ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А12-1201/12 от 22.07.2015 АС Волгоградской области

Арбитражный суд Волгоградской области

ул. 7-й Гвардейской, д. 2, Волгоград, 400005, volgograd.arbitr.ru

Email: info@volgograd.arbitr.ru Телефон: (8442)23-00-78 Факс: (8442)24-04-60

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Волгоград Дело № А12-1201/2012

Резолютивная часть определения оглашена 22 июля 2015 г.

Полный текст определения изготовлен 23 июля 2015 г.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Ивановой Л.К.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ряснянской Е.А.,

рассмотрев в рамках дела о банкротстве муниципального унитарного предприятия администрации городского поселения г. Котово «Жилищно-коммунальное хозяйство» (далее – МУП «ЖКХ» г. Котово, должник) (403805, Волгоградская область, Котовский район, г. Котово, ул. Мира, 118; ИНН 3414014878, ОГРН 1023404977860)

заявление конкурсного управляющего о привлечении к субсидиарной ответственности собственника имущества должника,

при участии: от конкурсного управляющего – Шефер И.Ю., доверенность от 02.06.2014,

У С Т А Н О В И Л:

Определением Арбитражного суда Волгоградской области (далее - суд) от 08.02.2012 в отношении МУП «ЖКХ» г. Котово  введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена Овод А.А.

Решением суда от 05.07.2012 МУП «ЖКХ» г. Котово  признано несостоятельным (банкротом) с открытием конкурсного производства сроком на 6 месяцев, конкурсным управляющим утверждена Овод А.А.

10.06.2014 в суд от конкурсного управляющего МУП «ЖКХ» г. Котово  поступило заявление о привлечении собственника имущества - Администрации городского поселения г. Котово к субсидиарной ответственности в размере 69 990 004 руб. 95 коп. на основании п.3 ст. 56 ГК РФ и п.4 ст. 10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Судом было установлено, что Муниципальное унитарное предприятие Администрации городского поселения г. Котово «Водопроводно-канализационное хозяйство» (далее – МУП «ВКХ») создано 27.06.2002, учредителем является Администрация. Согласно Уставу, предприятие создано в целях организации в границах городского поселения г. Котово водоснабжения населения и водоотведения. В целях осуществления уставной деятельности за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения было закреплено имущество в соответствии с договором от 25.01.2010 № 2501/10 и дополнительным соглашением к нему от 12.05.2010 № 12-05/10, перечень которого приведен в приложении № 2 к договору № 25-01/10 от 25.01.2010.

В соответствии с распоряжением и.о. главы городского поселения г. Котово № 105-р от 27.05.2011 «О распоряжении муниципальным имуществом городского поселения г. Котово, находящегося в МУП «ВКХ» г. Котово на праве хозяйственного ведения» (далее – распоряжение № 105-р от 27.05.2011) МУП «ВКХ» г. Котово обязано передать по акту приема-передачи в отдел по управлению муниципальным имуществом и жилищной политики администрации городского поселения г. Котово в муниципальную казну городского поселения г. Котово муниципальное имущество (автомобильную и автотракторную технику), согласно приложению.

Согласно актам приема передачи за номерами 1-29 от 27.05.2011 указанное в приложении к распоряжению № 105-р от 27.05.2011 движимое имущество передано из МУП «ВКХ» г. Котово в Администрацию городской поселения г. Котово 27.05.2011.

Стоимость переданной автомобильной и автотранспортной техники, согласно актам № № 1-29, а также перечня автомобильной и автотракторной техники по МУП «ВКХ» г. Котово по состоянию на 27.05.2011 составила 3 257 586 руб. 51коп..

Распоряжением и.о. главы городского поселения г. Котово № 106-р от 01.06.2011 «О внесении изменений в Устав МУП «ВКХ» г. Котово, предприятие переименовано в МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство», изменены цели и виды его деятельности.

Директору МУП «ВКХ» Мордовину В.А. было указано на необходимость в течении семи дней с момента государственной А12-1201/2012 регистрации изменений передать имущество, не соответствующее целям деятельности, в казну городского поселения г. Котово. Запись о внесении изменений в учредительные документы МУП «ВКХ» г. Котово внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 29.06.2011.

Распоряжением и.о. главы городского поселения г. Котово № 107-р от 01.06.2011 (далее – распоряжение № 107-р от 01.06.2011) МУП «ВКХ» г. Котово обязано передать, а отдел по управлению муниципальным имуществом и жилищной политики администрации городского поселения г. Котово принять в казну городского поселения г. Котово муниципальное имущество, согласно приложению.

Согласно актам приема передачи № 00000002, № 3-8 указанное в приложении к распоряжению и.о. главы городского поселения г. Котово от 01.06.2011 № 107-р имущество передано МУП «ВКХ» г. Котово Администрации городского поселения г. Котово 01.06.2011.

