АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Улан - Удэ Дело № А10-7035/2015
29 сентября 2016 года
Резолютивная часть определения оглашена 22 сентября 2016 года.
В полном объеме определение изготовлено 29 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Гиргушкиной Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Хоргатхановой Н.Ж., рассмотрев в судебном заседании ходатайство ФИО1 об утверждении плана реструктуризации по делу о признании ФИО1 (дата и место рождения: 23.04.1969, село Верхний Жирим Тарбагатайского района Республики Бурятия, зарегистрированный по адресу: <...>) несостоятельным (банкротом),
при участии:
от должника: ФИО2 – представитель по доверенности от 18.12.2015;
финансовый управляющий: не явился, извещен;
от АО «Российский сельскохозяйственный банк»: ФИО3 – представитель по доверенности от 03.06.2016;
от конкурсного кредитора ФИО4: ФИО5 – представитель по доверенности;
от Управления Росреестра по РБ: ФИО6 – представитель по доверенности №9 от 11.01.2016,
установил:
определением суда от 02 декабря 2015 года принято заявление акционерного общества «Российский сельскохозяйственный банк» о признании ФИО1 несостоятельным (банкротом) к производству.
Определением суда от 04 марта 2016 года в отношении должника - ФИО1 введена процедура реструктуризации долгов гражданина. Финансовым управляющим должником утвержден ФИО7.
Сведения о введении процедуры наблюдения в отношении должника опубликованы в газете «Коммерсант» № 46 от 19.03.2016, в ЕФРСБ 17 марта 2016 года.
К судебному заседанию представителем должника заявлено ходатайство об утверждении плана реструктуризации долгов, представлены письменные объяснения, согласно которым указано, что требования ПАО «Сбербанк России», не обеспеченные залогом имущества и включенные в реестр требований кредиторов должника, не предполагают их обязательного полного погашения в период действия плана реструктуризации долгов. ФИО1 является трудоспособным гражданином, попавшим в трудную жизненную ситуацию, который предпринимает и будет принимать все возможные меры к получению доходов с целью погашения своих долгов. В период исполнения полномочий Главы муниципального образования им будут выплачиваться периодические платежи согласно плану реструктуризации. После окончания срока полномочий Главы муниципального образования «город Гусиноозерск», когда будут сняты ограничения на занятие предпринимательской деятельностью, должник возвратится к осуществлению предпринимательской деятельности, в том числе и с использованием имущества, имеющегося у него в собственности и предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности. Кроме того, в период действия плана реструктуризации долгов в случае улучшения экономической ситуации в стране и имущественного положения должника, последний и/или кредиторы вправе внести изменения в план реструктуризации, в том числе путем продажи имущества должника.
Представитель ФИО4 поддержал ходатайство об утверждении плана реструктуризации долгов.
Представитель АО «Российский сельскохозяйственный банк» поддержал представленные ранее возражения, согласно которым указал, что в представленном ранее плане реструктуризации долгов неверно указан размер требований, но даже эта сумма будет погашена только через 130 лет, при условии, что доход должника не изменится. План не содержит условий продажи имущества, являющегося предметом залога.
Ранее ПАО «Сбербанк России» также представлены письменные возражения относительно утверждения плана реструктуризации как противоречащего нормам законодательства о банкротстве.
Изучив в судебном заседании материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителей, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» процедура реструктуризации долгов гражданина - реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов.
В силу статьи 213.12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в ходе реструктуризации долгов гражданина он, кредитор или уполномоченный орган не позднее чем в течение десяти дней с даты истечения срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 213.8 настоящего Федерального закона, вправе направить финансовому управляющему, конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган проект плана реструктуризации долгов гражданина.
Проект плана реструктуризации долгов гражданина с приложением документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляется гражданином, конкурсным кредитором или уполномоченным органом финансовому управляющему, гражданину (в случае, если проект плана реструктуризации долгов гражданина представлен конкурсным кредитором или уполномоченным органом), конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается указанным лицам лично.
