АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о включении требований в реестр требований кредиторов
г. Улан-Удэ
05 февраля 2020 года Дело № А10-4129/2018
Резолютивная часть определения оглашена 29 января 2018 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Анисимова А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Саенко С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия о включении требований в сумме 3 365 руб. 62 коп. в реестр требований кредиторов должника – ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, адрес регистрации по месту жительства: Республика Бурятия, г. Северобайкальск, пр.-т Ленинградский, д. 5, кв. 69, адрес временного пребывания: <...>, ИНН <***>, СНИЛС <***>),
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО2, представитель по доверенности от 17.10.2019;
от должника – ФИО1, ФИО3, представитель по доверенности от 07.05.2018;
от финансового управляющего – не явился, извещен,
установил:
16.01.2019 в Арбитражный суд Республики Бурятия поступило заявление Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия о включении требований в сумме 550 401 руб. 89 коп., в том числе: 546 128 руб. 62 коп. – основной долг (125 613 руб. 62 коп. – по налогу на имущество физических лиц, 336 476 руб. – по земельному налогу, 84 039 руб. – по транспортному налогу), 4 273 руб. 27 коп. – пеня (3 746 руб. 70 коп. – по налогу на имущество физических лиц, 526 руб. 57 коп. – по земельному налогу) в реестр требований кредиторов должника – ФИО1.
Уполномоченный орган указал, что названная задолженность возникла за периоды до возбуждения дела о банкротстве в отношении должника.
Определением суда от 08.02.2019 указанное заявление принято к производству, назначено к судебному заседанию.
Определениями суда от 22.11.2019, от 29.11.2019 в отдельное производство выделены и объединены между собой в одно производство требования Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия в части суммы основного долга по налогу на имущество физических лиц по объектам по адресам: <...>, <...>, <...>. в размере 6 835 руб. 62 коп.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа требования поддержала.
Уполномоченный орган в порядке статьи 49 АПК РФ заявил об уточнении требований. Согласно уточнениям, уполномоченный орган просил включить в реестр требований кредиторов должника требования в сумме 3 365 руб. 62 коп. – сумма основного долга по налогу на имущество физических лиц
Уточнение требований судом принято.
Представитель уполномоченного органа представила письменные пояснения и указала, что в ходе проведения налогового администрирования налоговым органом установлено, что инвентаризационная стоимость объектов в г. Иркутске, принадлежащих должнику (согласно которой определена налоговая база), была представлена в налоговый орган позднее 01.03.2013, следовательно, не может быть применена для целей определения налоговой базы по налогу на имущество в отношении указанных объектов. С учетом этого сумма налога на имущество физических лиц в отношении указанных объектов была сторнирована в карточке расчетов с бюджетом и не предъявляется к включению в реестр требований кредиторов. Вместе с тем уполномоченный орган предъявляет к включению в реестр требований кредиторов сумму налога на имущество физических лиц, исчисленного в отношении квартиры по адресу: <...>, кадастровый номер 77:02:0009001:3818 в сумме 3 365 руб. 62 коп. (с учетом ранее имевшейся переплаты в сумме 703 руб. 38 коп.) за 2015 год (ОКТМО 45359000).
Представитель должника в судебном заседании пояснила, что по существу правильность исчисления налогов по указанным объектам должник не оспаривает. Вместе с тем полагает, что уполномоченным органом неправомерно не применена налоговая льгота в отношении квартиры по адресу: <...> за 2015 год.
Финансовый управляющий представил отзыв на заявление уполномоченного органа (до выделения требований в отдельное производство), согласно которому возражений против требований заявителя не имеет.
В судебное заседание по рассмотрению выделенного обособленного спора финансовый управляющий представителей не направил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Копия определения о принятии первоначально поданного заявления к производству, направленная по адресу финансового управляющего, вручена, согласно почтовому уведомлению, 15.02.2019.
Финансовый управляющий обязан принимать меры к получению информации о движении дела самостоятельно, поскольку извещен о начавшемся процессе (часть 6 статьи 121, часть 1 статьи 122 АПК РФ).
Сведения о движении дела опубликованы на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru/).
Заявление рассмотрено в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие финансового управляющего.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей уполномоченного органа, должника, суд приходит к следующим выводам.
Определением суда от 03.09.2018 принято к производству заявление общества с ограниченной ответственностью «Региональное общество содействия шинников-инвест» о признании ФИО1 несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 22.11.2018 (резолютивная часть оглашена 15.11.2018) в отношении должника ФИО1 введена процедура реструктуризации долгов, финансовым управляющим должником утвержден ФИО4.
Сообщение о введении в отношении должника процедуры реструктуризации долгов опубликовано в газете «Коммерсантъ» от 08.12.2018 № 227.
Согласно пункту 2 статьи 213.8 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) для целей включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы, в том числе кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества гражданина, и уполномоченный орган вправе предъявить свои требования к гражданину в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом в порядке, установленном статьей 213.7 настоящего Федерального закона. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен арбитражным судом.
Требования кредиторов рассматриваются в порядке, установленном статьей 71 настоящего Федерального закона.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд в течение пятнадцати календарных дней со дня истечения срока для предъявления требований кредиторов должником, временным управляющим, кредиторами, предъявившими требования к должнику, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия.
Заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с требованием, согласно оттиску входящего штампа, 16.01.2019, то есть с соблюдением установленного пунктом 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве срока.
Материалами дела подтверждено, что уполномоченный орган (с учетом размера выделенных требований до их уточнения) в рамках настоящего спора просил включить в реестр требований кредиторов требования по налогу на имущество физических лиц в размере 6 835 руб. 32 коп. – сумма основного долга, исчисленного в отношении объектов:
- квартира по адресу: <...>, кадастровый номер 38:36:000033:32875 за 2016 год в сумме 2 240 руб. (ОКТМО 25701000);
- помещение по адресу: <...>, кадастровый номер: 38:36:000033:34397 за 2016 год в сумме 632 руб. (ОКТМО 25701000);
- помещение по адресу: <...>, кадастровый номер: 38:36:000033:34395 за 2016 год в сумме 598 руб. (ОКТМО 25701000);
- квартира по адресу: <...>, кадастровый номер 77:02:0009001:3818 в сумме 3 365 руб. 62 коп. (с учетом ранее имевшейся переплаты в сумме 703 руб. 38 коп.) за 2015 год (ОКТМО 45359000).
Для уплаты указанных сумм налога должнику выставлено налоговое уведомление № 57560486 от 11.12.2018.
В силу пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
1) жилой дом;
2) квартира, комната;
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.
Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 402 НК РФ в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Статьей 404 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 НК РФ).
Пунктами 1-4 статьи 409 НК РФ установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно представленным уполномоченным органом пояснениям, на территории Иркутской области исчисление налога на имущество физических лиц до налогового периода 2020 года осуществляется по инвентаризационной стоимости имущества.
В ходе проведения налогового администрирования налоговым органом установлено, что инвентаризационная стоимость объектов в г. Иркутске, принадлежащих должнику, была представлена в налоговый орган позднее 01.03.2013, следовательно, не может быть применена для целей определения налоговой базы по налогу на имущество в отношении вышеуказанных объектов.
С учетом этого сумма налога на имущество физических лиц в отношении объектов в г. Иркутск за 2016 год была сторнирована и не предъявляется к включению в реестр требований кредиторов.
Вместе с тем уполномоченный орган в рамках выделенного в отдельное производство требования предъявляет к включению в реестр требований кредиторов сумму налога на имущество физических лиц, исчисленного в отношении квартиры по адресу: <...>, кадастровый номер 77:02:0009001:3818 в сумме 3 365 руб. 62 коп. (с учетом ранее имевшейся переплаты в сумме 703 руб. 38 коп.) за 2015 год (ОКТМО 45359000).
Как пояснил представитель должника в судебном заседании, по существу правильность исчисления налогов по указанным объектам должник не оспаривает. Вместе с тем полагает, что уполномоченным органом неправомерно не применена налоговая льгота в отношении указанного объекта.
Уполномоченный орган ссылается на то, что льгота по налогу на имущество физических лиц применена за 2015 год в отношении объекта в г. Иркутск (в отношении наибольшей суммы налога).
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 407 НК РФ с учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.
Материалами дела и пояснениями представителей заявителя и должника подтверждено, что должник имеет право на налоговую льготу по налогу на имущество физических лиц как пенсионер по старости.
Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности (пункт 2 статьи 407 НК РФ).
Абзацами первым и вторым пункта 7 статьи 407 НК РФ установлено, что уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. Уведомление о выбранных объектах налогообложения может быть представлено в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг.
При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.
Из материалов дела усматривается, что должнику выставлено налоговое уведомление № 377787 от 13.12.2018, согласно которому за 2015 год были исчислены суммы налогов по следующим объектам:
- квартира по адресу: <...>, кадастровый номер 38:36:000033:32875 в сумме 23 200 руб. (ОКТМО 25701000);
- помещение по адресу: <...>, кадастровый номер: 38:36:000033:34397 в сумме 6 000 руб. (ОКТМО 25701000);
- помещение по адресу: <...>, кадастровый номер: 38:36:000033:34395 в сумме 5 680 руб. (ОКТМО 25701000).
При этом была применена налоговая льгота в отношении объекта – квартира по адресу: <...>, кадастровый номер 38:36:000033:32875.
За налоговый период 2016, 2017, 2018 годов налоговая льгота в связи с отчуждением квартиры по адресу: <...> применена в отношении объекта по адресу: <...>.
Вместе с тем, как следует из налогового уведомления, налоговая база определена в отношении указанных объектов (в г. Иркутск) по инвентаризационной стоимости, сведения о которой, как было установлено, были представлены в налоговый орган 01.03.2013, следовательно, не могут быть применены для целей определения налоговой базы по налогу на имущество в отношении вышеуказанных объектов.
С учетом этого суд полагает, что налоговая льгота в отношении объекта по налогу на имущество физических лиц за 2015 год подлежала применению в отношении объекта, не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности, по адресу: <...>, как в отношении объекта с максимальной исчисленной суммой налога.
При таких обстоятельствах требование уполномоченного органа является необоснованным и не подлежит включению в реестр требований кредиторов должника.
Руководствуясь статьями 71, 213.8 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Во включении требований Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия в сумме 3 365 руб. 62 коп. в реестр требований кредиторов должника – ФИО1 отказать.
Определение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.
Судья А.Ю. Анисимов