ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А12-27609/2021 от 13.10.2022 АС Волгоградской области





Арбитражный суд Волгоградской области  ул. 7-й Гвардейской, д. 2, Волгоград, 400005, volgograd.arbitr.ru 

Email: info@volgograd.arbitr.ru Телефон: (8442)23-00-78 Факс: (8442)24-04-60

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Волгоград

« 13 » октября 2022 г. Дело № А12-27609/2021 

Резолютивная часть определения оглашена 13 октября 2022 года.  Полный текст определения изготовлен 13 октября 2022 года. 

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Лесных Е.А.., при  ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гордиенко А.Е, рассмотрел в  открытом судебном заседании заявление судебного пристава-исполнителя Центрального  районного отдела судебных приставов города Волгограда ГУУФССП по Волгоградской  области ФИО1 о замене стороны по исполнительному  производству по делу по заявлению Прокуратуры Центрального района г. Волгограда о  привлечении ФИО2 (дата рождения: 24.06.1964, адрес  регистрации: <...>, место рождения: г.  Волгоград) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.12 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, с привлечением Прокуратуры  Волгоградской области, ГУУФССП по Волгоградской области, Центральный районный  отдел судебных приставов города Волгограда УФССП по Волгоградской области,  арбитражного управляющего ФИО3, ФИО4, УФК по Волгоградской  области, УФССП России, 

при участии в заседании:

от УФК по Волгоградской области – ФИО5, доверенность от 29.12.2021 №  29-18-70/33, 

иные лица, участвующие в деле не явились, извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура Центрального района г. Волгограда обратилась в Арбитражный суд  Волгоградской области с заявлением о привлечении ФИО2 к  административной ответственности за совершение административного правонарушения,  предусмотренного ч. 2 ст. 14.12 КоАП РФ

Согласно решению Арбитражного суда Волгоградской области от 27.12.2021  ФИО2 привлечен к административной ответственности,  предусмотренной частью 2 статьи 14.12 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 1000  рублей. 

[A1]

[A2] Прокуратура Волгоградской области возражают относительно удовлетворения  заявления о замене стороны исполнительного производства. 

Управление Федерального казначейства по Волгоградской области просит в  удовлетворении заявления отказать. 

Рассмотрев заявление о замене стороны в исполнительном производстве, суд не  находит оснований для его удовлетворения. 

Согласно пункту 1 части 2 статьи 52 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель производит замену стороны исполнительного производства на основании  судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по  исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося  судебным актом. 

О замене стороны исполнительного производства правопреемником судебный  пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным  приставом или его заместителем и копия которого не позднее дня, следующего за днем  его вынесения, направляется взыскателю и должнику, а также в суд, другой орган или  должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 3 статьи 52 Закона N  229-ФЗ). 

На основании пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении  некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее -  Постановление N 50) при выбытии взыскателя или должника в исполнительном  производстве, возбужденном на основании выданного судом исполнительного документа  (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод  долга и другие случаи перемены лиц в правоотношениях), вопрос о правопреемстве  подлежит разрешению судом. 

По вопросу правопреемства в суд могут обратиться: судебный пристав- исполнитель, стороны исполнительного производства, лицо, считающее себя  правопреемником выбывшей стороны исполнительного производства. 

Рассмотрение судом вопроса о правопреемстве выбывшей стороны  исполнительного производства осуществляется применительно к правилам,  установленным статьей 440 ГПК РФ, в соответствии со статьей 358 КАС РФ, статьей 324  АПК РФ в судебном заседании с извещением судебного пристава-исполнителя, сторон  исполнительного производства и лица, указанного в качестве правопреемника. 

В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном  судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица  и другие случаи перемены лиц в обязательстве) арбитражный суд производит замену этой  стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии процесса. 

Частью 5 статьи 3.5 КоАП России установлено, что сумма административного  штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с  законодательством Российской Федерации. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 40 БК РФ доходы от федеральных налогов и  сборов, региональных налогов, местных налогов и сборов, страховых взносов на  обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений,  являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации, зачисляются на казначейские счета для осуществления и  отражения операций по учету и распределению поступлений, за исключением случаев,  установленных БК РФ, для их распределения органами Федерального казначейства в  соответствии с нормативами, установленными указанным Кодексом, законом (решением)  о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными 


[A3] правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями БК РФ, между  федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными  бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях,  предусмотренных законодательством Российской Федерации. 

Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном  Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в  бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в  соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в  расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом пункта 1  статьи 40 БК РФ, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим  администратором доходов бюджета - согласно представленному им распоряжению, а  также направляют информацию о зачислении (возврате) денежных средств, об уточнении  вида и принадлежности платежа в Государственную информационную систему о  государственных и муниципальных платежах. 

Администратор доходов бюджета - орган государственной власти  (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации,  орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк  Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с  законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления,  полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о  возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним,  являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное  не установлено БК РФ (статья 6 БК РФ). 

Согласно пункту 2 статьи 152 БК РФ особенности бюджетных полномочий  участников бюджетного процесса, являющихся федеральными органами государственной  власти (государственными органами), устанавливаются БК РФ и (или) принятыми в  соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации  и Правительства Российской Федерации. 

Бюджетные полномочия - установленные БК РФ и принятыми в соответствии с  ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и  обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных  участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений,  организации и осуществлению бюджетного процесса (статья 6 БК РФ). 

В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета, в  том числе, осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления,  полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по  ним, осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г.   № 995 утверждены Правила осуществления федеральными органами государственной  власти (государственными органами), органами управления государственными  внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении  казенными учреждениями, а также государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями и Центральным банком Российской Федерации бюджетных  полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации (далее – Правила от 29 декабря 2007 г.). 

В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Правил от 29 декабря 2007 г.  администрирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от  денежных взысканий (штрафов) осуществляется федеральными органами  государственной власти (государственными органами), органами управления  государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) 


[A4] находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком  Российской Федерации, от имени которых соответствующие должностные лица (в том  числе государственные инспектора в случаях, установленных законодательством  Российской Федерации) выносят постановления о наложении денежных взысканий  (штрафов) по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях,  предписания (решения) об уплате денежных взысканий (штрафов) в соответствии с  законодательством Российской Федерации. 

Согласно абзацу 2 пункта 4 Правил от 29 декабря 2007 г. в случае вынесения  федеральными судами по результатам рассмотрения дел об административных  правонарушениях постановлений о наложении административных штрафов  администрирование доходов федерального бюджета (за исключением доходов, указанных  в абзацах третьем и восьмом пункта 4 Правил от 29 декабря 2007 г.) осуществляется  федеральными органами государственной власти (государственными органами), а также  государственными корпорациями и Центральным банком Российской Федерации, от  имени которых должностное лицо направило дело на рассмотрение в федеральный суд,  обратилось в федеральный суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав. 

Абзацем 8 пункта 4 Правил от 29 декабря 2007 г. установлено, что  администрирование доходов федерального бюджета в случае вынесения федеральным  судом судебного акта о наложении административного штрафа, предусмотренного КоАП  России, по результатам рассмотрения постановления прокурора об административном  правонарушении, направленного им в суд, осуществляется федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по принудительному исполнению  судебных актов, актов других органов и должностных лиц. 

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Положения о Федеральной службе  судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13  октября 2004 г. № 1316 (далее – Положение о ФССП России), одной из основных задач  Федеральной службы судебных является организация и осуществление принудительного  исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также  актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об  исполнительном производстве. 

Федеральная служба судебных приставов (далее – ФССП России) осуществляет  свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы (пункт 4  Положения о ФССП России). 

Пунктом 3 приказа Федеральной службы судебных приставов от 24 декабря 2012 г.   № 594 «Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы судебных  приставов и федеральным государственным казенным учреждением "Санаторий ФССП  России "Зеленая долина" бюджетных полномочий администраторов доходов  федерального бюджета» (далее – приказ ФССП России от 24 декабря 2012 г.)  территориальные органы ФССП России наделены в отношении закрепленных за ними  источников доходов федерального бюджета бюджетными полномочиями  администраторов доходов федерального бюджета, в том числе полномочиями по  начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и  своевременностью осуществления платежей в бюджет, взысканию задолженности по  платежам в бюджет, пеней и штрафов. 

