ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А10-4836/12 от 13.03.2013 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о выделении требований в отдельное производство,
о приостановлении производства по делу т назначении экспертизы

г. Улан-Удэ

Дело №А10-4836/2012

13 марта 2013 г.

Резолютивная часть определения объявлена 12 марта 2013 г.

В полном объеме определение изготовлено 13 марта 2013 г.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Орлова Э.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сергеевой И.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Республиканского агентства лесного хо-

зяйства

к Администрации муниципального образования «Кяхтинский район» Республики Бурятия, Индивидуальному предпринимателю Москвитину Сергею Ивановичу

о признании недействительными постановления, признании недействительным договора аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки, исключении земельного участка из государственного кадастра недвижимости,

при участии:

от истца: Гылыпкылов Р.Ю. – представитель по доверенности от 29.06.2012г.,

от ответчиков:

от Администрации муниципального образования «Кяхтинский район» Республики Бурятия: Чумакова О.А. – представитель по доверенности от 19.10.2012г.,

от Индивидуального предпринимателя Москвитина Сергея Ивановича: Бурлов Н.А. – представитель по доверенности от 19.10.2012г.,

от третьих лиц:


от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия: не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела без его участия,

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия: не явился, представитель извещен под расписку,

от Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»: не явился, определение суда вручено 12.02.2013г., почтовое уведомление №670008 58 94125 3,

установил:

Республиканское агентство лесного хозяйства (ОГРН 1070326000513, ИНН 0326041154) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Администрации муниципального образования «Кяхтинский район» Республики Бурятия (ОГРН 1020300716700, ИНН 0312002282), Индивидуальному предпринимателю Москвитину Сер- гею Ивановичу (ОГРН 305031231300012, ИНН 031200492907) о признании недействительными постановления №633-з МО «Кяхтинский район» от 24.08.2012г., признании недействительным договора аренды земельного участка №307 от 24.08.2012г. и применении последствий недействительности ничтожной сделки, исключении земельного участка с кадастровым номером 03:12:000000:266 из государственного кадастра недвижимости.

Определением суда от 14.11.2012г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия; Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Истцом указано, что земельный (лесной) участок с кадастровым номером 03:12:000000:266 площадью 92 409 кв.м. передан в пользование ИП Москвптину С.И. по до- говору аренды № 307 земельного участка от 24.08.2012г. Основанием для заключения договора аренды являлось постановление МО «Кяхтинский район» от 24.08.2012г. № 633 - з.

В соответствии с Лесохозяйственным регламентом Кяхтинского лесничества и свидетельством о государственной регистрации права земельный участок с кадастровым номером 03:12:000000:266 находится в федеральной собственности, категория земель: земли лесного фонда.

Агентство считает, что указанные выше договор аренды и постановление являются не- действительными и нарушают права и законные интересы истца (ограничивает права распоряжения лесным участком) на земли лесного фонда.


Согласно справке №714-рлк/1 от 20.08.2012г., предоставленной Отделом федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственно- го пожарного надзора в лесах и акта натурального обследования лесного участка от 20.08.2012г., предоставленного отделом организации и обеспечения деятельности Кяхтинского лесничества, при участии специалиста Комитета по ЖКХ, строительству и имущественным отношениям Кяхтинского района было проведено натуральное обследование земельного участка с кадастровым номером 03:12:000000:266, по результатам обследования выявлено, что указанный земельный участок находится на землях лесного фонда. В соответствии с Лесохозяйственным регламентом Кяхтинского лесничества, участок также находится на землях лесного фонда и имеет местоположение: Кяхтинский район, Кяхтинсоке участковое лесничество, квартал 76 ,части выделов 23, 33, 34, квартал 77 части выделов 13,27,31, квартал 85 часть выделов 6, квартал 86 часть выделов 1,8,9,10,18,26,29, общей площадью 9,3 га. По целевому назначению лесов земельный участок относится к защитным лесам, категория зашитности лесов - зеленые зоны кварталы 77,86 (стр. 20 Регламента); леса расположенные в полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах - кварталы 76,85 (стр. 22 Регламента). Право собственности Российской Федерации на лесные участки в границах Кяхтинского лесничества подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 28.07.2004г. за номером 03-01/23 - 72/2004 - 296.

В силу п.п. 2,4,6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов, передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков находящихся в государственной собственности, определен ст. 71 Лесного кодекса РФ. В Республике Бурятия органом государственной власти в области лесных отношений является Республиканское агентство лесного хозяйства.

