АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
16 сентября 2016 года Дело №А12-37666/2015
г. Волгоград
Резолютивная часть определения оглашена 15 сентября 2016 года. Полный текст определения изготовлен 16 сентября 2016 года.
Судья Арбитражного суда Волгоградской области Мигаль А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Войтовой Н.О. рассмотрев в открытом судебном заседании в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью «Волго-Донское Судовое Агентство» (400117, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)
требование ФИО1 о включении требований в реестр требований кредиторов,
при участии в заседании:
конкурсный управляющий – ФИО2, представитель по доверенности от 30.10.2015,
от ФНС Росси – ФИО3, доверенность №181 от 06.05.2016, ФИО4, доверенность №182 от 06.05.2016,
у с т а н о в и л :
Определением Арбитражного суда Волгоградской области (далее – суд) от 24.09.2015 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью «Волго-Донское Судовое Агентство» (далее – ООО «ВДСА», Должник).
Решением суда от 21.10.2015 (резолютивная часть определения оглашена 20.10.2015) ООО «ВДСА» признано несостоятельным (банкротом) с применением положений ликвидируемого должника. Конкурсным управляющим утвержден ФИО5
Информационное сообщение о признании должника банкротом и открытии процедуры конкурсного производства опубликовано в газете «Коммерсантъ» 31.10.2015.
В суд от ФИО1 поступили разногласия по вопросу не включения конкурсным управляющим должника задолженности по заработной плате в реестр требований кредиторов должника. Просит суд включить его требование в размере 291 866,75руб.
В суд от конкурсного управляющего поступили возражения на требования кредитора. В обоснование указано, что конкурсный управляющий не располагает документами, подтверждающими существование трудовых отношений и размер задолженности.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд полагает необходимым требование ФИО1 на сумму 288 485,70руб. во вторую очередь реестра требований кредиторов ООО «ВДСА», как обеспеченное морским залогом на судно «Ниагара» и подлежащие преимущественному удовлетворению перед требованиями, вытекающими из обязательств, обеспеченных зарегистрированной ипотекой судна, на основании следующего.
Из материалов дела следует, что определением суда от 24.09.2015 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) ООО «ВДСА».
Решением суда от 21.10.2015 (резолютивная часть определения оглашена 20.10.2015) ООО «ВДСА» признано несостоятельным (банкротом) с применением положений ликвидируемого должника, конкурсным управляющим утвержден ФИО5
В подтверждение наличия задолженности заявителем представлен трудовой договор, а также справка о плавании, в соответствии с которыми заявитель находился в плавании на судне «Ниагара» в должности моряка с 18.05.2015 по 28.08.2015.
В силу части 2 статьи 416 КТМ РФ отношения между судовладельцем и членами экипажа судна регулируются законом государства флага судна, если иное не предусмотрено договором, регулирующим отношения между судовладельцем и членами экипажа судна, являющимися иностранными гражданами. В договоре иное не предусмотрено .
В соответствии со свидетельством и представленным контрактом судно «Ниагара» находится по флагом государства «Острова Кука».
Между тем, в соответствии со статьей 424 КТМ РФ «К возникновению морского залога на судно и очередности удовлетворения требований, обеспеченных морским залогом на судно, применяется закон государства, в суде которого рассматривается спор».
В силу ч. 14 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 1ст. 11 ГПК РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации и имеют приоритет над федеральными законами.
Понятие и категории морских требований, а также порядок разрешения споров, вытекающих из морских требований, содержатся в Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов (Брюссель 10 мая 1952 года) (далее - Конвенция 1952 г.). Конвенция ратифицирована Российской Федерацией (Федеральный закон от 06.01.1999 года N 13-Ф3) и подлежит применению при рассмотрении таких споров.
Согласно пункту 4 статьи 1 Конвенция 1952 г., под «лицом, имеющим требование» понимается лицо, которое заявляет о наличии морского требования в его пользу.
В силу ст. 389 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и пункта М ст. 1 Конвенции невыплаченная заработная плата и другие суммы, причитающиеся капитану судна и другим членам экипажа судна за их работу на борту судна, являются морским требованием.
