АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об удовлетворении заявления частично
г. Улан-Удэ
10 сентября 2015 года Дело № А10-4764/2010
Резолютивная часть определения объявлена 03 сентября 2015 года
Полный текст определения изготовлен 10 сентября 2015 года
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Бурлакова М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тарнуевым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление арбитражного управляющего ФИО1 о взыскании с Межрайонной ИФНС России №4 по Республике Бурятия расходов, фактически понесенных при исполнении возложенных на нее обязанностей конкурсного управляющего в деле о несостоятельности (банкротстве) отсутствующего должника - общества с ограниченной ответственностью «ОРСервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в размере 80 350 руб.,
при участии в судебном заседании:
от арбитражного управляющего – ФИО1, предъявлен паспорт;
от ФНС России – ФИО2, представитель по доверенности от 13.01.2015;
установил:
28.05.2015 в Арбитражный суд Республики Бурятия от арбитражного управляющего ФИО1 поступило заявление о взыскании с Межрайонной ИФНС России №4 по Республике Бурятия расходов, фактически понесенных ею при исполнении обязанностей конкурсного управляющего в деле о несостоятельности (банкротстве) отсутствующего должника - общества с ограниченной ответственностью «ОРСервис» в размере 80 350 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что 20.04.2015 арбитражным управляющим в адрес ФНС России направлено заявление о выплате вознаграждения и возмещении судебных расходов, фактически понесенных в ходе проведения процедуры банкротства в отношении должника – ООО «ОРСервис» в общей сумме 112 277, 61 руб. ФНС России выплачено вознаграждение и возмещены расходы арбитражного управляющего в части – 24 941, 08 руб., в остальной части отказано. Расходы на общую сумму 80 350 руб., понесенные конкурсным управляющим и не возмещенные ФНС России, состоят из следующих расходов:
- публикация сведений в ЕФРСБ – 3 840 руб. (640 руб. – уведомление о собрании кредиторов на 02.09.2014, 640 руб. – протокол собрания кредиторов от 02.09.2014, 640 руб. - уведомление о собрании кредиторов на 02.12.2014, 640 руб. - протокол собрания кредиторов от 02.12.2014, 640 руб. - уведомление о собрании кредиторов на 13.02.2015, 640 руб. - протокол собрания кредиторов от 13.02.2015);
- публикация о торгах в ЕФРСБ (продажа дебиторской задолженности) – 640 руб.;
- публикация о торгах в газете «Правда Бурятии» (продажа дебиторской задолженности) – 1 170 руб.;
- услуги по оценке дебиторской задолженности от 25.06.2013 – 6 000 руб.;
- услуги по оценке имущества от 25.04.2014 – 18 000 руб.;
- услуги по обработке бухгалтерских документов для сдачи в архив – 50 000 руб.;
- услуги нотариуса – 400 руб.;
- услуги по сдаче отчетности в УПФ г. Северобайкальск в электронном виде – 300 руб.
Просит взыскать фактически понесенные арбитражным управляющим расходы в сумме 80 350 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 02.07.2015 заявление принято к рассмотрению.
Арбитражным управляющим в материалы дела представлены письменные дополнения, согласно которым необходимость понесенных конкурсным управляющим затрат по включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сообщений о проведении собраний кредиторов должника и о принятых собранием кредиторов решениях обусловлена требованиями Закона о банкротстве. В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 129 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий обязан привлечь независимого оценщика для оценки имущества должника. Все судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения исполнения своей деятельности, относятся на имущество должника и возмещаются вне очереди. Пунктом 3 статьи 59 Федерального закона (банкротстве)" установлено, что в случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, заявитель обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника.
25.06.2013 между ООО «СУДЭКС» и ООО «ОРСервис» заключен договор
№21/13, в соответствии с условиями которого ООО «СУДЭКС» обязалось оказать услуги
по оценке объекта оценки, а ООО «ОРСервис» обязалось принять эти услуги и оплатить
их в размере 6 000 руб. Из квитанции к приходному кассовому ордеру №2 от 28.06.2013 г.
