ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А11-10878/15 от 23.12.2015 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14

http://www.vladimir.arbitr.ru; http://www.my.arbitr.ru

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Владимир

23 декабря 2015 года                                                                   Дело № А11-10878/2015

Арбитражный суд Владимирской области в составе:

судьи Рыбаковой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Евдокимовой Г.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании обоснованность заявления публичного акционерного общества "Владимирская энергосбытовая компания" (600015,                          <...>, ОГРН <***>) о признании унитарного муниципального предприятия Ковровского района "Нерехта-жилсервис" (601966, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) несостоятельным (банкротом),

в судебном заседании приняли участие:

УМП "Нерехта-жилсервис": ФИО1 – юрисконсульт (доверенность от 26.11.2015 № 1 сроком действия 1 год, паспорт).

установил следующее.

Публичное акционерное общество "Владимирская энергосбытовая компания" (г. Владимир, ОГРН <***>) (далее – ПАО "Владимирэнергосбыт", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании унитарного муниципального предприятия Ковровского района "Нерехта-жилсервис" (Владимирская область, Ковровский район, п. Нерехта, ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее – УМП "Нерехта - жилсервис", должник) несостоятельным (банкротом) в связи с наличием у должника просроченной свыше трех месяцев задолженности в общей сумме
10 884 650 руб. 44 коп., установленной решениями Арбитражного суда Владимирской области от 16.07.2014 по делу № А11-4373/2014, от 30.09.2014 по делу № А11-5221/2014.

Заявитель, руководствуясь статьями 3, 4, 6, 7, 11, 39, 40 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон о банкротстве), статьями 223 - 225 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации просит признать УМП "Нерехта-жилсервис" несостоятельным (банкротом); назначить временным управляющим ФИО2 (далее - ФИО2) – члена некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Северо - Запада" (далее – СРО АУ СЗ); утвердить вознаграждение временного управляющего в размере 30 000 руб. в месяц, а также проценты согласно Закону о банкротстве.

Заявление поступило (предъявлено) в арбитражный суд 22 октября
2015 года.

Определением арбитражного суда от 29.10.2015 назначено заседание по проверке обоснованности заявления ПАО "Владимирэнергосбыт" о признании
УМП "Нерехта-жилсервис" банкротом на 26.11.2015.

СРО АУ СЗ представила в материалы дела мотивированное заключение о соответствии кандидатуры ФИО2 (ИНН <***>; регистрационный номер 14050 в сводном государственном реестре арбитражных управляющих; адрес для направления корреспонденции: 600016, г. Владимир,
а/я 2) требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 Закона о банкротстве.

Департамент цен и тарифов в письмах от 10.11.2015 № ДЦТ-4067-03-12, от 23.11.2015 № ДЦТ-4356-03-12 сообщил, что УМП "Нерехта-жилсервис" обладает фактическими признаками субъекта естественной монополии в сфере передачи тепловой энергии в части оказания услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованной системы коммунальной инфраструктуры. При этом сообщил, что УМП "Нерехта-жилсервис" в Реестре субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе и в Реестре субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованной системы, систем коммунальной инфраструктуры, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, не состоит.

ФАС России в письменных объяснениях от 24.11.2015 № СП/66095/15 сообщает, что УМП "Нерехта-жилсервис" не включено в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, представить мотивированное заключение о наличии (отсутствии) у указанной организации признаков субъекта естественной монополии не представляется возможным.

Судебное разбирательство арбитражным судом определением от 02.12.2015 откладывалось в силу части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и дате судебного разбирательства, не явился. При этом представил в материалы дела ходатайство от 22.12.2015 об отложении судебного разбирательства, в связи с необходимостью представления в материалы дела дополнительных документов.

В судебном заседании 23.12.2015 представитель УМП "Нерехта-жилсервис" возразил в отношении введения процедуры наблюдения. Указал на наличие у должника имущества, перечисленного в пунктах 1-3 части 1 статьи 94 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и отсутствие обращения на него взыскания. Полагает, что заявителем не соблюдены требования статьи 197 Закона о банкротстве. В отношении удовлетворения ходатайства ПАО "Владимирэнергосбыт" об отложении судебного разбирательства возразил.

