ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А11-6785/2017 от 20.03.2018 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Владимир                                                                                       Дело № А11-6785/2017

26 марта 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 20.03.2018.

Полный текст решения изготовлен 26.03.2018.

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Романовой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рогозиной Ю.Ю., рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда 600025, г.Владимир, Октябрьский проспект, 14, дело по заявлению администрации Петушинского района Владимирской области (601144, Владимирская область, г.Петушки, Советская пл., д.5, ИНН 3321010729, ОГРН 1023301107631) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (600033, г.Владимир, ул.Офицерская, д.33а, ИНН 3327818840, ОГРН 1043301818669) филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области (600017, г.Владимир, ул.Луначарского, д.13а, ИНН 77054013440, ОГРН 1027700485757), Бурцевой Елене Валерьевне (г.Балашиха Московской области), Зубкову Илье Андреевичу (д.Полуниха Ивановского района Ивановской области), Филипповой Вере Ефимовне (г.Покров Петушинского района Владимирской области) и администрации муниципального образования Петушинское сельское поселение Петушинского района Владимирской области (601144, Владимирская область, Петушинский район, г.Петушки, ул.Западная, д.23, ИНН 3321021424, ОГРН 1053300645804) о признании недействительной карты-плана от 17.11.2016; исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о границах д.Крутово Петушинского района Владимирской области;

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Зубков Андрей Викторович (г.Покров Петушинского района Владимирской области); общество с ограниченной ответственностью "Август" (601144, Владимирская область, Петушинский район, г.Петушки, ул.Чкалова, д.10, ИНН 3321020741, ОГРН 1053300622913); Бурцева Анастасия Алексеевна (г.Москва); Прокудина Ирина Викторовна (г.Москва); государственное бюджетное учреждение Владимирской области "Единая дирекция особо охраняемых природных территорий Владимирской области" (600022, г.Владимир, пр.Ленина, д.59);

при участии: от заявителя Трофимова С.В.- по доверенности от 27.02.2017  № КУИ-1181/01-22 (сроком действия на 1 год), от Управления Росреестра по Владимирской области не явились, от филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области не явились, от Бурцевой Е.В. Зубкова А.В., Крылова Е.В.- по доверенности от 09.08.2017 № 33АА1433359 (сроком действия на 10 лет, нотариально удостоверена), от Зубкова И.А. Зубкова А.В.- по доверенности от 27.01.2016 № 33АА1239357 (сроком действия на 10 лет, нотариально удостоверена), от Филипповой В.Е. Зубкова А.В.- по доверенности от 20.04.2017 № 33АА1348035 (сроком действия на 10 лет, нотариально удостоверена), от администрации Петушинского сельского поселения Ивашиной С.И.- по доверенности от 27.11.2017 № 1638 (сроком действия на 1 год), от Зубкова А.В.- лично (предъявлен паспорт), от ООО "Август" Зубкова А.В.- директор (приказ от 01.09.2005 № 2), от Бурцевой А.А.- Зубкова А.В., Крылова Е.В.- по доверенности от 03.11.2017 № 33АА1550567 (сроком действия на 10 лет, нотариально удостоверена), от Прокудиной И.В. Зубкова А.В., Крылова Е.В.- по доверенности от 10.08.2017 № 77АВ5031512 (сроком действия на 10 лет, нотариально удостоверена), от ГУ "Дирекция ООПТ" не явились, установил.

Администрация Петушинского района Владимирской области обратилась в арбитражный суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области, Бурцевой Елене Валерьевне, Зубкову Илье Андреевичу и Филипповой Вере Ефимовне о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области по включению карты-плана в документы государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства; исключении из государственного фонда данных карты-плана территории д.Крутово муниципального образования "Петушинское сельское поселение" Петушинского района Владимирской области от 17.11.2016; признании незаконными действий филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области по изменению сведений в Государственном кадастре недвижимости в отношении границы населенного пункта д.Крутово Петушинского района на основании карты-плана территории д.Крутово муниципального образования "Петушинское сельское поселение" Петушинского района Владимирской области от 17.11.2016; исключении сведений, внесенных в Государственный кадастр недвижимости, о границе населенного пункта д.Крутово муниципального образования "Петушинское сельское поселение" Петушинского района Владимирской области на основании карты-плана территории д.Крутово муниципального образования "Петушинское сельское поселение" Петушинского района Владимирской области от 17.11.2016.

Впоследствии уточнением, принятым судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, администрация Петушинского района просила признать недействительной карту-план территории д.Крутово муниципального образования Петушинское (сельское поселение) Петушинского района Владимирской области от 17.11.2016, согласованную администраций Петушинского сельского поселения Петушинского района Владимирской области; исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границе населенного пункта деревня Крутово муниципального образования Петушинское сельское поселение Петушинского района Владимирской области, внесенные на основании карты-плана территории д.Крутово муниципального образования Петушинское сельское поселение Петушинского района Владимирской области от 17.11.2016 (уточненное заявление от 04.12.2017).