Приказом ФССП России от 24 декабря 2012 г. утвержден перечень  подведомственных Федеральной службе судебных приставов администраторов доходов  федерального бюджета, который включает УФССП России по Волгоградской области. 

Частями 1-3 статьи 49 Федерального закона 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об  исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон от 2 октября 2007 г. 


[A5] № 229-ФЗ) установлено, что взыскателем и должником могут быть гражданин или  организация, а также объединение граждан, не являющееся юридическим лицом. 

В случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом и иными  федеральными законами, взыскателем и должником могут быть Российская Федерация,  субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. 

Взыскателем является гражданин или организация, в пользу или в интересах  которых выдан исполнительный документ. 

В рассматриваемом случае, согласно решению Арбитражного суда Волгоградской  области от 27.12.2021 ФИО2 привлечен к административной  ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.12 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере  1000 рублей. 

В решении Арбитражного суда Волгоградской области, с учетом требований части  1.1 статьи 13 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ, указана информация,  необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов,  предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной  системе, согласно которой администратором доходов суммы штрафа, подлежащего уплате  в доход федерального бюджета, является Прокуратура Волгоградской области. 

Арбитражным судом Волгоградской области судебный акт направлен на  исполнение в Центральное районное отделение судебных приставов г. Волгограда.  23.06.2022 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство   № 71382/22/34042-ИП. 

Согласно вступившим в законную силу 18 апреля 2022 г. изменениям в Правила от  29 декабря 2007 г. полномочия по администрированию указанного денежного штрафа  возложено на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по  принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц,  то есть на ФССП России, которая в соответствии с Положением о ФССП России  осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы. 

Таким образом, с учетом вышеизложенного, полномочия по администрированию  штрафа, после вступления в законную силу изменений в Правила от 29 декабря 2007 г.,  возложено на УФССП России по Волгоградской области. 

Указанное обстоятельство, по мнению судебного пристава–исполнителя  Центрального районного отделения судебных приставов г. Волгограда, является  основанием для замены стороны по исполнительному производству. 

Однако вышеуказанный механизм может быть применен в случае реорганизации  юридического лица, которое является стороной исполнительного производства по  постановлению о назначении административного наказания. 

В приведенных судебным приставом-исполнителем правовых актах,  регламентирующих передачу полномочий администраторов доходов федерального  бюджета от прокуратуры службе приставов, не содержится положений о том, что УФССП  по Волгоградской области является правопреемником по обязательствам прокуратуры  Волгоградской области. 

В рамках конкретного дела о привлечении к административной ответственности  прокуратура Волгоградской области, равно как и УФССП России по Волгоградской  области выступают не как самостоятельный субъект права (сторона исполнительного  производства), а непосредственно от имени Российской Федерации и представляют  государство в соответствии с возложенными на них БК РФ, другими нормативными  правовыми актами Российской Федерации бюджетными полномочиями администратора  доходов соответствующего платежа в федеральный бюджет, также на денежные средства, 


[A6] взыскиваемые в рамках данного исполнительного производства, права собственности не  приобретают, так как собственником указанного платежа является государство. 

Указанная позиция подтверждается подпунктом «в» пункта 5 части 1 статьи 13  Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ, в соответствии с которым в  исполнительном документе должны быть указаны следующие сведения о должнике и  взыскателе: для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или  муниципального образования - наименование, адрес и идентификационный номер  налогоплательщика органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и  исполнять обязанности в исполнительном производстве, из чего следует, что  администратор доходов соответствующего бюджета выполняет лишь представительские  функции и стороной исполнительного производства не является. 

Следовательно, при передаче бюджетных полномочий администратора доходов  бюджета от одного государственного органа к другому государственному органу того же  уровня правовые основания для установления процессуального правопреемства  отсутствуют. 

