АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу
г. Улан-Удэ
06 июля 2017 года Дело № А10-2268/2017
Резолютивная часть определения оглашена 03 июля 2017 года
Определение изготовлено в полном объеме 06 июля 2017 года
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Путинцевой Н.Г., рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по иску Главного государственного инспектора труда по правовым вопросам в Республике Бурятия ФИО1
к муниципальному автономному учреждению «Административно-хозяйственный отдел Управления образования» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о ликвидации юридического лица,
при участии в заседании:
от истца: ФИО1 – главный государственный инспектор труда, предъявлено удостоверение Серии ТО-И №1015;
от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности от 30.06.2017,
установил:
Главный государственный инспектор труда по правовым вопросам в Республике Бурятия ФИО1 обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к муниципальному автономному учреждению «Административно-хозяйственный отдел Управления образования» о ликвидации муниципального автономного учреждения «Административно-хозяйственный отдел Управления образования» Джидинского района.
Определением от 07.06.2017 исковое заявление принято, возбуждено производство по делу.
Истец в предварительном судебном заседании исковые требования поддержал, дав пояснения по обстоятельствам дела так, как они изложены в исковом заявлении.
Представитель ответчика в предварительном судебном заседании указал, что спор неподведомственен арбитражному суду.
Рассмотрев исковое заявление, суд считает, что производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, так как не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Как следует из искового заявления, иск заявлен о ликвидации муниципального автономного учреждения «Административно-хозяйственный отдел Управления образования» Джидинского района в связи с нарушениями требований охраны труда, носящих длительный и систематический характер и влекущих за собой возникновение реальной угрозы жизни и здоровью большого количества работников.
Суд считает, что рассматриваемый спор возник в сфере трудовых правоотношений.
В соответствии с п.3 ч.3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.
Особенности производства по таким административным делам определены в главе 27 КАС Российской Федерации.
В п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» разъяснено, что дела по административным исковым заявлениям о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, рассматриваются судами общей юрисдикции и Верховным Судом Российской Федерации в порядке главы 27 Кодекса с учетом правил подсудности, установленных статьей 19, пунктом 5 статьи 20, пунктом 5 статьи 21 КАС РФ (пункт 1 части 3 статьи 1, часть 2 статьи 262 КАС РФ).
Как установлено п.1 ст. 27 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 27 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Как установлено ст. 28 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 225.1 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают корпоративные споры, в том числе споры, связанные с созданием юридического лица, реорганизацией и ликвидацией юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющегося коммерческой организацией, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, арбитражному суду подведомственны споры, связанные с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице только тех некоммерческих организаций, которые объединяют коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, либо имеют статус саморегулируемой организации.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона № 174-ФЗ автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Ответчик муниципальное автономное учреждение «Административно-хозяйственный отдел Управления образования» не подпадает под критерии некоммерческих организаций, установленных частью 1 статьи 225.1 Кодекса.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации не относит к подведомственности арбитражного суда дела по спорам, связанным с ликвидацией некоммерческой организации.
Исковое заявление главного государственного инспектора труда по правовым вопросам в Республике Бурятия о ликвидации муниципального автономного учреждения связано с несоблюдением последним требований трудового законодательства, вытекающих из трудовых, а не корпоративных отношений, подано в интересах работников в целях безопасности их жизни и здоровья.
Спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, если дело ему неподведомственно.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по делу № А10-2268/2017 по иску Главного государственного инспектора труда по правовым вопросам в Республике Бурятия ФИО1 к муниципальному автономному учреждению «Административно-хозяйственный отдел Управления образования» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о ликвидации юридического лица прекратить.
Определение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.
Судья Н.Г. Путинцева