ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А10-7121/2016 от 21.03.2018 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ 

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании

г. Улан-Удэ 

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Пунцуковой А.Т. при ведении  протокола секретарем Лахиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по  заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике  Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) к индивидуальному предпринимателю  ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН<***>) о  взыскании задолженности по налогу и пени в сумме 13 014 767 руб. 22 коп., 

при участии в заседании:

заявителя: ФИО2 - представителя по доверенности от 24.05.2017 №  315, 

ответчика: ФИО3 - представителя по доверенности от  01.08.2017, ФИО4 - представителя по доверенности от 28.05.2016,  установил: 

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Бурятия  обратилась в суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о взыскании задолженности по налогу и пени в сумме 13 014 767 руб. 22 коп. 

Представители ответчика в судебном заседании заявили ходатайство о рассмотрении  дела в закрытом судебном заседании. В обоснование ходатайства указали, что по  настоящему делу подлежат исследованию доказательства, содержащие информацию,  составляющую коммерческую, банковскую тайны, а также персональные данные физических  лиц. Ответчиком в 2008 году разработана система мер по охране коммерческой тайны.  Приказом от 09.04.2008 № 24 утрвеждено Положение о коммерческой тайне, соглансо  которому действует порядок работы с информацией, отнесенной к коммерческой тайне ИП  ФИО1 В материалах дела имеется значительное количество протоколов допросов  физических лиц с указанием их персональных данных, которые не давали свое согласие на  распространение персональных данных. 


В связи с чем рассмотрение дела в открытом процессе может привести к разглашению  коммерческой, банковской тайны, конфиденциальных персональных данных заявителя,  родственников заявителя, работников заявителя. Представили копии приказа о введении  Положения о коммерческой тайне от 09.04.2008 № 24, Положения о коммерческой тайне. 

Представитель налогового органа не возражал против заявленного ходатайства.

В материалы дела ответчиком представлены платежные поручения, в которых  содержатся сведения, отнесенные к банковской тайне (банковские реквизиты, суммы  уплаченных денежных средств третьими лицами, сведения об электронно-цифровой  подписи); отнесенные к налоговой тайне (сумма, вид налога, налоговый период),  персональные данные третьих лиц, которые не давали согласия на разглашение их  персональных данных (фамилия, имя, отчество, ИНН). 

В соответствии с частью 2 статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации разбирательство дела в закрытом судебном заседании допускается в  случаях, если открытое разбирательство дела может привести к разглашению  государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, а также  при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на  необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны. 

Согласно пунктам 1, 2 статьи 9 Федерального закона 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об  информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к  информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ  конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,  обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является  соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными  законами. 

Условия отнесения информации к сведениям, которые составляют коммерческую,  служебную и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой  информации, а также ответственность за ее разглашение устанавливаются федеральными  законами (пункт 4 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации,  информационных технологиях и о защите информации"). 

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О  коммерческой тайне" (далее - Закон о коммерческой тайне) коммерческой тайной является  режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих  или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов,  сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую  выгоду. 


В силу положений пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 08.10.2012 N 61 "Об обеспечении гласности в арбитражном  процессе" при рассмотрении ходатайства участвующего в деле лица о разбирательстве дела в  закрытом судебном заседании в связи с сохранением коммерческой тайны арбитражный суд  проверяет, имеется ли в материалах дела (документах, приобщаемых к материалам дела)  информация, в отношении которой введен режим коммерческой тайны. 

Исходя из положений части 1 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, пункта 2 статьи 3, статей 5 и 10 Закона о коммерческой тайне, лицо,  участвующее в деле, при подаче ходатайства о разбирательстве дела в закрытом судебном  заседании в связи с сохранением коммерческой тайны должно обосновать, что в отношении  информации, разглашение которой оно считает недопустимым, приняты меры по охране ее  конфиденциальности, а также то, что такая информация не относится к сведениям, которые  не могут составлять коммерческую тайну.  

Кроме того, в силу части 2 статьи 10 Закона о коммерческой тайне режим такой тайны  считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей  коммерческую тайну, перечисленных в части 1 указанной статьи мер по охране  конфиденциальности такой информации. 

Согласно части 2 статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации, сведения,  составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их  представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в  порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным  лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке,  которые предусмотрены законом. 

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О  банках и банковской деятельности" кредитная организация, Банк России, организация,  осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об  операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной  организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и  корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией,  если это не противоречит федеральному закону. 

В соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О  банках и банковской деятельности" справки по операциям и счетам юридических лиц и  граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования  юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным  судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, федеральному 


органу исполнительной власти в области финансовых рынков, Пенсионному фонду  Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации и органам  принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в  случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии  согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по  делам, находящимся в их производстве. 

Таким образом, к информации, составляющей банковскую тайну, относятся сведения  об операциях, о счетах и вкладах клиентов и корреспондентов, а также сведения о клиенте. 

Согласно статьям 3 и 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных  данных" операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным  (то есть любой информации, относящейся к определенному или определяемому на  основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том  числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное,  социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая  информация), должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных, за исключением  случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. 

В части 2 статьи 7 названного Закона определено, что обеспечения  конфиденциальности персональных данных не требуется: в случае обезличивания  персональных данных; в отношении общедоступных персональных данных. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации  налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних  дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и  таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 

являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их  обладателя - налогоплательщика; 

об идентификационном номере налогоплательщика;

о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти  нарушения; 

предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других  государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон  которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми  (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных  этим органам); 

предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о  выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках 


доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его  супругу на праве собственности; 

предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и  муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N  210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". 

Согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации  налогоплательщик имеет право на соблюдение и сохранение налоговой тайны. 

При этом на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 32, пункта 2 статьи 102 НК РФ  сотрудники налоговых органов не вправе разглашать налоговую тайну, т.е. каким-либо  образом сообщать третьим лицам, и (или) использовать, за исключением случаев, которые  прямо предусмотрены в законодательстве. 

Учитывая изложенное, суд считает возможным ходатайство ответчика удовлетворить  и рассмотреть настоящее дело в закрытом судебном заседании, предупредить лиц,  участвующих в деле, об ответственности, установленной федеральным законом, за  разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну. 

Руководствуясь статьями 11, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, арбитражный суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:

Судья А.Т.Пунцукова