Арбитражный суд Волгоградской области
ул. 7-й Гвардейской, д. 2, Волгоград, 400005, volgograd.arbitr.ru
Email: info@volgograd.arbitr.ru Телефон: (8442)23-00-78 Факс: (8442)24-04-60
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Волгоград
«31» января 2022 года Дело № А12-8817/2012
Резолютивная часть определения оглашена 24.01.2022г., определение в полном объеме изготовлено 31.01.2022г.
Судья Арбитражного суда Волгоградской области Кулик И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Клочковой Г.П., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Татарстан в рамках дела о банкротстве Открытого акционерного общества «Волгоградский судостроительный завод» (далее - ОАО «ВгСЗ», должник) (400112, <...>; ИНН <***>; ОГРН <***>) заявление МУП «ВКХ» о признании недействительным решения комитета кредиторов и заявление ИП ФИО1 о признании незаконным действий (бездействия) конкурсного управляющего ФИО2
при участии в судебном заседании:
от конкурсного управляющего – ФИО3, по доверенности №1 от 27.11.2019 года;
от МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» - ФИО4, по доверенности от №02-21 от 25.02.2021;
от ФНС России – ФИО5, представитель по доверенности от 12.01.2022 №30;
от ИП ФИО1- ФИО6, ФИО7, по доверенности от 16.12.2020.
от Комитета промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области - ФИО8, по доверенности от 07.09.2021 №45.
О П Р Е Д Е Л И Л :
Решением Арбитражного суда Волгоградской области (далее-суд) от 17.05.2013 (резолютивная часть от 15.05.2013) ОАО «ВгСЗ» признано несостоятельным (банкротом) с открытием конкурсного производства сроком на 6 месяцев, конкурсным управляющим утвержден ФИО9
Определением от 18.11.2019 (резолютивная часть от 11.11.2019) суд отстранил ФИО9 от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ОАО «ВгСЗ».
Определением суда от 25.11.2019 конкурсным управляющим должника утверждён ФИО2
В суд с заявлением обратилось МУП «ВКХ», просит признать недействительным решение комитета кредиторов от 13.09.2021 по второму вопросу повестки дня, а именно: Поручить конкурсному управляющему ОАО «ВгСЗ» ФИО2 обратиться в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с заявлением об исключении ОАО «ВгСЗ» из Перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 №1226-р.
Также, в суд от Индивидуального предпринимателя ФИО1 поступило заявление, просит признать незаконными действия (бездействие) конкурсного управляющего ОАО «ВгСЗ» ФИО2, выразившиеся в его необращении в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с заявлением об исключении ОАО «ВгСЗ» из перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 №1226-р; обязать конкурсного управляющего ОАО «ВгСЗ» ФИО2 обратиться в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с заявлением об исключении ОАО «ВгСЗ» из перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 №1226-р.
Определением суда от 01.10.2021 обособленные споры объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
К участию в рассмотрении заявленных требований привлечены: Управление Росреестра по Волгоградской области, Ассоциация «Сибирская гильдия антикризисных управляющих», ООО «Страховая компания «Арсеналъ», Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Комитет промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 уточнил заявленные требования:
-признать незаконными действия (бездействие) конкурсного управляющего ОАО «ВгСЗ» ФИО2, выразившиеся в его необращении в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с заявлением об исключении ОАО «ВгСЗ» из перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 №1226-р;
-обязать конкурсного управляющего ОАО «ВгСЗ» ФИО2 обратиться в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с заявлением об исключении ОАО «ВгСЗ» из перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 №1226-р;
-признать незаконными действия (бездействие) конкурсного управляющего ОАО «ВгСЗ» ФИО2, выразившиеся в непредставлении Министерству промышленности и торговли Российской Федерации документов (информации) согласно запросу от 08.07.2021 №57219/09;
-обязать конкурсного управляющего ОАО «ВгСЗ» ФИО2 представить Министерству промышленности и торговли Российской Федерации документы (информацию) согласно запросу от 08.07.2021 №57219/09;
-в том случае, если уважаемый Суд установит наличие в указанных действиях (бездействии) ФИО2 признаков административного правонарушения, ИП ФИО1 просит вынести частное определение о направлении материалов в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (иной уполномоченный орган) для проведения проверки, возбуждения дела об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель МУП «ВКХ» настаивал на удовлетворении заявленных требований о признании решения комитета кредиторов недействительным в оспариваемой части; требования ИП ФИО1 считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Конкурсный управляющий, ФНС России, полагают, что требования МУП «ВКХ» о признании недействительным комитета кредиторов подлежат удовлетворению; в удовлетворении требований ИП ФИО1 по жалобе следует отказать.