следует, что на основании оказанных услуг конкурсный управляющий оплатил ООО
«СУДЭКС» 6 000 руб. На собрание кредиторов 05.07.2013 для утверждения было представлено предложение о порядке, сроках и об условиях продажи имущества ООО «ОРСервис». Решением собрания кредиторов предложение о порядке, сроках и об условиях продажи имущества ООО «ОРСервис» было утверждено. 25.04.2014 между ООО «ТНС «Оценка и экспертиза собственности» и ООО «ОРСервис» заключен договор №18/14, в соответствии с условиями которого ООО «ТНС «Оценка и экспертиза собственности» обязалось оказать услуги по оценке объекта оценки, а ООО «ОРСервис» обязалось принять эти услуги и оплатить их в размере 18 000 руб. Из квитанции к приходному кассовому ордеру №3 от 12.05.2014 г. следует, что на основании оказанных услуг конкурсный управляющий оплатил привлеченному лицу 18 000 руб. 13.05.2014 в адрес конкурсного управляющего поступило от ФНС России предложение о рассмотрении вопроса об обращении в Северобайкальский районный суд РБ с заявлением об изменении порядка исполнения решения Северобайкальского районного суда РБ от 01.04.2013 путем изменения начальной продажной цены залогового имущества. Конкурсный управляющий обратился в Северобайкальский районный суд с указанным заявлением, к которому приложил отчет об оценке №18/14 от 12.05.2014. Сумма расходов по оплате оценки составила 24 000 руб. (услуги по оценке дебиторской задолженности от 25.06.13 - 6 000 руб.; услуги по оценке имущества от 25.04.14 - 18 000 руб.).
В материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы свидетельствовали о наличии решения собрания кредиторов, которое бы препятствовало конкурсному управляющему привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности.
12 марта 2013 года между ООО «ОРСервис» в лице конкурсного управляющего ФИО1 и физическим лицом ФИО3 заключен договор оказания услуг по экспертизе и научно - технической обработке документов должника для сдачи в архив. Согласно подписанному акту выполненных работ услуги по договору выполнены 01.08.2013. 11 февраля 2015 г. между конкурсным управляющим и Администрацией муниципального образования «город Северобайкальск» заключен договор на централизованное хранение и использование документов постоянного хранения и по личному составу. В соответствии с описями №1 и №2 дел по личному составу за 2000-2010 годы на хранение передано 80 единиц хранения. Востребованность этой услуги определялась сложностью архивной обработки и порядка передачи документов в архив, а также необходимостью соблюдения множества требований, предъявляемых к этому мероприятию действующим законодательством. Услуги по обработке бухгалтерских документов для сдачи в архив составили 50 000 руб.
Услуги нотариуса составили 400 руб. Данные расходы подтверждены справкой нотариуса о совершённых нотариальных действиях от 10.10.2012. Нотариусу для удостоверения подписи было представлено два заявления: 1) Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице в ЕГРЮЛ; 2) Запрос о предоставлении сведений содержащихся в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.
Стоимость публикации по торгам в газете «Правда Бурятии» (продажа дебиторской задолженности) составила 1 170 руб. Утвержденный собранием кредиторов от 05.07.2013 порядок продажи дебиторской задолженности предусматривает публикацию сообщения о торгах дебиторской задолженности в местном печатном издании.
Стоимость услуги по сдаче отчетности в УПФ г. Северобайкальск в электронной форме составила 300 руб.
Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Бурятия представлен отзыв на заявление конкурсного управляющего, из содержания которого следует, что предельный размер подлежащих компенсации расходов конкурсного управляющего, осуществлявшего процедуру банкротства отсутствующего должника, проводимую по заявлению уполномоченного органа, а также Перечень документов, подтверждающих право конкурсного управляющего на компенсацию его расходов, утверждены Приказом ФНС РФ, Минэкономразвития РФ, Минфина РФ от 10.03.2005 . Расходы по передаче на хранение в архив документов должника составляют те из них, которые непосредственно связаны с оказанием услуг по приему и хранению передаваемых в архив документов учреждением, оказывающим соответствующие услуги. Предъявленные к возмещению расходы в размере 50 000 руб., в подтверждение которых представлен договор от 12.03.2013, к таковым не относятся, поскольку исполнитель не является архивным учреждением. Арбитражным управляющим не представлено доказательств невозможности выполнения арбитражным управляющим самостоятельно тех функций, для которых была привлечена ФИО3, необходимости для выполнения таких функций специальных познаний. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие исполнение конкурсным управляющим ООО «Орсервис» обязанности по передаче в архив документации должника.
