ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А10-2106/13 от 16.10.2013 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании

г. Улан-Удэ

16 октября 2013 года

Дело №А10-2106/2013

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Пунцуковой А.Т., при ведении протокола судебного заседания секретарем Борголовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СТАМстрой» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Бурятия о признании недействительным решения от 28.12.2012 № 14-72 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,

при участии в заседании:

заявителя: Душкина Дмитрия Вячеславовича – представителя по доверенности от 09.11.2012 № 13, Ташланова Владислава Анатольевича – представителя по доверенности от 22.04.2013 № 17,

ответчика: Ивановой Татьяны Сыреновны – представителя по доверенности от 07.02.2013 № 7, Скворцовой Людмилы Михайловны – представителя по доверенности от 07.05.2013 № 16, Нехуровой Виктории Геннадьевны – представителя по доверенности от 17.09.2013 № 31,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «СТАМстрой» (далее - ООО «СТАМстрой», Общество) обратилось в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Бурятия (далее – налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 28.12.2012 № 14-72 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Представители налогового органа, сославшись на п.1 ст.102 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных", Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», заявили ходатайство о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании. В обоснование ходатайства указали, что по настоящему делу подлежат исследованию представляемые налоговым органом такие доказательства, как протоколы допросов свидетелей, выписки с


расчетных счетов контрагентов, первичные документы налогоплательщика и его контрагентов.

Представители заявителя возражали против заявленного ходатайства. Указали, что документы из уголовного дела не содержат следственную тайну. С материалами дела может ознакомиться представитель заявителя только по доверенности Общества. Заявитель не возражает, если документы, составляющие налоговую тайну Общества, будут доступны для иных лиц.

Рассмотрев ходатайство налогового органа, арбитражный суд считает его подлежащим удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации разбирательство дела в закрытом судебном заседании допускается в случаях, если открытое разбирательство дела может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.

Условия отнесения информации к сведениям, которые составляют коммерческую, служебную и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение устанавливаются федеральными законами (п.4 ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Согласно части 1, 2 статьи 9 Федерального закона 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

В соответствии с п.1 ст.102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика;

об идентификационном номере налогоплательщика;


о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);

предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности;

предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Согласно пп.13 п.1 ст.21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на соблюдение и сохранение налоговой тайны.

При этом на основании пп.8 п.1 ст.32, п.2 ст.102 НК РФ сотрудники налоговых органов не вправе разглашать налоговую тайну, т.е. каким-либо образом сообщать третьим лицам, и (или) использовать, за исключением случаев, которые прямо предусмотрены в законодательстве.

Согласно части 2 статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации, сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

В соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" справки по операциям и счетам юридических лиц и


граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, федеральному органу исполнительной власти в области финансовых рынков, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Таким образом, к информации, составляющей банковскую тайну, относятся сведения об операциях, о счетах и вкладах клиентов и корреспондентов, а также сведения о клиенте.

Согласно статьям 3 и 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным (то есть любой информации, относящейся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация), должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В части 2 статьи 7 названного Закона определено, что обеспечения конфиденциальности персональных данных не требуется: в случае обезличивания персональных данных; в отношении общедоступных персональных данных.

Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что материалы дела содержат

значительное количество протоколов допросов физических лиц с указанием их персональных данных (фамилии, имена, отчества, место жительства, место работы, телефоны и др.) (тома 7 и 8), и у суда не имеется сведений о том, что данные физические лица давали согласие на распространение персональных данных о них;

выписки с расчетных счетов, договоры банковских счетов, соглашения об обслуживании банковских счетов, иные банковские документы контрагентов ООО «СТАМстрой», где содержатся сведения о расчетных счетах данных контрагентов, об операциях по ним;

и иные документы бухгалтерского учета контрагентов, суд приходит к выводу, что ходатайство Инспекции в данном конкретном случае следует удовлетворить, рассмотреть настоящее дело в закрытом судебном заседании, предупредить лиц, участвующих в деле, об


ответственности, установленной федеральным законом, за разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну.

Руководствуясь статьями 11, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Ходатайство Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Бурятия удовлетворить.

2. Рассмотреть дело № А10-2106/2013 в закрытом судебном заседании.

3. Предупредить представителей ООО «СТАМстрой» Ташланова Владислава Анатольевича, Душкина Дмитрия Вячеславовича, представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Бурятия Нехурову Викторию Геннадьевну, Иванову Татьяну Сыреновну, Скворцову Людмилу Михайловну, об ответственности, установленной федеральном законом, за разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну.

Судья

А.Т.Пунцукова



2

3

4

5