В последующем данное имущество было передано МУП «Водоканал» г. Котово на основании договора № 632 от 09.10.2011.

Решениями суда от 31.01.2012 по делу № А12-20133/2011, от 31.01.2012 по делу № А12-20127/2011, определениями суда в рамках настоящего дела от 03.06.2013 и от 31.01.2013 сделки, оформленные распоряжениями № 105-р от 27.05.2011, № 107-р от 01.06.2011, актами приема-передачи имущества должника в казну муниципального образования признаны недействительными, применены последствия недействительности сделок в виде взыскания с Администрации в пользу должника стоимости ранее переданного движимого и недвижимого имущества по данным сделкам.

10.01.2012 в Арбитражный суд Волгоградской области поступило заявление ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России № 3 по Волгоградской области о признании МУП «ЖКХ» г. Котово несостоятельным (банкротом), в обосновании которого было указано, что должник имеет задолженность по обязательным платежам, просроченную свыше трех месяцев, в размере 693 607 ,63 руб. без учета штрафов и пени, общая задолженность составляла 779 432 ,83 руб. Определением суда от 08.02.2012 в отношении МУП «ЖКХ» г. Котово введена процедура наблюдения. Решением суда от 05.07.2012 МУП «ЖКХ» г. Котово признано несостоятельным (банкротом) с открытием конкурсного производства сроком на 6 месяцев.

Обращаясь в арбитражный суд с заявлением о привлечении Администрации к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, конкурсный управляющий указал на то, что изъятие имущества его собственником у унитарного предприятия привело к невозможности осуществления последним своей хозяйственной деятельности, необеспеченности требований кредиторов, невозможности извлечения прибыли, и, как следствие, к последующему банкротству предприятия.

Суд удовлетворил заявление конкурсного управляющего в полном объеме, руководствуяь пунктом 3 статьи 56 ГК РФ, пунктом 4 статьи 10 Закона о банкротстве, постановлением Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», правовыми позициями Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенными в его постановлениях от 18.11.2008 № 10984/08, от 12.10.2010 № 4838/10. При этом исходил из того, что изъятие у должника имущества его собственником лишило кредиторов унитарного предприятия возможности удовлетворения своих требований за счет его активов, повлекло прекращение хозяйственной деятельности предприятия, лишив кредиторов рассчитывать на удовлетворение своих требований также за счет прибыли. Суду представлен проведенный временным управляющим анализ финансового состояния должника, которым выявлены признаки преднамеренного банкротства, а также установлено, что с 01.01.2011 рентабельность предприятия-должника стала носить отрицательный характер из-за несоответствия тарифов на услугам затратам на их оказание, численность работников составляла 148 человек, фонд оплаты труда составлял 15 219 300 руб. Изъятие в июне-июле 2011 года основных средств собственником и его решение об изменении основного вида деятельности привело к невозможности ведения производственной деятельности, на 01.10.2011 численность сотрудников сократилась до 9 человек, фонд оплаты труда составил 87 000 руб.; 21.11.2011 был расторгнут трудовой договор с директором должника; 18.01.2012 деятельность МУП «ЖКХ» г. Котово прекращена. Реальная задолженность должника перед кредиторами составила 76 343 880 руб. при балансовой стоимости активов 12 211 000 руб.. Суд также принял во внимание выводы финансово-экономической экспертизы, назначенной определением суда первой инстанции от 05 08.2014 и проведенной ООО «Бонус», в соответствии с которой после изъятия у должника имущества коэффициент его финансовой активности значительно ухудшился и принял отрицательное значение, возросла доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах, уменьшилась оборачиваемость дебиторской задолженности. Суд признал доказанными совокупность всех обстоятельств, наличие которых необходимо для привлечения Администрации к субсидиарной ответственности в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона о банкротстве. Доводы Администрации об отсутствии вины собственника имущества в доведении должника до банкротства, причиной которого стала неэффективная деятельность самого предприятия, а также об отсутствии причинной связи между изъятием имущества и последующим банкротством должника, были отклонены со ссылкой на то, что изъятие у должника его основных производственных активов повлекло невозможность осуществлять хозяйственную деятельность и рассчитаться с кредиторами.

