ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А12-15172/07 от 11.04.2008 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Волгоград                                                                                        Дело №А12-15172/07-с50

                                                                                                                       11 апреля 2008 года                     

Судья Арбитражного суда Волгоградской области Самсонов В.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Егоровой Л.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в рамках дела о банкротстве ОАО «АКБ «Волго-Дон-банк» заявление ФНС России о разрешении разногласий  по вопросу утверждения сметы текущих расходов,

при участии в судебном заседании:

конкурсный управляющий – ФИО1 представитель по доверенности №736 от 15.10.2007 года; ФИО2 представитель по доверенности №875 от 14.12.2007 года;

от ФНС – ФИО3 представитель по доверенности от 11.12.2007 года;

от ЦБ РФ – ФИО4 представитель по доверенности №8 от 10.01.2008 года;

от ОАО «Тракторопроект» - ФИО5 представитель по доверенности №01/07-11 от 18.12.2007 года;

ФИО6 член комитета кредиторов, паспорт серии 18 05 №751790;

ФИО7 член комитета кредиторов, паспорт серии 18 04 №637719.

В судебном заседании у с т а н о в л е н о:

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12 октября 2007 года Открытое акционерное общество «Акцио­нерный Коммерческий Волго-Донской инвестиционный банк» (далее - ОАО «Волго-Дон банк), регистрационный номер 2612, ИНН <***>, заре­гистрированное по адресу: 400074, <...>, признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное произ­водство.

Функции конкурсного управляющего ОАО «Волго-Дон банк» возложены на государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов» (далее - конкурсный управляющий). Представителем Конкурсного управляющего назначен ФИО1.

28 февраля 2008 года и 29.02.2008 года в суд обратилась Федеральная налоговая служба России (далее - уполномоченный орган) с заявлением, в котором просит изменить смету планируемых расходов (затрат) по проведению мероприятий по конкурсному производству ОАО «Волго-Дон-банк» на период с 18.01.2008 года по 31.03.2008 года путем сокращения следующих расходов: оплата заработной платы работникам должника, содержание зданий и сооружений, их аренда, охрана, оплата экспертизы документов и услуг размещения архива, эксплутационные, транспортные, канцелярские, почтовые, телеграфные, телефонные, командировочные расходы.

В качестве обоснования своего заявления уполномоченный орган указывает на следующие обстоятельства.

14 февраля 2008 года состоялось заседание комитета кредиторов ОАО «АКБ «Волго-Дон-банк», на котором утверждена смета планируемых расходов (затрат) по проведению мероприятий по конкурсному производству ОАО «Волго-Дон-банк» на период с 18.01.2008 года по 31.03.2008 года в размере 6 344 600 руб.

ФНС России полагает, что смета текущих расходов, подготовленная представителем конкурсного управляющего и утвержденная комитетом кредиторов, необоснованно завышена и нуждается в изменении с учетом целесообразности и оптимизации затрат.

В качестве обоснования своей позиции уполномоченный орган ссылается на положения Концепции деятельности ГК «Агентство страхования вкладов», согласно которой ГК «АСВ» осуществляет оптимизацию расходов на конкурсное производство путем разумного сочетания режима экономии денежных средств с необходимостью осуществления затрат в целях решения всего комплекса задач конкурсного управляющего.

Иных доказательств необоснованности расходов, заложенных в утвержденную комитетом кредиторов ОАО «Волго-Дон-банка» смету текущих расходов на 1 квартал 2008 года ФНС России не представило.

Конкурсный управляющий представил отзыв, в котором возражает против удовлетворения заявления ФНС России, считает его необоснованным. При этом обращает внимание на то, что фактические расходы оказались меньше, чем было заложено в смету. Кроме того, текущие расходы в таком размере вызваны объективными причинами, связанными с необходимостью осуществления в начале процедуры конкурсного производства мероприятий по увольнению персонала должника и других разовых ликвидационных мероприятий.

В судебном заседании представитель ЦБ РФ оставил вопрос на усмотрение суда. Представитель ОАО «Тракторопроект» поддержал заявление ФНС России.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявление ФНС России следует оставить без удовлетворения по следующим основаниям.

Денежные средства в размере 668 500 руб. заложены на январь 2008 года и предназначены для погашения задолжен­ности по зарплате, выходным пособиям, компенсации за неиспользованный отпуск бывшим сотрудникам банка.

Денежные средства в размере 6 300 руб. заложены на январь 2008 года и предназначены для погашения задолжен­ности по оплате труда архивариуса, в обязанности которого входит передача документов сотрудникам Госархи­ва.

Денежные средства в сумме 465 000 руб. являются разовым платежом по 5 трудовым соглашениям и предназначены для оплаты услуг третьих лиц по обработке документов постоянного и временного хранения, что фактически является расходами по экспертизе документов и размещению архивов. Данные расходы являются необходимыми и обоснованными.