ИП ФИО1 настаивает на признании жалобы обоснованной, в удовлетворении требований МУП «ВКХ» просит отказать.
Комитет промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области поддерживает позицию конкурсного управляющего должника.
Выслушав позицию представителя конкурсного управляющего, уполномоченного органа, представителей ИП ФИО1, изучив представленные в дело документы, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания оспариваемого решения комитета кредиторов недействительным, а требования по жалобе ИП ФИО1 не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона о банкротстве, собрание кредиторов может отнести к компетенции комитета кредиторов вопросы, решения по которым в соответствии с настоящим Федеральным законом принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов, за исключением вопросов, которые отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов. Поскольку комитету кредиторов переданы полномочия собрания кредиторов, обжалование принятых комитетом кредиторов решений осуществляется аналогично обжалованию решений собрания кредиторов, то есть в соответствии с п. 4 ст. 15 Закона о банкротстве.
Согласно статье 15 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц, либо принято с нарушением установленных настоящим Федеральным законом пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц.
Следовательно, признание решения комитета кредиторов недействительным возможно только в двух случаях: если решение комитета кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц или если решение комитета кредиторов принято с нарушением установленных Законом о банкротстве пределов компетенции комитета кредиторов.
Согласно положений ст. 60 Закона о банкротстве, заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между ним и должником, жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее чем через месяц с даты получения указанных заявлений, ходатайств и жалоб, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
По смыслу указанных норм права, при рассмотрении жалобы на действия арбитражного управляющего арбитражный суд должен проверить данные действия на предмет соответствия положениям Закона о банкротстве, установить, были ли нарушены этими действиями права и законные интересы заявителя.
Суд считает, что требования МУП «ВКХ» являются обоснованными, в удовлетворении требований ИП ФИО1 следует отказать.
20.08.2021 на сайте ЕФРСБ конкурсным управляющим размещено уведомление о созыве комитета кредиторов по требованию ФИО1 со следующей повесткой дня:
1. Отчет конкурсного управляющего ОАО «ВгСЗ».
2. Поручить конкурсному управляющему ОАО «ВгСЗ» ФИО2 обратиться в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с заявлением об исключении ОАО «ВгСЗ» из Перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 №1226-р.
13.09.2021 на сайте ЕФРСБ размещена информация о принятых комитетом кредиторов решениях:
1.Не принимать к сведению отчет конкурсного управляющего ОАО "ВгСЗ";
2.Поручить конкурсному управляющему ОАО «ВгСЗ» ФИО2 обратиться в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с заявлением об исключении ОАО «ВгСЗ» из Перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 №1226-р.
Суд исходит из отсутствия законодательно установленной обязанности конкурсного управляющего должника обратиться в уполномоченный орган об исключении должника из Перечня стратегических организаций. Поскольку данной вопрос является оценочным с точки зрения целесообразности и экономической обоснованности для самого должника и его кредиторов такого исключения, при том, что на протяжении более чем 8 лет банкротства ОАО «ВгСЗ» никто из кредиторов должника, не заявлял требований о необходимости исключения предприятия из списка стратегических.
Более того, сложившаяся судебная практика в рамках настоящего банкротного дела свидетельствует о том, что именно по данному основанию (ввиду продажи имущества должника в обычном порядке, не как стратегического предприятия), были признаны недействительными ранее проведенные торги имуществом должника, а также взысканы убытки с бывшего конкурсного управляющего ФИО9, в связи с чем, принятие судом иной позиции по данному вопросу вступило бы в противоречие с правовой позицией вышестоящих судов.