У МО «Кяхтинский район» отсутствовали правовые основания и полномочия для распоряжения лесным участком, относящихся к федеральной собственности. Постановление МО «Кяхтинский район» о выделении земельного участка не является основанием для возникновения права пользования лесным участком. Для предоставления в пользование земельных участков, входящих в состав земель лесного фонда, необходим перевод лесного участка либо в категорию земель сельскохозяйственного назначения, либо в категорию земель населенных пунктов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". МО «Кяхтинский


район» с заявлением о предоставлении лесного участка в пользование или переводе лесного участка из одной категории в другую в Агентство или лесничество не обращались.

Оспариваемое постановление предусматривает вид разрешенного использования земельного участка - для размещения полигонов твердых бытовых отходов, что не соответствует разрешенному виду использования лесов, предусмотренному Лесным кодексом РФ (статья 25 Лесного кодекса РФ).

В статье 25 Лесного кодекса РФ определены виды использования лесов, в соответствии с которым существует возможность использовать лесные участки. Использование лесов для размещения полигонов твердых бытовых отходов на землях лесного фонда Лесным кодексом РФ не предусмотрено.

МО «Кяхтинский район» в обоснование своих полномочий по распоряжению земельным участком предоставило истцу справку, выданную МКУ «г.Кяхта» от 09.10.2012г. №960, согласно которой МО «Кяхтинский район» разработан и направлен для согласования в Министерство регионального развития Российской Федерации генеральный план г.Кяхта и проект детальной планировки п.Слобода, при этом территория свалки в местности «Ильмовая падь» включена в черту населенного пункта г.Кяхта. По состоянию на 07.11.2012г. генеральный план г.Кяхта в установленном порядке не согласован.

Представителем истца исковые требования были уточнены, истец просил признать не- действительными постановления №633-з МО «Кяхтинский район» от 24.08.2012г., признать недействительным договора аренды земельного участка №307 от 24.08.2012г. и применить последствия недействительности ничтожной сделки. Уточнение исковых требований судом было принято.

Представитель ответчика Администрации МО «Кяхтинский район» указал, что 07.11.2008г. вынесено решение Кяхтинского районного суда по иску прокурора района о признании незаконным бездействия МО «Кяхтинский район» по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов. В связи с исполнением решения суда были выделены денежные средства для межевания земельного участка и по разработке проектно- сметной документации на конкурсной основе для устройства полигона для утилизации и переработки твердых бытовых отходов и промышленных отходов. После проведения необходимых изыскательских работ по климату, почвам, геологическим и гидрологическим условиям местности, межевания земельною участка пол полигон, издано постановление №836-з от 25.l1.20l0г. о предоставлении Комитету по ЖКХ. строительству и имущественным отношениям земельного участка с кадастровым номером 03:12:000000:266 обшей площадью 92409 кв.м.. расположенный по адресу: г. Кяхта, местность «Ильмовая падь», выдано свидетельство о государственной регистрации права на постоянное (бессрочное) пользование. Вышесказанная, местность на протяжении 60 и более лет является местом размещения твердых быто-


вых отходов. Совместно с устройством полигона велась работа по проектной документации по генплану МО «Город Кяхта» и земли, выделенные под полигон твердых бытовых от- ходов, в соответствии с генпланом обозначены как земли поселений. Однако, направленная документация на утверждение генерального плана в Министерство регионального разлития РФ до настоящего времени не возвращена. Администрация МО «Кяхтипский район» неоднократно обращалась в Агентство лесного хозяйства о переводе земель лесного фонда в земли населенных пунктов, Однако, надлежащего ответа не получали. На последнее наше обращение был дан ответ о подготовке иска в суд.

На сегодняшний день земельный участок с кадастровым номером 03:12:000000:266 принадлежит Комитету по ЖКХ строительству и имущественным отношениям МО «Кяхтип- ский район». Право собственности на лесные участки в границах Кяхтинского лесничества надлежащим образом не оформлены и не поставлены на кадастровый учет, границы лесного земельного участка не установлены. Комитету при постановке на кадастровый учет земельного участка под полигон в 2011г. ничто не воспрепятствовало.

Представитель ответчика, Индивидуального предпринимателя Москвитина Сергея Ивановича, с исковыми требованиями также не согласен. В отзыве указал, что в соответствии с постановлением МО «Кяхтинский район» № 836-з от 25.11.2010г. земельный участок с кадастровым номером 03:12:000000:266 общей площадью 92 409 кв.м., расположенный по адресу: Республика Бурятия, Кяхтинский район, г.Кяхта, местность «Ильиовая падь» предоставлен Комитету по ЖКХ, строительству и имущественным отношениям муниципального образования «Кяхтинский район» в постоянное (бессрочное) пользование. Земельный уча- сток относится к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: для размещения полигонов твердых бытовых отходов. На основании указанного постановления управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия в соответствии с действующим законодательством право зарегистрировано, внесена запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и 12.01.2011г. выдано свидетельство о госрегистрации права 03-АА № 017533.