В соответствии с пунктом 8 статьи 10 Закона о банкротстве, суд определил размер ответственности в сумме 69 990 004, 95 руб., как разницу между размером текущих требований, размером требований кредиторов, включенных в реестр, и денежных средств, полученных от реализации имущества и взыскания дебиторской задолженности, и суммой, взысканной с администрации в пользу должника в результате применения последствий недействительности сделок по изъятию имущества. Определением от 05.12.2014 суд взыскал с Администрации городского поселения г. Котово за счет казны муниципального образования в субсидиарном порядке в пользу муниципального унитарного предприятия администрации городского поселения г. Котово «Жилищно-коммунальное хозяйство» 69 990 004 руб. 95 коп.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 определение суда от 05.12.2015 оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 07.05.2015 определение суда от 05.12.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 отменены, обособленный спор по делу направлен на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Кассационный суд указал, что суд не дал в должной мере оценку доводам Администрация о том, что на увеличение кредиторской задолженности повлияли не действия по изъятию имущества, повлекшие прекращение деятельности унитарного предприятия, а невозможность погасить задолженность по заработной плате по причине общей неплатежеспособности должника, судом не определен период и основания образования кредиторской задолженности, размер и состав кредиторской задолженности как до, так и после изъятия имущества, ее взаимосвязи с изъятием имущества, ведение унитарным предприятием безубыточной деятельности до изъятия из его хозяйственного ведения имущества. Суд также не установил, могли ли денежные средства в размере стоимости изъятого имущества, поступившие в конкурсную массу в результате признания сделок недействительными, быть направлены на удовлетворение требований других кредиторов, кроме тех, которые имелись до его изъятия, при наличии признаков неплатежеспособности и убыточной деятельности унитарного предприятия.

При новом рассмотрении, суд привлек к участию в деле в качестве ответчика муниципальное образование городское поселение города Котово Волгоградской области.

Конкурсный управляющий представили заявление об уточнении требований, просил взыскать в порядке субсидиарной ответственности с Администрации городского поселения г. Котово за счет казны муниципального образования 56 381 535,45 руб..

В судебном заседании представитель конкурсного управляющего просил удовлетворить требования конкурсного управляющего, пояснил, что до изъятия имущества согласно бухгалтерскому балансу на 01.04.2011 в МУП «ЖКХ» имелось реальное имущество балансовой стоимостью 32 466 000 руб., обязательства на 01.04.2011 составляли 18 860 000 руб., то есть стоимость имущества МУП «ЖКХ» (32 466 000 руб.) в 1,7 раза превышала стоимость всех его обязательств (18 860 000 руб.), что свидетельствует о наличии возможности МУП «ЖКХ» рассчитаться по всем своим обязательствам. На основании распоряжений Администрации муниципального образования г. Котово № 105-Р от 27.05.2011 и № 106-Р от 01.06.2011 в мае и июне 2011г. у МУП «ЖКХ» были изъяты все (100%) основные средства предприятия, остаточной балансовой стоимостью 13 766 203,91 руб., в том числе: объекты недвижимого имущества – 7 904 006,40 руб.; движимое имущество – 2 604 611,00 руб.; транспортные средства – 3 257 586,51 руб.. Согласно бухгалтерскому балансу на 01.07.2011 (после изъятия имущества) на предприятии МУП «ЖКХ» осталось реальное имущество и финансовые средства, дебиторская задолженность, общей балансовой стоимостью 18 570 000. руб.. Обязательства «МУП ЖКХ» на 01.07.2011 составляли 19 814 000 руб. (кредиторская задолженность). После изъятия основных средств стоимость имущества МУП «ЖКХ» (18 570 000 руб.) стала меньше размера всех его обязательств (19 814 000 руб.), что свидетельствует об утрате МУП «ЖКХ», в связи с изъятием имущества, возможности рассчитаться по всем своим обязательствам. Учитывая, что изъятое имущество, относилось к основным средствам предприятия, то лишившись полностью всех средств производства МУП «ЖКХ» лишилось возможности ведения какой-либо производственной деятельности, что повлекло прекращение производственной деятельности предприятия, увольнение работников в период с июля по ноябрь 2011 г. были уволены все работники предприятия) что и явилось причиной банкротства предприятия. Годовая налоговая отчетность за 2011 год в налоговый орган МУП «ЖКХ» не предоставлялась. До момента изъятия основных средств МУП ЖКХ располагало активами для полного обеспечения всех своих обязательств, вело хозяйственную деятельность и имело возможность преодолеть финансовый кризис в результате ряда оптимизационных процедур, таких как: оказание финансовой помощи предприятию собственником имущества, либо государственными органами власти в связи с социальной направленностью вида деятельности МУП «ЖКХ»; сокращение административного персонала организации; оптимизация структуры затрат; оптимизация системы оплаты труда; расширение объема услуг по рентабельным видам деятельности (убыточным было оказание услуг водоснабжения и водоотведения населению, т.к. услуги поставлялись по льготным заниженным тарифам; оказание услуг водоснабжения и водоотведения коммерческим организациям было прибыльным); реструктуризация задолженности (отсрочка либо рассрочка исполнения обязательств); продажа части имущества (не участвующего в производственном процессе) по рыночной стоимости для погашения части обязательств. Данные меры могли быть проведены на предприятии в порядке досудебной санации, либо в рамках оздоровительных процедур банкротства: финансовое оздоровление и внешнее управление. Изъятие всех основных средств у предприятия лишило МУП «ЖКХ» возможности восстановления платежеспособности и привело МУП «ЖКХ» к банкротству, лишило возможности исполнения обязательств кредиторов в размере 19 814 000 руб., возникших до изъятия имущества, которые в последующем включены в третью очередь реестра требований кредиторов МУП «ЖКХ».