В ходе судебного разбирательства арбитражным управляющим заявлено об уменьшении размера заявленных требований в части возмещения расходов на оплату услуг лица, привлеченного конкурсным управляющим для обработки и передачи в архив бухгалтерской и иной документации должника, до 25 000 руб.
Определением суда от 12.08.2015 уменьшение размера требований судом принято.
В судебном заседании арбитражный управляющий требования поддерживает с учетом ранее заявленного уточнения. Просит взыскать с уполномоченного органа понесенные им расходы в сумме 55 350 руб. Признает, что отчетность в УПФР г. Северобайкальска за 2014 год, для подготовки которой им привлекалось ООО «Главбух», являлась «нулевой». Представил копию бухгалтерского баланса ООО «ОРСервис» по состоянию на 27.10.2010, копии описей документов, подготовленных привлеченным лицом для передачи на архивное хранение.
Представленные документы приобщены к материалам дела.
Представитель ФНС России в судебном заседании возражает против заявленных требований, поддерживает доводы ранее представленного отзыва. Признает, что расходы конкурсного управляющего на публикации в ЕФРСБ сведений о проведении собраний кредиторов, о принятых собраниями решений, о проведении торгов, в том числе в местной газете, по оценке дебиторской задолженности и иного имущества должника связаны с проведением процедуры конкурсного производства в отношении отсутствующего должника. Сведениями о недобросовестном либо неразумном поведении конкурсного управляющего в ходе процедуры банкротства не располагает. Вместе с тем, просит отказать в удовлетворении заявления арбитражного управляющего ФИО1. в связи с отсутствием указанных расходов в Перечне документов, утвержденных Приказом ФНС РФ, Минэкономразвития РФ, Минфина РФ от 10.03.2005.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные документы и доказательства, выслушав представителя уполномоченного органа и арбитражного управляющего, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
09.12.2010 Федеральная налоговая служба лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Бурятия обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании должника - общества с ограниченной ответственностью «Орсервис» несостоятельным (банкротом).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 09 июня 2011 года отсутствующий должник - общество с ограниченной ответственностью «ОРСервис» признан несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим утверждена ФИО4.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 15.08.2012 года ФИО4 отстранена от исполнения обязанностей конкурсного управляющего отсутствующего должника.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 01.10.2012 конкурсным управляющим общества с ограниченной ответственностью «ОРСервис» утверждена арбитражный управляющий ФИО1
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 06.03.2015 конкурсное производство отсутствующего должника - общества с ограниченной ответственностью «ОРСервис» завершено.
Как следует из материалов дела, арбитражный управляющий ФИО1 исполняла обязанности конкурсного управляющего отсутствующего должника – ООО «ОРСервис» в период с 01.10.2012 по 06.03.2015.
20.04.2015 арбитражным управляющим в адрес ФНС России направлено заявление о выплате вознаграждения и возмещении судебных расходов, фактически понесенных в ходе проведения процедуры банкротства в отношении должника – ООО «ОРСервис». В связи с частичным отказом в возмещении понесенных расходов арбитражный управляющий обратился в суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 20.3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право получать вознаграждение в размерах и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами.
В силу пункта 4 статьи 20.3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Согласно пункту 1 статьи 20.6 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение в деле о банкротстве, а также на возмещение в полном объеме расходов, фактически понесенных им при исполнении возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.
В силу пункта 2 статьи 20.7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» за счет средств должника в размере фактических затрат осуществляется оплата расходов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в том числе почтовых расходов, расходов, связанных с государственной регистрацией прав должника на недвижимое имущество и сделок с ним, расходов в связи с выполнением работ (услуг) для должника, необходимых для государственной регистрации таких прав, расходов на оплату услуг оценщика, реестродержателя, аудитора, оператора электронной площадки, если привлечение оценщика, реестродержателя, аудитора, оператора электронной площадки в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, расходов на включение сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликование таких сведений, а также оплата судебных расходов, в том числе государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Закона о банкротстве все судебные расходы, в том числе расходы на уплату государственной пошлины, которая была отсрочена или рассрочена, расходы на опубликование сведений в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, а также расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим и оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения исполнения своей деятельности, относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или соглашением с кредиторами.
