ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А11-9690/18 от 01.08.2018 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14

тел. (4922) 32-29-10, факс (4922) 42-32-13
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о принятии обеспечительных мер

г. Владимир Дело № А11-9690/2018
“01” августа 2018 года
Судья Е.В. Ушакова,

ознакомившись с ходатайством публичного акционерного общества  "Научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический  институт электромашиностроения" (600007, г. Владимир,  ул. Электрозаводская, д. 1, ОГРН 1023301456353, ИНН 3328100040) о  принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения  Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району  г. Владимира (600960, г. Владимир, 1-й Коллективный проезд, д. 2а,  ИНН 3328009708, ОГРН 1043302100555) от 29.03.2018 № 48, 

установил:

публичное акционерное общество "Научно-исследовательский проектно- конструкторский и технологический институт электромашиностроения"  (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с требованием о  признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой  службы по Октябрьскому району г. Владимира (далее – Инспекция)  от 29.03.2018 № 48 в части доначисления НДС в размере  18 101 844 руб., налога на прибыль в размере 19 746 526 руб., а также  соответствующих сумм пеней и штрафов.  


Определением от 27.07.2018 данное заявление принято, возбуждено  производство по делу № А11-9690/2018. 

Одновременно с указанным выше заявлением от Общества поступило  ходатайство о принятии обеспечительной меры в виде приостановления  действия решения Инспекции от 29.03.2018 № 48. 

Определением от 27.07.2018 в удовлетворении ходатайства о принятии  обеспечительной меры отказано. 

Ходатайством (вх. от 31.07.2018) общество повторно обратилось в суд о  принятии обеспечительной меры в виде приостановления действия решения  Инспекции от 29.03.2018 № 48. 

В обоснование заявленного ходатайства Общество указало, что  принудительное исполнение обжалуемого решения причинит организации  значительный ущерб; изъятие у заявителя в бюджет доначисленных по  оспариваемому решению налогов, пеней и штрафов (инкассовые поручения  от 26.07.2018 №№ " 173495, 173942, 173944, 173943, 173949, 173950, 173951,  173946, 173947, 173948) может привести к фактической приостановке  финансово-хозяйственной деятельности Общества, затруднит выплату  заработной платы сотрудникам. Кроме того заявитель указал, что его  имущество находится под ограничением (обременением) по инициативе  налогового органа. 

Арбитражный суд, рассмотрев заявление Общества, пришел к выводу  о наличии оснований для его удовлетворения. 

В соответствии с частью 2 статьи 90 и частью 2 статьи 91  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного  процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать  невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения  причинения значительного ущерба заявителю, при этом обеспечительные  меры должны быть соразмерны заявленному требованию. 


Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления  Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от  09.07.2003 № 11 "О практике рассмотрения арбитражными судами  заявлений о принятии обеспечительных мер, связанных с запретом  проводить общие собрания акционеров", обеспечительные меры должны  соответствовать заявленным требованиям, то есть быть непосредственно  связанными с предметом спора, соразмерными заявленному требованию,  необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного  акта или предотвращения ущерба. 

В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 12.10.2006 № 55 "О применении арбитражными  судами обеспечительных мер" указано, что арбитражный суд принимает  меры, предусмотренные главой 8 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, для обеспечения прав и интересов заявителя  имущественного или неимущественного характера в целях  предупреждения причинения материального либо нематериального вреда в  сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.  Требования о применении обеспечительных мер могут быть обусловлены  как действиями частных лиц (требование о признании решения органа  управления юридического лица недействительным, требование о  признании сделки недействительной и т.д.), так и публичных субъектов  (требование о признании незаконными решений, действий (бездействия)  государственных, муниципальных, иных органов и т.д.). 

На основании пункта 9 постановления Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 55 

"О применении арбитражными судами обеспечительных мер" при  применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что в  соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации обеспечительные меры допускаются на любой  стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований: 


1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать  невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение  судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации; 

Учитывая, что обеспечительные меры применяются при условии  обоснованности, арбитражный суд признает заявление стороны о  применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются  доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований,  предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд вправе применить  обеспечительные меры при наличии обоих оснований, указанных в части 2  статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  если заявителем представлены доказательства их обоснованности. 

В пункте 1 информационного письма Президиума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.07.2007 № 78 "Обзор  практики применения арбитражными судами предварительных  обеспечительных мер" также указано, что арбитражный суд удовлетворяет  заявление о применении обеспечительных мер, если заявитель  мотивировал хотя бы одно из оснований их применения, предусмотренных  частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации. 