Из материалов дела следует, что 10.01.2012 в суд поступило заявление уполномоченного органа о признании МУП «ЖКХ» г Котово несостоятельным (банкротом). 08.02.2012 судом в отношении МУП «ЖКХ» г. Котово введена процедура наблюдения. 05.07.2012 МУП «ЖКХ» г Котово признано несостоятельным (банкротом). В ходе конкурсного производства сформирован реестр требований кредиторов, согласно которому во  2 очередь включена задолженность по оплате труда в размере 52 617 866 руб.56 коп., которая возникла на основании вынесенных судебных приказов от 23.05.2012; от 04.07.2012; от 06.07.2012, от 28.09.2012, признавших обоснованными доводы бывших работников МУП «ЖКХ» о неправильном начислении заработной платы работникам предприятия за период апрель 2009 - июль 2011гг.; в 3 очередь включена задолженность перед кредиторами и уполномоченным органом на 82 958 587 руб. 24 коп. (долг 29 327 991 руб.51 коп. и 1 012 729 руб.17 коп. санкции), в том числе, задолженность, числящаяся на балансе на 01.07.20011, в размере 19 814 000 руб., а также обязательства перед ОАО «Волгоградэнергосбыт» в размере 9 514 000 руб., которые возникли в связи с неправомерным использованием электроэнергии ООО «Котово-водоканал», которому были переданы изъятые у МУП «ЖКХ» основные средства по договору, заключенному ОАО «Волгоградэнергосбыт» с МУП «ЖКХ».

В ходе конкурсного производства в конкурсную массу поступило 14 836 917 руб.17 коп., в том числе от продажи имущества 150 000 руб., от возврата дебиторской задолженности 920 713 руб. 26 коп., от применения последствий недействительности сделок 13 766 203 руб.91 коп.. Согласно реестру требований кредиторов должника кредиторская задолженность составляет 70 356 037 руб.71 коп., в том числе 2 очередь - 39 726 489 руб.25 коп., 3 очередь – 30 340 720 руб. 68коп., за реестром - 288 827 руб. 78 коп.. Выплачены текущие расходы и платежи, связанные с проведением процедур банкротства в отношении МУП «ЖКХ» на 1 737 241,51 руб.; выплачена задолженность 2 очереди реестра требований кредиторов на 12 891 377 руб.31 коп.. Остаток на счете на 09.06.2015 составляет 208 298 руб.35коп..

Представители муниципального образование городское поселение города Котово Волгоградской области и Администрации городского поселения г. Котово просили в удовлетворении требований конкурсного управляющего отказать, так как размер субсидиарной ответственности значительно превышает размер деликтной ответственности, соответствующий стоимости изъятого имущества. Стоимость данного имущества взыскана с Администрации в пользу должника в порядке применения последствий недействительности сделок по выводу имущества. Размер вреда кредиторам существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению за счет этого лица, и необходимости его соразмерного уменьшения. При этом Администрация ссылается на заключение финансово-экономической экспертизы, проведенной ООО «Бонус», из которого следует, что должник на протяжении всей своей деятельности было убыточным, поэтому связи между необеспеченностью требований кредиторов и передачей имущества должника в казну городского поселения г. Котово не имеется. В данном заключении экспертизы содержится вывод о том, что унитарное предприятие и до передачи имущества в казну городского поселения г. Котово было неплатежеспособным и убыточным, даже в том случае если бы не произошла передача имущества, должник не мог бы обеспечить выполнение своих обязательств перед кредиторами из-за недостаточной ликвидности имущества. Основную часть кредиторской задолженности должника (составляла 52 617 866 руб. 56 коп. на момент открытия конкурсного производства) составляет задолженность по заработной плате перед работниками должника, образовавшейся в результате удовлетворения исковых заявлений последних о взыскании заработной платы в соответствии с Отраслевыми тарифными соглашениями за истекшие три года, что привело к увеличению фонда заработной платы в два раза. То есть на увеличение кредиторской задолженности повлияли не действия по изъятию имущества, повлекшие прекращение деятельности унитарного предприятия, а невозможность погасить задолженность по заработной плате по причине общей неплатежеспособности должника.

В подтверждение представлены подтверждающие документы.