Рассмотрев ходатайство заявителя об отложении судебного разбирательства, проанализировав материалы дела, арбитражный суд считает возможным рассмотреть обоснованность заявления ПАО "Владимирэнергосбыт" о признании УМП "Нерехта-жилсервис" банкротомв данном судебном заседании в соответствии с частью 1 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся в материалах дела доказательствам. Ходатайство об отложении судебного разбирательства отклонено судом.

Заслушав объяснения участвующего в заседании суда лица, проанализировав его доводы и материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Унитарное муниципальное предприятие Ковровского района "Нерехта-жилсервис" (Владимирская область, Ковровский район, п. Нерехта, ОГРН <***>, ИНН <***>) зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Владимирской области 31.05.2010 (свидетельство серии 33 № 001586203).    

Учредительными документами Общества определены следующие виды его деятельности:ремонт сельскохозяйственной и иной техники, агрегатов, узлов; снабженческо-сбытовая деятельность, выпуск продукции, необходимой для обеспечения эксплуатации, обслуживания и ремонта объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения; перевозка грузов на коммерческой основе; развитие службы коммунального хозяйства, увеличение объемов и повышение качества коммунальных услуг населению; выполнение услуг, работ по договорам с предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами; выполнение работ по эксплуатации паровых котлов, автомобильных кранов, пассажирских лифтов;добыча пресных подземных вод для производственно-хозяйственных и питьевых нужд предприятия, населения и организаций; транспортирование опасных веществ на опасном производственном объекте, включая выгрузку опасных веществ из вагонов (мазут); осуществление строительно-монтажных работ, земляные работы, возведение несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений, работы по устройству наружных инженерных сетей и оборудования, работы по устройству внутренних инженерных сетей, прокладка тепловых сетей с Т до 115 градусов, работы по защите конструкций и оборудования, отделочные работы, монтаж технологического оборудования; осуществление технического обслуживания и ремонта газового оборудования предприятия; осуществление деятельности по реализации нефтепродуктов без права хранения и эксплуатации АЗС; перевозка грузов для производственных целей (межобластная); перевозка опасных грузов для производственных целей (межобластная); перевозка пассажиров автобусами для производственных целей (межобластная); перевозка опасных грузов железнодорожным транспортом;  эксплуатация инженерных инфраструктур городов и населенных пунктов, эксплуатация систем питьевого водоснабжения и водоотведенения поселений, внешних и внутренних систем электроснабжения, наружных и внутренних систем водоотведения, жилищного фонда и нежилых помещений, внешних и внутренних систем теплоснабжения, систем дымоудаления на праве заключения договора с противопожарной службой, систем наружного освещения; оказание услуг по погребению; оказание бытовых услуг населению; оказание платных услуг предприятиям и частным лицам по ремонту вододопровода, отопления, а также замена и прокладка теплотрасс, сварочных, кровельно-плотницких, столярных и малярных работ; производство продукции производственно-технического назначения; коммерческая, снабженческо-сбытовая, посредническая деятельность; внешнеэкономическая деятельность, внешнеэкономическая деятельность; иные виды деятельности, не запрещенные законом, соответствующие предмету и целям деятельности Предприятия, предусмотренным уставом (пункт 2.2 Устава).

Пунктом 1 статьи 62 Закона о банкротстве установлено, что наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом в порядке, предусмотренном статьей  48 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 2 статьи 33 Закона о банкротстве заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

К отношениям, связанным с банкротством субъектов естественных монополий, применяются положения Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ                                     "О несостоятельности (банкротстве)", регулирующие банкротство должников - юридических лиц, если иное не предусмотрено главой IX (статья 168 Закона о банкротстве).

В соответствии с пунктом 1 статьи 197 Закона о банкротстве для целей данного Федерального законапод субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.   

В силу статьи 3Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее – Закон о естественных монополиях) естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В соответствии со статьей 4 Закона о естественных монополиях услуги по передаче тепловой и электрической энергии, а также поводоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры являются сферами деятельности субъектов естественной монополии.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 03.09.2015 основным  видом деятельности УМП "Нерехта-жилсервис" является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.

Кроме того, УМП "Нерехта-жилсервис", согласно письму Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 10.11.2015
№ ДЦТ-4067-03-12, обладает фактическими признаками субъекта естественной монополии в сфере оказания услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованной системы коммунальной инфраструктуры.

Постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 20.12.2013 № 36/24 установлены тарифы на тепловую энергию
УМП "Нерехта-жилсервис".

Постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 10.12.2014 № 56/21 установлены тарифы на горячую воду, отпускаемую потребителям УМП "Нерехта-жилсервис", обеспечивающего горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения.

Постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 10.12.2014 № 56/68 утверждены производственные программы для УМП "Нерехта-жилсервис"  в сфере водоснабжения и водоотведения на 2015-2017 годы, а также установлен тариф на питьевую воду для УМП "Нерехта-жилсервис".

Факт невключения должника в Реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры не свидетельствует безусловно об отсутствии у него статуса субъекта естественный монополии, исходя из осуществляемой им деятельности.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что процедура наблюдения в отношении такого должника может быть введена лишь при наличии условий, предусмотренных статьей 197 Закона о банкротстве.  

В соответствии с пунктом 3 статьи 197 Закона о банкротстве дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику - субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем один миллион рублей. Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 94 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Пунктами 1 - 3 части 1 статьи 94 Федерального закона от 02.10.2007
№ 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – Закон об исполнительном производстве) регламентируется очередность обращения взыскания на имущество организации-должника. Согласно этой нормезакона, в первую очередь взыскание обращается на движимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг, в том числе на ценные бумаги (за исключением ценных бумаг, составляющих инвестиционные резервы инвестиционного фонда), предметы дизайна офисов, готовую продукцию (товары), драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, а также лом таких изделий; во вторую очередь - на имущественные права, непосредственно не используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг; в третью очередь - на недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг.

Из справки судебного пристава-исполнителя УФССП по Владимирской области от 22.12.2015 следует, что по исполнительному листу Арбитражного суда Владимирской области от 16.10.2014 № АС 0000096175, выданного во исполнение решения арбитражного суда от 16.07.2014 по делу № А11-4373/2014 и исполнительному листу от 03.11.2014 № АС 000097404, выданного во исполнение решения арбитражного суда от 30.09.2014 по делу № А11-5221/2014 остаток основного долга перед ПАО "Владимирэнергосбыт" составляет 10 884 650 руб.                 44 коп. При этом сообщается, что на имущество, указанное пунктами 1-3 части 1 статьи 94 Закона об исполнительном производстве и находящееся в УМП "Нерехта-жилсервис", взыскание не производилось и реализация имущества не осуществлялась. Требования взыскателя могут быть удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1-3 части 1 статьи 94 Закона об исполнительном производстве.

Пунктом 3 статьи 48 Закона о банкротстве предусмотрено, что в случае, если на дату заседания арбитражного суда по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом требование лица, обратившегося с этим заявлением, удовлетворено или требование кредитора признано необоснованным либо установлено отсутствие на дату подачи этого заявления хотя бы одного из условий, предусмотренных статьями 8, 9 или пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, при отсутствии заявлений иных кредиторов о признании должника банкротом, арбитражным судом выносится определение об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве.

 Судом установлено, что заявления иных кредиторов о признании                               УМП "Нерехта-жилсервис" банкротом отсутствуют.

Данные обстоятельства в соответствии с пунктом 3 статьи 48 Закона о банкротстве являются основанием для отказа во введении в УМП "Нерехта-жилсервис"процедуры наблюдения и прекращении производства по делу о банкротстве.

Государственная пошлина в сумме 6 000 руб., уплаченная заявителем по платежному поручению от 20.10.2015 № 16392 подлежит возврату ему из федерального бюджета в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.  

На основании изложенного, а также руководствуясь статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

1. Отказать во введении процедуры наблюдения вунитарном муниципальном предприятии Ковровского района "Нерехта-жилсервис" (Владимирская область, Ковровский район, п. Нерехта).

2. Производство по делу прекратить.

3. Возвратить публичному акционерному обществу "Владимирская энергосбытовая компания" (г. Владимир) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6000 руб., уплаченную по платежному поручению от 20.10.2015 № 16392.

Основанием для возврата государственной пошлины является настоящее определение.

Подлинное платежное поручение от 20.10.2015 № 16392 возвратить публичному акционерному обществу "Владимирская энергосбытовая компания"
(г. Владимир)
.

Настоящее определение может быть обжаловано в порядке и в сроки, предусмотренные частью 3 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 48 Федерального закона от 26.10.2002                   № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Судья                                                                                              Т.В. Рыбакова