ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А10-1486/08 от 10.07.2008 АС Республики Бурятия

Арбитражный суд Республики Бурятия

670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая 52

Именем Российской Федерации

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                                   Дело № А10-1486/08

“10" июля 2008 г.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе: председательствующего Устиновой Н.В.,

судей Дружининой О.Н., Пунцуковой А.Т.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пятницкой Е.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Распределительные сети»

к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия

о признании недействительным приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия № 1/10 от 20.12.07 «О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 30.01.07 № 1/45 № «О тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «Распределительные сети» 

при участии

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности №136 от 19.05.08 (пост.);

от ответчика: ФИО2, представитель по доверенности от 28.12.07;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Распределительные сети» обратилось  в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Республиканской службе по тарифам (далее – РСТ по РБ) о признании недействительным приказа № 1/10 от 20.12.07.

Заявитель в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил требования, просит признать приказ Республиканской службы по тарифам № 1/10 от 20.11.07 недействующим.

В обоснование требований заявитель сослался на следующее.

Оспариваемый приказ РСТ по РБ не соответствует части 2 статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», абзацу 1 пункта 5 Правил государственного регулирования и изменения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 109 от 26.02.04.

Согласно данным нормам предусмотрено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее чем год, тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года. Однако, изложив в новой редакции приложения к приказу РСТ по РБ от 30.01.07 № 1/45, служба установила для заявителя новые тарифы (размер платы) за услуги по передаче электрической энергии. Таким образом, соответствующие уменьшенные тарифы, в нарушение вышеуказанных норм, введены в действие не с начала очередного года (с 1 февраля 2007г.) и на срок менее одного года (до 31.12.07).

Оспариваемый приказ нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, так как в связи с введением в действие с 1 февраля новых уменьшенных в размере тарифов стоимость оказываемых заявителем услуг по передаче электроэнергии уменьшилась, соответственно уменьшилась валовая выручка заявителя, а затраты остались на прежнем уровне.

В уточнениях и дополнениях к заявлению общество также сослалось на невозможность прекращения производства по делу, поскольку Определением Конституционного суда РФ от 12.07.06 № 182-О предусмотрено, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случаях, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законом и иными нормативными правовыми актами.

В пункте 3 приказа РСТ по РБ № 1/31 от 28.12.07 о тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «Распределительные сети» на 2008г. предусмотрено считать утратившим силу с 1 января 2008г.  приказ от 20.12.07 № 1/10.

Факт нарушения оспариваемым приказом прав и законных интересов обществ подтверждается представленными расчетами, из которых следует, что незаконное уменьшение величины тарифа на услуги по передаче электроэнергии по сетям общества по уровням напряжения СН-2 и НН повлекло уменьшение стоимости оказываемых заявителем услуг по передаче электроэнергии на сумму 913 558 руб. 67 коп. только за период с 20.12.07 по 31.12.07.

Ответчик требования не признал, сослался на следующее.

Приказом РСТ по РБ от 20.12.07 № 1/10 изменение тарифов введено со дня подписания приказа, т.е. с 20.12.07, а не с 01.02.07 как ошибочно считает заявитель.

Согласно п. 6 «Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.04 № 109 (далее – Правила) тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года.

Действие настоящего пункта не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также на решения регулирующих органов об установлении тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов.

ООО «Распределительные сети» являлось организацией, в отношении которой до 1 февраля 2007г. государственное регулирование тарифов не осуществлялось.

Срок действия приказа РСТ РБ «О тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «Распределительные сети» истек 31.12.2007 года.

В соответствии с п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 13.08.2004г. № 80, если до вынесения арбитражным судом решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта этот акт в установленном порядке отменен или действие его прекратилось, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора в данном случае перестал существовать.

В соответствии с определением Конституционного суда РФ от 12.07.2006г. № 182-О суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в следующих случаях:

а) когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу;

б) когда срок действия этого нормативного акта истек после подачи в суд соответствующего заявления.

Решения о признании утратившим силу обжалуемого приказа РСТ РБ не принимала, срок действия данного нормативного правового акта истек до подачи в суд заявления ООО «Распределительные сети».

Приказ РСТ РБ от 28.12.2007г. № 1/31 «О тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «Распределительные сети» (опубликованный в официальном вестнике газета «Бурятия», № 14, 29.01.2008г.), на который ссылается истец, не содержит пункта 3 и каких-либо положений о признании утратившим силу решений РСТ РБ.

Таким образом, так как предмет спора в данном случае перестал существовать до подачи в суд соответствующего заявления, в соответствии со ст. 150 АПК РФ дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Кроме того, ООО «Распределительные сети» представило в РСТ РБ материалы по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2009 год. Исходя из отчета о прибылях и убытках общества за 2007 год, представленном в числе указанных материалов, чистая прибыль общества за период 2007 года составила 580 тыс. рублей.

В соответствии с п. 10 «Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004г. № 109, если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования.

В соответствии с «Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004г. № 20-э/2, ООО «Распределительные сети» представило в РСТ РБ смету расходов на электрическую энергию на 2009 год (Таблица № П1.15) в которой отражено, что недополученный по независящим причинам доход в предыдущем периоде регулирования, т.е. в 2007 году, отсутствует.