Постановление никем не оспорено, противоречащим закону полностью или в части не признано, соответственно законным правообладателем в настоящее время является Комитет по ЖКХ, строительству и имущественным отношениям муниципального образования «Кяхтинский район».

Постановлением МО «Кяхтинский район» № 633-з от 24.08.2012г. указанный земельный участок предоставлен в аренду на 49 лет Москвитину С.И., с последним заключен договор аренды земельного участка № 307 от 24.08.2012г. Принятие решения и заключение до- говора аренды произведено в соответствии с действующим законодательством уполномоченными лицами, с соблюдением установленной законом процедуры.


В обоснование таких требований истец указывает, что постановлением № б33-з и до- говором № 307 нарушены права и законные интересы истца «(ограничивает право распоряжения лесным участком)». Вместе с тем, очевидно, что ни постановление № б33-з, ни договор № 307 права и законные интересы истца не нарушают, а вероятное удовлетворение исковых требований повлечет лишь приведение сторон по договору № 307 в первоначальное со- стояние: земельный участок будет передан МО «Кяхтинский район».

При этом вероятное удовлетворение судом таких требований не повлечет восстановления, якобы, нарушенных прав и законных интересов истца: земельный участок в соответствии с постановлением № 836 и Единым государственным реестром прав на недвижимое имущество и сделок с ним будет находится в постоянном (бессрочном) пользовании у комитета по ЖКХ, строительству и имущественным отношениям муниципального образования «Кяхтинский район» с категорией: земли населенных пунктов - для размещения полигонов твердых бытовых отходов.

В ходе рассмотрения дела представитель истца ходатайствовал о назначении по делу экспертизы, на разрешение просит поставить вопросы:

- имеет ли место пересечение (наложение) границ участка лесного фонда (Кяхтинское лесничество, Кяхтинсокое участковое лесничество, квартал 76 части выделов 23,33,34, квартал 77 части выделов 13,27,31, квартал 85 часть выдела 6, квартал 86 часть выделов 1,8,9,10,18,26,29) с границами земельного участка с кадастровым номером 03:12:000000:266, площадью 9,3 га;

- если пересечение (наложение) границ указанных земельных участков имеется, то в какой площади.

Проведение экспертизы истец просит поручить ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», эксперт Шагдуров Альберт Сергеевич.

Согласно письму ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» №257 от 07.02.2013г., согласно которому данное учреждение готово провести землеустроительную экспертизу по делу №А10-4836/2012 в срок до двух месяцев, размер вознаграждения 27 800 руб.

Представители ответчиков возражений против назначения экспертизы по делу не пред- ставили.

На основании части 1 статьи 82 Кодекса для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо


если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.

В связи с тем, что сторонами оспаривается фактическое расположение земельного участка с кадастровым номером 03:12:000000:266 относительно выделов 23,33,34 квартала 76, выделов 13,27,31 квартала 77, выдела 6 квартала 85, выделов 1,8,9,10,18,26,29,квартала 86, принимая во внимание заявленное истцом ходатайство о необходимости экспертного исследования упомянутых обстоятельств, суд считает необходимым назначить по делу экспертизу.

Пунктами 4, 9, 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006г. № 66 «О некоторых вопросах практики применения арбитражны- ми судами законодательства об экспертизе» установлено, что в соответствии с положениями части 4 статьи 82, части 2 статьи 107 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в определении о назначении экспертизы должны быть решены вопросы о сроке ее проведения, о размере вознаграждения эксперту (экспертному учреждению, организации), определяемом судом по согласованию с участвующими в деле лицами и по соглашению с экспертом (экспертным учреждением, организацией), указаны фамилия, имя, отчество эксперта.

Учитывая предмет спора, сложность экспертизы с учетом обстоятельств дела, отсутствие возражений сторон относительно поручения экспертизы другой экспертной организации, суд полагает целесообразным поручить проведение экспертизы эксперту ФГУП «Ростехинвентаризация» - Федеральное БТИ Шагдурову Альберту Сергеевичу.

Эксперту следует ответить на следующие вопросы:

- имеет ли место пересечение (наложение) границ участка лесного фонда (Кяхтинское лесничество, Кяхтинсокое участковое лесничество, квартал 76 части выделов 23,33,34, квартал 77 части выделов 13,27,31, квартал 85 часть выдела 6, квартал 86 часть выделов 1,8,9,10,18,26,29) с границами земельного участка с кадастровым номером 03:12:000000:266, площадью 9,3 га;

- если пересечение (наложение) границ указанных земельных участков имеется, то в какой площади.

На основании пункта 1 статьи 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, производство по делу приостанавливается до окончания ее проведения.

