлениями АС Центрального округа от 23.08.2017 по делу №А14-2843/2016,
от 16.03.2022 по делу №А14-3181/2021.

Существо процедуры реструктуризации долгов заключается в том, чтобы аккумулировать все имущество должника (принять меры по розыску имущества,
по формированию конкурсной массы) с целью наиболее полного удовлетворения требований кредиторов в соответствии с планом реструктуризации долгов. В рамках данной процедуры финансовый управляющий принимает меры по формированию конкурсной массы должника-гражданина, обращается в суды с заявлениями об оспаривании сделок должника, направляет запросы в регистрирующие органы, негосударственные фонды, работодателю гражданина с целью установления имущества, принадлежащего должнику, определения размера ежемесячного дохода от трудовой
и (или) предпринимательской, иной деятельности.

Само обстоятельство отсутствия у должника денежных средств, необходимых
для погашения образовавшейся задолженности, может быть достоверно установлено
в ходе процедуры реструктуризации долгов.

Размер дохода должника не является безусловным основанием для введения процедуры реализации имущества, минуя процедуру реструктуризации долгов.

Указанный вывод отражен в постановлениях АС Центрального округа
от 16.03.2022 по делу №А14-3181/2021, от 29.12.2021 по делу №А35-9749/2020.

Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ не устанавливает минимального размера дохода, при котором не может быть представлен план реструктуризации долгов гражданина, вводит требование о наличии любого дохода, принимая во внимание,
что в результате работы арбитражного управляющего возможно обнаружение дополнительных источников дохода, а также имущества должника, которое
он мог скрыть.

Доказательств того, что введение реструктуризации не позволит осуществить цели процедуры банкротства, в материалы дела не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что введение в отношении должника процедуры реализации имущества преждевременно, в связи с чем, ходатайство
ФИО1 в этой части подлежит отклонению.

При этом, поскольку ФИО1 отвечает требованиям, предусмотренным
п.1 ст.213.13 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ, то в отношении должника разумным и целесообразным является открытие процедуры реструктуризации долгов гражданина.

Необходимо отметить, что суд исходит из того, что в силу положений
ст.213.24 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ процедура реструктуризации долгов гражданина может быть прекращена практически в любое время, поскольку реализация имущества вводится судом как в случае не представления плана реструктуризации, так и в случае отмены арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина, в связи с чем должник либо финансовый управляющий не лишены права обратиться в суд с мотивированным ходатайством о прекращении процедуры реструктуризации долгов гражданина и открытии в отношении него процедуры реализации имущества.

В соответствии с п.1 ст.213.9 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ участие финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина является обязательным.

Арбитражный суд утверждает финансового управляющего в порядке, установленном ст.45 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ с учетом положений ст.213.4 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ.

Финансовый управляющий, утверждаемый арбитражным судом в деле
о банкротстве гражданина, должен соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ к арбитражному управляющему в целях утверждения его в деле о банкротстве гражданина (п.2 ст.213.9 Федерального закона
от 26.10.2002 №127-ФЗ).

В силу ст.45 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ, по результатам рассмотрения представленной СРО информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным п.п.2-4 ст.20, ст.20.2 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ, арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, соответствующего таким требованиям.

Согласно информации, предоставленной СРО, ФИО4 (далее – финансовый управляющий) соответствует вышеуказанным требованиям Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ, поэтому может быть утверждена в качестве финансового управляющего должника.

Пунктом 3 ст.20.6 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ предусмотрено,
что вознаграждение, выплачиваемое арбитражному управляющему в деле о банкротстве, состоит из фиксированной суммы и суммы процентов.

Размер фиксированной суммы такого вознаграждения для финансового управляющего составляет двадцать пять тысяч рублей единовременно за проведение процедуры, применяемой в деле о банкротстве.

Заявителем на депозит арбитражного суда внесены денежные средства в указанном размере, что подтверждается платежным поручением от 13.09.2022 №7043.

Сумма процентов по вознаграждению финансового управляющего, в случае введения процедуры реализации имущества гражданина, составляет семь процентов размера выручки от реализации имущества гражданина и денежных средств, поступивших в результате взыскания дебиторской задолженности, а также в результате применения последствий недействительности сделок. Данные проценты уплачиваются финансовому управляющему после завершения расчетов с кредиторами (п.17 ст.20.6 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ).

В соответствии с п.п.1, 3 ст.59 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ
в случае, если иное не предусмотрено указанным федеральным законом или соглашением с кредиторами, все судебные расходы, в том числе расходы на уплату государственной пошлины, которая была отсрочена или рассрочена, расходы на включение сведений, предусмотренных Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ, в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее – ЕФРСБ); опубликование таких сведений
в порядке, установленном ст.28 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ; расходы
на выплату вознаграждения арбитражным управляющим в деле о банкротстве и оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения исполнения своей деятельности, относятся на имущество должника и возмещаются за счет
этого имущества вне очереди.

Руководствуясь ст.ст.213.6, 213.11 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ, ст.ст.184-186, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Заявление ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: г.Дятьково Брянской обл., ИНН <***>, СНИЛС <***>; место жительства зарегистрировано по адресу: 242600, <...>, о признании несостоятельным должником (банкротом) признать обоснованным, ввести в отношении должника процедуру реструктуризации долгов гражданина на срок до даты проведения судебного заседания по рассмотрению отчета финансового управляющего.

Утвердить финансовым управляющим должника ФИО4
(ИНН <***>; регистрационный номер 20954; адрес для корреспонденции: 295022, респ.Крым, г.Симферополь, з-д.Новосергеевский, д.3А, тел.+7(978)038-13-05), являющимся членом ассоциации «Дальневосточная межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих (680020, Хабаровский кр., <...>), установив вознаграждение в размере 25 000 руб. единовременно.

Назначить судебное заседание по рассмотрению отчета финансового управляющего на 10.01.2023 в 09 час. 40 мин. Заседание состоится в здании Арбитражного суда Брянской области по адресу: <...>, каб.№403 (4 этаж).

С даты вынесения судом настоящего определения наступают последствия, установленные п.9 ст.213.9, ст.213.11 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ.

В ходе реструктуризации долгов, гражданин, кредитор или уполномоченный орган не позднее десяти дней от даты истечения срока, предусмотренного п.2 ст.213.8 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ, вправе направить финансовому управляющему, конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган проект плана реструктуризации долгов гражданина.

Проект плана реструктуризации долгов гражданина представляется в соответствии с положениями ст.ст.213.12 – 213.17 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ.

Обязать финансового управляющего представить арбитражному суду сведения
о публикации сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве и в газете «Коммерсантъ» в порядке, установленном
ст.213.7 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ.

Финансовому управляющему принять меры к надлежащему уведомлению лиц, участвующих в деле и в процессе о банкротстве, о времени и месте судебного заседания, доказательства надлежащего уведомления представить арбитражному суду.

Определение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня вынесения
в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Тула.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Брянской области.

Обжалование настоящего определения не приостанавливает его исполнение.

В соответствии с абз.1 ч.1 ст.186 АПК РФ определение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии определения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении
или вручены им под расписку (абз.2 ч.1 ст.186 АПК РФ).

Судья Матулов Б.Н.