Судом проанализированы требования законодательства, регламентирующие банкротство стратегических предприятий, а также информация, представленная в материалы обособленного спора как непосредственно Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, так и представленная ИП ФИО1, а именно: обращения ФИО1 посредством подачи жалобы в органы прокуратуры Российской Федерации, перенаправление рассмотрения жалобы из Прокуратуры в уполномоченные органы исполнительной власти Российской Федерации, в частности в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, ответы Минпромторга на обращения ФИО1
В соответствии с пунктом 1 статьи 190 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под стратегическими предприятиями и организациями понимаются:
федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также иные организации в случаях, предусмотренных федеральным законом;
организации оборонно-промышленного комплекса - производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские,
испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.
Судом установлено, что ОАО «ВгСЗ» является стратегической организацией оборонно-промышленного комплекса, распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 1226-р включено в перечень стратегических предприятий и организаций. В собственности Российской Федерации отсутствуют акции ОАО «ВгСЗ».
Федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность ОАО «Волгоградский судостроительный завод» (далее - ОАО «ВгСЗ», Общество) является Минпромторг России.
ОАО «ВгСЗ» специализировалось на выпуске сухогрузных и наливных грузовых судов для речных, смешанных «река-море» и морских условий плавания. Суда судостроительного завода оснащались первоклассным оборудованием, современными средствами радионавигации, связи и автоматики, высокоточными измерительными приборами.
Должник обладал инженерным и конструкторским потенциалом, способным строить любые суда, оснащенные самым современным оборудованием.
Одна из основных производственных единиц предприятия - крытый эллинг, в котором круглосуточно могли строиться одновременно четыре судна. Завод имел все структурные подразделения, которые обеспечивали строительство современных судов различного назначения.
Наличие научно-технического задела и производственных мощностей ОАО «ВгСЗ» позволяли строить суда длиной до 141,0 м, шириной до 18,0 м, максимальной спусковой массой судна 3500 тонн, дедвейтом в море для самоходных судов до 12000 тонн, в реке - 5000 тонн.
Кроме того, наличие на территории завода обустроенной причальной стенки позволяло использовать ее как транспортный узел с комплексом сооружений и устройств, обеспечивающих безопасную стоянку судов, быструю и удобную передачу грузов и их хранение.
Из представленных в дело документов следует, что ОАО «ВгСЗ» исключено из сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса.
У ОАО «ВгСЗ» отсутствует мобилизационное задание на 2021-2025 годы.
Действительно, в связи с прекращением хозяйственной деятельности ввиду нахождения предприятия в процедуре банкротства, ОАО «ВгСЗ» не осуществляет производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
Между тем, в настоящее время, с учетом представленной в материалы дела информации Комитетом промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, имеются потенциальные инвесторы, заинтересованные в сохранении целостности и целевого назначения имущественного комплекса ОАО «ВгСЗ».
В связи с чем, Администрация Волгоградской области и Комитет обратились в Минпромторг с ходатайством о сохранении статуса стратегического предприятия в отношении ОАО «ВгСЗ».
Внесение (исключение) организации в перечень стратегических организаций осуществляется в соответствии с Правилами взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» при подготовке предложений по формированию перечня стратегических предприятий и организаций, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2006 № 592 (далее - Правила).
В соответствии с Правилами организация должна представить: выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, полученную не ранее чем за 6 месяцев до даты направления предложения о включении (исключении) предприятия или организации в перечень; заверенные нотариально или федеральным органом, вносящим проект акта Правительства Российской Федерации о внесении изменений в перечень, копии учредительных документов; сведения об осуществлении предприятием или организацией деятельности в отрасли экономики, в которой федеральный орган обеспечивает реализацию единой государственной политики.
Минпромторг сообщило суду, что обращений от конкурсного управляющего об исключении Общества из перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации (далее Перечень), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 1226-р, не поступало.
Министерством в июле 2021 г. направлены запросы в ОАО «ВгСЗ» (письмо вернулось без ответа в августе 2021 г.) и Комитет промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области (далее - Комитет, копии писем прилагаются) о предоставлении материалов для выполнения мероприятий по исключению Общества из Перечня.
Данное письмо не было получено Конкурсным управляющим должника.
Конкурсному управляющему из материалов дела о банкротстве стало известно о направлении Минпромторгом России письма от 08.07.2021 № 57219/09 с требованием предоставить материалы в целях исключения ОАО «ВгСЗ» из перечня стратегических организаций в Департамент судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России.