Согласно пункту 3 статьи 59 Закона о банкротстве в случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения судебных расходов по делу о банкротстве, а также расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, заявитель обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника.
Дело о несостоятельности (банкротстве) отсутствующего должника - ООО «ОРСервис» возбуждено на основании заявления Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Бурятия.
Как следует из материалов дела и не оспаривается в судебном заседании представителем уполномоченного органа, имущество, за счет которого возможно погашение расходов по делу о банкротстве, у должника отсутствует.
В силу пункта 7 статьи 12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимся, подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с даты его проведения.
Согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» сообщение о проведении собрания кредиторов подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации по результатам проведенного регулирующим органом конкурса между редакциями печатных изданий.
Пунктом 2 статьи 28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что Единый федеральный реестр сведений о банкротстве представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством включения в него сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве является неотъемлемой частью Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Факт расходов, понесенных конкурсным управляющим ООО «ОРСервис» на опубликование сведений в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве на общую сумму 4 480 руб. подтверждается чеками-ордерами от 03.09.2014 на сумму 640 руб., от 18.08.2014 на сумму 640 руб., от 17.11.2014 на сумму 640 руб., от 05.12.2014 на сумму 640 руб., от 28.01.2015 на сумму 640 руб., от 17.02.2015 на сумму 640 руб., платежным поручением №33 от 19.07.2013 на сумму 640 руб., актами сдачи-приемки оказанных услуг от 05.09.2014, от 20.08.2014, от 19.11.2014, от 11.12.2014, от 30.01.2015, от 19.02.2015, счетами-фактурами №308700 от 05.09.2014, №286149 от 20.08.2014, №424586 от 19.11.2014, №465169 от 11.12.2014, №33884 от 30.01.2015, №71497 от 19.02.2015, счетами №01-266966 от 02.09.2014, №01-258152 от 18.08.2014, №01-310795 от 17.11.2014, №01-322260 от 04.12.2014, №01-351121 от 28.01.2015, №01-364613 от 17.02.2015,
В силу пункта 2 статьи 129 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества;
включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания;
привлечь оценщика для оценки имущества должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 130 Закона о банкротстве предусмотрено, что арбитражный управляющий привлекает оценщика для определения стоимости имущества должника и производит оплату его услуг за счет имущества должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Отчет об оценке имущества должника подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение двух рабочих дней с даты поступления копии этого отчета в электронной форме.
Как следует из материалов дела, 25.06.2013 между ООО «Судэкс» (исполнитель) и ООО «ОРСервис» в лице конкурсного управляющего ФИО1 (заказчик) заключен договор №21/13.
Согласно пункту 1.1 договора заказчик поручает, а исполнитель производит по поручению заказчика, оценку стоимости имущества; объект оценки – право требования дебиторской задолженности в размере 3 538 634, 77 руб.
Согласно пункту 2.1 договора стоимость работ составляет 6 000 руб.
Факт оказания услуг по договору №21/13 от 25.06.2013 подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ от 28.06.2013.
ООО «Судэкс» выставило должнику счет №20 от 25.06.2013 на сумму 6 000 руб.
Факт понесенных расходов на оплату услуг оценщика на сумму 6 000 руб. подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру №2 от 28.06.2013.
25.04.2014 между ООО «ТНС «Оценка и экспертиза собственности» (исполнитель) и ООО «ОРСервис» в лице конкурсного управляющего ФИО1 (заказчик) заключен договор №18/14.
Согласно пункту 1.1. договора заказчик поручает, а исполнитель производит по поручению заказчика, оценку стоимости имущества; объект оценки – здание, назначение нежилое, площадь общая 275,7 кв.м., инвентарный номер 1594, литер А, А1, этажность 2; склад, назначение нежилое, площадь общая 174,6 кв.м., инвентарный номр 1374, литер А, этажность 2; земельный участок, категория земель земли населенных пунктов под жилой дом и гараж, площадь 1400 кв.м., кадастровый номер 03:23:010518:0028.