Таким образом, общество считает, что своим решением РСТ РБ не нарушило права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Дело рассматривается в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса.

Материалами дела установлено следующее.

РСТ по РБ 30.01.07 был издан приказ № 1/45 «О тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «Распределительные сети». Приказом установлены тарифы согласно приложению №1. Пунктом 2 приказа определено, что тарифы действуют с 01.02.07.

Приказом от 20.12.07 № 1/10 внесены изменения в приказ РСТ по РБ от 30.01.07 № 1/45, согласно которому дополнен пункт 2 приказа 1/45 словами «по 31 декабря 2007».

Пунктом 1.2 приказа 1/10 предусмотрено приложение к приказу РСТ по РБ от 30.01.07 № 1/45 изложить в новой редакции, согласно приложению.

Пунктом 3 приказа № 1/10 от 20.12.07 предусмотрено, что настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.

Общество с указанным приказом не согласилось и обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании его недействующим.

В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской федерации.

В соответствии с п. 6 «Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004г. № 109 тарифы и (или) их предельных уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года.

Действие настоящего пункта не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также на решения регулирующих органов об установлении тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов.

ООО «Распределительные сети» являлась организацией, в отношении которой до 1 февраля 2007 года государственное регулирование тарифов не осуществлялось.

Следовательно, на ООО «Распределительные сети» не распространяются ограничения, предусмотренные данными законом и постановлением Правительства РФ.

Срок действия приказа РСТ по РБ «О тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «Распределительные сети» истек 31.12.07.

Согласно п. 6 Информационного письма Президиума Вас РФ от 13.08.2004г. № 80 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» если до вынесения арбитражным судом решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта этот акт в установленном порядке отменен или действие его прекратилось, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора в данном случае перестал существовать. Поэтому производство по делу об оспаривании такого акта подлежит прекращению (пункт 1 части 1 статьи 150 Кодекса).

Определением Конституционного суда РФ от 12.07.2006г. № 182-О установлено, что Положения пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ во взаимосвязи со статьей 192 и частью 5 статьи 195 данного Кодекса – по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитражного процессуального регулирования – предполагает, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.

Ответчик решение о признании утратившим силу обжалуемого приказа РСТ по РБ не принимал, срок действия данного нормативного правового акта истек до подачи в суд заявления ООО «Распределительные сети».

Представленная заявителем к материалам дела не заверенная надлежащим образом ксерокопия приказа № 1/31 от 28.12.07 «О тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «Распределительные сети», в котором содержится пункт 3 не может являться доказательством вынесения Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия решения о признании утратившим силу приказа № 1/10.

Заявитель пояснил, что подлинника документа, с которого снята эта ксерокопия, не имеется. Каким образом этот документ появился на предприятии, когда и кем был получен, заявитель пояснить не смог.

Ответчиком представлен суду для обозрения подлинник приказа № 1/31 от 28.12.07, из которого не усматривается наличия в приказе пункта 3.

Судом приобщена к материалам дела представленная ответчиком надлежаще заверенная копия данного приказа, в котором отсутствует пункт 3.

Более того, в официальном издании – газете «Бурятия» № 246 от 29.01.08 опубликован текст приказа № 1/31, не содержащий пункта 3.

Таким образом, довод заявителя о том, что нормативный акт решением принявшего его органа был признан утратившим силу судом не принимается, поскольку не соответствует действительности и противоречит имеющимся в деле доказательствам.

Судом в процессе рассмотрения дела проверен довод заявителя о нарушении оспариваемым нормативным правовым актом его прав и законных интересов.

Заявитель представил расчет уменьшения стоимости оказываемых услуг по передаче электроэнергии за счет незаконного, по мнению ответчика, уменьшения тарифа, в сумме 913558 руб. за период с 20.12.07 по 31.12.07. Указанный расчет не является доказательством нарушения прав и законных интересов заявителя.

Так, ООО «Распределительные сети» представило в РСТ по РБ материалы по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2009 год. Исходя из отчета о прибылях и убытках за 2007 год организации, представленном в числе указанных материалов, чистая прибыль организации за период 2007 года составила 580 тыс. рублей.

В соответствии с п. 10 «Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004г. № 109, если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования.

В соответствии с «Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004г. № 20-э/2, ООО «Распределительные сети» представило в РСТ РБ смету расходов на электрическую энергию на 2009 год (Таблица № П1.15) в которой отражено, что недополученный по независящим причинам доход в предыдущем периоде регулирования, т.е. в 2007 году, отсутствует.          

Таким образом, права и законные интересы заявителя не нарушены.

На основании изложенного, производство по делу подлежит прекращению.

Руководствуясь частью 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ :

Производство по делу прекратить.

Определение может быть обжаловано в месячный срок с момента вынесения в Четвертый арбитражный апелляционный суд.

Председательствующий                                                                  Н.В. Устинова

Судьи                                                                                                  О.Н. Дружинина

    А.Т. Пунцукова