ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А10-3491/2021 от 02.09.2021 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об отмене обеспечительных мер

г. Улан-Удэ

03 сентября 2021 года Дело № А10-3491/2021

Резолютивная часть определения объявлена 02 сентября 2021 года.

Полный текст определения изготовлен 03 сентября 2021 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Бурдуковской А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Батомункуевой С.С-Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) об отмене обеспечительных мер,

при участии в судебном заседании

от МРИ ФНС № 8 по РБ: ФИО1 представителя по доверенности от 29.04.2021, служебное удостоверение, диплом

от ОАО «Селенгинский ЦКК»: ФИО2 представителя по доверенности от 13.04.2021, паспорт, диплом, ФИО3 представителя по доверенности от 28.10.2020, удостоверение адвоката,

установил:

открытое акционерное общество «Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат» (далее – заявитель, ОАО «Селенгинский ЦКК») обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Республике Бурятия (далее – ответчик, МРИ ФНС № 8 по РБ) о признании недействительным решения от 22.03.2021 №2 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на прибыль в размере 53 023 953 рублей, пени за несвоевременную уплату налога в размере 17 747 117,04 рублей,

Определением суда от 25 июня 2021 года заявление принято к производству, возбуждено производство по делу с присвоением номера А10-3491/2021.

Одновременно с подачей заявления о признании недействительным решения обществом заявлено о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения от 10.02.2021 № 2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления и взыскания налога на прибыль в размере
53 023 953 рублей, пени за несвоевременную уплату налога в размере 17 747 117,04 рублей до вступления в законную силу итогового судебного акта по результатам рассмотрения дела.

Определением суда от 25 июня 2021 года ходатайство о принятии обеспечительных мер удовлетворено, действие решения МРИ ФНС № 8 по РБ от 22.03.2021 № 2 об отказе в привлечении ОАО «Селенгинский ЦКК» к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисленных налога на прибыль в размере 53 023 953 рублей и соответствующих пеней в размере 17 747 117,04 рублей приостановлено.

01 сентября 2021 года МРИ ФНС № 8 по РБ обратилась в суд с ходатайством об отмене обеспечительных мер, принятых определением от 25 июня 2021 года. В обоснование заявления указано, что у налогового органа отсутствуют основания для принятия мер принудительного взыскания денежных средств, поскольку ОАО «Селенгинский ЦКК» добровольно оплатило задолженность по налогу на прибыль и пени в полном объеме 21.07.2021. Довод общества об отсутствии денежных средств является несостоятельным, анализ финансово-хозяйственной деятельности показал, что предприятие является прибыльным, задолженность по текущим налогам и платежам отсутствует. Выручка общества за 6 месяцев 2021 года значительно превышает сумму налоговых доначислений, указанных в оспариваемом решении. Кроме того при возможном признании решения от 10.02.2021 № 2 недействительным общество вправе претендовать на возврат излишне уплаченных сумм с учетом начисленных процентов, либо направить ранее уплаченные суммы на оплату налоговых платежей.

В судебном заседании представители ОАО «Селенгинский ЦКК» возражали против удовлетворения заявления об отмене обеспечительных мер, доводы, изложенные в заявлении о принятии обеспечительных мер, сохраняют свою актуальность. Решение по делу об оспаривании решения налогового органа не принято, общество в случае отменя обеспечительных мер может понести значительный ущерб.

Представитель МРИ ФНС № 8 по РБ заявленное ходатайство поддержала по доводам, изложенным в заявлении, полагает, что отпали основания для сохранения обеспечительных мер.

Изучив в судебном заседании материалы дела, представленные доказательства, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.

Обеспечительные меры носят срочный (временный) характер, действуют в целях сохранения существующего положения и предотвращения возможного причинения заявителю значительного ущерба до разрешения спора по существу.

В силу частей 4, 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятые судом обеспечительные меры сохраняют свое действие либо до фактического исполнения судебного акта при удовлетворении заявленных требований, либо до вступления судебного акта в законную силу при отказе в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с частью 2 статьи 97 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос об отмене обеспечения иска разрешается в судебном заседании в пятидневный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 93 Кодекса.

В силу указаний пункта 14 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.07.2004 № 78 обеспечительные меры подлежат отмене, если отпали основания их применения.

В пункте 22 Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» разъяснено, что лица, участвующие в деле (часть 1 статьи 97 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), после получения определения арбитражного суда о применении обеспечительных мер вправе обратиться с ходатайством об их отмене в суд, их применивший, в порядке, предусмотренном статьей 97 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представив объяснения по существу примененных мер, на основании которых суд повторно проверяет наличие оснований, установленных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и оценивает отношения на соответствие критериям, указанным в пункте 10 настоящего постановления. С учетом сбалансированной оценки доводов лиц, участвующих в деле, суд отказывает в отмене обеспечительных мер либо выносит определение об их отмене.

Таким образом, по смыслу приведенных норм и разъяснений обеспечение иска может быть отменено судом, рассматривающим дело, тогда, когда отпали основания, по которым приняты обеспечительные меры, либо после принятия таких мер появились обстоятельства, обосновывающие отсутствие необходимости в их сохранении, либо принятые меры несоразмерны заявленному требованию, нарушают права лиц, участвующих в деле, иных лиц, либо заявлено встречное обеспечение.