Как уже указывалось выше, 10.01.2012 в суд поступило заявление уполномоченного органа о признании МУП «ЖКХ» г Котово несостоятельным (банкротом). 08.02.2012 судом в отношении МУП «ЖКХ» г. Котово введена процедура наблюдения. 05.07.2012 МУП «ЖКХ» г Котово признано несостоятельным (банкротом). В ходе конкурсного производства сформирован реестр требований кредиторов, согласно которому во  2 очередь включена задолженность по оплате труда в размере 52 617 866 руб.56 коп., которая возникла на основании вынесенных судебных приказов от 23.05.2012;от 04.07.2012; от 06.07.2012, от 28.09.2012, признавших обоснованными доводы бывших работников МУП «ЖКХ» о неправильном начислении заработной платы работникам предприятия за период апрель 2009 - июль 2011гг.; в 3 очередь включена задолженность перед кредиторами и уполномоченным органом на 82 958 587 руб. 24 коп. (долг 29 327 991 руб.51 коп. и 1 012 729 руб.17 коп. санкции), в том числе, задолженность, числящаяся на балансе на 01.07.20011, в размере 19 814 000 руб., а также обязательства перед ОАО «Волгоградэнергосбыт» в размере 9 514 000 руб., которые возникли в связи с неправомерным использованием электроэнергии ООО «Котово-водоканал», которому были переданы изъятые у МУП «ЖКХ» основные средства по договору, заключенному ОАО «Волгоградэнергосбыт» с МУП «ЖКХ».

Проанализировав кредиторскую задолженность, судом установлено, что кредиторская задолженность до принятия собственником решения об изъятии имущества составляла 19 814 000 руб., после принятия собственником решения об изъятии имущества кредиторская задолженность выросла и 01.10.2011 составила 21 941 000 руб.. Кроме того , на предприятие возложена судом обязанность по оплате ОАО «Волгоградэнергосбыт» задолженности за использование электроэнергии ООО «Котово - Водоканал» в размере 9 514 000 руб.

В ходе конкурсного производства в конкурсную массу поступило 14 836 917 руб.17 коп., в том числе от продажи имущества 150 000 руб., от возврата дебиторской задолженности 920 713 руб. 26 коп., от применения последствий недействительности сделок 13 766 203 руб.91 коп.. Согласно реестру требований кредиторов должника кредиторская задолженность составляет 70 356 037 руб.71 коп., в том числе 2 очередь - 39 726 489 руб.25 коп., 3 очередь – 30 340 720 руб. 68коп., за реестром - 288 827 руб. 78 коп.. Выплачены текущие расходы и платежи, связанные с проведением процедур банкротства в отношении МУП «ЖКХ» на 1 737 241,51 руб.; выплачена задолженность 2 очереди реестра требований кредиторов на 12 891 377 руб.31 коп.. Остаток на счете на 09.06.2015 составляет 208 298 руб.35коп..

В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона о банкротстве, если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам. Пока не доказано иное, предполагается, что должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц при наличии причинения вреда имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника, включая сделки, указанные в статьях 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона. Контролирующее должника лицо, вследствие действий и (или) бездействия которого должник признан несостоятельным (банкротом), не несет субсидиарной ответственности, если докажет, что его вина в признании должника несостоятельным (банкротом) отсутствует. Такое лицо также признается невиновным, если оно действовало добросовестно и разумно в интересах должника. Размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица равен совокупному размеру требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также заявленных после закрытия реестра требований кредиторов и требований кредиторов по текущим платежам, оставшихся не погашенными по причине недостаточности имущества должника. Размер ответственности контролирующего должника лица подлежит соответствующему уменьшению, если им будет доказано, что размер вреда, причиненного имущественным правам кредиторов по вине этого лица, существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению за счет этого лица.

В соответствии со статьей 71, пунктом 1 статьи 168 АПК РФ при рассмотрении дела арбитражный суд должен исследовать все представленные доказательства в их совокупности и дать оценку всем доводам, участвующих в деле лиц, приводимым в обоснование своих требований и возражений.

Проверив доводы Администрации, суд установил, что основанием для изъятия имущества из МУП «ЖКХ» администрацией городского поселения г. Котово послужили требования ст. 14 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Закон о реформировании ЖКХ), согласно которой Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии, что деятельность на территории муниципального образования, претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, коммерческих организаций коммунального комплекса с долей участия в уставном капитале субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований не более чем двадцать пять процентов, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по электро -, газо -, тепло -, водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод и эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, если использование такими организациями объектов коммунальной инфраструктуры осуществляется на праве частной собственности, по договору аренды или концессионному соглашению.

