АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу
г. Улан-Удэ
31 декабря 2015 года Дело № А10-6508/2015
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Кушнаревой Н.П., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Забайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Литейщик» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Забайкальское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Управление) обратилось в суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Литейщик» (далее – ООО «Литейщик», Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявление принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Стороны о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства уведомлены надлежащим образом.
Информация о движении дела также размещалась в сети Интернет на официальном сайте Арбитражного суда Республики Бурятия http://buryatia.arbitr.ru.
Дело рассмотрено в порядке статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов.
Из заявления следует, что 21 октября 2015 года в результате внеплановой проверки установлено, что ООО «Литейщик» осуществляет предпринимательскую деятельность с нарушением условий лицензии при эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
ООО «Литейщик» в отзыве на заявление с требованиями согласилось, просило суд учесть смягчающие обстоятельства, сославшись на добровольное исполнения предписания об устранении допущенных нарушений, выданного Управлением.
Из материалов дела следует, что 19 декабря 1998 года общество с ограниченной ответственностью «Литейщик» зарегистрировано в качестве юридического лица. Основным видом деятельности Общества является обработка отходов и лома черных металлов.
30 декабря 2010 года Обществу Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору выдана лицензия №ВП-64-000386 (КМ) на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, а именно, использованию (эксплуатации) оборудования, работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия; получение расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов.
13 июня 2006 года и 01 декабря 2009 года зарегистрировано право собственности Общества на здание кислородной станции, общей площадью 397,30 кв.м., здание литейного цеха, назначение: производственное, общей площадью 1452,3 кв.м., находящиеся по адресу: <...>.
01 октября 2015 года Врио заместителя руководителя Управления с целью выполнения Плана проведения плановых проверок Управления на 2015 год вынесено распоряжение о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «Литейщик» на предмет проверки соблюдения лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности при эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов на основании лицензии от 30.12.2010 №ВП-64-000386. Указанным распоряжением установлен срок проведения проверки - с 13 октября по 10 ноября 2015 года, назначены лица, уполномоченные на проведение проверки.
В тот же день с распоряжением ознакомлен генеральный директор Общества Жаркой А.И.
16 октября 2015 года по итогам проведения проверки должностными лицами Управления составлен акт проверки, согласно которому установлено нарушение при эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов требований промышленной безопасности, установленных «Правилами безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов», утвержденными приказом Ростехнадзора от 30.12.2013 №656, а именно:
- имеется влага в яме аварийного слива металла плавильной печи №1 (пункт 24);
- имеется влага на шихте, превышающая предельное ее содержание перед загрузкой в плавильные агрегаты №1 (пункт 25);
- опасная зона для нахождения людей в зоне печей не обозначена (пункт 26);
- имеется свисание скрапа на носках ковшей (пункт 41);
- площадки, на которые устанавливаются ковши, имеют неровности (вмятины, выпуклости) (пункт 48);
- металлоконструкции и оборудование не очищены от отложений (пункт 48);
- инструменты и приспособления, используемые для обслуживания технических устройств, имеют изношенную изоляцию (пункт 633);
- на входе в литейный цех не вывешены предупредительные плакаты (пункт 79);
- гибкие кабели для питания электродвигателей тележек, перевозящих расплавы, не защищены от попадания на них искр и брызг металла (пункт 81);
- пол рабочей площадки в местах установки ковшей имеет влагу (пункт 84);
- пожарный выход имеет внутренний запор (пункт 99);
- разряжены огнетушители в модельном складе №2 (пункт 100);
- в пролете литейного цеха отсутствуют специальные устройства для установки съемных траверс (пункт 111);
- отсутствуют схемы движения транспортных средств и пешеходов по территории организации (пункт 116);
- отсутствуют знаки ограничения скорости движения автомобилей и другого безрельсового транспорта на территории организации (пункт 117);
- пожарный выход в литейном цехе загроможден деревянными моделями (пункт 1190;
- площадка плавильной печи №2 имеет неровности в полу (пункт 122);
- площадки литейных пролетов, расположенных в зоне выпуска расплавленных продуктов из печей, имеют разрушение теплоизоляции (пункт 124);
- отсутствует перечень зданий и сооружений, подлежащих контролю безопасности (пункт 127);
- не назначены ответственные лица за эксплуатацию и техническое состояние зданий и сооружений (пункт 131);
- не разработана инструкция по очистке крыш мусора, пыли, снега и льда (пункт 132);
- изогнуто перило лестницы площадки смешивающих бегунов (пункт 148);
- просрочена проверка диэлектрических перчаток 2 пары на подстанции ТП-7 (пункт 247);
- недоукомплектована медицинская аптечка в литейном цехе (пункт 269);
- не заполнен эксплуатационный журнал (пункт 321);
- пол рабочей площадки возле печи не покрыт электроизолирующим настилом (пункт 632);
- не представлены сертификаты на материалы, используемые для приготовления формовочных и стержневых смесей (пункт 800);
- проверка технического состояния копровых устройств проводилась реже двух раз в год (пункт 1025);
- на двери помещения категории А не указаны категория помещения (пункт 1819);
- не обновлены списки лиц, имеющих право выдавать наряд-допуски по предприятию (пункт 1858);
а также требований промышленной безопасности, установленных «Правилами промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденными приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 №116, а именно:
- площадки воздухосборников не имеют сплошной обшивки по низу на высоту не менее 100 мм. (пункт 13);
- отсутствует производственная инструкция на рабочем месте по обслуживанию воздухосборников (подпункт «е», пункт 218);
- не записаны в паспорт номер и дата приказа о назначении ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию воздухосборников (подпункт «о», пункт 218);
- отсутствует на рабочем месте схема включения сосудов кислородной станции (пункт 304);
- обесцветились на шкале манометров воздухосборников красные черты, указывающие рабочее давление в сосуде (пункт 308);
- между манометром и воздухосборником V-10 кубов нет трехкодового крана (пункт 310);
- нет исполнительной схемы трубопроводов воздуха в литейном цехе (пункт 331);
- манометры воздухосборников не установлены с наклоном в 30 градусов (пункт 340);
- отсутствует прибор для внутреннего осмотра кислородных баллонов (пункт 507);
- установлены баллоны на главном проходе кислородной станции (пункт 512).