В соответствии с п. 10 ст. 50.21 Закона конкурсный управляющий обя­зан передать в Архивный фонд Российской Федерации документы в порядке и в соответствии с перечнем, которые утверждаются федеральным органом ис­полнительной власти, осуществляющим функции по выработке государствен­ной политики в сфере архивного дела, и Банком России. При этом порядок пе­редачи документов в Архивный фонд Российской Федерации, в том числе обя­зательность проведения экспертизы ценности документов, определяется Феде­ральным законом «Об архивном деле в Российской федерации».

Денежные средства в сумме 100 000 руб. представляют собой ежемесячные расходы по двум трудовым соглашениям по оплате услуг привлеченных специалистов – юристов. Указанные договоры заключены по март 2008 года включительно.

Денежные средства в сумме 4 900 руб. представляют собой ежемесячные расходы по трем трудовым соглашениям, заключенным по март 2008 года включительно, и предназначены для оплаты труда лиц, обслуживающих имущество должника - здание филиала банка в г. Дубовке Волгоградской области (дворник, уборщица, истопник - оператор газового оборудования).

Денежные средства в сумме 30 000 руб. представляют собой ежемесячные расходы по двум трудовым соглашениям, заключенным по апрель 2008 года включительно, и предназначены для оплаты труда админи­стратора АБС «Диасофт», помощника по составлению отчетности, предостав­ляемой в Банк России.

Денежные средства в сумме 312 600 руб. представляют собой ежемесячные расходы по трудовым соглашениям и предназначены для оплаты труда сотрудникам, сопровождающим процедуру конкурсного производства (в том числе две вакансии на сумму 70 000 руб.). Фактически с февраля 2008 года фонд оплаты труда по штатному расписанию составляет 263 900 руб. (в том числе две вакансии на сумму 70 000 руб.).

Как пояснил в судебном заседании представитель конкурсного управляющего, планируемые расходы на заработную плату во втором квартале 2008 года составят 1 171 800 руб., что на 1 310 500 руб. меньше расходов, запланированных на первый квартал 2008 года.

При этом по состоянию на 18 января 2008 года в банке работа­ло 28 человек, в  том числе специалисты, сопровождающие конкурсное производство (9 человек - экономисты, бухгалтеры), работники вы­полняющие хозяйственные функции (6 человек - охранники, водитель).

По трудовым договорам привлечены 13 работников, из них специали­сты, сопровождающие конкурсное производство - 3 человека (юристы, по­мощник), работники выполняющие хозяйственные функции - 10 человек (уборщица, дворник, архивариус, специалисты по обработке документации для сдачи в архив, программист)

После реализации имущества банка и завершения работы по взысканию дебиторской задолженности расходы по данной статье сметы будут также су­щественно сокращены.

Оплата услуг по предоставлению телефонной связи и Интернета, запла­нированная в сумме 10 000 руб. ежемесячно, производится по факту предос­тавления счетов в соответствии с заключенными договорами с ОАО «ЮТК» и с ООО «СЦС Совинтел».

Так фактически в январе 2008 г. указанные расходы составили 9 246,99 руб. и включают в себя оплату за междугородние и внутризоновые перегово­ры.

В ходе конкурсного производства в целях оперативного управления ис­пользуется три номера мобильной телефонной связи. Фактические расходы за сотовую связь ежемесячно составляют около 7 000 руб.

Расходы по статье 1.8. «Расходы на служебные командировки» на
первый квартал 2008 года запланированы в сумме 200 000 руб. и складываются
из проезда, проживания и суточных представителя конкурсного управляюще­го, который в соответствии с п.6 ст.50.20 Закона назначается из числа слу­жащих ГК «Агентство по страхованию вкладов», и работников, привлеченных по трудовым договорам.

Представитель конкурсного управляющего ФИО1 проживает в городе Москве. В соответствии с п.1 ст. 134 Федерального закона «О несостоятельно­сти (банкротстве)» за счет конкурсной массы погашаются расходы, связанные с проведением конкурсного производства, к которым относятся и вышеука­занные расходы.

Статья 1.10 «Транспортные расходы» запланированная в размере
195 000 руб. на первый квартал 2008 года представляет собой расходы на прохождение техобслуживания двух автомобилей, числящихся на балансе банка, ОСАГО, поддержание принадлежащего банку на праве собственности катера в рабочем состоянии в целях дальнейшей его реализации по максимально возможной цене, услуги капитана и топливо. При реализации катера (планируется в апреле -
мае 2008 года в случае наличия покупателей) расходы по этой статье будут также
сокращены.

Представителем конкурсного управляющего заключены договоры арен­ды с ООО «Волгоградресурсы» в целях размещения Банка и его имущества. Так, для размещения банка арендовано помещение площадью 131,5 кв. м, в котором в том числе расположены депозитные ячейки с имуществом третьих лиц, текущая документация и сервер банка. Также для хранения имущества арендован неотапливаемый склад площадью 135,3 кв м.