Из материалов дела следует, что между судовладельцем ООО «ВДСА», которому принадлежит на праве собственности судно «Ниагара», и фрахтователем VDSA OIL & CHEMICAL 01.04.2014, и в последующем 01.01.2015 был заключен договор бэрбоут чартера. Между компанией COWEN MANAGEMENT S.A. и моряком был заключен трудовой контракт моряка.
Согласно статье 8 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации под судовладельцем в настоящем Кодексе понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.
На основании статьи 211 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации по договору фрахтования судна без экипажа (бэрбоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
В силу статьи 218 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации фрахтователь осуществляет эксплуатацию судна в соответствии с условиями бэрбоут-чартера и несет все связанные с эксплуатацией расходы, в том числе расходы на содержание членов экипажа судна. Фрахтователь возмещает расходы на страхование судна и своей ответственности, а также уплачивает взимаемые с судна сборы. По окончании срока действия бэрбоут-чартера фрахтователь обязан возвратить судно судовладельцу в том состоянии; в каком оно было получено им, с учетом нормального износа судна.
Таким образом, требования о выплате заработной платы являются «морскими требованиями», обеспечиваются «морским залогом» и к ним применяются правовые нормы России.
В соответствии со статьей 57 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации порядок приема на работу членов экипажа судна, их права и обязанности, условия труда и оплаты труда, а также порядок и основания их увольнения определяются законодательством Российской Федерации о труде, настоящим Кодексом, уставами службы на судах и уставами о дисциплине, генеральными и отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами.
Действующей на территории Российской федерации Конвенцией N 95 Международной организации труда «Относительно защиты заработной платы(принята в г. Женева 01.07.1949 (ст.1,5,12) определен термин заработная плата, означающий независимо от названия и метода исчисления всякое вознаграждение или заработок, могущие быть исчисленными в деньгах и установленные соглашением или национальным законодательством, которые предприниматель должен уплатить в силу письменного или устного договора о найме услуг трудящемуся за труд, который либо выполнен, либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказаны, либо должны быть оказаны.
Заработная плата выплачивается непосредственно заинтересованному трудящемуся, если национальное законодательство, коллективный договор или решение арбитражного органа не предусматривают противного и если заинтересованный трудящийся не соглашается на другой метод.
Заработная плата выплачивается через регулярные промежутки времени. Если не существует других соответствующих урегулирований, обеспечивающих выплату заработной платы через регулярные промежутки времени, то периоды выплаты заработной платы должны быть предписаны национальным законодательством или определены коллективным договором или решением арбитражного органа.
Когда истекает срок трудового договора, окончательный расчет заработной платы, причитающейся трудящемуся, должен быть произведен в соответствии с национальным законодательством, коллективным договором или решением арбитражного органа или - за отсутствием такого законодательства, соглашения или решения - в разумный срок с учетом условий контракта.
В статье 21 ТК РФ наряду с другими правами работника закреплено право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполняемой работы.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
На основании ст. 136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной; форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
В соответствии со ст. 127 Трудового кодекса Российской Федерации при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Согласно требованиям ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В соответствии со ст.236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Таким образом, капитан и экипаж судна имеют право на своевременную выплату заработной платы.
В соответствии со статьей 367 КТМ РФ морским залогом на судно обеспечиваются требования к судовладельцу в отношении: заработной платы и других сумм, причитающихся капитану судна и другим членам экипажа судна за их работу на борту судна, в том числе расходов на репатриацию и уплачиваемых от имени капитана судна и других членов экипажа судна взносов по социальному страхованию.
Правоотношения между экипажем судна и судовладельцем, урегулированы как нормами трудового законодательства, так и в силу специфики их Характера, нормами специального права, а именно Кодексом Торгового Мореплавания РФ.
