АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов
г. Улан-Удэ | Дело №А10-5202/2012 |
«25» апреля 2013 года |
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Аюшеевой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Автономного учреждения социального обслуживания «Улан- Удэнский комплексный центр социального обслуживания населения «Доверие» (ОГРН 1020300905085, ИНН 0323088958) к Министерству здравоохранения Республики Бурятия (ОГРН 1020300973065, ИНН 0323056515) о взыскании судебных расходов в размере 10000 руб.,
при участии в заседании:
заявителя – не явился, извещен;
ответчика – Кошелевой Н.А., представителя по доверенности №298 от 01.02.2013;
соответчика- Республика Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия: Малыгиной И.Н., представителя по доверенности № 01-01-12/13 от 22.04.2013;
соответчика- Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия: Клишиной С.Г., представителя по доверенности № 02-09-32/14-28/203-5 от 24.01.2013;
третьего лица- Управления Росздравнадзора по Республике Бурятия: не явился, извещен,
установил:
Министерство здравоохранения Республики Бурятия (далее- Министерство) обратилось с заявлением к Автономному учреждению социального обслуживания «Улан- Удэнский комплексный центр социального обслуживания населения «Доверие» (далее- АУСО «Улан-Удэнский комплексный центр социального обслуживания населения «Доверие», учреждение) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением по делу от 18.12.2012 суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия (далее- Управление Росздравнадзора по Республике Бурятия).
Дело рассмотрено в порядке статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 11.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11.02.2013 вступило в законную силу.
26.02.2013 АУСО «Улан-Удэнский комплексный центр социального обслуживания населения «Доверие» обратилось в суд с заявлением к Министерству здравоохранения Республики Бурятия о взыскании судебных расходов в размере 10000 руб.
Определением суда от 27.02.2013 заявление принято к производству.
Определением суда от 09.04.2013 суд на основании статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве соответчиков Республику Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия и Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия.
Заявитель в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении заявления без участия представителя заявителя, дополнительно представил копию примерных расценок оплаты услуг адвокатов Коллегии адвокатов Республики Бурятия на 3 листах.
Третье лицо- Управление Росздравнадзора по Республике Бурятия в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть заявление в отсутствие заявителя и третьего лица.
Представитель ответчика в судебном заседании требования заявителя не признал, пояснил, что в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 15.10.2007 № 319 Министерство здравоохранения Республики Бурятия является исполнительным
органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения на территории Республики Бурятия. В соответствии с пунктом 14 Положения финансирование расходов на содержание аппарата Министерства осуществляется за счет средств, предусматриваемых в республиканском бюджете на государственное управление. Постановлением установлено, что финансирование Министерства здравоохранения Республики Бурятия осуществляется за счет средств республиканского бюджета – 33 единицы, а также за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета республиканскому бюджету в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий в сфере охраны здоровья граждан- 4 единицы.
Представитель соответчика- Республика Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия в судебном заседании пояснил, что Министерство здравоохранения Республики Бурятия является главным распорядителем средств республиканского бюджета, в силу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и приложения №12 к Закону Республики Бурятия от 10.12.2012 № 1847-IV «О республиканском бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Учитывая изложенное, Министерство здравоохранения как главный распорядитель средств республиканского бюджета самостоятельно выступает в суде и несет ответственность по своим обязательствам.
Представитель соответчика- Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия в судебном заседании пояснил, что Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия является органом исполнительной власти, исполняющим кассовое обслуживание федерального бюджета. Министерство здравоохранения является главным распорядителем средств республиканского бюджета, соответственно Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия не может являться ответчиком по данному делу о взыскании с Министерства здравоохранения Республики Бурятия судебных расходов.
Исследовав представленные доказательства, выслушав представителей сторон, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам,
расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Порядок распределения судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентируется статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу части 1 которой судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 20 Информационного письма от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
Исходя из положений указанных норм, возмещению подлежат все фактически понесенные судебные расходы в разумных пределах, связанные с рассмотрением дела.
Лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность (п.3 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 121).
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, подтверждающие факт выплаты гонорара за оказание представительских услуг и разумность расходов на оплату услуг представителя, а также несение иных затрат должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов.
Интересы ответчика- АУСО «Улан-Удэнский комплексный центр социального обслуживания населения «Доверие» по делу №А10-5202/2012 на основании доверенности от 11.12.2012 представлял ФИО1, что подтверждается материалами дела.
Заявителем предъявлено требование о возмещении понесенных им расходов на оплату услуг представителя, таким образом, он должен доказать факт осуществления этих платежей.
В подтверждение понесенных расходов на оплату услуг представителя заявитель представил:
- договор возмездного оказания услуг от 20.12.2012;
- квитанцию к приходному кассовому ордеру № 4 от 20.12.2012;
- акт приема-передачи выполненных работ/оказания услуг от 14.02.2013;
- примерные расценки оплаты услуг адвокатов Коллегии адвокатов Республики Бурятия.
Как следует из договора возмездного оказания услуг от 20.12.2012, заключенного между АУСО «Улан-Удэнский комплексный центр социального обслуживания населения «Доверие» (заказчик) и ООО «Ваш партнер» (исполнитель), исполнитель обязуется по заданию и за счет заказчика оказать юридические услуги по защите экономических интересов заказчика при рассмотрении в Арбитражном суде Республики Бурятия заявления Министерства здравоохранения Республики Бурятия о привлечении заказчика к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в том числе: консультационные услуги, составление проектов возражений, сбор документов к подготовке судебного заседания (п. 1 договора). Стоимость услуг составляет 10000 руб. (п. 6 договора). Услуги оплачиваются не позднее 3-х банковских дней с момента подписания договора (п. 7 договора).