С учетом того обстоятельства, что ОАО «ВгСЗ» письмо (запрос) не получало, конкурсный управляющий 03.11.2021 направил в Минпромторг письмо (запрос) о предоставлении разъяснения порядка исключения организации из Перечня, о наличии (либо отсутствия) оснований для исключения, о необходимом пакете документации для представления в уполномоченный орган. Ответ на данное обращение кокнурсному управляющему на момент рассмотрения дела не поступил.
В тоже время, судом из представленной информации Минпромторгом установлено, что в сентябре 2021 г. Департамент судостроительной промышленности и морской техники направил запрос в УФНС России по Волгоградской области (от 01.09.2021 № 74527/09, копия прилагается) с просьбой о предоставлении документов в отношении ОАО «ВгСЗ» в целях начала указанной процедуры. В октябре 2021 г. документы были представлены в Департамент.
Согласно письму Минпромторга от 20.01.2022, по информации, полученной от Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России в настоящее время комплект документов по исключению ОАО «ВгСЗ» из перечня прошел согласование с ФАС России и подготовлен к направлению в Минэкономразвития России для рассмотрения на заседании Межведомственной рабочей группы по вопросам формирования перечня стратегических предприятий и организаций.
Таким образом, Минпромторг инициирована процедура исключения ОАО «ВгСЗ» из перечня стратегических организаций без участия конкурсного управляющего должника и без его заявления Необходимые документы были направлены налоговым органом в адрес Минпромторга.
Следовательно, в настоящее время актуальность заявленных по жалобе требований утрачена, Минпромторг самостоятельно может принять решение об исключении в соответствии с требованиями закона. Аналогичным образом, принятое на комитете кредиторов решение в оспариваемой части было направлено на понуждение конкурсного управляющего к обращению в Минпромторг с заявлением об исключении должника из перечня стратегических предприятий.
Доводы ИП ФИО1 о том, что в настоящее время Минпромторгом проводятся мероприятия по исключению должника из перечня стратегических предприятий, не могут служить основанием для признания действий (бездействия) конкурсного управляющего по не обращению в Минпромторг с таким заявлением, неправомерными, поскольку процедура исключения уже инициирована самостоятельно Минпромторгом, проведение процедуры исключения не является гарантией исключения должника из перечня стратегических предприятий и не подтверждает соблюдение интересов должника и кредиторов, поскольку указанные действия могут привести к затягиванию процедуры банкротства ОАО «ВгСЗ», к затягиванию решения вопроса об утверждении порядка продажи имущества должника и могут не привести к положительному результату для кредиторов должника.
Судом учтено, что процедура банкротства ОАО «ВзСЗ» введена как стратегической организации в соответствии с положениями параграфа 5 главы IX Закона о банкротстве.
Правила о банкротстве стратегических предприятий и организаций, приведенные в параграфа 5 главы IX Закона о банкротстве, не предусматривают возможности перевода процедуры конкурсного производства стратегических предприятий и организаций к процедуре конкурсного производства по общим правилам Закона о банкротстве. Реализация конкурсным управляющим такого имущественного комплекса должна осуществляться с применением норм пунктов 7-9 статьи 195 Закона о банкротстве.
Как следует из особенного статуса должника, осуществляемая в отношении ОАО «ВгСЗ» процедура банкротства является в юридическом смысле единым процессом ликвидации Должника, отвечавшего признакам стратегического предприятия как на момент возбуждения дела о банкротстве, так и на момент открытия конкурсного производства.
Особенности конкурсного производства в отношении такого предприятия не могут быть обусловлены только фактом сохранения должника в перечне стратегических предприятий или фактом исключения его из такого перечня, поскольку эти особенности связаны с фактическим содержанием предшествующей банкротству деятельности стратегического предприятия.
Как следует из информации Комитета промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 21.01.2020, имущественный комплекс ОАО «ВгСЗ» был сформирован для обеспечения деятельности по удовлетворению государственных нужд как имущественный комплекс стратегического предприятия.
На протяжении многих лет, на территории производственной площадки ОАО «ВгСЗ» осуществлялось производство и ремонт вооружения и военной техники.