Кроме того УФК по Волгоградской области в представленном отзыве указало, что  полномочия по доведению до плательщиков значений ИНН и КПП получателя -  администратора доходов бюджета, кода бюджетной классификации Российской  Федерации и другой информации, необходимой для заполнения расчетных документов в  уплату платежей в бюджеты, в соответствии с Порядком учета Федеральным  казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их  распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации,  утвержденным приказом Минфина России от 13 апреля 2020 г. № 66н (далее - Порядок №  66н) возложены на администраторов доходов бюджетов.  

Таким образом, для корректного перечисления указанных доходов на казначейский счет  для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений №  03100643000000012900, открытый УФК по Волгоградской области, УФССП России по  Волгоградской области, исполняя возложенные на него бюджетные полномочия  администратора доходов бюджета, должно обеспечить своевременное доведение до  плательщиков, а также до подразделений УФССП России по Волгоградской области,  значений ИНН и КПП получателя - администратора доходов бюджета УФССП России по  Волгоградской области, кода бюджетной классификации Российской Федерации и другой  информации, необходимой для заполнения расчетных документов в уплату  административного штрафа, предусмотренного КоАП России, в случае вынесения  федеральным судом судебного акта о наложении административного штрафа по  результатам рассмотрения постановления прокурора об административном  правонарушении, направленного им в суд. 

Пунктом 56 Порядка № 66н установлено, что для уточнения (выяснения)  принадлежности платежей, отнесенных к невыясненным поступлениям, зачисляемым в  федеральный бюджет, УФК по Волгоградской области формирует и направляет  администраторам доходов бюджетов Запросы на выяснение принадлежности платежа. В  случае представления администратором доходов бюджета Прокуратурой Волгоградской  области Уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа с отказом от  администрирования поступлений по административным штрафам, УФК по Волгоградской  области осуществляет формирование и направление Запросов на выяснение  принадлежности платежа в адрес предполагаемого администратора доходов бюджета -  УФССП России по Волгоградской области. 

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 15.10.2021 N 1756 "О  внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря  2007 г. N 995" Федеральной службе судебных приставов необходимо организовать работу 


[A7] совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в части проведения  инвентаризации неоконченных исполнительных производств и дебиторской  задолженности, образованной в связи с неисполнением судебных актов о взыскании в  бюджетную систему Российской Федерации денежных взысканий (штрафов),  назначенных судами по результатам рассмотрения гражданского дела, гражданского иска,  предъявленного в рамках уголовного дела, административного дела или дела об  административном правонарушении, возбужденного по иску (заявлению, постановлению)  прокурора, и обеспечения передачи указанной задолженности Федеральной службе  судебных приставов в полном объеме в 6-месячный срок со дня официального  опубликования настоящего постановления; организовать межведомственное  взаимодействие с Генеральной прокуратурой Российской Федерации по обмену  информацией для целей администрирования доходов бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации путем заключения совместного соглашения об информационном  взаимодействии с соблюдением требований информационной безопасности в 6-месячный  срок со дня официального опубликования настоящего постановления. 

С учетом изложенного, учитывая, что доказательства выбытия прокуратуры из  правоотношения, установленного решением Арбитражного суда Волгоградской области, в  материалах настоящего дела отсутствуют, а также отсутствуют доказательства наличия  неблагоприятных обстоятельств, препятствующих исполнению решения Арбитражного  суда Волгоградской области, заявление о замене в порядке процессуального  правопреемства взыскателя в исполнительном производстве удовлетворению не  подлежит. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 184-188, 317 АПК РФ, суд

определил :

в удовлетворении заявления судебного пристава – исполнителя Центрального  районного отделения судебных приставов г. Волгограда Управления Федеральной службы  судебных приставов по Волгоградской области ФИО1 о замене взыскателя в  исполнительном производстве отказать. 

Определение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в  Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской  области. 

Настоящее определение выполнено в форме электронного документа,  подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем,  направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном  сайте суда в сети «Интернет». 

По ходатайству указанных лиц копии определения на бумажном носителе могут  быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего  ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку. 

 Судья Лесных Е.А.

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Федеральное казначейство

Дата 09.12.2021 9:41:42
Кому выдана Лесных Евгений Андреевич


Код доступа к оригиналам судебных актов, подписанных электронной подписью судьи