Согласно пункту 2.1 договора стоимость работ составляет 18 000 руб.
Факт оказания услуг по договору №18/14 от 25.04.2014 подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ от 25.04.2014.
ООО «Судэкс» выставило должнику счет №18 от 25.04.2014 на сумму 18 000 руб.
Факт понесенных расходов на оплату услуг оценщика на сумму 18 000 руб. подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру №3 от 12.05.2014.
Как следует из материалов дела № А10-4764/2010 лицами, участвующими в деле, не заявлялось о необоснованности привлечения оценщиков для обеспечения деятельности арбитражного управляющего.
В судебном заседании представителем налогового органа указано на обоснованность действий арбитражного управляющего по привлечению оценщиков и необходимость проведения оценки имущества должника.
Таким образом, факт несения данных расходов конкурсным управляющим документально подтвержден, доказательств их неразумности и необоснованности лицами, участвующими в деле, не представлено.
Учитывая, что проведение оценки имущества должника является обязательным мероприятием процедуры банкротства, а для правильности ее проведения и объективности выводов об оценке необходимы специальные познания и навыки в соответствующей области, арбитражный суд приходит к выводу о том, что расходы в деле о банкротстве ООО «ОРСервис» на оплату услуг оценщика являлись необходимыми и обоснованными.
Согласно пункту 1.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом.
Как следует из пояснений заявителя в судебном заседании необходимость нотариального удостоверения документов, подлежащих представлению в регистрирующий орган, вызвана отстранением предыдущего и утверждением нового конкурсного управляющего в деле о банкротстве ООО «ОРСервис».
Факт понесенных расходов на оказание услуг нотариуса в размере 400 руб. подтверждается справкой нотариуса ФИО5 от 10.10.2012.
Обоснованность указанных расходов представителем уполномоченного органа не оспаривается.
С учетом изложенного расходы, понесенные конкурсным управляющим на оплату услуг нотариуса, признаются судом обоснованными.
В соответствии с пунктом 10 статьи 23 Федерального закона «Об архивном деле» при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.
Как следует из буквального содержания приведенной нормы, закон не запрещает конкурсному управляющему привлекать специалистов для упорядочения архивных документов.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 №91 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве» разъяснено, что в силу пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при привлечении привлеченных лиц арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, в том числе привлекать их лишь тогда, когда это является обоснованным, и предусматривать оплату их услуг по обоснованной цене.
При рассмотрении вопроса об обоснованности привлечения привлеченного лица следует, исходя из пункта 5 статьи 20.7 Закона о банкротстве, учитывать в том числе, направлено ли такое привлечение на достижение целей процедур банкротства и выполнение возложенных на арбитражного управляющего обязанностей, предусмотренных Законом, насколько велик объем работы, подлежащей выполнению арбитражным управляющим (с учетом количества принадлежащего должнику имущества и места его нахождения), возможно ли выполнение арбитражным управляющим самостоятельно тех функций, для которых привлекается привлеченное лицо, необходимы ли для выполнения таких функций специальные познания, имеющиеся у привлеченного лица, или достаточно познаний, имеющихся у управляющего, обладает ли привлеченное лицо необходимой квалификацией.
12.03.2013 между ООО «ОРСервис» в лице конкурсного управляющего ФИО1 (заказчик) и ФИО3 (исполнитель) заключен договор на оказание услуг по экспертизе ценности, научно-технической обработке документов для сдачи в архив.
Согласно пункту 1.1. договора исполнитель обязуется оказать заказчику следующие услуги: произвести экспертизу ценности документов, научно-техническую обработку документов за период с 2000-2010 гг. и подготовить научно-справочный аппарат к ним для сдачи на государственное хранение в архивный отдел МО «город Северобайкальск», а заказчик обязуется принять и оплатить услуги.
В силу пункта 1.5. договора предварительная стоимость услуг составляет 50 000 руб.
В материалы дела представлены копии описей для постоянного хранения №1 и дел по личному составу №2, согласно которым исполнителем систематизировано и подготовлено к передаче в архив 80 единиц хранения, в том числе учредительные документы, приказы по личному составу, трудовые контракты и договоры, ведомости начисления заработной платы, личные карточки формы Т-2, невостребованные трудовые книжки, журнал регистрации приказов.