Не ранее чем через двадцать дней с даты направления конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган проекта плана реструктуризации долгов гражданина, но не позднее чем в течение шестидесяти дней со дня истечения срока, указанного в пункте 2 статьи 213.8 настоящего Федерального закона, финансовый управляющий обязан провести первое собрание кредиторов. Арбитражный суд вправе отложить его проведение до завершения рассмотрения требований кредиторов.
Финансовый управляющий обязан представить на рассмотрение первого собрания кредиторов отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии гражданина, проект плана реструктуризации долгов гражданина (при его наличии), свои возражения относительно представленного проекта плана и (или) предложения по его доработке (при наличии таких возражений и (или) предложений) или в случае, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, предложение о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.
Проект плана реструктуризации долгов гражданина рассматривается собранием кредиторов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Не позднее чем за пять дней до даты заседания арбитражного суда по рассмотрению дела о банкротстве гражданина финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии гражданина, протокол собрания кредиторов, на котором рассматривался проект плана реструктуризации долгов гражданина, с приложением документов, определенных пунктом 7 статьи 12 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 213.13 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» план реструктуризации долгов гражданина может быть представлен в отношении задолженности гражданина, соответствующего следующим требованиям:
гражданин имеет источник дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов;
гражданин не имеет неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики и до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом истек срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство;
гражданин не признавался банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов;
план реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности не утверждался в течение восьми лет, предшествующих представлению этого плана.
Гражданин обязан уведомить кредиторов:
о фактах привлечения гражданина к административной ответственности за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества, неправомерные действия при банкротстве, фиктивное или преднамеренное банкротство;
об известных гражданину уголовных и административных делах в отношении его, а также о наличии неснятой или непогашенной судимости;
о принятых решениях о признании гражданина банкротом или об исполненных планах реструктуризации его долгов в течение восьми лет, предшествующих представлению плана реструктуризации долгов гражданина.
Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, указываются в плане реструктуризации долгов гражданина.
Согласно представленному отчету финансового управляющего от 14.07.2016 в реестр требований кредиторов должника включены требования четырех кредиторов с общей суммой требований 64 329 681,24 рублей.
В суд представлен план реструктуризации долгов от 06.09.2016 с приложением всех необходимых документов. Первоначально план реструктуризации утвержден собранием кредиторов должника 19.07.2016.
Согласно статье 213.17 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» план реструктуризации долгов гражданина, одобренный собранием кредиторов, подлежит утверждению арбитражным судом после удовлетворения гражданином требований по текущим обязательствам, подлежащих удовлетворению в соответствии с настоящим Федеральным законом, погашения задолженности перед кредиторами первой и второй очереди, требования которых включены в реестр требований кредиторов.
Арбитражный суд по результатам рассмотрения плана реструктуризации долгов гражданина в соответствии со статьей 213.17 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» выносит одно из следующих определений:
об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина;
об отложении рассмотрения вопроса об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина;
об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина, о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.
Установленные требованиями статьи 213.13 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» условия для утверждения плана реструктуризации в отношении задолженности и гражданина соблюдены.
На собрании кредиторов от 06.09.2016 принято решение о внесении изменений в план реструктуризации долгов.
Поскольку на собрании кредиторами представленный план реструктуризации долгов гражданина одобрен, суд считает возможным его утвердить в следующей редакции:
Наименование кредитора
Сумма ежемесячной выплаты (не позднее 15 числа каждого месяца, следующего за месяцем вступления в законную силу определения суда об утверждении плана реструктуризации)
Процент от общей суммы требований
Размер ежемесячной платы должника
41 990,13 рублей
ОАО «Российский сельскохозяйственный банк»
6 707,17 рублей
15,97%
ПАО «Сбербанк России»
3 878,49 рублей
9,24%
ФИО4
29 838,65 рублей
71,06%
ПАО «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу»
1 565,82 рублей
3,73%
41 990,13 рублей
100%
Срок реализации плана реструктуризации долгов должника - 3 года с даты вступления в законную силу определения суда об утверждении плана реструктуризации.
Критерии существенного изменения имущественного положения должника:
- увеличение дохода должника более чем на 50%;
- уменьшение дохода должника более чем на 25%;
- получение должником прав на имущество стоимостью более 50% от общей суммы требований кредиторов;
- прекращение у должника прав на имущество стоимостью более 25% от общей суммы требований кредиторов.