На основании части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по ходатайству заявителя арбитражный  суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения. 

В случае обжалования в арбитражный суд решения о привлечении  налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение  налогового правонарушения суд может приостановить исполнение  решения на основании части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации с учетом положений главы 8 этого Кодекса 


(пункт 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации от 20.02.2006 № 105). 

При обжаловании решений налоговых органов или территориальных  органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании штрафов,  а также решений иных административных органов о привлечении к  административной ответственности арбитражный суд приостанавливает  (если имеется соответствующее ходатайство) исполнение оспариваемого  решения до вынесения судебного акта (пункт 29 постановления Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 55  "О применении арбитражными судами обеспечительных мер"). 

В пункте 4 информационного письма Президиума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 83 

"О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"  разъяснено, что под приостановлением действия ненормативного  правового акта, решения понимается не признание акта, решения  недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет  исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом,  решением. 

Аналогичное понятие приостановления действия ненормативного  правового акта в качестве обеспечительной меры содержится также в  пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 12.10.2006 № 55 "О применении арбитражными  судами обеспечительных мер". 

Согласно правовой позиции, выраженной в определении  Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.2003 № 390-О, по  своей правовой природе обеспечительные меры в арбитражном процессе  носят временный характер и сохраняют свое действие до фактического  исполнения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по  существу. В случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без 


рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры  сохраняют свое действие до вступления в законную силу  соответствующего судебного акта (части 4 и 5 статьи 96 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации). Следовательно,  обеспечительные меры в административном судопроизводстве,  осуществляемом арбитражными судами, не носят дискриминационного  характера по отношению к какой-либо стороне в процессе; их применение  осуществляется в рамках дискреционных полномочий арбитражных судов  и на основе принципов состязательности и процессуального равноправия  сторон. 

Таким образом, в соответствии с действующим нормативным  регулированием основанием для принятия арбитражным судом  обеспечительных мер являются затруднительность исполнения судебного  акта, принятого по результатам рассмотрения иска, в случае его  удовлетворения, или причинение значительного ущерба заявителю. 

С учетом того, что обеспечительные меры применяются при условии  обоснованности, арбитражный суд признает заявление стороны о  применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются  доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований,  предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации. Основания применения обеспечительных  мер по ходатайству заинтересованного лица должны устанавливаться  судом в каждом конкретном деле на основании представленных  заявителем документов, обосновывающих его ходатайство. 

Согласно положениям статьей 46, 47, пункта 9 статьи 101 и статьи  101.3 Налогового кодекса вступление в силу решения налогового органа  является основанием для начала процедуры бесспорного взыскания  налоговым органом налогов, пеней и налоговых санкций, первым этапом  которой является направление налогоплательщику требования об уплате  налога, пени с предложением в установленный срок уплатить начисленную 


сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные  меры взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса  Российской Федерации. 

Из имеющихся у суда материалов дела усматривается, что решением  Инспекции от 29.03.2018 № 48 Обществу доначислены: НДС за 1 и 2  квартал 2014 года в сумме 18 101 844 руб., налог на прибыль организаций  зачисляемый в федеральный бюджет в сумме 1 974 652 руб., налог на  прибыль организаций зачисляемый в бюджет субъекта РФ в сумме  17 771 874 руб.; в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской  Федерации Обществу начислены: пени за несвоевременную уплату НДС в  сумме 7 627 812 руб. 35 коп., пени за несвоевременную уплату налога на  прибыль организаций зачисляемый в федеральный бюджет в сумме  619 668 руб. 29 коп., пени за несвоевременную уплату налога на прибыль  организаций зачисляемый в бюджет субъекта РФ в сумме  5 649 957 руб. 68 коп., пени за несвоевременную уплату налога на прибыль  организаций зачисляемый в бюджет субъекта РФ в сумме  104 758 руб. 94 коп., пени за несвоевременную уплату налога на прибыль  организаций зачисляемый в бюджет субъекта РФ в сумме  27 743 руб. 42 коп., пени за несвоевременную уплату НДФЛ в сумме  25 760 руб. 07 коп.; в порядке статьи 123, пункта 3 статьи 122 Налогового  кодекса Российской Федерации Общество привлечено к налоговой  ответственности в виде штрафа за неполную уплату: НДФЛ в сумме  1 322 824 руб., налога на прибыль организаций зачисляемого в  федеральный бюджет в сумме 335 947 руб., налога на прибыль  организаций зачисляемого в бюджет субъекта РФ в сумме 2 932 428 руб.,  налога на прибыль организаций зачисляемого в бюджет субъекта РФ в  сумме 71 373 руб., налога на прибыль организаций зачисляемого в бюджет  субъекта РФ в сумме 19 720 руб. 