01.08.2013 между сторонами договора подписан акт выполненных работ, согласно которому ФИО3 (Исполнитель) осуществлены в рамках договора от 12.03.2013 на оказание услуг по экспертизе ценности, научно-технической обработке документов ООО «ОРСервис» за 2000-2010гг. следующие виды работ:
- определение практической ценности документов с целью установления сроков хранения с полным полистным просмотром документов;
- проверка физического и санитарно-гигиенического состояния дел, подлежащих приему в архив, обеспыливание, просушка документов;
- формирование дел из россыпи документов и переформирование дел;
- систематизация документов по хронологическим, структурным и тематическим признакам;
- систематизация листов в деле;
- составление внутренних описей в делах;
- редактирование заголовков дел;
- подшивка дел;
- нумерация листов в делах;
- оформление обложек дел, листа-заверителя дела, листа использования документов;
- составление и оформление описей дел (опись №1, опись №2, титульный лист к описям);
- -распечатка описей и научно-справочного аппарата к ним;
- составление предисловия к описям фонда;
- прием-сдача дел учреждению после завершения работ по упорядочению документов и дел.
Факт понесенных расходов на оплату услуг специалиста по обработке и подготовке сдачи документов в архив подтверждается платежным поручением №35 от 13.03.2013 на сумму 50 000 руб.
Согласно пункту 3 статьи 20.7 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" размер оплаты услуг лиц, привлеченных внешним управляющим или конкурсным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, за исключением лиц, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, составляет при балансовой стоимости активов должника: от десяти миллионов рублей до ста миллионов рублей - не более трехсот девяноста пяти тысяч рублей и одного процента размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над десятью миллионами рублей.
Как следует из бухгалтерского баланса ООО «ОРСервис» за 2010 год, представленного в материалы дела, размер активов должника по состоянию на дату, предшествующую обращению налогового органа в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом составлял 20 928 000 руб.
Исходя из указанной балансовой стоимости имущества ООО "ОРСервис" лимит расходов на оплату услуг привлеченных лиц на период конкурсного производства, в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 20.7 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", составляет 504 280 рублей.
Таким образом, лимит оплаты услуг лиц, привлеченных конкурсным управляющим в период конкурсного производства, не превышен.
С учетом изложенного, учитывая объем работ, выполненных привлеченным лицом по систематизации документации должника, а также принимая во внимание заявление арбитражного управляющего об уменьшении размера денежных средств, заявленных к взысканию с налогового органа, до 25 000 руб., суд признает понесенные конкурсным управляющим расходы на упорядочение архивных документов разумными, обоснованными и подлежащими возмещению за счет заявителя.
Вместе с тем, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 №91 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве», арбитражный суд отказывает в признании обоснованными расходов в размере 300 руб., понесенных конкурсным управляющим на оплату услуг общества с ограниченной ответственностью «Главбух», привлеченного для подготовки отчетности ООО «ОРСервис» за 2014 год. При этом суд полагает, что с учетом познаний, имеющихся у арбитражного управляющего, выполнение указанной работы было возможно самим управляющим без привлечения иных лиц.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств необоснованности привлечения конкурсным управляющим ООО «ОРСервис» специалистов по оценке имущества должника, упорядочению архивных документов, расходов на публикацию сведений о процедурах банкротства и нотариальные услуги, суду не представлено.
Понесенные расходы в размере 55 050 руб. арбитражному управляющему ФИО1 не возмещены.
При таких обстоятельствах, учитывая, что арбитражный управляющий не был отстранен от проведения процедуры банкротства в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей, понесенные им расходы связаны с процедурой банкротства должника – ООО «ОРСервис», признаны судом разумными, обоснованными и подтверждены документально, заявление арбитражного управляющего подлежит удовлетворению в части.
Руководствуясь статьями 223-225 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 20.6, 59, 60 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Заявление арбитражного управляющего ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России №4 по Республике Бурятия в пользу ФИО1 55 050 руб. – расходы, понесенные в рамках дела №А10-4764/2010 о несостоятельности (банкротстве) отсутствующего должника - общества с ограниченной ответственностью «ОРСервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>).
В удовлетворении заявления в остальной части отказать.
Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья М.Н.Бурлаков