АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о назначении экспертизы и приостановлении производства по делу
г. Улан-Удэ
Резолютивная часть определения объявлена 12 сентября 2016 года. Полный текст определения изготовлен 16 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Борголовой Г. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Гармаевой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство истца о назначении судебной экспертизы по делу № А10-7798/2015 по исковому заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Байкальские коммунальные системы» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>)
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия и временного управляющего ООО «Байкальские коммунальные системы» ФИО1
о взыскании 184 268 680 рублей – убытков в результате государственного регулирования тарифов и оказания услуг холодного водоснабжения, водоотведения потребителям ООО «Байкальские коммунальные системы» в период с 01.01.2014 по 31.12.2014,
при участии в заседании
от истца: ФИО2 – представителя по доверенности № 1 от 26.03.2015;
ФИО3 - представителя по доверенности № 58 от 02.06.2016; от ответчика: представитель не явился;
от третьих лиц:
от Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия:
Гомбоевой Б.Ж. – представителя по доверенности б/н от 24.12.2015;
Ильиной Т.Т. – представителя по доверенности б/н от 26.04.2016;
от временного управляющего ФИО1: представитель не явился,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Байкальские коммунальные системы» обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском о взыскании за счёт казны Республики Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия 184 268 680 рублей – убытков в результате государственного регулирования тарифов и оказания услуг холодного водоснабжения, водоотведения потребителям ООО «Байкальские коммунальные системы» в период с 01.01.2014 по 31.12.2014.
Определением от 28 декабря 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён временный управляющий ООО «Байкальские коммунальные системы» ФИО1 и Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия.
В обоснование требований по исковому заявлению истец указал, что являлся в 2014 году гарантирующим поставщиком на территории города Улан-Удэ по обеспечению холодного водоснабжения и водоотведения по регулируемым тарифам.
При установлении тарифа на 2014 год Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия необоснованно не приняла расходы на амортизацию в сумме 5 039 тыс. рублей, расходы на капитальный ремонт в сумме 44 898,1 тыс. рублей, цеховые расходы в сумме 17 071,4 тыс. рублей, косвенные расходы в сумме 81 931,45 тыс. рублей, а также при расчёте прибыли необоснованно снижены выплаты социального характера на сумму 10 917,5 тыс. рублей.
При экономически обоснованном тарифе в сумме 14 рублей 90 копеек / 1 литр по водоснабжению и 18 рублей 63 копейки / м3 по водоотведению фактически тариф на 2014 год установлен приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия № 3/109 от 26.11.2013 в меньших суммах:
Объём реализованных ООО «Байкальские коммунальные системы» услуг за 2014 год составил 26 506,9 тыс.м3 по водоснабжению и 21 985,6 тыс.м3 по водоотведению.
Ответчик (Министерство финансов Республики Бурятия) и третье лицо (Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия) исковые требования считают необоснованными.
Истец в связи с возражениями ответчика и третьего лица в судебном заседании 06 сентября 2016 года заявил ходатайство о назначении судебной экономической экспертизы и зачислил на депозитный счёт суда 200 000 рублей для обеспечения её оплаты.
Ответчик и третье лицо против удовлетворения ходатайства истца и назначения по делу экспертизы не возражали.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд считает необходимым ходатайство истца о назначении судебной экономической экспертизы удовлетворить.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Как установлено частью 4 статьи 6 Федерального закона № 147-ФЗ от 17.08.1995 «О естественных монополиях» и статьёй 31 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» в целях обеспечения баланса интересов государства, пользователей услуг водоснабжения и водоотведения, а также потребителей услуг деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры подлежит государственному регулированию.
В частности, государственному регулированию подлежат тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения (части 2 и 8 статьи 31 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).
В соответствии с Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и пунктом 3.11 Положения, утверждённого постановлением Правительства Республики Бурятия № 29 от 03.02.2005, органом регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в Республике Бурятия является Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия.
Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения установлены постановлением Правительства Российской Федерации № 406 от 13.05.2013, которым утверждены:
- Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения,
- Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения,
- Правила определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета,
- Правила расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения.
Приказом Федеральной службы по тарифам № 1746-э от 27.12.2013 утверждены Методические указания по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
При осуществлении тарифного регулирования уполномоченный орган исходит из оценки показателей необходимой валовой выручки регулируемой организации, проверяя обоснованность заявленных расходов для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Вопрос о формировании экономически обоснованных тарифов на водоснабжение и водоотведение подлежит оценке с экономической точки зрения, требует привлечения специалистов, обладающих специальными познаниями.
В соответствии с частью 2 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации круг и содержание вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза, определяются арбитражным судом. Лица, участвующие в деле, вправе представить в арбитражный суд вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы. Отклонение вопросов, представленных лицами, участвующими в деле, суд обязан мотивировать.
Истцом для постановки перед экспертами предложено четыре уточненных вопроса:
4) Какова разница (убытки) выручки ООО «Байкальские коммунальные системы» при использовании тарифов, установленных Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия и выручки при использовании тарифа, определенного по третьему вопросу?
Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия, позицию которой поддержал ответчик, не согласна с формулировкой предложенных истцом вопросов, предложив следующие вопросы:
Ответчик и третье лицо настаивают на том, что затраты ООО «Байкальские коммунальные системы» должны быть проанализированы с точки зрения того, являются они завышенными либо нет согласно определению Верховного Суда Российской Федерации № 302-ЭС15-11950 от 21.01.2016.