Так, в цехах ОАО «ВгСЗ» производилась оборонная продукция в 1952, 1954, 1964, 1968 годах.
Номера соответствующих цехов встречаются в инвентаризационной описи основных средств, опубликованной конкурсным управляющим 14.12.2020 года в ЕФРСБ в сообщении № 5894278 (например, позиции № 22, 108, 171, 253, 273, 454, 645, 646, 647, 1086, 1087, 1088).
Также имеются архивные документы, свидетельствующие о том, что ОАО «ВгСЗ» производилась оборонная продукция в 1993 и 1994 годах (копии распоряжений Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом № 1968-р от 18.11.1993 и № 1116-р от 20.05.1994), а объем ее производства на предприятии составлял 35%.
Кроме того, в рамках судебных споров между ОАО «ВгСЗ» и ФНС Росси, установлено, что предприятие продолжало исполнять мобилизационное задание и осуществлять производство оборонной продукции в период, непосредственно предшествующий процедуре банкротства (2007-2011гг).
В соответствии с уставной деятельностью ОАО «ВгСЗ» выполняло производство машиностроительной и судостроительной продукции, в том числе госзаказ, осуществляло проведение проектно-конструкторских и технических разработок, а также в соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», Федеральным законом от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» выполняло договорные обязательства по производству оборонной продукции в рамках установленных заданий (постановления ФАС Поволжского округа от 03.11.2011 по делу № А12-1665/2011, от 30.11.2011 по делу № А12-809/2011, постановление 12ААС от 09.02.2012 по делу № А12-15845/2011, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.03.2012 по делу № А12-1142/2012).
Суды установили факт использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для размещения производственных цехов ОАО «ВгСЗ» № 120, 205, 206, 215, 220, оборудование в которых было задействовано в изготовлении и обработке деталей спецпроизводства (составных частей боевой техники).
Также, судами указано, что ОАО «ВгСЗ» (в кооперации с ООО «Волгоградский завод спецмашиностроения») производило работы по изготовлению деталей в целях исполнения оборонного заказа по государственному контракту, заключенному между Министерством обороны РФ и ООО "Волгоградский тракторный завод".
В соответствии с заключенными ОАО «ВгСЗ» и ООО «Волгоградский завод спецмашиностроения» договорами подряда от 11.02.2007 № 3/583-2007, от 14.01.2008 № 8/583-2008, от 11.01.2010 № 8/583-2010 ОАО «ВгСЗ» выполняло работы по производству, ремонту, переоборудованию изделий спецпроизводства (деталей военной техники - а именно боевых машин десанта).
ОАО «ВгСЗ», выполняя по договорам подряда в указанном периоде работы по производству деталей спецпроизводства для обеспечения выполнения оборонного заказа (пункт 4 статьи 2 Федерального закона «О государственном оборонном заказе») осуществляло тем самым свои обязанности в области обороны, предусмотренные статьей 8 Федерального закона "Об обороне".
Кроме того, судом установлено, что ОАО «ВгСЗ» в соответствии с мобилизационным заданием в указанный период осуществляло работы по поддержанию (развитию и сохранению) мобилизационных мощностей, расположенных на территории предприятия, а также исполняло мобилизационные задания по созданию, накоплению, сохранению и обновлению запасов материальных ценностей мобилизационного резерва.
В подтверждение указанных обстоятельств (в рамках вышеназванных судебных дел) ОАО «ВгСЗ» представило в суд справку 2- го отдела № 15/049 от 21.04.2011, Перечень имущества мобилизационного назначения, подтвержденный Межотраслевым центром мобилизационного планирования НТФ «Спецпром». Из данной справки следует, что мобилизационное задание на поставку продукции и сохранение мобилизационных мощностей ОАО «ВгСЗ» утверждено заместителем Генерального директора Россудостроения ФИО10 31.07.2003. В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 25.02.2003 № 125-11, мобилизационный план утвержден заместителем руководителя Федерального агентства по промышленности ФИО11 25.11.2004.
С учетом этого, суд указал, что, исполняя, в том числе, работы по поддержанию мобилизационных мощностей, расположенных на территории предприятия, ОАО «ВгСЗ» тем самым осуществляло функции в области обороны, предусмотренные статьей 8 Закона «Об обороне» по мобилизационной подготовке.