Порядок уведомления конкурсных кредиторов и уполномоченного органа о существенном изменении имущественного положения должника:
- в течение 15 рабочих дней с даты наступления существенного изменения имущественного положения должника должник обязан направить заказным письмом с уведомлением в адрес финансового управляющего, кредиторов и уполномоченного органа сообщение о существенном изменении своего имущественного положения.
Порядок погашения требований кредиторов, обеспеченных залогом имущества должника:
Кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, имеют преимущественное право на удовлетворение их требований за счет выручки от реализации предмета залога. Денежные средства, вырученные от реализации предмета залога, в полном объеме, но не более чем в размере основной суммы задолженности по обеспеченному залогом обязательству и причитающихся процентов (платы за пользование денежными средствами) направляются конкурсному кредитору, права которого обеспечены залогом имущества должника.
Порядок предоставления должником отчетов финансовому управляющему:
- должник обязан каждый квартал не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 октября и 15 января направлять финансовому управляющему отчёт об исполнении должником плана реструктуризации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 213.17 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в случае утверждения плана реструктуризации судом гражданин не признается банкротом, а выплачивает долги по плану.
Возражения относительно утверждения плана реструктуризации долгов гражданина ФИО1 не приняты судом исходя из следующего.
Должник соответствует требованиям, установленным статьей 213.13 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
ФИО1 трудоустроен, имеет постоянный доход в размере 57 032,13 рублей ежемесячно. Данное обстоятельство кредиторы не отрицают.
В силу недопустимости злоупотребления правом (статья 10 ГК РФ) арбитражный суд не утверждает план реструктуризации долгов (в том числе одобренный собранием кредиторов), если такой план является заведомо экономически неисполнимым или не предусматривает для должника и находящихся на его иждивении членов семьи (включая несовершеннолетних детей и нетрудоспособных) средств для проживания в размере не менее величины прожиточного минимума, установленного субъектом Российской Федерации, а также если при его реализации будут существенно нарушены права и законные интересы несовершеннолетних (абзац шестой статьи 213.18 Закона о банкротстве) (пункт 31 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан").
Планом реструктуризации предусмотрены средства на проживание должника и его несовершеннолетнего ребенка.
Срок, предусмотренный планом реструктуризации, не превышает трех лет.
Содержание плана реструктуризации соответствует требованиям статьи 213.14 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Условия плана реструктуризации долгов гражданина ФИО1 для конкурсных кредиторов, голосовавших против его одобрения или не принимавших участия в голосовании, предусмотрены не хуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, голосовавших за его одобрение.
Суд соглашается с доводами кредиторов о том, что условиями плана реструктуризации не предусмотрено полное погашение задолженности перед кредиторами в результате его исполнения.
В отношении кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, план реструктуризации долгов гражданина должен предусматривать преимущественное удовлетворение их требований за счет выручки от реализации предмета залога. Денежные средства, вырученные от реализации предмета залога, в полном объеме, но не более чем в размере основной суммы задолженности по обеспеченному залогом обязательству и причитающихся процентов (платы за пользование денежными средствами) направляются конкурсному кредитору, права которого обеспечены залогом имущества гражданина. Исключение в плане реструктуризации долгов такого преимущественного удовлетворения возможно только с согласия кредитора, требование которого обеспечено залогом соответствующего имущества гражданина (пункт 3 статьи 213.14 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
В реестр требований кредиторов должника ФИО1 включены требования АО «Россельхозбанк» в сумме 10 411 917,83 рублей как обеспеченные залогом имущества должника, в сумме 278 180,92 рублей не обеспеченные залогом.
По представленным в материалы дела судебным актам суда общей юрисдикции начальная продажная цена предметов залога была установлена в общей сумме 14 645 192 рублей, что превышает размер требований конкурсного кредитора АО «Россельхозбанк». Невозможность реализации данного имущества в ходе исполнительного производства не подтверждает доводов АО «Россельхозбанк» о его неликвидности, поскольку реализация имущества прекратилась в связи с отказом залогодержателя на оставление имущества за собой, банк за изменением начальной цены продажи предметов залога не обращался.