Также третье лицо указало, что определение затрат и иных показателей должно быть произведено, в том числе в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», Методическими указаниями по расчету регулируемых
тарифов и надбавок в сфере деятельности организации коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 15.02.2011 № 47.
Рассмотрев и оценив предложенные лицами, участвующими в деле, вопросы, суд считает подлежащим отклонению пятый вопрос, предложенный Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия.
Определение фактических расходов за спорный период 2014 год, является обстоятельством, свидетельствующим о деятельности регулируемой организации после истечения регулируемого периода, тогда как истцом заявлены требования об убытках (упущенной выгоды) при тарифном регулировании, то есть еще до того, как регулируемая организация начала осуществлять свою деятельность в спорном регулируемом периоде 2014 году. Требования истца основаны на том, что регулируемый орган не обосновал непринятие части экономически обоснованных расходов, заявленных истцом в тарифной заявке для установления тарифов на 2014 год.
Остальные вопросы, предложенные сторонами по смысловому содержанию, совпадают, имеют отношения к предмету спору, и суд считает возможным поставить их на разрешение экспертам, лишь только изменив нумерацию вопросов.
Согласно части 3 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, вправе ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц или о проведении экспертизы в конкретном экспертном учреждении, заявлять отвод эксперту.
Истец ходатайствовал о поручении проведения экспертизы экспертам ООО «Тори- аудит» ФИО6 и ФИО7.
Стоимость проведения экспертизы согласно письму ООО «Тори-аудит» составит 140 000 рублей, срок проведения – 30 календарных дней с момента получения материалов на экспертизу.
Третье лицо Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия ходатайствовала о поручении проведения экспертизы эксперту ООО «ФЭС Экспертиза» ФИО8.
Стоимость проведения экспертизы согласно письму ООО «ФЭС Экспертиза» составит 150 000 рублей, срок проведения – 30 календарных дней с момента получения материалов на экспертизу.
В соответствии с представленными лицами, участвующими в деле, сведениями и копиями свидетельств, сертификатов эксперты ООО «Тори-аудит» и ООО «ФЭС Экспертиза» имеют высшее образование, являются компетентными.
С учётом объёма исследования и объёма документов, содержащихся в тарифном деле ООО «Байкальские коммунальные системы» на 2014 год, предложение третьим лицом только одной кандидатуры эксперта и предложение истцом двух экспертов, суд считает поручить проведение экспертизы экспертам ООО «Тори-аудит» Литвинову Якову Михайловичу и Рубан Ольге Альбертовне.
Кроме того, Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия не представлены документы, подтверждающие оплату за экспертизу.
Суд принимает во внимание снижение стоимости экспертизы у ООО «Тори-аудит» до 140 000 рублей против указанной в ООО «ФЭС Экспертиза» 150 000 рублей.
Лицами, участвующими в деле, отводов экспертам не заявлено.
Суд предупреждает экспертов об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных заключений.
В силу пункта 1 статьи 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд вправе приостановить производство по делу в случае назначения экспертизы.
Производство по делу приостанавливается до истечения срока, установленного арбитражным судом (пункт 4 статьи 145 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи с назначением экспертизы, суд считает возможным приостановить производство по делу на срок проведения экспертизы.
Срок выполнения экспертизы и представления экспертного заключения суд устанавливает до 21 октября 2016 года, включая срок представления заключения в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Денежные средства на оплату проведения экспертизы в сумме 200 000 рублей внесены на депозитный счет суда за истца директором ООО «Байкальские коммунальные системы» 08.08.2016 по чеку-ордеру (платёжному поручению) № 40315.
Руководствуясь статьями 82, частью 1 статьи 144, частью 4 статьи 145 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
определил:
ходатайство истца удовлетворить, назначить по делу судебную экономическую экспертизу. Поручить производство экспертизы экспертам общества с ограниченной
ответственностью «Тори-аудит» ФИО6, ФИО7. На разрешение экспертов поставить следующие вопросы:
1. Определить объем реализации ООО «Байкальские коммунальные системы» услуг по холодному водоснабжению и водоотведению в период с 01.01.2014 по 31.12.2014?
Иные вопросы, заявленные лицами, участвующими в деле, отклонить.
В распоряжение экспертов для исследования представить следующие документы в копиях:
- тарифная заявка ООО «Байкальские коммунальные системы» с приложениями в адрес Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия на 2014 год (тарифное дело);
-сведения о работе водопровода за 2014 год (форма 1-водопровод);
-сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы за 2014 год (форма « 22-ЖКХ сводная);
- экспертное заключение Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия на 2014 год;
-протокол заседания Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия № 3/113 от 26.11.2013;
-Приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия № 3/109 от 26.11.2013;
-бухгалтерский баланс на 31.12.2014;
-отчет о финансовых результатах за 2014 год;
-акт проверки Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия № 7 от 15.05.2015;
-Приказ Федеральной службы по тарифам от 21.10.2013 № 192-э/3.
Определить стоимость экспертизы в сумме 140 000 рублей.
Срок производства экспертизы установить до 21 октября 2016 года, включая срок представления заключения экспертами в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Экспертам заключение экспертизы представить в Арбитражный суд Республики Бурятия на бумажном и электронном носителях.
Предупредить экспертов ФИО6, ФИО7 об уголовной ответственности в соответствии со статьёй 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Приостановить производство по делу до получения заключения экспертизы 21 октября 2016 года.
Экспертное учреждение ООО «ФЭС Экспертиза» и кандидатуру эксперта ФИО8 отклонить.
Определение в части приостановления производства по делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия определения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.
Судья Г.В. Борголова
необходимой валовой выручки, определенной по второму вопросу?