Таким образом, ОАО «ВгСЗ» на протяжении всей своей истории осуществляло производство продукции, имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства. Данное предприятие систематически выполняло ГОЗ на основании государственных контрактов, но было вынуждено приостановить производственную деятельность только после открытия конкурсного производства в отношении него - в силу требований законодательства о банкротстве.
Ввиду изложенного, имущественный комплекс ОАО «ВгСЗ» после реализации в рамках дела о банкротстве должен и далее использоваться для производства оборонной продукции и выполнения ГОЗ.
Кроме того, промышленная площадка ОАО «ВгСЗ» обладает важными конкурентными преимуществами: наличие производственной инфраструктуры, выгодное географическое положение, близость к транспортным путям и т.д. Интерес к развитию этой площадки подтверждается конкретными намерениями инвесторов, реализация которых возможна только в случае сохранения целостности и целевого назначения имущественного комплекса ОАО «ВгСЗ» при переходе к новому собственнику (по итогам торгов по продаже конкурсной массы).
По информации Комитета, после реализации имущества ОАО «ВгСЗ» в процедуре банкротства результатом привлечения инвестиций может быть восстановление на базе имущественного комплекса предприятия производственной деятельности, в том числе по строительству таких типов судов, как: сейнер-траулер проекта 503 неограниченного района плавания; танкеры река-море грузоподъёмностью 5 тыс. тонн; сухогрузы река-море грузоподъёмностью 5 тыс. тон и др.
Реализация инвестиционных проектов возможна только в случае сохранения статуса ОАО «ВгСЗ» как стратегической организации, который предполагает реализацию имущества такого должника только с учетом установленных законом особенностей процедуры, а именно - продажи единым лотом и сохранения целевого назначения.
Таковым по своему содержанию имущественный комплекс остаётся и в настоящее время, несмотря на то, что производственной деятельности на нём не ведётся.
Именно этими свойствами имущественного комплекса должника - стратегического предприятия и обусловлены особенности процедуры его банкротства, установленные Законом о банкротстве, а равно особый состав лиц, участвующих в деле о банкротстве и в арбитражном процессе по делу о банкротстве.
Таким образом, даже в случае исключения ОАО «ВгСЗ» из перечня стратегических предприятий, это обстоятельство не повлияет на проведение процедуры конкурсного производства должника.
В этой связи, доводы ИП ФИО1 о том, что «раздельная реализация» имущества должника представляется более выгодной, являются противоречащими требованиям действующего законодательства и нарушающими интересы кредиторов.
ИП ФИО1 уже был признан недобросовестным участником торгов и его требования судом субординированы.
Суд не может игнорировать установленные ранее судом и вышестоящими судебными инстанциями следующие обстоятельства.
Судами ранее неоднократно устанавливались факт заинтересованности ФИО1 по отношению к должнику, к ФИО9, к конкурсному кредитору Компания Тимкор Консалтинг Лимитед (определение арбитражного суда Волгоградской области от 14.08.2019 по делу А12-8817/2012, Постановление 12 ААС от 08.10.2019 по делу А12-8817/2012; определение арбитражного суда Волгоградской области от 22.01.2021 по делу А12-8817/2012 и постановление 12 ААС от 23.03.2021 по делу А12-8817/2012). Кроме того судами также установлено совершение недобросовестных действий ФИО1 при проведении торгов.
Также судом установлено (определение арбитражного суда Волгоградской области от 14.07.2020 по делу А12-8817/2012), что ФИО12 в отношении ОАО «ВгСЗ» действовал в своих личных интересах за счет имущества должника и во вред иным кредиторам, поскольку за счет имущества должника осуществляется финансирование находящейся в стадии ликвидации организации, учредителем и единственным участником которой он являлся.
Кроме того, судебными актами установлено, что ФИО12 предоставил ФИО1 займ на оплату задатка для участия в торгах по продаже имущества ОАО «ВгСЗ».