В обоснование заявления о принятии обеспечительных мер в виде приостановления исполнения решения №2 от 22.03.2021 ОАО «Селенгинский ЦКК» указало, что совершение налоговым органом действий по принудительному взысканию денежных средств на основании оспариваемого ненормативного правового акта может повлечь для заявителя значительный ущерб. Сумма, подлежащая уплате, является значительной для общества, комбинат испытывает существенную кредитную нагрузку, имеются значительные краткосрочные обязательства. В распоряжении ОАО «Селенгинский ЦКК» отсутствуют доступные финансовые ресурсы, в доказательство обществом представлены справки ПАО «Сбербанк России» и Банка ВТБ об остатках на счетах. Общество просило учесть, что ОАО «Селенгинский ЦКК» является градообразующим предприятием для
пгт. Селенгинск, а также непрерывно-действующим предприятием, обеспечивающим поселок теплом, горячей водой и электроэнергией. Принудительное изъятие денежных средств для удовлетворения требований налогового органа приведет к нарушению нормального производственного цикла и неисполнению обязательств перед банками и контрагентами. Надлежащее исполнение решения от 22.03.2021 № 2 в случае отказа в удовлетворении требования по существу спора гарантировано активами общества, более того налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде запрета на отчуждение имущества, принадлежащего ОАО «Селенгинский ЦКК» на праве собственности, на сумму 72 030 299,08 рублей.

При принятии обеспечительных мер суд удостоверился, что заявленные обеспечительные меры непосредственно связаны с предметом спора, соразмерны заявленному требованию, и совершение налоговым органом действий по принудительному взысканию денежных средств на основании оспариваемого ненормативного правового акта может существенно повлиять на финансовое положение ОАО «Селенгинский ЦКК», затруднить его деятельность и повлечь причинение значительного ущерба, невозможность исполнения кредитных и договорных обязательств, применение соответствующих санкций.

В рамках настоящего дела рассматривается требование ОАО «Селенгинский ЦКК» о признании недействительным решения от 22.03.2021 № 2 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на прибыль в размере 53 023 953 рублей, пени за несвоевременную уплату налога в размере 17 747 117,04 рублей.

На дату рассмотрения вопроса об отмене обеспечительных мер заявление о признании недействительным решения от 22.03.2021 № 2 не рассмотрено.

Повторно проверяя основания принятия обеспечительных мер, суд исходит из разумности и обоснованности требований заявителя о применении обеспечительных мер, вероятности причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер, обеспечения баланса интересов заинтересованных сторон.

Кроме того, суд оценивает, насколько конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» предусмотрено, что арбитражный суд принимает меры, предусмотренные главой 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для обеспечения прав и интересов заявителя имущественного или неимущественного характера в целях предупреждения причинения материального либо нематериального вреда в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пунктах 9, 10 названного Постановления Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разъяснил, что при применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований: 1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации; 2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

При повторном рассмотрении доводов в обоснование принятых обеспечительных мер не установлено оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для сохранения принятых обеспечительных мер.

Как указывает МРИ ФНС №8 по РБ в своем заявлении отмена обеспечительных мер не повлияет на финансовое состояние общества и не принесет значительный ущерб, поскольку предприятие является прибыльным, задолженность по текущим налогам и платежам отсутствует.

Изучив представленные в обоснование заявления документы, в том числе бухгалтерский баланс ОАО «Селенгинский ЦКК» за 2020 год, налоговые декларации по прибыли за 2020 и 2021 года, выписки по счетам в банках, сведения об остатках на счете, суд приходит к выводу, что в настоящий момент не подтверждается причинение значительного ущерба заявителю в случае отмены обеспечительных мер. Так согласно анализу финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Селенгинский ЦКК» за 6 месяцев 2021 года в сравнении с аналогичным периодом 2020 года получена прибыль в сумме 633 397 158 рублей, что больше на 677 628 647 рублей (за 6 месяцев 2020 года имелись убытки в сумме -44 231 489 рублей). Доходы от реализации за 6 месяцев 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года увеличились на 31% и составили
3 193 282 000 рублей.

Выручка общества за 6 месяцев 2021 года значительно превышает сумму налоговых доначислений, указанных в оспариваемом решении налогового органа.

Остаток денежных средств на счетах общества составляет 41 208 тыс. рублей.

Также ОАО «Селенгинское ЦКК» произвело оплату доначисленных налога на прибыль в размере 53 023 953 рублей и соответствующих пеней в размере 17 747 117,04 рублей в июле 2021 года.

Указанное в совокупности подтверждает наличие у общества денежных средств и его устойчивое финансовое состояние.

Обществом вопреки требованиям части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иные доказательства того, что отмена принятых обеспечительных мер приведет к значительному ущербу или сделает невозможным исполнение решения суда по настоящему делу представлены не были.

В тоже время не могут служить основанием для принятия обеспечительных мер доводы общества, имеющие предположительный характер о возможности наступления тех или иных последствий в отсутствие доказательств их реальности. Принятие обеспечительных мер должно быть обосновано фактически существующими, а не предполагаемыми обстоятельствами.

Доводы, свидетельствующие о том, что отмена обеспечительных мер приведет к наступлению таких обстоятельств, которые нельзя будет устранить в последующем, в том числе с использованием предусмотренных законом способов защиты права также не приведены.

При возможном признании оспариваемого решения от 10.02.2021 № 2 недействительным общество вправе претендовать на возврат излишне уплаченных сумм с учетом начисленных процентов, либо направить ранее уплаченные суммы на оплату налоговых платежей.

В связи с этим арбитражный суд полагает, что необходимость в сохранении принятых обеспечительных мер не имеется.

При указанных обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявление МРИ ФНС №8 по РБ об отмене обеспечительных мер, принятых определением суда от 25.06.2021 по делу №А10-3491/2021, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 97, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

ходатайство Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Республике Бурятия об отмене обеспечительных мер удовлетворить.

Отменить обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 июня 2021 года, в виде приостановления действия решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 22.03.2021 № 2 об отказе в привлечении открытого акционерного общества «Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисленных налога на прибыль в размере
53 023 953 рублей и соответствующих пеней в размере 17 747 117,04 рублей.

Определение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.

Судья А.А. Бурдуковская