Решением Управления Федеральной налоговой службы по  Владимирской области № 13-15-01/7670 апелляционная жалоба Общества  оставлена без удовлетворения. 

Инспекцией в адрес Общества на основании оспариваемого в  настоящем деле решения выставлено требование № 9 об уплате в  добровольном порядке в срок до 24.07.2018 налогов, пеней и штрафов, то  есть Инспекцией начата процедура взыскания налогов, пеней и налоговых  санкций.  

В подтверждение необходимости применения обеспечительных мер  Обществом в материалы дела были представлены следующие документы:  указанное выше требование налогового органа об уплате налогов, пеней,  штрафов; инкассовые поручения от 26.07.2018 №№ " 173495, 173942,  173944, 173943, 173949, 173950, 173951, 173946, 173947, 173948;  бухгалтерский баланс на 30.06.2018, решение от 30.03.2018 № 27 о  принятии обеспечительных мер; иные документы. 

Оценив указанные доказательства по правилам статьи 71  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд  приходит к выводу о том, что Общество продолжает осуществлять  реальную хозяйственную деятельность и нуждается в наличии оборотных  средств в значительных суммах для продолжения своей хозяйственной  деятельности. 

С учетом изложенного, единовременное изъятие со счетов Общества  денежных средств в оспариваемой сумме может повлечь негативные  последствия для деятельности Общества, так как изъятие из  хозяйственного оборота предприятия указанной денежной суммы может  привести к неисполнению (ненадлежащему исполнению) текущих  договорных обязательств с применением соответствующих мер  гражданско-правовой ответственности, увеличение объема социальных,  налоговых и иных финансовых обязательств налогоплательщика. 


В совокупности указанные обстоятельства могут дестабилизировать  финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика и повлечь  причинение ему значительного ущерба. 

Заявленная Обществом обеспечительная мера в виде приостановления  действия решения Инспекции от 29.03.2018 № 48 о привлечении к  ответственности за совершение налогового правонарушения направлена на  предотвращение существенного имущественного ущерба  налогоплательщику. Ее принятие в рассматриваемом случае создает условия  для реального исполнения решения суда и предотвращения причинения  значительного ущерба заявителю. 

Судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии  у налогоплательщика возможности исполнить требования налогового органа  в случае отказа в удовлетворении заявления, в то же время, в случае  удовлетворения требования Общества, возврат из бюджета взысканных сумм  налогов, пеней и штрафов возможен только по соответствующему решению  суда. 

Так, в случае взыскания в бесспорном порядке недоимки, пени и  штрафных санкций и последующего признания в судебном порядке  решения налогового органа недействительным федеральный бюджет  может понести дополнительные расходы в виде уплаты процентов по  статье 79 Налогового кодекса Российской Федерации.  

Суд считает, что представленные Обществом в материалы дела  доказательства и указанные им в ходатайстве о применении  обеспечительных мер обстоятельства являются достаточными для его  удовлетворения. 

Кроме того суд принял во внимание, что баланс интересов сторон в  рассматриваемом случае обеспечивается решением Инспекции от  30.03.2018 № 27 о принятии обеспечительных мер в виде запрета на  отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа имущества  на общую сумму 56 587 494 руб. 85 коп. 


Таким образом, учитывая, что испрашиваемая обеспечительная мера  соответствует заявленному требованию лишь в части: 

- доначисления: НДС за 1 и 2 квартал 2014 года в сумме  18 101 844 руб., налога на прибыль организаций зачисляемого в  федеральный бюджет в сумме 1 974 652 руб., налога на прибыль  организаций зачисляемого в бюджет субъекта РФ в сумме 17 771 874 руб.; 

- начисления в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской  Федерации: пеней за несвоевременную уплату НДС в сумме  7 627 812 руб. 35 коп., пеней за несвоевременную уплату налога на  прибыль организаций зачисляемый в федеральный бюджет в сумме  619 668 руб. 29 коп., пеней за несвоевременную уплату налога на прибыль  организаций зачисляемый в бюджет субъекта РФ в сумме  5 649 957 руб. 68 коп., пеней за несвоевременную уплату налога на  прибыль организаций зачисляемый в бюджет субъекта РФ в сумме  104 758 руб. 94 коп., пеней за несвоевременную уплату налога на прибыль  организаций зачисляемый в бюджет субъекта РФ в сумме  27 743 руб. 42 коп.; 