То есть, действия администрации городского поселения г. Котово были обусловлены тем, что собственник имущества, предпринимал возможные меры для модернизации своего имущества и использования его более эффективно. В указанных целях администрацией городского поселения г. Котово и было издано распоряжение от 01.06.2011 № 106-р «О внесении изменений в Устав МУП «ВКХ» МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» было переименовано в МУП «Жилищно - коммунальное хозяйство», изменены виды экономической деятельности предприятия и директору МУП «ВКХ» Мордовину В.А. было указано на необходимость передачи в течение семи дней с момента государственной регистрации изменений передать имущество, не соответствующее целям деятельности, в казну городского поселения г. Котово. На основании ходатайства директора МУП «ВКХ» Мордовина В.А. от 29.07.2011 имущество не соответствующее целям деятельности предприятия было принято в казну городского поселения г. Котово по актам приема - передачи имущества. Затем имущество, предназначенное для осуществления водоснабжения населения и водоотведения, в целях дальнейшего его использования уже не через муниципальную коммерческую организацию было выставлено на конкурс, как того требует ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Как утверждает представитель Администрации, передача имущества администрации городского поселения г. Котово не лишило возможности МУП «ЖКХ» заниматься иными видами деятельности, предусмотренными Уставом. Однако, МУП «ЖКХ» и до передачи имущества в казну городского поселения г. Котово было неплатежеспособным и убыточным и если бы не произошла передача имущества, то должник не мог бы обеспечить своевременное выполнение обязательств перед своими кредиторами из-за недостаточной ликвидности имущества.

Данные обстоятельства подтверждаются бухгалтерскими балансами должника на 31.12.2009, согласно которому непокрытый убыток предприятия составлял 8 552 000 руб., на 31.12.2010 - непокрытый убыток предприятия составлял 5 659 000 руб., на 01.04.2011 - непокрытый убыток предприятия составлял 9 036 000 руб., на 01.07.2011 непокрытый убыток предприятия составлял 12 399 000 руб. и на 01.10.2011 - непокрытый убыток предприятия составлял 14 075 000 руб., что свидетельствует о том, что деятельность предприятия была неэффективна и убыточна, начиная уже с 2009 года и предприятие было неплатежеспособным как до передачи имущества, так и после нее.

Данный факт подтверждается и экспертным заключением ООО «Бонус», представленным по результатам проведенной в рамках настоящего дела финансово-экономической экспертизы, согласно которой следует, что МУП «ЖКХ» на протяжении всей своей деятельности было убыточным, поэтому связи между необеспеченностью требований кредиторов и передачей имущества должника в казну городского поселения г. Котово не усматривается.

Кроме того, из отчета конкурсного управляющего о ходе конкурсного производства и реестра требований кредиторов МУП «ЖКХ» следует, что основную часть кредиторской задолженности МУП «ЖКХ» составляет задолженность должника по заработной платы перед своими работниками на сумму 52 617 866 руб. 56 коп. Указанная задолженность возникла в силу следующих обстоятельств.

Заработанная плата работникам МУП «ЖКХ» в 2008-2011 годах устанавливалась, исходя из пункта 5.3 Отраслевого тарифного соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве и горэлектротранспорте Волгоградской области на 2008 - 2010 годы от 15.01.2008 с учетом Соглашения от 19.02.2010 о продлении срока действия на 2011 - 2013 годы (далее - Региональное соглашение), согласно которому с 01 января 2008 года базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда устанавливалась не ниже чем 1 850 в месяц. Для организаций, из-за отсутствия финансовой возможностей, установивших по состоянию на 01.07.2007 базовую месячную тарифную ставку рабочего 1 разряда в размере ниже 1700 руб., с 01.01.2008 базовая месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда рассчитывается как произведение действующей месячной тарифной ставки на величину установленного для муниципального образования на 2008 год изменения размера платы граждан за соответствующую жилищно-коммунальную услугу. Однако, пунктом 2.3 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы с учетом Соглашения от 19.02.2010 о продлении срока действия на 2011-2013 годы (далее - Федеральное соглашение) с 01 января 2008 года базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда устанавливалась в размере не менее 2 550 рублей, с 01 января 2009 года - не ниже 3 500 рублей, а с 01 января 2011 года базовая месячная тарифная ставка рабочих первого разряда устанавливалась в размере не ниже 4 200 рублей. В связи с тем, что в МУП «ЖКХ» отсутствовала финансовая возможность применять базовую месячную тарифную ставку, установленную Федеральным соглашением, то предприятие применяло базовую месячную тарифную ставку, установленную Региональным соглашением, с применением тарифных коэффициентов, являющихся приложением № 3 к Региональному соглашению.

Ежегодно, к трудовому договору между работодателем и работником заключалось дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором указывался размер оклада работника с учетом повышения применяемой предприятием тарифной ставки рабочего первого разряда. Заработанная плата работникам МУП «ЖКХ» ежемесячно и в установленный трудовыми договорами срок, выплачивалась на основании утвержденного УРТ Волгоградской области фонда заработанной платы, но без учета Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2011 - 2013 годы и отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве и гидроэлектротранспорте Волгоградской области на период 2010-2013 года (далее - Отраслевые тарифные соглашения).

При установлении заработанной платы должником не применялся и коэффициент особенностей работ для организаций и предприятий жилищно-коммунального хозяйства и горэлектротранспорта для определения минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда в размере 1,4, установленный Отраслевыми тарифными соглашениями.