Копия акта получена директором Общества 16 октября 2015 года.
Уведомлением от 20 октября 2015 года представителю Общества предложено явиться к 14 ч 21 октября 2015 года для составления протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д.33). Копия уведомления получена директором Общества в тот же день.
21 октября 2015 года по выявленным фактам нарушений в присутствии законного представителя Общества главным государственным инспектором Байкальского отдела горного надзора и надзора за маркшейдерскими работами Управления в отношении ООО «Литейщик» составлен протокол №056/11.04.15/юл об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д.7-8).
Изучив материалы дела, суд считает необходимым производство по делу прекратить.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено понятие лицензии. Под ней понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Под лицензионным требованиями той же статьей понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 12 названного Федерального закона деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности отнесена к лицензируемым видам деятельности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.06.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) под промышленной безопасностью опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, а под аварией понимается разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
В соответствии со статьей 2 Закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к названному Закону, согласно которому к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в том числе воспламеняющиеся, горючие, взрывчатые, токсичные.
В силу положений пункта 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно представленному в материалы дела свидетельству о регистрации от 31.05.2013 №А64-00074 в государственном реестре опасных производственных объектов за Обществом зарегистрированы опасные производственные объекты III класса опасности - литейный участок по производству стали, чугуна, бронзы (рег. №А64-00074-0001), площадка кислородной станции (рег. №А64-00074-0002), находящиеся по адресу: Республика Бурятия, <...>.
Как видно из материалов дела указанные объекты на основании лицензии эксплуатируются ООО «Литейщик».
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Российской Федерации, определен в Положении о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492 (далее - Положение).
Лицензирование эксплуатации производственных объектов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (пункт 3 Положения).
В соответствии с пунктом 2 Положения лицензируемый вид деятельности включает в себя выполнение работ на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах по перечню согласно приложению.
Согласно пунктам 7, 8 приложения к Положению, в перечень выполняемых работ на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности включена, в том числе, деятельность по использованию (эксплуатации) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля, пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии), воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия, иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля, получение расплавов черных и цветных металлов, сплавов на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава, составляющее 500 килограммов и более.
Таким образом, учитывая положения приведенных норм, ООО «Литейщик» как лицо, непосредственно эксплуатирующее опасные производственные объекты, обязано выполнять требования промышленной безопасности при их эксплуатации, установленные названными выше нормативными правовыми актами.
Из протокола об административном правонарушении видно, что вменяемое в вину Обществу правонарушение выразилось в нарушении лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «у» пункта 5 «Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492, а именно, в эксплуатации опасных производственных объектов с нарушением требований промышленной безопасности, установленных Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденными Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116, "Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов", утвержденными приказом Ростехнадзора от 30.12.2013 N 656.
По мнению Управления, допущенное Обществом правонарушение образует состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в частях 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ.
Такой специальной нормой в данном случае является часть 1 статьи 9.1 КоАП РФ, которой установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Следовательно, в рассматриваемом случае вмененное в вину Обществу нарушение подлежит квалификации по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, а не по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, как указано Управлением.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса судьями (мировыми судьями).
В свою очередь, абзацем третьим частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ предусмотрено, что судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.33, 7.24, частями 2 и 3 статьи 9.4, статьями 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10 - 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьями 14.17, 14.18, 14.23, 14.27, 14.36, 14.37, частью 2 статьи 14.38, статьями 14.50, 14.43 - 14.49, частью 1 статьи 15.10, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьей 19.33 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1, 14.31.2, 14.32, 14.33 настоящего Кодекса.
Таким образом, рассмотрение заявлений о привлечении юридического лица к административной ответственности по статье 9.1 КоАП РФ, арбитражному суду не подведомственно. В силу части 1 статьи 23.31 КоАП РФ указанные дела рассматривает Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что настоящее дело подлежит прекращению, протокол об административном правонарушении и приложенные к нему документы возврату в Забайкальское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Прекратить производство по делу №А10-6508/2015 по заявлению Забайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Литейщик» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возвратить протокол об административном правонарушении от 21 октября 2015 года №056/11.04.15/юл и прилагаемые к нему документы в Забайкальское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший определение.
Судья Н.П. Кушнарева