- привлечения к налоговой ответственности в порядке статьи 123,  пункта 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде  штрафа за неполную уплату: налога на прибыль организаций зачисляемого  в федеральный бюджет в сумме 335 947 руб., налога на прибыль  организаций зачисляемого в бюджет субъекта РФ в сумме  2 932 428 руб., налога на прибыль организаций зачисляемого в бюджет  субъекта РФ в сумме 71 373 руб., налога на прибыль организаций  зачисляемого в бюджет субъекта РФ в сумме 19 720 руб., арбитражный суд  считает возможным принять обеспечительную меру в виде  приостановления действия решения Инспекции от 29.03.2018 № 48 о  привлечении к ответственности за совершение налогового  правонарушения в оспариваемой части. 


Арбитражный суд считает, что принятие обеспечительной меры по  настоящему делу не нарушит баланса интересов заявителя и интересов  других лиц, публичных интересов, поскольку не повлечет утрату  возможности исполнения оспариваемого акта в случае отказа в  удовлетворении требования Общества по существу подлежащего  рассмотрению спора. 

Ходатайство Общества в остальной части удовлетворению не подлежит,  поскольку в арбитражном суде оспаривается решение Инспекции 

от 29.03.2018 № 48 в указанной выше части, а правомерность обжалуемого  решения в части иных доначислений не является предметом рассмотрения  по настоящему делу. 

 Налоговый орган в рассматриваемой ситуации не лишен  возможности обратиться в Арбитражный суд Владимирской области в  порядке статьи 97 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации с заявлением об отмене принятой обеспечительной меры в  случае установления обстоятельств и при наличии доказательств,  опровергающих вывод суда о том, что непринятие обеспечительной меры  может повлечь причинение значительного ущерба Обществу. 

В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 

"О применении законодательства о государственной пошлине при  рассмотрении дел в арбитражных судах" действующее законодательство  не предусматривает обязанности по уплате государственной пошлины при  подаче ходатайств о приостановлении исполнения решения  государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа,  должностного лица (часть 3 статьи 199 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации), ходатайств о приостановлении  исполнения оспариваемого решения административного органа о  привлечении к административной ответственности (часть 3 статьи 208  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), 


ходатайств о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта  (статьи 265.1, 283, 298 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации), заявлений о приостановлении исполнительного  производства (статья 39 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об  исполнительном производстве"). 

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 90, 91, 93, 96, 184188, 199 (частью 3) Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, арбитражный суд 

О П Р Е Д Е Л И Л :

- доначисления: НДС за 1 и 2 квартал 2014 года в сумме  18 101 844 руб., налога на прибыль организаций зачисляемого в  федеральный бюджет в сумме 1 974 652 руб., налога на прибыль  организаций зачисляемого в бюджет субъекта РФ в сумме 17 771 874 руб.; 

- начисления в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской  Федерации: пеней за несвоевременную уплату НДС в сумме  7 627 812 руб. 35 коп., пеней за несвоевременную уплату налога на  прибыль организаций зачисляемый в федеральный бюджет в сумме  619 668 руб. 29 коп., пеней за несвоевременную уплату налога на прибыль  организаций зачисляемый в бюджет субъекта РФ в сумме  5 649 957 руб. 68 коп., пеней за несвоевременную уплату налога на  прибыль организаций зачисляемый в бюджет субъекта РФ в сумме  104 758 руб. 94 коп., пеней за несвоевременную уплату налога на прибыль  организаций зачисляемый в бюджет субъекта РФ в сумме  27 743 руб. 42 коп.; 

- привлечения к налоговой ответственности в порядке статьи 123,  пункта 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 


штрафа за неполную уплату: налога на прибыль организаций зачисляемого  в федеральный бюджет в сумме 335 947 руб., налога на прибыль  организаций зачисляемого в бюджет субъекта РФ в сумме  2 932 428 руб., налога на прибыль организаций зачисляемого в бюджет  субъекта РФ в сумме 71 373 руб., налога на прибыль организаций  зачисляемого в бюджет субъекта РФ в сумме 19 720 руб. 

В таком же порядке определение может быть обжаловано в  Арбитражный суд Волго-Вятского округа (г. Нижний Новгород) в срок, не  превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу  обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом  рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд  апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока  подачи апелляционной жалобы. 

Судья Е.В. Ушакова