ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А10-2558/16 от 08.09.2016 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ 

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о замене обеспечительных мер

г. Улан-Удэ  08 сентября 2016 года Дело № А10-2558/2016 

Резолютивная часть определения объявлена 07 сентября 2016 года.  Полный текст определения изготовлен 08 сентября 2016 года. 

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Хатуновой А. И. при ведении  протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Кислицыной С.А., рассмотрев в  открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью  «Ассоциация охотничьих хозяйств Республики Бурятия +» об отмене обеспечительных мер,  принятых по делу № А10-2558/2016, 

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора  Российская Федерация в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской  Федерации, Республиканское агентство по государственным закупкам, 

при участии в заседании представителей:

прокурора Болотовой Лидии Данзановны (удостоверение ТО № 218392), ФИО1 (удостоверение ТО № 180106), 

ответчика - Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования  объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере  природопользования: ФИО2 по доверенности от 29 января 2016  года, 

ответчика - общества с ограниченной ответственностью «Ассоциация охотничьих хозяйств  Республики Бурятия +»: ФИО3 представителя по доверенности от  18.07.2016, 

от третьего лица – Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и  экологии Российской Федерации: не явился, извещен надлежаще, 

от третьего лица – Республиканского агентства по государственным закупкам: не явился,  извещен надлежаще, 

установил:


Заместитель прокурора Республики Бурятия в интересах Российской Федерации  обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с исковым заявлением к  Республиканской службе по охране, контролю и регулированию использования объектов  животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере  природопользования, обществу с ограниченной ответственностью «Ассоциация охотничьих  хозяйств Республики Бурятия +» о признании недействительными о признании  недействительными положения документации об аукционе на право заключения  охотхозяйственного соглашения в отношении участка охотничьего угодья, расположенного в  Баунтовском эвенкийском районе Республики Бурятия № 656477, содержащее описание  границ охотничьих угодий, площадь охотничьих угодий, о признании результатов торгов,  проведенных 11.01.2016 в виде открытого аукциона на право заключения  охотхозяйственного соглашения в отношении участка охотничьего угодья, расположенного в  Баунтовском эвенкийском районе Республики Бурятия № 656477, недействительными, о  признании охотхозяйственного соглашения № 03-00056 от 12 февраля 2016 года,  заключенного между Республиканской службой по охране, контролю и регулированию  использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору  в сфере природопользования и ООО «Ассоциация охотничьих хозяйств Республики Бурятия  +», недействительным, о применении последствий недействительности сделки. 

Определением от 10 мая 2016 года исковое заявление судом принято, возбуждено  производство по делу, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек Российскую  Федерацию в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации  на стороне истца, а также Республиканское агентство по государственным закупкам. 

- признать недействительными положения документации об аукционе на право  заключения охотхозяйственного соглашения в отношении участка охотничьего угодья,  расположенного в Баунтовском эвенкийском районе Республики Бурятия № 656477,  содержащее описание границ охотничьих угодий, площадь охотничьих угодий, 

- признать результаты торгов, проведенных 11.01.2016 в виде открытого аукциона на  право заключения охотхозяйственного соглашения в отношении участка охотничьего  угодья, расположенного в Баунтовском эвенкийском районе Республики Бурятия № 656477,  недействительными, 

- признать охотхозяйственное соглашение № 03-00056 от 12 февраля 2016 года,  заключенное между Республиканской службой по охране, контролю и регулированию  использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору 


в сфере природопользования и ООО «Ассоциация охотничьих хозяйств Республики  Бурятия +», недействительным, 

- применить последствия недействительности сделки, а именно обязать ООО  «Ассоциация охотничьих хозяйств Республики Бурятия +» возвратить участок охотничьего  угодья, переданный на основании вышеуказанного охотхозяйственного соглашения № 0300056 от 12 февраля 2016 года, обязать Республиканскую службу по охране, контролю и  регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты,  контролю и надзору в сфере природопользования возвратить ООО Ассоциация охотничьих  хозяйств Республики Бурятия +»денежные средства в размере 10277704 руб. 46 коп. 

Определением от 21 июля 2016 года судом принято уточнение исковых требований.

 Определением от 01 августа 2015 года судом удовлетворено заявление заместителя  прокурора Республики Бурятия о принятии обеспечительных мер по делу № А10-2558/2016,  приняты обеспечительные меры в виде: 

- запрета Республиканской службе по охране, контролю и регулированию  использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору  в сфере природопользования выдавать бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов  ООО «Ассоциация охотничьих хозяйств Республики Бурятия +» по заключенному между  ними охотхозяйственному соглашению № 03-00056 от 12.02.2016, 

 - запрета обществу с ограниченной ответственностью «Ассоциация охотничьих  хозяйств Республики Бурятия +» выдавать физическим лицам разрешения на добычу  охотничьих ресурсов в пределах установленных квот нормативов и норм в рамках  охотхозяйственного соглашения № 03-00056 от 12.02.2016. 

