АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании
г. Улан-Удэ | |
19 июня 2014 года | Дело №А10-1933/2014 |
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Пунцуковой А.Т., при ведении протокола секретарем судебного заседания Виневич Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СТАМстрой» к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия о признании недействительным решения от 12.12.2013 № 08-2/5,
при участии в заседании:
заявителя: Ташланова Владислава Анатольевича - представителя по доверенности от 22.11.2013 № 58,
ответчика: Дальхеева Аркадия Петровича - представителя по доверенности от 26.05.2014 № 04-17/1/41, Нехуровой Виктории Геннадьевны - представителя по доверенности от 10.10.2013 № 04-17/1/34,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «СТАМстрой» (далее - ООО «СТАМстрой») обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия (далее – налоговый орган, Управление) о признании недействительным решения от 12.12.2013 № 08-2/5.
Представители налогового органа, сославшись на пункт 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», заявили ходатайство о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании. В обоснование ходатайства указали, что по настоящему делу подлежат исследованию представляемые налоговым органом такие доказательства, как протоколы допросов свидетелей с внесенными персональными данными, выписки с расчетных счетов контрагентов, первичные документы налогоплательщика и его контрагентов.
Кроме того, указали, что дело о наличии признаков налогового правонарушения ООО «СТАМстрой» при строительстве крупных объектов города Улан-Удэ получило огромный резонанс в средствах массовой информации. В настоящее время окончено предварительное следствие с предъявлением обвинительного заключения, обвиняемым предоставлено право на ознакомление с материалами дела. Материалы повторной выездной налоговой проверки содержат в том числе данные («прослушка», протоколы допросов, заключения эксперта), предоставленные Следственным Управлением Следственного комитета России по Республике Бурятия, которые не подлежат разглашению.
Представитель заявителя возражал против заявленного ходатайства. Указал, что документы из уголовного дела не содержат следственную тайну. С материалами дела может ознакомиться представитель заявителя только по доверенности Общества.
Рассмотрев ходатайство налогового органа, арбитражный суд считает его подлежащим удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации разбирательство дела в закрытом судебном заседании допускается в случаях, если открытое разбирательство дела может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.
Условия отнесения информации к сведениям, которые составляют коммерческую, служебную и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение устанавливаются федеральными законами (пункт 4 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Согласно части 1, 2 статьи 9 Федерального закона 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика;
об идентификационном номере налогоплательщика;
о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);
предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности;
предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на соблюдение и сохранение налоговой тайны.
При этом на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 32, пункта 2 статьи 102 НК РФ сотрудники налоговых органов не вправе разглашать налоговую тайну, т.е. каким-либо образом сообщать третьим лицам, и (или) использовать, за исключением случаев, которые прямо предусмотрены в законодательстве.
Согласно части 2 статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации, сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и
корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
В соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, федеральному органу исполнительной власти в области финансовых рынков, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Таким образом, к информации, составляющей банковскую тайну, относятся сведения об операциях, о счетах и вкладах клиентов и корреспондентов, а также сведения о клиенте.
Согласно статьям 3 и 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным (то есть любой информации, относящейся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация), должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В части 2 статьи 7 названного Закона определено, что обеспечения конфиденциальности персональных данных не требуется: в случае обезличивания персональных данных; в отношении общедоступных персональных данных.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что материалы дела содержат
значительное количество протоколов допросов физических лиц с указанием их персональных данных (фамилии, имена, отчества, место жительства, место работы, телефоны и др.), и у суда не имеется сведений о том, что данные физические лица давали согласие на распространение персональных данных о них;
выписки с расчетных счетов, иные банковские документы контрагентов ООО «СТАМстрой», где содержатся сведения о расчетных счетах данных контрагентов, об операциях по ним;
и иные документы бухгалтерского учета контрагентов, суд приходит к выводу, что ходатайство Управления в данном конкретном случае следует удовлетворить, рассмотреть настоящее дело в закрытом судебном заседании, предупредить лиц, участвующих в деле, об ответственности, установленной федеральным законом, за разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну.
Руководствуясь статьями 11, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Ходатайство Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия удовлетворить.
2. Рассмотреть дело № А10-1933/2014 в закрытом судебном заседании.
3. Предупредить представителя ООО «СТАМстрой» Ташланова Владислава Анатольевича, представителей Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия Дальхеева Аркадия Петровича, Нехурову Викторию Геннадьевну об ответственности, установленной федеральном законом, за разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну.
Судья | А.Т.Пунцукова |
2
3
4
5