Наличие специальных норм, закрепленных в Кодексе Торгового Мореплавания РФ, позволяет Истцам, как экипажу судна, использовать при защите нарушенных прав, специальные способы их защиты и восстановления, а именно право на арест судна в обеспечение морского требования и право морского залога судна по морскому требованию, в соответствии со ст. 389 КТМ РФ, ст. 334 ГК РФ, п. 1 ст. 367 КТМ РФ.
Таким образом, судно «Ниагара», на основании закона является предметом залога в обеспечение обязательств судовладельца перед экипажем судна по выплате заработной платы. Заявитель требования уволился с судна менее одного года назад, таким образом, в силу ст. 370,371,424 ГТМ РФ, морской залог на судно «Борислав» по его требованию о взыскании заработной платы действует по настоящий момент. На основании ст. 349 ГК РФ, 350 ГК РФ, следует, что судно «Борислав» в настоящее время находится в морском залоге в обеспечение морских требований заявителя, и он имеет законное основание для обращения взыскание на заложенное имущество в судебном порядке.
Из специальных норм КТМ РФ следует, что право залога по морским требованиям возникает в силу закона и является обеспечением трудовых обязательств работодателя перед экипажем и капитаном судна.
В соответствии с Постановлением пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 63 при решении вопроса о квалификации в качестве текущих платежей требований о применении мер ответственности за нарушение обязательств (возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, взыскании неустойки, процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами) судам необходимо принимать во внимание следующее.
Требования о применении мер ответственности за нарушение денежных обязательств, относящихся к текущим платежам, следуют судьбе указанных обязательств.
Требования о применении мер ответственности за нарушение денежных обязательств, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами. По смыслу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве эти требования учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов. Эти требования в силу пункта 3 статьи 12 Закона не учитываются для целей определения числа голосов на собрании кредиторов.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в данной ситуации «морские требования» к собственнику судна являются дополнительными по отношению к требованиям к работодателю и следуют судьбе основного требования. В данном случае требования подлежат включению в реестр в составе второй очереди.
В соответствии со статьей 368 КТМ РФ «Требования, обеспеченные морским залогом на судно в соответствии с пунктом 1 статьи 367 настоящего Кодекса, подлежат преимущественному удовлетворению перед требованиями, вытекающими из обязательств, обеспеченных зарегистрированной ипотекой судна. Никакие требования не подлежат преимущественному удовлетворению перед указанными требованиями, обеспеченными морским залогом на судно, за исключением требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 386 настоящего Кодекса. В связи с изложенным, требования обеспеченные «морским залогом» имеют преимущество перед требованиями обеспеченными ипотекой.
В соответствии со статье 4 Закона о банкротстве, состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей, выраженных в иностранной валюте, определяются в рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
Заявителем представлен расчет по состоянию на 21.10.2015. Однако, суд не может принять расчет на указанную дату, поскольку резолютивная часть решения о признании банкротом объявлена 20.10.2016, а, следовательно, в силу норм действующего законодательства, состав и размер задолженности следует считать на 20.10.2016. Официальный курс доллара на 20.10.2016 года составляет 61,4419 рублей за доллар.
Соответственно размер требования составляет 288 485,70руб.
Доказательств исполнения ООО «ВДСА» обязательств перед заявителем суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым включить требование ФИО1 на сумму 288 485,70руб. во вторую очередь реестра требований кредиторов ООО «ВДСА», как обеспеченное морским залогом на судно «Ниагара» и подлежащие преимущественному удовлетворению перед требованиями, вытекающими из обязательств, обеспеченных зарегистрированной ипотекой судна.
На основании изложенного, руководствуясь ст.4,100 ФЗ №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002, ст.368 КТМ РФ, ст.ст. 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Включить требование ФИО1 на сумму 288 485,70руб. во вторую очередь реестра требований кредиторов ООО «ВДСА», как обеспеченное морским залогом на судно «Ниагара» и подлежащие преимущественному удовлетворению перед требованиями, вытекающими из обязательств, обеспеченных зарегистрированной ипотекой судна.
Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Двенадцатый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области в установленный законодательством срок.
Судья А.Н. Мигаль