Требования ПАО «СКБ-банк» в общей сумме 2 420 922,16 рублей обеспечены залогом имущества должника, стоимость которого составляет 3 672 555 рублей.
Планом реструктуризации долгов предусмотрено преимущественное право залоговых кредиторов на удовлетворение их требований за счет выручки от реализации предмета залога. Стоимость предметов залога позволяет за счет реализации заложенного имущества в ходе процедуры реструктуризации погасить данные требования полностью.
Отсутствие непосредственно в плане реструктуризации согласованного порядка продажи заложенного имущества не свидетельствует о невозможности полного погашения требований залоговых кредиторов в ходе исполнения плана реструктуризации за счет реализации заложенного имущества.
В случае погашения части задолженности за счет реализации заложенного имущества должника возможно дальнейшее погашение незалоговых требований – ПАО «Сбербанк России», ФИО4 При наличии остатка денежных средств после погашения залоговых требований они могут быть направлены на погашение требований иных кредиторов.
Процедура реструктуризации долгов гражданина - реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов (абзац 17 статьи 2 Закона о банкротстве).
Таким образом, введенная в законодательство о банкротстве процедура реструктуризации долгов гражданина направлена на обеспечение баланса интересов как должника, так и его кредиторов. Исходя из плана реструктуризации, кредиторы вправе рассчитывать на предполагаемые по обстоятельствам его составления будущие доходы неплатежеспособного должника. При этом будущие источники покрытия долгов определяются в долгосрочной (3 года, по общему правилу) перспективе, установленной законодателем с расчетом на обеспечение добросовестного должника временными рамками для изменения в сторону улучшения своего имущественного положения. Закон о банкротстве не содержит конкретных требований к содержанию мероприятий, предусматриваемых планом реструктуризации. И в этом аспекте кредиторы и должник свободны в формулировании его содержания с учетом конкретных обстоятельств дела, жизненного опыта гражданина, его профессионального и образовательного уровня, трудоспособности и т.д.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", план реструктуризации долгов может предусматривать, что цель восстановления платежеспособности должника будет считаться достигнутой, если по окончании срока его реализации должник не будет иметь просроченных обязательств и будет способен продолжить исполнять свои обязательства, срок исполнения которых (без учета правила абзаца второго пункта 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве) к моменту окончания срока реализации плана не наступил.
Иными словами, план реструктуризации не ограничивается полным удовлетворением требований кредиторов в установленные сроки, поскольку может считаться исполненным и в случае стабилизации финансового состояния должника в степени, позволяющей исполнение периодических платежей в соответствии с условиями обязательств.
Не запрещено (исходя из субъектного состава правоотношений с участием гражданина, находящегося в процедурах банкротства) и прощение части долга, списание штрафных санкций, установление моратория на начисление процентов в конкретные периоды времени со стороны кредитных организаций, как это принято в банковской практике, в целях создания добросовестному заемщику благоприятного режима погашения долга. План реструктуризации может предусматривать снижение кредитного бремени для добросовестного заемщика с соблюдением баланса прав и законных интересов учетом интересов должника и кредиторов, заинтересованных, по общему правилу, в получении причитающегося с него, а не списании долгов (признании их погашенными вследствие завершения процедур банкротства).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, должник имеет источник дохода. Должник представил информацию, о том, что он является трудоспособным, получает заработную плату, что подтверждается соответствующими справками и ее размер позволяет судить о возможности исполнения плана реструктуризации. Для утверждения плана реструктуризации доход должен быть сопоставим с предполагаемыми и допустимыми условиями этого плана.
Также суд принимает во внимание, что должник занимает в настоящее время выборную должность, имеет намерение по истечении срока полномочий осуществлять предпринимательскую деятельность в целях погашения долгов, в том числе с использованием имущества, оставшегося после реализации предметов залога.
Суд не усматривает оснований к отказу в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина, предусмотренных статьей 213.18 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Руководствуясь статьей 213.17 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Утвердить план реструктуризации долгов гражданина ФИО1 от 06.09.2016.
С даты вынесения определения наступают последствия, установленные статьей 213.19 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия через Арбитражный суд Республики Бурятия.
Судья Н.А.Гиргушкина