В силу части 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон.
Таким образом, стороны свободны при определении условий договора.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 08.04.2013 ООО «Ваш партнер» 02.02.2010 зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1100327001191, директором ООО «Ваш партнер» является ФИО1.
Судебные расходы АУСО «Улан-Удэнский комплексный центр социального обслуживания населения «Доверие» на оплату услуг представителя подтверждаются квитанцией к приходному кассовому ордеру № 4 от 20.12.2012 на сумму 10000 руб., актом приема-передачи выполненных работ/оказания услуг от 14.02.2013 (л.д. 132, 133)
Судом установлено, что представитель АУСО «Улан-Удэнский комплексный центр социального обслуживания населения «Доверие» ФИО1 подготовлены и предъявлены в суд возражения на заявление о привлечении к административной ответственности.
Положительным для АУСО «Улан-Удэнский комплексный центр социального обслуживания населения «Доверие» результатом оказания услуг явилось отказ в удовлетворении требований заявителя в полном объеме, что подтверждает надлежащее исполнение представителем своих обязательств и его качественную работу.
Доказательств чрезмерности судебных расходов ответчиком не представлено.
Согласно пункту 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 121 при оценке разумности понесенных судебных расходов суд учитывает объем и сложность выполненной работы; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; продолжительность рассмотрения и сложность дела; размер гонорара адвоката, представлявшего интересы заявителя в суде.
Понесенные расходы АУСО «Улан-Удэнский комплексный центр социального обслуживания населения «Доверие» на оплату услуг представителя в сумме 10000 рублей не свидетельствуют о явном превышении разумных пределов. Представителем ФИО1 оказаны услуги АУСО «Улан-Удэнский комплексный центр социального обслуживания населения «Доверие», в том числе подготовлены и предъявлены в суд возражения на заявление о привлечении к административной ответственности и другие, соответствующие с поданным иском услуги.
Согласно представленным примерным расценкам оплаты услуг адвокатов Коллегии адвокатов Республики Бурятия, устные советы, справки, консультации юридическим лицам – от 1000 руб., составление заявлений, жалоб, ходатайств и др. документов (в зависимости от сложности) от 2000 руб., участие адвоката в административном производстве (в зависимости от сложности) для юридических лиц – от 50000 руб., собирание доказательств, подтверждающих правовую позицию доверителя от 10000 руб.
Суд, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные заявителем доказательства понесенных им расходов, руководствуясь принципом разумности, считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению в полном объеме, в сумме 10000 руб.
Доводы Министерства здравоохранения Республики Бурятия о том, что судебные расходы подлежат взысканию за счет республиканской казны и будет являться нецелевым использованием бюджетных средств, судом отклоняются.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального
образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:
1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;
2) предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Согласно пунктам 12, 13 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации Главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
- формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;
- отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств;
- осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Министерство здравоохранения Республики Бурятия является главным распорядителем средств республиканского бюджета, что отражено в статье 7 Ведомственной структуры расходов республиканского бюджета Закона Республики Бурятия от 10.12.2010 №1847-1V «О республиканском бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Министерство здравоохранения Республики Бурятия имеет право в рамках статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации распределять бюджетные ассигнования и
лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Таким образом, в силу бюджетного законодательства (статья 158 БК РФ, статья 7 и приложение 12 к Закону РБ от 10.12.2010 №1847-IV «О республиканском бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов») Министерство здравоохранения Республики Бурятия является главным распорядителем средств республиканского бюджета.
Учитывая изложенное, Министерство здравоохранения Республики Бурятия как главный распорядитель средств республиканского бюджета самостоятельно выступает в суде и несет ответственность по своим обязательствам.
Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 12 Информационного письма от 22.12.2005 N 99, судебные расходы, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются с другого лица, участвующего в деле, и в тех случаях, когда это лицо освобождено от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, процессуальным законодательством не предусмотрено освобождение исполнительных органов государственной власти от возмещения судебных издержек.
Более того, из последнего абзаца пункта 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121 следует, что в случае, когда государственный (муниципальный) орган непосредственно является стороной по делу, возмещение судебных расходов производится именно за его счет, а не за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Согласно части 2 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление по вопросу о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, рассмотрением дела в порядке надзора, не разрешенному при рассмотрении дела в соответствующем суде, может быть подано в арбитражный суд, рассматривавший дело в качестве суда первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела по существу.
Заявителем указанный шестимесячный срок не пропущен.
Руководствуясь статьями 101-112, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Заявление Автономного учреждения социального обслуживания «Улан-Удэнский комплексный центр социального обслуживания населения «Доверие» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании судебных расходов удовлетворить полностью.
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Бурятия (ОГРН 1020300973065, ИНН 0323056515), юридический адрес: 670001 Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, Дом Правительства, 1 в пользу Автономного учреждения социального обслуживания «Улан- Удэнский комплексный центр социального обслуживания населения «Доверие» (ОГРН 1020300905085, ИНН 0323088958), юридический адрес: 670042 Республика Бурятия, г. Улан- Удэ, ул. Мокрова, 20 судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 10000 руб.
Во взыскании судебных расходов с Республики Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия и Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия отказать.
Определение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы определение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия определения (изготовления его в полном объеме) через суд, вынесший определение.
В случае обжалования определения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/.
Судья | ФИО2 |
2
3
4
5
6
7
8
9