Кроме того, ГУ ЦБ РФ по Волгоградской области представлено на безвозмездной основе помещение площадью  75 кв. метров для хранения имущества банка, а также предоставлена охраняемая площадка для хранения автомобилей банка в количестве девяти штук, что позволяет сократить расходы банка.

Конкурсным управляющим 19 декабря 2007 года заключены договоры с Государственным учреждением «Государственный архив Волгоградской об­ласти», в соответствии с которым архивом оказываются услуги по приему, размещению, хранению и утилизации документов, исходя из фактического ко­личества дел, включенных в учетные документы.

В настоящее время в архив передано 7 974 томов документов временно­го хранения и 100 том документов постоянного хранения. Стоимость хранения одного дела в год составляет 19 руб., время хранения документов временного хранения - 5 лет, а постоянного - 75 лет. Таким образом, расходы на сдачу и хранение документов составляют 900 030 руб.

Согласно расчетам конкурсного управляющего, обработка и хранение одного тома документов временного хра­нения (5 лет) составляет 166,03 руб., а постоянного (75 лет) - 1 490 руб.

Таким образом, средняя стоимость за обработку и хранение одного тома документов составляет 182,42 рубля.

Фактически расходы на экспертизу документов и размещение архива могут возрасти в связи с передачей изъятых ранее документов следственными органами МВД России (около 1 500 томов), а также 500 томов архивных доку­ментов, которые необходимы для проведения конкурсного производства в на­стоящее время, в том числе для проведения финансового анализа, выявления признаков преднамеренного банкротства, подготовки заключения о привлече­нии к субсидиарной и иным видам ответственности.

На прочие расходы по смете на период с 18 января 2008 года по 31 марта 2008 года запланировано 60000 руб. (20 000 руб. ежемесячно). Факти­ческие расходы уже составили 26 000 рублей, в том числе 4 000 руб. на сопровождение бухгалтерской программы 1С; 6 000 руб. на сопровождение бригады скорой помощи при проведении первого собрания кредиторов (количество участников собрания более 500 чел.); 16 000 руб. на перевозку оставшегося имущества в филиалах.

Суд считает необоснованными доводы ФНС России в части возможности выполнения однородных и периодически повторяющихся операций при осуществлении процедуры конкурсного производства сотрудниками ГК «Агентство страхования вкладов» и группами привлеченных специалистов для ликвидации других банков на постоянной основе.

Как видно из материалов дела, штатная численность сотрудников Агентства не позволяет покрыть все потребности конкурсного производства за счет штатных сотрудников конкурсного управляющего. Данный вывод сделан судом с учетом того, что сотрудниками Агентства (согласно штатному расписанию – 386 единиц) осуществляются процедуры конкурсного производства и ликвида­ции более чем по 160 банкам на всей территории Российской Федерации.

Ссылка ФНС России в качестве обоснования своих требований на положения Концепции деятельности ГК «Агентство страхования вкладов» суд также считает необоснованной.

Как видно из материалов дела, Концепция деятельности государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» принята решением Правления ГК «АСВ» от 25.11.2004 года и одобрена решением Совета директоров ГК «АСВ» от 09.12.2004 года.

Указанный документ не обладает признаками нормативного или ненормативного акта, положения указанной концепции предназначены для регулирования внутренних отношений ГК «АСВ».

Согласно п. 5 ст. 50.27 Закона смета текущих расходов кредитной организации
подлежит утверждению (изменению) собранием кредиторов, а если им образован комитет кредиторов, то комитетом кредиторов по представлению конкурсного управляющего. Указанная норма предусматривает возможность об­ращения в суд только в случае неутверждения сметы. В этом случае собрание кредиторов или комитет кредиторов вправе обратиться в арбитражный суд сзаявлением о разрешении возникших разногласий между конкурсным управ­ляющим и собранием кредиторов или комитетом кредиторов. По итогам рас­смотрения указанных разногласий арбитражный суд утверждает смету теку­щих расходов кредитной организации, производимых после вынесения соот­ветствующего судебного акта.

Смета текущих расходов конкурсного управляющего ОАО «Волго-Дон-банк» утверждена комитетом кредиторов в порядке, предусмотренном законода­тельством. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредит­ных организаций» не предусматривает возможность обращения в суд отдель­ных кредиторов с возражениями по утвержденной смете.

В связи с вышеизложенным, руководствуясь ст.ст. 17, 18 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», ст.ст. 50.25, 50.27 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», ст. 184, 185 АПК РФ,

О П Р Е Д Е Л И Л:

В удовлетворении заявления ФНС России отказать.

Определение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья                                                                                                          В.А. Самсонов