Работниками МУП «ЖКХ», начиная с января 2010 года, были поданы исковые заявления о взыскании заработной платы в соответствии с Отраслевыми тарифным соглашениями за истекшие три года и они были удовлетворены, что привело к увеличению фонда заработанной платы в два раза.

Данные обстоятельства подтверждаются решениями Котовского районного суда Волгоградской области по искам Белоусовой СВ., Бочаровой В.П., Ануровой О.В. и Воронковой М.Д. и др.

Для примера - согласно утвержденным штатным расписаниям на 2010 и 2011 гг. годовой фонд заработной платы ведущего инженера ПТО МУП «ВКХ» составлял в 2010 году - 148 463 рубля, в 2011 году – 170 772 рубля. Согласно же решению Котовского районного суда Волгоградской области от 30.05.2011 по делу № 2-739/2011 в пользу Белоусовой СВ., ведущего инженера ПТО МУП «ВКХ», взыскано с должника дополнительно за 2010 год -161 787 руб. 66 коп. и с января по март 2011 г. – 19 072 руб. 23коп..

Приказом директора МУП «ЖКХ» от 13.09.2011 № 228 зарплата всем работникам МУП «ЖКХ» была доначислена до уровня зарплаты, установленной Отраслевым тарифным соглашением за 2008-2010 годы.

Как пояснил представитель Администрации, предусмотренная ставка первого разряда по Федеральному соглашению не входила в утвержденные тарифы на коммунальные услуги ЖКХ, что нарушило интересы МУП «ЖКХ» и привело к увеличению минимальной тарифной ставки без увеличения тарифа на коммунальные услуги, оказываемые МУП «ЖКХ», и к ухудшению финансового положения предприятия.

Тарифы на коммунальные услуги в 2008-2010 годах, устанавливались администрацией городского поселения г. Котово, с учетом индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлениями УРТ Администрации Волгоградской области.

В соответствии с индексами максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2008 - 2010 годы, утвержденными постановлениями УРТ Администрации Волгоградской области, а также с учетом того, что дополнительные зарплаты были взысканы за истекшие периоды, увеличение тарифов до сумм понесенных затрат не представлялось возможным.

Тарифы на коммунальные услуги в 2011 году устанавливались постановлением УРТ Администрации Волгоградской области от 15.12.2010 № 32/10 «Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и на очистку сточных вод для потребителей МУП администрации городского поселения г. Котово «Водопроводно-канализационное хозяйство» с учетом решения Правительства Российской Федерации об ограничении роста платы граждан за коммунальные услуги в 2011 году, согласно которому предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги не должны превышать 15%. Увеличение платы граждан за коммунальные услуги выше предельных индексов могло привести к неспособности жителей оплачивать коммунальные услуги и тяжким социальным последствиям.

Согласно пункту 16 Основ формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 № 708, в случае если в результате проверки орган регулирования субъекта Российской Федерации пришел к выводу о недоступности для граждан прогнозируемой платы за коммунальные услуги, указанный орган должен подготовить предложения о частичном финансировании за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Данные положения содержатся и в ответе УРТ Администрации Волгоградской области директору МУП «КиТС» г. Котово от 28.07.2011 № 31-06-09/1379 на обращение директора должника предусмотреть в тарифе зарплату работникам в соответствии с Отраслевыми тарифными соглашениями.

Доводы конкурсного управляющего о том, что в соответствии с Законом Волгоградской области от 03.11.2011 № 2244-ОД «Об отдельных вопросах тарифного регулирования на территории Волгоградской области» администрация городского поселения г. Котово должна была возмещать все убытки предприятия являются несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 3 указанного Закона компенсация (возмещение) фактических выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций при применении ими регулируемых тарифов (цен) на коммунальные услуги, поставляемые населению Волгоградской области, осуществляется в порядке, установленном администрацией Волгоградской области.

Порядком предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов Волгоградской области из областного фонда компенсаций на осуществление переданных государственных полномочий Волгоградской области по компенсации (возмещению) выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, связанных с применением ими регулируемых тарифов (цен) на коммунальные услуги, поставляемые населению, утвержденному постановлением Администрации Волгоградской области от 14.11.2011 № 711-п, установлено, что полномочия передаются ни городским и сельским поселения, а муниципальным районам. Кроме того, все убытки предприятия, включая повышение зарплаты работников на основании Отраслевых тарифных соглашений, не подпадает под понятие выпадающие доходы и не подлежит возмещению по Закону Волгоградской области от 03.11.2011 № 2244-ОД. Таким образом, по причине общей неплатежеспособности МУП «ЖКХ» было не в состоянии выплатить взысканную судом заработанную плату и как следствие исполнить решения судов, что и привело к увеличению кредиторской задолженности.

Из вышеизложенного следует, что причиной образования кредиторской задолженности МУП «ЖКХ» по заработной плате являются не действия Администрации, связанные с изъятием имущества должника, а указанные выше обстоятельства.

