АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ||
об отказе в принятии обеспечительных мер | ||
г. Улан-Удэ | ||
14 ноября 2012 года | Дело №А10-4836/2012 |
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Орлова Э.Л.
рассмотрев заявление Республиканского агентства лесного хозяйства о принятии обеспечительных мер
установил:
Республиканское агентство лесного хозяйства (ОГРН 1070326000513, ИНН 0326041154) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Администрации муниципального образования «Кяхтинский район» Республики Бурятия (ОГРН 1020300716700, ИНН 0312002282), Индивидуальному предпринимателю Москвитину Сергею Ивановичу (ОГРН 305031231300012, ИНН 031200492907) о признании недействительными постановления №633-з МО «Кяхтинский район» от 24.08.2012г., признании недействительным договора аренды земельного участка №307 от 24.08.2012г. и применении последствий недействительности ничтожной сделки, исключении земельного участка с кадастровым номером 03:12:000000:266 из государственного кадастра недвижимости.
Определением от 14.11.2012 г. судом принято к производству указанное исковое заявление.
В исковом заявлении истцом также заявлено о принятии обеспечительных мер по делу в виде запрещения ответчикам осуществлять действия по отчуждению земельного участка с кадастровым номером 03:12:000000:266 третьим лицам, а также складирования твердых бытовых отходов на указанном земельном участке до вступления в законную силу решения суда по данному делу.
В соответствии со статьей 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях,
предусмотренных настоящим Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
Согласно части 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований:
1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта,
2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006г. № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» разъяснено, что арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, рассматривая заявления о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она предполагает фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» указано, что при решении вопроса о применении обеспечительных мер суд должен иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
При этом согласно пункту 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 г. №11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» доказывание наличия обстоятельств, указанных в части 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возложено на заявителя, который должен обосновать причины обращения с заявлением об обеспечении иска конкретными обстоятельствами,
подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер и представить доказательства, подтверждающие его доводы.
В обоснование ходатайства истцом указано, что земельный (лесной) участок с кадастровым номером 03:12:000000:266. площадью 92 409 кв.м. передан в пользование ИП Москвптину С.И. по договору аренды № 307 земельного участка от 24.08.2012г. Основанием для заключения договора аренды являлось постановление МО «Кяхтинский район» от 24.08.2012г. № 633 - з.
В соответствии с Лесохозяйственным регламентом Кяхтинского лесничества и свидетельством о государственной регистрации права земельный участок с кадастровым номером 03:12:000000:266 находится в федеральной собственности, категория земель: земли лесного фонда.
Агентством считает, что указанные выше договор аренды и постановление являются недействительными и нарушают права и законные интересы истца (ограничивает права распоряжения лесным участком) на земли лесного фонда.
Предоставленный Постановлением о предоставлении в собственность земельный участок с кадастровым номером 03:12:000000:266 является собственностью Российской Федерации, находится на землях лесного фонда. По целевому назначению лесов относится к защитным лесам, категория зашитности лесов - зеленые зоны кварталы 77,86 (стр. 20 Регламента); леса расположенные в полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах - кварталы 76,85 (стр. 22 Регламента). Право собственности Российской Федерации на лесные участки в границах Кяхтинского лесничества подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 28.07.2004г. за номером 03-01/23 - 72/2004 - 296.
В силу п.п. 2,4,6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов, передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков находящихся в государственной собственности, определен ст. 71 Лесного кодекса РФ.
В Республике Бурятия органом государственной власти в области лесных отношений является Республиканское агентство лесного хозяйства.
У МО «Кяхтинский район» отсутствовали правовые основания и полномочия для распоряжения лесным участком, относящихся к федеральной собственности. Постановление
МО «Кяхтинский район» о выделении земельного участка не является основанием для возникновения права пользования лесным участком
Для предоставления в пользование земельных участков, входящих в состав земель лесного фонда, необходим перевод лесного участка либо в категорию земель сельскохозяйственного назначения, либо в категорию земель населенных пунктов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". МО «Кяхтинский район» с заявлением о предоставлении лесного участка в пользование или переводе лесного участка из одной категории в другую в Агентство или лесничество не обращались.
Оспариваемое постановление предусматривает вид разрешенного использования земельного участка - для размещения полигонов твердых бытовых отходов, что не соответствует разрешенному виду использования лесов, предусмотренному Лесным кодексом РФ (статья 25 Лесного кодекса РФ).
В статье 25 Лесного кодекса РФ определены виды использования лесов, в соответствии с которым существует возможность использовать лесные участки. Использование лесов для размещения полигонов твердых бытовых отходов на землях лесного фонда Лесным кодексом РФ не предусмотрено.
Заявитель считает, что необходимо принять обеспечительные меры в отношении земельного участка с кадастровым номером 03:12:000000:266, площадью 92 409 кв.м., имеющим местоположение: Республика Бурятия, Кяхтинский район, г. Кяхта, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения полигонов твердых бытовых отходов, поскольку непринятие обеспечительных мер в виде запрета МО «Кяхтинский район» и ИП Москвитину СИ. осуществлять действия по отчуждению земельного участка с кадастровым номером 03:12:000000:266 третьим лицам до вступления в законную силу решения суда по данному делу может затруднить исполнение судебного акта.
В настоящее время, действия по эксплуатации полигона твердых бытовых отходов на лесном участке причиняют значительный ущерб заявителю. По данным Агентства на полигон твердых бытовых отходов на лесном участке осуществляется складирование твердых бытовых отходов, и произведена незаконная рубка лесных насаждений породы сосна в объеме 294 штук в объеме 70 куб.м. (Согласно справке № 714 - рлк/1 предварительный ущерб лесному хозяйству составил 1 036 000 руб.).
По целевому назначению лесов лесной участок отнесен к защитным лесам с категорией защитности - зеленые зоны. Нахождение на лесном участке полигона твердых бытовых отходов приносит ущерб окружающей среде и Агентству. В связи с чем, Агентство полагает, что необходимо также принять обеспечительные меры в отношении земельного участка с
кадастровым номером 03:12:000000:266 в виде запрета ответчикам складирования на лесной участок твердых бытовых отходов.
Проанализировав вышеизложенные основания для принятия обеспечительных мер, суд полагает их недостаточными для удовлетворения соответствующего ходатайства Агентства.
Из заявления истца и прилагаемых к иску документов, суд не усматривает, что существует реальная угроза отчуждения ответчиками спорного имущества.
Предполагаемая возможность отчуждения имущества без каких-либо доказательств не может служить основанием для принятия истребуемых обеспечительных мер.
Заявителем не указаны основания, подтверждающие реальность существенного нарушения имущественных прав и интересов Республиканского агентства лесного хозяйства и угрозы причинения ему значительного ущерба действиями ответчиков. Заявитель не представил бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что в случае непринятия обеспечительной меры могут возникнуть последствия, указанные в части 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В то время как, обеспечительные меры принимаются судом на основании наличия конкретных обстоятельств, способствующих невозможности исполнения решения суда.
Кроме того, обеспечительные меры, о которых ходатайствует истец, по сути, являются вмешательством в хозяйственную деятельность ответчиков и не соответствуют цели обеспечения баланса интересов заинтересованных сторон.
Руководствуясь статьями 90, 91, 93 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
В удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер отказать.
Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Республики Бурятия.
Судья | Э.Л. Орлов |
2
3
4
5