При этом заявитель в качестве заинтересованного лица указал муниципальное учреждение "Администрация Петушинского сельского поселения Петушинского района Владимирской области" (привлечено к участию в деле в качестве соответчика определением от 110.10.2017), иных участников процесса указал в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

В обоснование своих требований заявитель сослался на статьи 23, 57.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статью 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 6, 10, 15 Федерального закона от 8.06.2001 № 78-ФЗ "О землеустройстве", пункты 3, 6, 7 Правил ведения федеральной государственной информационной системы территориального планирования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 289. Указал, что карта-план границ д.Крутово от 17.11.2016, послужившая основанием для изменения границ д.Крутово, подписана (утверждена) главой администрации Петушинского сельского поселения, не имевшим соответствующих полномочий, поскольку такие полномочия в силу закона принадлежат администрации Петушинского района. Также пояснил, что границы д.Крутово, указанные в соответствующем разделе карты-плана, не соответствуют границам, установленным генеральным планом.

Администрация Петушинского района указала, что в результате изменения границ д.Крутово в границы населенного пункта включены земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования "для использования в качестве сельскохозяйственных угодий", находящиеся в границах Государственного природного комплексного заказника регионального назначения "Крутовский"; пояснила, что 14.04.2017 в границах д.Крутово сформировано и поставлено на кадастровый учет 29 земельных участков (с кадастровыми номерами от 33:13:090119:355 – до :265) с указанием категории "земли населенных пунктов" и видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства".

Кроме того, заявитель указал, что в нарушение статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации установленная оспариваемой картой-планом граница д.Крутово пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами 33:13:000000:301 (КМУ 105) и 33:13:090119:330.

Заявитель полагает, что его права будут восстановлены путем приведения данных землеустройства в соответствие с документами территориального планирования – генеральным планом поселения.

Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области в отзыве указал, что изменения в сведения о границах д.Крутово внесены в ЕГРН на основании карты-плана от 07.11.2016, поступившей в порядке межведомственного информационного взаимодействия с сопроводительным письмом администрации Петушинского сельского поселения от 27.12.2016 № 1925; карта-план содержала отметку о сдаче документации в государственный фонд данных.

Управление Росреестра по Владимирской области в отзыве и в дополнениях к нему указало, что территория населенного пункта является объектом землеустройства, карта-план относится к видам землеустроительной документации, составляется кадастровым инженером в результате описания местоположения границ землеустройства.

Администрация Петушинского сельского поселения в отзывах на исковое заявление требования заявителя не признала, указала на пропуск установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока для обращения заявителя в арбитражный суд.

Бурцева Е.В., Зубков И.А. и Филиппова В.Е. отзывы на заявление не представили. Представители данных лиц в судебных заседаниях поддержали доводы администрации Петушинского сельского поселения.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Зубков Андрей Викторович, общество с ограниченной ответственностью "Август", Бурцева Анастасия Алексеевна, Прокудина Ирина Викторовна и государственное бюджетное учреждение Владимирской области "Единая дирекция особо охраняемых природных территорий Владимирской области".

ГУ "Дирекция ООПТ" в отзыве на исковое заявление пояснило, что д.Крутово расположена в границах государственного природного комплексного заказника "Крутовский"; увеличение площади населенного пункта (изменение границ) д.Крутово произошло в нарушение подпункта 3 пункта 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации без согласования с органом власти субъекта РФ, на территории которого находится заказник; такое изменение влечет за собой увеличение площади застройки, чем нарушаются права заказника.

Иные третьи лица отзывы на заявление не представили. Представители данных лиц в судебных заседаниях поддержали доводы администрации Петушинского сельского поселения.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд установил следующее.

В материалы дела представлены решения Совета народных депутатов Петушинского сельского поселения от 06.09.2012 № 8/6 и от 06.09.2012 № 235/6, которыми утвержден проект генерального плана муниципального образования Петушинское сельское поселение.

20.11.2014 решением Совета народных депутатов Петушинского сельского поселения № 242/8 внесены изменения в проект генерального плана муниципального образования Петушинское сельское поселение, утвержденный решением от 06.09.2012 № 235/6.

30.12.2014 главой Петушинского сельского поселения согласована карта-план территории д.Крутово, разработанная кадастровым инженером Кузнецовой М.В.

17.11.2016 главой администрации МО Петушинское сельское поселение согласована карта-план границ населенного пункта деревня Крутово, разработанная ООО "Август" (кадастровый инженер Зубков А.В.); 21.12.2016 (регистрационный номер 17201) указанная карта-план в рамках информационного взаимодействия была представлена в Управление Росреестра по Владимирской области.

На основании поступившей карты-плана от 17.11.2016 филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области в Государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о границе населенного пункта – деревня Крутово.