В обоснование заявления указано, что принятые судом обеспечительные меры не в  состоянии обеспечить сохранение существующего положения, поскольку реализация  обществом иных прав, предоставленных по охотхозяйственному соглашению № 03-00056 от  12.02.2016 (кроме прав на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов), а также  принятых на себя обязательств по указанному соглашению влечет за собой значительные  материальные и трудовые затраты. Заявитель считает, что запрет на выдачу разрешений на  добычу охотничьих ресурсов может принести значительный ущерб Российской Федерации,  поскольку неполученные обществом доходы от приема-сдачи продуктов охотничьего  промысла и от коммерческой реализации разрешений физическим лицам будут являться  убытками общества в виде упущенной выгоды, возникшими в результате принятия судом 


обеспечительных мер, которые в случае удовлетворения иска будут предъявлены в адрес  Российской Федерации. Также заявитель считает, что принятие обеспечительных мер создаст  угрозу возникновения убытков у третьих лиц, поскольку количество разрешений на добычу  охотничьих ресурсов лимитировано и в любом случае подлежит выдаче третьим лицам на  каждую конкретную территорию охотоугодий. 

- запретить Республиканской службе по охране, контролю и регулированию  использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору  в сфере природопользования выдавать бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов в  целях любительской и спортивной охоты, ООО «Ассоциация охотничьих хозяйств  Республики Бурятия +» по заключенному между ними охотхозяйственному соглашению №  03-00056 от 12.02.2016, 

 - запретить обществу с ограниченной ответственностью «Ассоциация охотничьих  хозяйств Республики Бурятия +» выдавать физическим лицам разрешения на добычу  охотничьих ресурсов в целях любительской и спортивной охоты, кроме охоты в виде  промысла охотничьих ресурсов в пределах установленных квот нормативов и норм,  установленных Указом Главы Республики Бурятия от 27.07.2016 № 145 в рамках  охотхозяйственного соглашения № 03-00056 от 12.02.2016. 

В обоснование уточнения требования заявитель указал на то, что сохранение меры  обеспечения приведет к приостановлению заключения трудовых договоров, договоров  подряда с охотниками. Приостановление выдачи разрешений на традиционные промысловые  виды охотничьих животных – пушных и копытных животных на территории охотугодий  общества ведет к нарастанию социальной напряженности среди охотников, для которых  охота является единственным средством для существования, охотники в целях обеспечения  себя и своих семей вынуждены будут заниматься промысловой охотой нелегально и  бесконтрольно без соответствующих на то разрешений. Таким образом запрет на выдачу  разрешений на добычу охотничьих ресурсов приведет к бесконтрольному изъятию  охотничьих ресурсов, в то время как подконтрольный охотничий промысел создаст условия  для сохранения охотничьих ресурсов, осуществления каждым из охотников контрольных  мероприятий, направленных на выявление и пресечение браконьерства в границах  закрепленного за ним охотничьего участка. Кроме того, запрет на промысловую охоту ведет 


к приостановке одного из основных видов хозяйственной деятельности общества,  приносящего доход, что ведет к невозможности выплаты вознаграждения , заработной платы  работникам общества, штатным охотникам, к росту безработицы, уменьшению контроля за  охотничьими угодьями и увеличению браконьерства. Ведение промысловой охоты  обеспечит максимальное уменьшение возможных убытков у общества, снятие социальной  напряженности в среде охотников и соответственно соблюдению имущественных интересов  Российской Федерации. В сохранении запрета в отношении других видов охоты –  спортивной и любительской, на которые выдаются бланки разрешений не только охотникам- промысловикам, состоящим в штате, но третьим лицам, заявитель не возражает. Принятые  обеспечительные меры, по мнению заявителя, не являются соразмерными заявленным  требованиям, влекут к нарушению интересов третьих лиц, причинению ущерба заявителю,  нарушая баланс интересов сторон, просил заявление об изменении обеспечительных мер  удовлетворить. 

В обоснование уточненного заявления ООО «Ассоциация охотничьих хозяйств  Республики Бурятия +» представило следующие доказательства: запрос в Республиканскую  службу по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира,  отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования»; выписку  из государственного охотхозяйственного реестра; список, подтверждающий статус  охотников в отношении 19 человек, письменное обращение охотников-промысловиков  Баунтовского района с. Багдарин и с. Россошино о выдаче разрешений на добычу пушных,  копытных видов животных ресурсов. 

Определением от 23 августа 2016 года уточнение заявления ООО «Ассоциация  охотничьих хозяйств Республики Бурятия +» судом принято. 