Все решения, принятые на заседании комитета кредиторов от 17.03.2021 направлены на реализацию недобросовестного умысла ФИО1
Так, ИП ФИО1 заключил с ООО «РАДУГА ЦИНК ЛИСТ» договор купли- продажи имущества, которое будет приобретено в будущем от 26.03.2019. В перечень имущества, которое должно быть продано в ООО «РАДУГА ЦИНК ЛИСТ» входит все имущество ОАО «ВгСЗ».
В частности, решение по девятому вопросу комитета кредиторов направлено на завершение ФИО1 начатого недобросовестного поведения по покупке имущества ОАО «ВгСЗ».
При этом в силу ст. 17 Закона о банкротстве комитет кредиторов представляет законные интересы конкурсных кредиторов. В данном случае Комитет кредиторов в составе участников заседания комитета кредиторов ФИО12 и ФИО1 принимал решения не в интересах кредиторов, а исключительно в собственных интересах.
На заседании комитета кредиторов принято решение «поручить конкурсному управляющему ОАО «ВгСЗ» ФИО2 обратиться в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с заявлением об исключении ОАО «ВгСЗ» из Перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 №1226-р».
Однако, данное решение принято без учета интересов кредиторов, а также без учета норм действующего законодательства.
Поскольку параграфом 5 главы 9 Закона о банкротстве установлены дополнительные гарантии соблюдения прав и законных интересов как самого должника, так и публичных интересов в сфере обеспечения безопасности и обороноспособности государства, в том числе усложняющие введение в отношении юридического лица процедуры по делу о банкротстве, принятие такого решения нельзя признать правомерным.
Принятие данного решения нарушает права кредиторов на максимально быструю и эффективную реализацию имущества должника, при том, что конкурсное производство было открыто с 17.05.2013, то есть более 8 лет назад. За это время реестровые кредиторы не получили удовлетворение своих требований, в том числе остался непогашенным долг по заработной плате и имеется задолженность перед ФНС России по НДФЛ. Текущие обязательства должника также не погашены.
Члены комитета кредиторов ФИО1 и ФИО12 имеют личный противоправный интерес, их действия направлены на дробление имущественного комплекса стратегического предприятия, единственного в регионе судостроительного завода.
Ранее ИП ФИО1 участвовал в торгах, которые впоследствии признаны недействительными. Принять участие в торгах стратегического предприятия ИП ФИО1 не сможет, в связи с чем, им принимаются указанные решения. Указанные лица действовали сообща, подстраиваясь под определенную ситуацию, принимают такие решения, которые позволили бы им в обход законодательных запретов приобрести имущество Должника.
При этом, продажа имущественного комплекса должника единым лотом, направлена на достижение цели наибольшего удовлетворения требований кредиторов, а также повышает его привлекательность для потенциальных покупателей, иная позиция в ущерб экономической целесообразности причиняет вред кредиторам.
Конкурсный управляющий действовал исходя из объективных обстоятельств и отсутствия необходимости в обращении с заявлением об исключении организации из перечня стратегов, в целях утверждения порядка и скорейшей реализации имущества должника.
Ссылка ИП ФИО1 на то, что вменяемое бездействие является нарушением норм КоАП РФ, суд признает несостоятельной. Вопрос о наличии, либо отсутствия состава административного правонарушения относится к исключительной компетенции административного органа.
С учетом отсутствия в действиях конкурсного управляющего нарушения законодательства и прав кредиторов должника, суд не усматривает оснований для вынесения частного определения в порядке ст.188.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает правовых оснований для признания обжалуемого бездействия (действий) конкурсного управляющего неправомерным, поскольку отсутствует как факт нарушения закона о банкротстве, так и доказательства нарушения прав заявителя.
Руководствуясь статьями 184-185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Признать недействительным решение комитета кредиторов ОАО «ВгСЗ» по второму вопросу повестки дня: «Поручить конкурсному управляющему ОАО «ВгСЗ» ФИО2 обратиться в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с заявлением об исключении ОАО «ВгСЗ» из Перечня стратегических организаций, а также Федеральных органов исполнительной части, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 1226-р».
В удовлетворении заявления ИП ФИО1 о признании незаконными действий (бездействия) конкурсного управляющего ФИО13, об обязании конкурсного управляющего ФИО13, отказать в полном объеме.
Ходатайство ИП ФИО1 о вынесении частного определения оставить без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области в установленный законом срок.
Судья И.В. Кулик