ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А11-1538/15 от 25.05.2015 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

г. Владимир                                                              Дело № А11-1538/2015

«25» мая 2015 года

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 20.05.2015 арбитражный суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание.

В судебном заседании 20.05.2015 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 25.05.2015 до 13 час. 00 мин.

Арбитражный суд в составе судьи Ушаковой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дьяковой К.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кипревское общество охотников и рыболовов" (ОГРН <***>) об отмене постановления Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области от 19.11.2014 № 06/01-10-495,

при участии представителей:

от ООО "Кипревское общество охотников и рыболовов": ФИО1 – по доверенности от 19.05.2015 (сроком действия на 1 год);

от Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области: не явились (почтовое уведомление № 38082);

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Кипревское общество охотников и рыболовов" (далее – Общество, ООО "Кипревское общество охотников и рыболовов") обратилось в арбитражный суд с требованием об отмене постановления Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области (далее – Департамент) от 19.11.2014                                № 06/01-10-495.

Департамент в отзыве на заявление от 21.04.2015 просил в удовлетворении заявленного требования отказать, указав на законность и обоснованность оспариваемого постановления.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд считает, что производство по настоящему делу подлежит прекращению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При этом частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 2 и 3 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

Следовательно, подведомственность спора арбитражному суду определяется не только статусом юридического лица, но и наличием связи спора с осуществлением указанным лицом предпринимательской и иной экономической деятельности.

Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами осуществляется в зависимости от субъектного состава и характера спора.

В силу статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений подведомственны суду общей юрисдикции.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 20.02.2014 № 261-О дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны не арбитражным судам, а судам общей юрисдикции.

В пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 № 40) Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что жалобы юридических лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункте 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего, в том числе законодательства в области пожарной безопасности.

Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением              ООО "Кипревское общество охотников и рыболовов" привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки. Объектом правонарушения являются общественный порядок и общественная безопасность, объективная сторона состоит в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а не в области осуществления предпринимательской деятельности.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в использовании лесов с нарушением правил договоров и иных документов на основании которых предоставляются лесные участки.

В рассматриваемом случае имеет значение именно факт совершения Обществом административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

При этом само по себе наличие статуса юридического лица не дает основания для отнесения спора с его участием к подведомственности арбитражного суда.

Таким образом, исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума от 19.12.2013 № 40, заявление ООО "Кипревское общество охотников и рыболовов" об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности по части 4 статье 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Суд считает необходимым разъяснить, что в силу Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у арбитражных судов нет оснований, в случае неподведомственности спора, возвратить заявление лицу, обратившемуся за разрешением спора. В частности, в статье 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации содержится закрытый перечень оснований, по которым арбитражный суд возвращает исковое заявление.

Руководствуясь статьями 4, 17, 29, 150 (пункт 1 части 1), 151, 184-188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд                

О П Р Е Д Е Л И Л :

1.Производство по делу прекратить.

2. Определение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд  через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца со дня принятия определения.

Судья                                                                             Е.В. Ушакова