В судебном заседании представитель заявителя свое заявление поддержал, просил  изменить принятые определением суда от 01.08.2016 обеспечительные меры согласно  уточнению заявления, поясняв, что в связи с наложением обеспечительных мер  хозяйственная деятельность общества, в том числе сотрудников общества, практически  прекратилась, профессиональные охотники останутся без средств к существованию, и если  будет сохранена мера обеспечения, то с охотниками общество не сможет заключить  трудовые договоры, охотники не будут обеспечены работой, что грозит ростом социальной  напряженности, вырастет количество случаев браконьерства. Общество и государство  понесут убытки. 

Суд на основании части 1 ст. 49 принял уточнение заявление.

Рассматривается заявление ООО «Ассоциация охотничьих хозяйств Республики  Бурятия +» о замене меры обеспечения иска. 


Представитель Республиканской службы по охране, контролю и регулированию  использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору  в сфере природопользования не возражал против удовлетворения заявления общества с  ограниченной ответственностью «Ассоциация охотничьих хозяйств Республики Бурятия +» 

Представители прокурора не возражали против удовлетворения заявления.

 Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд считает заявленное  требование подлежащим удовлетворению, исходя из следующего. 

На основании ч. 1, 2 ст. 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях,  предусмотренных данным кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры,  направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя  (обеспечительные меры). Обеспечительные меры допускаются на любой стадии  арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать  невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения  значительного ущерба заявителю. 

Согласно статье 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по  ходатайству истца или ответчика допускается замена одной обеспечительной меры другой.  Вопрос о замене одной обеспечительной меры другой разрешается арбитражным судом в  судебном заседании не позднее следующего дня после дня поступления в суд ходатайства о  замене одной обеспечительной меры другой по правилам, предусмотренным настоящим  Кодексом. 

По смыслу указанной нормы права замена одного вида обеспечения другим  производится судом в случаях, когда ранее установленная мера не защищает прав истца и не  может гарантировать исполнения решения либо эта мера неоправданно ущемляет права  ответчика, а также в случаях, если изменились обстоятельства, при которых действующие  обеспечительные меры принимались. 

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 10 Постановления Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении  арбитражными судами обеспечительных мер", при оценке доводов заявителя в соответствии  с частью 2 статьи 90 АПК РФ арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду:  разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер;  вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия  обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон;  предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов,  интересов третьих лиц. 


Арбитражный суд производит замену одной обеспечительной меры  другой, если заявитель обосновал причины обращения с таким ходатайством конкретными  обстоятельствами, а также, если им представлены доказательства, подтверждающие его  доводы. 

Арбитражный суд считает, что заявление подлежит удовлетворению в силу следующих  обстоятельств. 

Наложение запрета обществу с ограниченной ответственностью «Ассоциация  охотничьих хозяйств Республики Бурятия +» выдавать физическим лицам разрешения на  добычу охотничьих ресурсов в пределах установленных квот нормативов и норм в рамках  охотхозяйственного соглашения № 03-00056 от 12.02.2016 влечет приостановление выдачи  разрешений на охоту лицам, для которых добыча традиционных промысловых видов  ресурсов является основным и единственным средством жизнеобеспечения себя и своих  семей. 

Доводы заявителя о нарушения интересов третьих лиц подтверждаются  представленными в материалы дела письменным обращением охотников села Багдарин и  села Россошино (32 человека) к ООО «Ассоциация охотничьих хозяйств Республики Бурятия  +» с просьбой о выдаче разрешения на охоту, поскольку охотничий сезон в Баунтовском  районе начался с 1 августа 2016 года, а другого вида заработка у охотников не имеется,  большинство семей живут за счет добычи и сдачи продукции. 

Статус лиц, обратившихся к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на охоту, в  качестве охотников подтвержден выпиской из единого государственного  охотхозяйственного реестра, представленной в Арбитражный суд Республики Бурятия  Республиканской службой по охране, контролю и регулированию использования объектов  животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере  природопользования. 

Из выписки из государственного охотхозяйственного реестра следует, что часть  охотников является не работающими, часть работала в СРЭО «Дылача», ликвидированной  по решению суда по иску прокурора, а именно: ФИО4, ФИО5, ФИО6,  ФИО7, ФИО8 указаны в качестве работников СРЭО «Дылача», ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 не работают. 

Государственный охотхозяйственный реестр, являясь государственным  информационным ресурсом, должен содержать достоверные сведения. 