Как пояснил заявитель, 05.05.2017 из письма ООО "Архитектурная студия "АрхГрадПроект" от 04.05.2017 № 25 ему стало известно, что в результате внесении сведений о границе населенного пункта на основании карты-плана от 17.11.2016 изменились границы д.Крутово по сравнению с генеральным планом Петушинского сельского поселения, утвержденным решением МО Петушинское от 06.09.2012 № 8/6 и размещенным в ФГИС ТП в сети Интернет (земельные участки с кадастровыми номерами от 33:13:090119:355 – до :265 ранее не входили в границы д.Крутово и являлись землями сельскохозяйственного назначения).

Указанное выше послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной карты-плана территории д.Крутово муниципального образования Петушинское (сельское поселение) Петушинского района Владимирской области от 17.11.2016, применением в качестве восстановительной меры исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о границе населенного пункта деревня Крутово муниципального образования Петушинское сельское поселение Петушинского района Владимирской области, внесенных на основании карты-плана территории д.Крутово муниципального образования Петушинское сельское поселение Петушинского района Владимирской области от 17.11.2016.

Проанализировав представленные в материалы дела документы и доводы сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, под ненормативным актом понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, устанавливающий гражданские права и охраняемые законом интересы хозяйствующего субъекта и влекущий юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 1 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ "О землеустройстве" (в действовавшей в период возникновения спорных правоотношений редакции) территории муниципальных образований, территории населенных пунктов являются объектами землеустройства. Определение местоположения границ объекта землеустройства осуществляется посредством выполнения работ по землеустройству (описанию местоположения границ объектов землеустройства).

Согласно статье 20 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ в результате выполнения таких работ подготавливается карта (план) объекта землеустройства, форма и требования к составлению которой утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621. Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер и границы объекта землеустройства, а также иные его характеристики. В нем должны содержаться сведения о документах, являющихся основанием для проведения землеустроительных работ, и сведения о документах, использованных при подготовке карты (плана) объекта землеустройства (наименование и реквизиты указанных документов).

Оценив содержание карты-плана территории д.Крутово муниципального образования Петушинское сельское поселение Петушинского района Владимирской области от 17.11.2016, в том числе, с учетом указанных выше нормативных положений суд приходит к выводу, что данный документ носит информационный, а не властно-распорядительный характер, не содержит обязательных предписаний, влекущих для кого-либо юридические последствия и сам по себе не ограничивает права и законные интересы заявителя.

С учетом изложенного требование заявителя о признании недействительной карты-плана территории д.Крутово муниципального образования Петушинское сельское поселение Петушинского района Владимирской области от 17.11.2016 не подлежит рассмотрению в арбитражном суде в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Кроме того, суд пришел к выводу, что рассмотрение заявленного требования по существу может повлиять на права и обязанности физических лиц, являющихся владельцами земельных участков с кадастровыми номерами от 33:13:090119:355 – до :265, ранее не входивших в границы д.Крутово.

Из содержания части 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, могут быть участниками споров, рассматриваемых арбитражным судом, только в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (часть 4 статьи 27, статья 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Основания приобретения физическими лицами – собственниками земельных участков данных участков не оспорены, право собственности не прекращено.

В данном случае результат рассмотрения заявления непосредственно затронет права физических лиц, они являются заинтересованными в исходе дела и должны быть привлечены к участию в процессе. При этом в силу части 2 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации названные физические лица являются лицами, права которых непосредственно затронуты предъявленным требованием, и рассмотрение дела без их участия в качестве ответчиков невозможно.

Привлечение граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, к участию в деле в качестве ответчиков, противоречит положениям статей 27, 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Участие же их в споре в качестве третьих лиц без самостоятельных требований (статья 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) нарушает право физических лиц на судебную защиту в том объеме, который предоставляет им процессуальный закон как ответчикам по делу.

Данное обстоятельство также является основанием для прекращения производства по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Также суд полагает, что заявленные администрацией Петушинского района требования фактически связаны с внесением изменений в нормативный акт – генеральный план муниципального образования Петушинское сельское поселение, утвержденный решением Совета народных депутатов Петушинского сельского поселения.

В соответствии с пунктом 1.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении (принятии) генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, Российской Федерации носят нормативный характер, поскольку затрагивают права неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение.

Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28.06.2014    № 186-ФЗ) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 186-ФЗ с 06.08.2014 из подведомственности арбитражных судов исключены споры, связанные с признанием недействующими нормативных правовых актов.

При таких обстоятельствах, поскольку в процесс установления/изменения границ населенного пункта вовлечено неопределенное количество лиц, определить круг лиц, на права которых повлияет разрешение заявленных администрацией Петушинского района требований, не представляется возможным. Указанное обстоятельство также свидетельствует о неподведомственности спора арбитражному суду.

Вопрос о возврате государственной пошлины не рассматривается судом в связи с освобождением заявителя от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь  пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 176, 184, 185, 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд                               

О П Р Е Д Е Л И Л :

производство по делу прекратить.

Определение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в срок, не превышающий месяца с момента его вынесения.

В таком же порядке определение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Судья                                                                                                             В.В.Романова