АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград
16 августа 2012 г. | Дело № А12-15735/2009 |
Резолютивная часть определения объявлена 15 августа 2012 года
Полный текст определения изготовлен 16 августа 2012 года
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Шутова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бессараб С.Н.,
рассмотрев в судебном заседании заявление департамента финансов администрации Волгограда о рассрочке исполнения судебного акта по делу №А12-15735/2009 по иску конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» Краснооктябрьского района Березина Олега Геннадиевича к муниципальному образованию город-герой Волгоград в лице департамента финансов администрации Волгограда (ОГРН 1023403440675, ИНН 3444056709), с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета пора, администрации Волгограда, департамента муниципального имущества администрации Волгограда, ФНС России в лице УФНС по Волгоградской области, открытого акционерного общества «Волгоградгоргаз», департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда, Волгоградской городской думы о привлечении собственника имущества муниципального унитарного предприятия к субсидиарной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от истца – Халин А.О., по доверенности от 10.07.2012г.;
от ответчика (заявителя) – Муравьев Н. А., доверенность №12-11/2451 от 28.05.2012г.;
от третьих лиц – не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05 декабря 2011 года по делу № А12-15735/2009 исковые требования конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» Краснооктябрьского района г.Волгограда удовлетворены. В пользу муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» Краснооктябрьского района г.Волгограда с муниципального
образования городской округ город-герой Волгоград в лице департамента финансов администрации Волгограда за счет казны муниципального образования, в порядке субсидиарной ответственности, взыскано 26 074 437 руб. 67 коп.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2012 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 июля 2012 года решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.
В связи с вступлением решения Арбитражного суда Волгоградской области от 05 декабря 2011 года в законную силу истцу выдан исполнительный лист №000093139 от 19 марта 2012г., который 10 мая 2012г. предъявлен к исполнению.
Департамент финансов администрации Волгограда, в связи с наличием обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о предоставления рассрочки исполнения судебного акта по делу № А12-15735/2009.
До рассмотрения заявления по существу заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил требования и просил предоставить отсрочку исполнения судебного акта по делу № А12-15735/2009 до 31 марта 2013 года.
В обоснование заявления заявитель сослался на то, что в бюджете Волгограда на 2012 год, принятом решением Волгоградской городской Думы от 23 декабря 2011 г. №56/1665, денежные средства на исполнение судебного акта по делу №А12-15735/2009 в размере 26 074 437 руб. 67 коп. не предусмотрены.
Представитель взыскателя считает заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Изучив представленные материалы, выслушав представителей истца и ответчика, суд считает заявление об отсрочке исполнения судебного акта подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.
В силу пункта 3 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается после вступления судебного акта в законную силу.
Согласно статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления,
иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Право должника на обращение в суд с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки судебного акта также предусмотрено частью 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18 декабря 2003 года №467-О указано, что Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливает критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность, в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
Таким образом, разрешая вопрос о наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, суд самостоятельно устанавливает наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта в зависимости от конкретных обстоятельств дела и с учетом соблюдения баланса интересов, как должника, так и взыскателя.
При этом обязанность по доказыванию наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, лежит на заявителе, поскольку часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» отсрочка (рассрочка) исполнения судебного акта предоставляется должнику в исключительных случаях с учетом фактических обстоятельств и оценкой реальной возможности
исполнения решения суда по окончании срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка) исполнения.
В данном случае, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и учитывая конкретные обстоятельства дела и интересы сторон, суд приходит к выводу о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.
В соответствии с главой 24.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства муниципального образования производится финансовым органом муниципального образования на основании исполнительного документа с приложенной надлежащим образом заверенной судом копии судебного акта, а также заявления взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Порядок исполнения судебного акта, обращающего взыскание на средства бюджета за счет средств казны муниципального образования, установлен статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пункт 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
При этом исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение в финансовый орган (пункт 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Между тем, в бюджете Волгограда на 2012 год, принятом решением Волгоградской городской Думы от 23.12.2011 N56/1665, денежные средства на исполнение судебного акта в размере 26 074 437 руб. 67 коп. не предусмотрены.
Учитывая значительную для местного бюджета сумму, в случае изъятия денежных средств с целью исполнения судебного акта по делу №А12-15735/2009, орган местного самоуправления нарушит бюджетное законодательство, а именно принцип адресности бюджетных средств. При этом статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Нарушение установленного указанной статьей принципа целевого характера бюджетных средств, означающего, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением их на финансирование конкретных целей, не допускается.
Кроме того, согласно пункту 1.1 решения Волгоградской городской Думы от 23.12.2011 №56/1665 бюджет Волгограда на 2012 год является дефицитным в сумме 757 101,3 тыс. рублей, или 8,7% к объему доходов бюджета Волгограда, что является подтверждением об отсутствии в бюджете Волгограда на 2012 год свободных ассигнований для исполнения судебного акта по делу №А12-15735/2009.
В виду недостаточности денежных средств ряд действия муниципальных целевых программ приостановлено в 2012 году, что находит свое отражение в приложении № 15 «Муниципальные правовые акты Волгограда, не обеспеченные финансированием из бюджета Волгограда на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, действие которых приостанавливается в 2012 году» к решению Волгоградской городской Думы от 23 декабря 2011 №56/1665.
Поскольку вследствие исполнения судебного акта по делу №А12-15735/2009 подлежит уплате значительная для дефицитного бюджета Волгограда сумма в размере 26 074 437 руб. 67 коп., сведения об имущественном положении бюджета Волгограда являются относимыми и допустимыми доказательствами по вопросу об отсрочке исполнения судебного акта по делу №А12-15735/2009.
В то же время предоставление отсрочки исполнения судебного акта позволит предусмотреть денежные средства в размере необходимом для исполнения решения суда в бюджете Волгограда на 2013 год.
Согласно пункту 6 статьи 26 Положения о бюджетном процессе в Волгограде, утвержденном решением Волгоградской городской Думы от 25.06.2008 №6/171, решение Волгоградской городской Думы о бюджете Волгограда на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении должно быть принято до 24 декабря текущего года.
На основании оценки этих доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о затруднительности исполнения вышеуказанного судебного решения и необходимости предоставления заявителю отсрочки исполнения судебного акта.
Между тем, при определении периода отсрочки исполнения судебного акта суд учитывает, что отсрочка представляет собой перенесение срока исполнения судебного акта, а также учитывает также интересы взыскателя.
Доводы заявителя о предоставлении отсрочки до 31 марта 2013 года являются необоснованными в силу следующего.
В соответствии с положениями статьи 2, пункта 2 статьи 124 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсное производство – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов, вводится на срок до шести месяцев и продлевается по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 16.07.2012 конкурсное производство в отношении МУП «Тепловые сети» Краснооктябрьского района Волгограда продлено на четыре месяца, начиная с 03.08.2012.
Таким образом, суд полагает наиболее целесообразным, с учетом интересов, как должника, так и взыскателя, предоставление отсрочки исполнения судебного акта по настоящему делу до 15 января 2013 года, что позволит должнику предусмотреть денежные средства на погашение задолженности в бюджете Волгограда на 2013 год.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Заявление удовлетворить в части.
Предоставить муниципальному образованию городской округ город-герой Волгоград в лице Департамента финансов администрации Волгограда отсрочку исполнения судебного акта по делу №А12-15735/2009 сроком до 15 января 2013 года.
Определение может быть обжаловано Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца через арбитражный суд Волгоградской области.
Судья | С.А.Шутов |
2
3
4
5
6