Учитывая, что меры обеспечения иска не должны нарушать права и интересы третьих  лиц, в том числе физических лиц- профессиональных охотников, единственным способом  заработка и обеспечения семей которых является промысловая охота, в целях 


предотвращения нарушения интересов третьих лиц, причинения значительного ущерба  ответчику, учитывая отсутствие возражений со стороны прокурора, наличие в материалах  дела доказательств возможного нарушения интересов третьих лиц в случае сохранения ранее  принятых мер обеспечения иска, суд полагает, что необходимо заменить ранее принятые  обеспечительные меры другими мерами в виде: 

 - запрета Республиканской службе по охране, контролю и регулированию  использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору  в сфере природопользования выдавать бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов в  целях любительской и спортивной охоты обществу с ограниченной ответственностью  «Ассоциация охотничьих хозяйств Республики Бурятия +» по заключенному между ними  охотхозяйственному соглашению № 03-00056 от 12.02.2016; 

 - запрета обществу с ограниченной ответственностью «Ассоциация охотничьих  хозяйств Республики Бурятия +» выдавать физическим лицам разрешения на добычу  охотничьих ресурсов в целях любительской и спортивной охоты, кроме охоты в виде  промысла охотничьих ресурсов в пределах установленных квот нормативов и норм в  рамках, установленных указом Главы Республики Бурятия от 27.07.2016 № 145 в рамках  охотхозяйственного соглашения № 03-00056 от 12.02.2016. 

С учетом изложенного, представленных доказательств возможного нарушения  интересов третьих лиц, суд считает возможным удовлетворить ходатайство ответчика о  замене обеспечительных мер на другие. 

Указом Главы РБ от 27.07.2016 N 145 "Об утверждении лимита и квот добычи

охотничьих ресурсов в Республике Бурятия на период до 1 августа 2017 года" утверждены  лимит и квоты добычи охотничьих ресурсов на период до 1 августа 2017 года согласно  приложениям NN 1 - 10 к настоящему Указу. 

 Указа основан на положениях статьей 24 и 33 Федерального закона от 24.07.2009 N 209- ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации", приказа Министерства природных ресурсов  и экологии Российской Федерации от 29.06.2010 N 228 "Об утверждении порядка принятия  документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений  и требований к его содержанию", согласованных Министерством природных ресурсов и  экологии Российской Федерации лимитов добычи охотничьих ресурсов, приказе  Министерства природных ресурсов Республики Бурятия от 31.05.2016 N 182-ПР "Об  утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы  регионального уровня материалов, обосновывающих лимиты и квоты добычи охотничьих 


ресурсов в сезоне охоты 2016 - 2017 гг., на территории охотничьих угодий Республики  Бурятия". 

 Лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов в сезоне охоты 2016 - 2017 гг. на  территории охотничьих угодий Республики Бурятия определены на основании заключения  государственной экологической экспертизы. 

Замена обеспечительных мер другими позволит поддержать необходимых баланс в  природе, предотвратит неконтролируемый рост численности диких животных, обезопасит  жителей населенных пунктов от нападения хищных животных, позволит ответчику принять  в штат неработающих охотников, выплачивать им заработную плату, обеспечит население  села Россошино и села Багдарин, в том числе коренное население эвенкийского района,  работой на срок около года, что предотвратить массовую безработицу, позволит охотникам  содержать свои семьи, продолжит в рабочем режиме хозяйственную деятельность ООО  «Ассоциация охотничьих хозяйств Республики Бурятия +», получение дохода от основного  вида его деятельности, и как следствие, перечисление налогов и прочих обязательных  платежей в бюджет РФ. 

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что замена принятых  обеспечительных мер будет способствовать обеспечению баланса интересов  заинтересованных сторон (РФ, заявителя, третьих лиц) и направлена на предотвращение  причинения заявителю и третьим лицам значительного ущерба. 

Руководствуясь статьями 159, 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, арбитражный суд 

О П Р Е Д Е Л И Л:

 Принять уточнение заявления общества с ограниченной ответственностью «Ассоциация  охотничьих хозяйств Республики Бурятия +» об отмене меры обеспечения иска. 

 Заявление ООО «Ассоциация охотничьих хозяйств Республики Бурятия +» о замене мер  обеспечения иска удовлетворить. 

Заменить меры обеспечения иска, принятые определением арбитражного суда  Республики Бурятия от 01.09.2016, на следующие обеспечительные меры: 

 Запретить Республиканской службе по охране, контролю и регулированию  использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору  в сфере природопользования выдавать бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов в  целях любительской и спортивной охоты обществу с ограниченной ответственностью  «Ассоциация охотничьих хозяйств Республики Бурятия +» по заключенному между ними  охотхозяйственному соглашению № 03-00056 от 12.02.2016. 


Запретить обществу с ограниченной ответственностью «Ассоциация охотничьих  хозяйств Республики Бурятия +» выдавать физическим лицам разрешения на добычу  охотничьих ресурсов в целях любительской и спортивной охоты, кроме охоты в виде  промысла охотничьих ресурсов в пределах установленных квот нормативов и норм в  рамках, установленных указом Главы Республики Бурятия от 27.07.2016 № 145 в рамках  охотхозяйственного соглашения № 03-00056 от 12.02.2016. 

Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый  арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия. 

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через  Арбитражный суд Республики Бурятия. 

Судья А.И.Хатунова