В силу пункта 1 статьи 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд вправе приостановить производство по делу в случае назначения арбитражным судом экспертизы. Производство по делу в этом случае приостанавливается в соответствии с пунктом 4 статьи 145 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до истечения срока, установленного арбитражным судом.


Расходы по оплате экспертизы суд возлагает на истца.

Платежными поручениями №815 и №808 от 20.02.2013г. на депозит арбитражного су- да истец перечислил 27 800 руб.

Кроме того, судом установлено, что истцом заявлены два требования: о признании не- действительными постановления №633-з МО «Кяхтинский район» от 24.08.2012г., и признании недействительным договора аренды земельного участка №307 от 24.08.2012г., приме- нить последствия недействительности ничтожной сделки.

Требование о признании недействительными постановления МО «Кяхтинский район» №633-з от 24.08.2012г. подлежит рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации «Рассмотрение дел об оспаривании ненорма- тивных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц», а требования о признании недействительным договора аренды земельного участка №307 от 24.08.2012г, применении последствий недействительности ничтожной сделки, в порядке искового производства (раздел II Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 3 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд первой инстанции вправе выделить одно или несколько соединенных требований в отдельное производство, если признает раздельное рассмотрение требований соответствующим целям эффективного правосудия.

Изучив материалы дела, суд признает целесообразным раздельное рассмотрение заявленных требований.

На основании изложенного суд выделяет в отдельное производство требование Республиканского агентства лесного хозяйства о признании недействительными постановления МО «Кяхтинский район» №633-з от 24.08.2012г.

В рамках дела № А10-4836/2012 будет рассматриваться требование о признании недействительным договора аренды земельного участка №307 от 24.08.2012г. и применении по- следствий недействительности ничтожной сделки.

Руководствуясь статьями 82, 130, 144, 147 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

1. Выделить из дела № А10-4836/2012 в отдельное производство требование о признании недействительным постановления Муниципального образования «Кяхтинский район» №633-з от 24.08.2012г.


2. Назначить по делу экспертизу и по-ручить ее проведение эксперту ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное бюро технической инвентаризации» Шагдурову Альберту Сергеевичу.

3. На разрешение эксперта поставить следующие вопросы: - имеет ли место пересечение (наложение) границ участка лесного фонда (Кяхтинское лесничество, Кяхтинское участковое лесничество, квартал 76, части выделов 23,33,34, квартал 77 части, выделов 13,27,31, квартал 85, часть выдела 6, квартал 86, часть выделов 1,8,9,10,18,26,29) с границами земельного участка с кадастровым номером 03:12:000000:266, площадью 9,3 га;

- если пересечение (наложение) границ указанных земельных участков имеется, то в какой площади.

4. В распоряжение экспертов представить копии следующих документов из материалов дела №А10-4836/2012:

- исковое заявление Республиканского агентства лесного хозяйства,

- договор аренды земельного участка №307 от 24.08.2012г.,

- акт приема передачи земельного участка к договору аренды №307 от 24.08.2012г.,

- приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.10.2008г. №310,

кадастровый паспорт земельного участка от 22.11.2010г. №0312/203/10-594

справка №714-рлк/1 от 20.08.2012г.,

- план расположения лесного участка,

- акт натурного обследования лесного участка от 20.08.2012г.,

- свидетельство о государственной регистрации права от 28.07.2004г. 03 АА №179870,

- лесохозяйственный регламент Кяхтинского лесничества,

- отзыв на иск Управления Росреестра по Республике Бурятия,

- акт выбора лесного фонда и предварительного согласования места размещения объекта от 22.01.2008г.,

- чертеж участка лесного фонда,

- свидетельство о государственной регистрации права от 12.01.2011г. 03 АА 017533,

- отзыв на исковое заявление Администрации МО «Кяхтинский район»,

- постановление МО «Кяхтинский район» №633-з от 24.08.2012г.,

- санитарно-эпидемиологическое заключение от 05.07.2010г.,

- постановление МО «Кяхтинский район» №836-з от 25.11.2010г.

При необходимости представить эксперту по его запросу в суд дополнительные документы из материалов дела.

5. Суд предупреждает эксперта об уголовной ответственности, предусмотренной статьями 307, 308 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного за-


ключения, и разъясняет, что в экспертном заключении эксперты обязаны дать письменную расписку о предупреждении их об уголовной ответственности.

Проведение экспертизы должно быть окончено и заключение эксперта с распиской эксперта о предупреждении об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения представлено в Арбитражный суд Республики Бурятия в срок до 13 апреля 2013г.

6. Производство по делу №А10-4836/2012 приостановить до13 апреля 2013г.

Определение в части приостановления производства по делу может быть обжаловано в месячный срок в Четвертый арбитражный апелляционный суд.

Судья

Э.Л.Орлов



2

3

4

5

6

7

8

9

10