Как пояснил представитель Администрации в суде, администрацией городского поселения г. Котово предпринимались попытки разрешить сложившуюся на предприятии ситуацию путем внесения изменений в Региональное соглашение, направлялись обращения в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (министру Удалову В.А.), руководителю Союза жилищно-коммунальных предприятий Волгоградской области, заместителю главы Администрации Волгоградской области.

Однако, согласно ответу председателя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области, изменения не были внесены.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что главной причиной неспособности удовлетворить требования кредиторов явилось отсутствие прибыли по основному виду деятельности, так как у предприятия отсутствовали источники пополнения оборотных средств, что и подтверждается проведенной в рамках дела экспертизой.

Изъятие же собственником муниципального имущества, находившегося в хозяйственном ведении муниципального унитарного предприятия, осложнило и без того тяжелое экономическое положение должника.

В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона о банкротстве размер ответственности контролирующего должника лица подлежит соответствующему уменьшению, если им будет доказано, что размер вреда, причиненного имущественным правам кредиторов по вине этого лица, существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению за счет этого лица.

Таким образом, в предмет доказывания при рассмотрении заявления о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности по его обязательствам входит соотнесение размера субсидиарной ответственности размеру деликтной ответственности указанного лица.

Суд полагает, что в данном случае размер деликтной ответственности Администрации с учетом вышеизложенных обстоятельств может быть определен применительно не к размеру неудовлетворенных из конкурсной массы должника требований кредиторов, а в сумме, взысканной с Администрации в пользу должника по недействительным сделкам, которая составляет 13 766 203 руб. 91 коп., которая подтверждена вступившими в законную силу судебными актами, установившими незаконность действий Администрации по выводу основных средств должника, что предшествовало банкротству должника (определением суда от 03.06.2013 по настоящему делу, решение суда от 31.01.2012 по делу № А12-20127/2011, определение суда от 31.01.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2013, определением суда от 03.06.2014).

Кроме того, по результатам анализа финансового состояния должника временный управляющий должника выявил признаки преднамеренного банкротства, установил, что с 01.01.2011 рентабельность предприятия-должника стала носить отрицательный характер из-за несоответствия тарифов на услугам затратам на их оказание, численность работников составляла 148 человек, фонд оплаты труда составлял 15 219 300 руб.. Изъятие в июне-июле 2011 г. основных средств собственником и его решение об изменении основного вида деятельности привело к невозможности ведения производственной деятельности, На 01.10.2011 численность сотрудников сократилась до 9 человек, фонд оплаты труда составил 87 000 руб., 21.11.2011 был расторгнут трудовой договор с директором должника, 18.01.2012 деятельность МУП «ЖКХ» г. Котово прекращена. Реальная задолженность должника перед кредиторами составила 76 343 880 руб. при балансовой стоимости активов 12 211 000 руб..

Из заключения финансово-экономической экспертизы следует, что предприятие – должник на протяжении всей своей деятельности было убыточным, поэтому связи между необеспеченностью требований кредиторов и передачей имущества должника в казну городского поселения г. Котово не усматривается. Так, МУП «ЖКХ» г. Котово до передачи имущества в казну городского поселения г.Котово было неплатежеспособным и убыточным и если бы не произошла передача имущества, то должник не мог бы обеспечить своевременное выполнение обязательств должника перед кредиторами из-за недостаточной ликвидности имущества. Но при этом эксперт указывает, что до передачи имущества коэффициент финансовой активности превышал нормативные значения(при норме 0,7, но не выше 1.5, должник имел коэффициент 1,96), а после передачи имущества значительно ухудшился, принял отрицательное значение (-10,12). Если доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах до передачи спорного имущества составляла 43%, то после передачи – 94 %,что в результате привело к неплатежеспособности и несостоятельности. Оборачиваемость дебиторской задолженности также значительно уменьшилась после передачи имущества (до 01.04.2011 – 311,96, после передачи – 147,77).

Данные обстоятельства свидетельствую о том, что МУП «ЖКХ» г. Котово до изъятия основных средств имело признаки неплатежеспособности, но имело достаточно активов для покрытия своих обязательств и в связи с этим не могло быть признано несостоятельным. Изъятие(вывод) основных средств у должника привело к невозможности обеспечить исполнение его обязательств перед кредиторами.

Руководствуясь ст.ст.10,129 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26.10.2002, ст.ст. 184-185 АПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Заявление конкурсного управляющего удовлетворить в части. Взыскать с Администрации городского поселения г. Котово за счет казны муниципального образования в субсидиарном порядке в пользу муниципального унитарного предприятия администрации городского поселения г. Котово «Жилищно-коммунальное хозяйство» 13 766 203 руб. 91 коп., в остальной части в удовлетворении

Определение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области в порядке и сроки, установленные законом.

Судья Иванова Л.К.