о прекращении производства по делу
г. Владимир Дело № А11-10839/2008-К2-18/545
“22” декабря2008г.
Арбитражный суд Владимирской области в составе: | |||
судьи | Кульпиной М.В. | ||
при ведении протокола судебного заседания | судьей Кульпиной М.В. | ||
рассмотрел заявление Владимирского прокурора по надзору за использованием | |||
законов на особо режимных объектах о признании незаконным и отмене | |||
определения государственного инспектора в области охраны окружающей | |||
среды Владимирской области ФИО1 от 14.10.2008 №04-08/115 | |||
о возвращении постановления о возбуждении дела об административном | |||
правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя | |||
ФИО2, | |||
при участии: | |||
от заявителя | -ФИО3 – прокурор (участвовали в судебном заседании до перерыва), | ||
от заинтересованного лица (от Департамента природопользования и охраны | |||
окружающей среды администрации Владимирской области)- ФИО4- | |||
по доверенности от 16.04.2007№ДПП-591-07-03. | |||
В судебном заседании 17.12.2008 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 16 часов 22.12.2008. | |||
установил:
Владимирский прокурор по надзору за использованием законов на особо режимных объектах (далее- Прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене определения государственного инспектора в области охраны окружающей среды Владимирской области ФИО1 от 14.10.2008 №04-08/115 о возвращении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2
Дело № А11-10839/2008-К2-18/545
В обоснование своего заявления Прокурор указал, что обжалуемое определение не соответствует статье 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ), так как в данном случае отсутствуют обстоятельства, которые являлись бы основанием для возвращения постановления по пункту 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ.
Прокурор указал, что поскольку оспариваемое определение препятствует дальнейшему производству по возбужденному прокурором 08.10.2008 делу и препятствует решению установленных статьей 1.2 КоАП РФ задач законодательства об административных правонарушениях, а именно, защите общества и государства от административных правонарушений и предупреждению административных правонарушений, то оно подлежит обжалованию на основании статей 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 25.11, главы 30 КоАП РФ.
Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области (далее- Департамент) с заявлением Прокурора не согласился, указав, что главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность обжалования в арбитражном суде определения административного органа о возвращении протокола об административном правонарушении.
Объясняя причину принятия должностным лицом Департамента определения от 14.10.2008 №04-08/115, Департамент сослался на пункт 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 №2, пункт 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 и указал, что лицо должно быть извещено не просто о явке в прокуратуру, а о явке для составления протокола (постановления) об административном правонарушении. В противном случае, лицо не может воспользоваться правами, предусмотренными статьей 25.1 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения сторон, арбитражный суд установил следующее.
8 октября 2008 года Владимирским прокурором по надзору за использованием законов на особо режимных объектах было принято постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 Постановление составлено с участием индивидуального предпринимателя ФИО2 Постановление от 08.10.2008 и приложенные к нему документы были направлены в Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области.
Дело № А11-10839/2008-К2-18/545
14 октября 2008 года должностное лицо административного органа приняло определение №04-08/115 о возвращении постановления о
возбуждении дела об административном правонарушении, указав в качестве основания пункт 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ.
При рассмотрении дела арбитражный суд пришел к выводу о прекращении производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Предметом требования по делу является оспаривание определения административного органа о возвращении дела об административном правонарушении.
Ни нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ни нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не относят к компетенции арбитражного суда рассмотрение таких споров.
Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
Дело № А11-10839/2008-К2-18/545
5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В силу части 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии
с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 Кодекса и Федеральном законе об административных правонарушениях.
Часть 2 этой статьи Кодекса устанавливает, что производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
В соответствии со статьей 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 КоАП РФ. В силу указанных статей такими лицами являются: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители юридического и физического лица.
В пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что поскольку органы и должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ, они не вправе заявлять ходатайства, отводы, а также обжаловать вынесенные по делу определения и постановления судей.
В статье 30.1 КоАП РФ не предусмотрена возможность обжалования определения о возвращении протокола об административном правонарушении.
На основании вышеизложенного арбитражный суд пришел к выводу, что данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде и производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело № А11-10839/2008-К2-18/545
Руководствуясь ст.ст.150,151,184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Прекратить производство по делу № А11-10839/2008-К2-18/545.
Определение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции (Первый арбитражный апелляционный суд) в течение месяца со дня его принятия.
Судья | М.В.Кульпина |