Арбитражный суд Волгоградской области ул. 7-й Гвардейской, д. 2, Волгоград, 400005, volgograd.arbitr.ru Email: info@volgograd.arbitr.ru Телефон: (8442)23-00-78 Факс: (8442)24-04-60 |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о передаче дела по подсудности
г. Волгоград Дело № А12-7280/2022
«17» мая 2022 года
Резолютивная часть оглашена 13 мая 2022 года
Полный текст определения изготовлен 17 мая 2022 года
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Двояновой Т.В.,
при ведениипротокола судебного заседания помощником судьи Скрипкиной Ю.А., рассмотрев в предварительном судебном заседании заявление первого заместителя прокурора Волгоградской области (ИНН 3444048120, ОГРН 1033400323560) в интересах публично-правового образования – городского округа город – герой Волгоград в лице администрации г. Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822) к Департаменту городского хозяйства администрации Волгограда (ИНН 3444080557, ОГРН 1023403444790), закрытому акционерному обществу «Ритуальное предприятие «Память» (ИНН 3443033890, ОГРН 1023402986804) о признании недействительными распоряжений, признании недействительным конкурса, признании недействительным (ничтожным) договора
с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596).
при участии в предварительном судебном заседании:
от органа прокуратуры – Мжельская Н.С., служебное удостоверение,
от Департамента городского хозяйства администрации Волгограда – Сивогривова И.О. – доверенность №Д/05-15 от 02.09.2021
от ЗАО «Ритуальное предприятие «Память» - Резвяков А.В., доверенность №7 от 07.07.2020,
от антимонопольного органа – Лосевская Е.В., доверенность №01-03-33-24 от 10.01.2022,
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора Волгоградской области в интересах публично-правового образования – городского округа город – герой Волгоград в лице администрации Волгограда обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Департаменту городского хозяйства администрации Волгограда, закрытому акционерному обществу «Ритуальное предприятие «Память», в котором просит:
-Признать недействительным распоряжение Департамента городского хозяйства администрации Волгограда от 24.12.2021 № 487-р «Об утверждении Порядка подготовки могил для погребения умершего (погибшего) и ячеек колумбария, включая демонтаж (монтаж) существующих надмогильных (намогильных) сооружений (надгробий) на муниципальных общественных кладбищах Волгограда».
-Признать недействительным распоряжение Департамента городского хозяйства администрации Волгограда от 24.12.2021 № 488-р «О конкурсе на право заключения договора на выполнение работ по подготовке могил для погребения умершего (погибшего) и ячеек колумбария, включая демонтаж (монтаж) существующих надмогильных (намогильных) сооружений (надгробий) на муниципальных общественных кладбищах Волгограда».
-Признать недействительным распоряжение Департамента городского хозяйства администрации Волгограда от 24.12.2021 № 489-р «Об утверждении конкурсной документации по отбору организации, осуществляющей выполнение работ по подготовке могил для погребения умершего (погибшего) и ячеек колумбария, включая демонтаж (монтаж) существующих надмогильных (намогильных) сооружений (надгробий) на муниципальных общественных кладбищах Волгограда».
-Признать недействительным проведенный Департаментом городского хозяйства администрации Волгограда конкурс на право заключения договора на выполнение работ по подготовке могил для погребения умершего (погибшего) и ячеек колумбария, включая демонтаж (монтаж) существующих надмогильных (намогильных) сооружений (надгробий) на муниципальных общественных кладбищах Волгограда, оформленный протоколом оценки заявок и определения победителя конкурса от 27.01.2022.
-Признать недействительным (ничтожным) договор от 28.01.2022 № 1 на выполнение работ по подготовке могил для погребения умершего (погибшего) и ячеек колумбария, включая демонтаж (монтаж) существующих надмогильных (намогильных) сооружений (надгробий) на муниципальных общественных кладбищах Волгограда, заключенный между Департаментом городского хозяйства администрации Волгограда и закрытым акционерным обществом «Ритуальное предприятие «Память».
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены: Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, общество с ограниченной ответственностью «Специализированное предприятие «Память».
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 17.05.2022 (резолютивная часть оглашена 13.05.2022) требования первого заместителя прокурора Волгоградской области в интересах публично-правового образования – городского округа город – герой Волгоград в лице администрации г. Волгограда о признании недействительным проведенного Департаментом городского хозяйства администрации Волгограда конкурса на право заключения договора на выполнение работ по подготовке могил для погребения умершего (погибшего) и ячеек колумбария, включая демонтаж (монтаж) существующих надмогильных (намогильных) сооружений (надгробий) на муниципальных общественных кладбищах Волгограда, оформленного протоколом оценки заявок и определения победителя конкурса от 27.01.2022; признании недействительным (ничтожным) договора от 28.01.2022 № 1 на выполнение работ по подготовке могил для погребения умершего (погибшего) и ячеек колумбария, включая демонтаж (монтаж) существующих надмогильных (намогильных) сооружений (надгробий) на муниципальных общественных кладбищах Волгограда, заключенного между Департаментом городского хозяйства администрации Волгограда и закрытым акционерным обществом «Ритуальное предприятие «Память» выделены в отдельное производство.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, арбитражный суд считает, что рассматриваемое заявление подсудно суду общей юрисдикции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Право на судебную защиту нарушенных прав и законных интересов гарантировано заинтересованному лицу положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Из пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - постановление Пленума N 50) следует, что оспаривание нормативного правового акта является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Такое оспаривание производится посредством подачи административного искового заявления о признании недействующим нормативного правового акта, как не соответствующего федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и в связи с этим не подлежащим применению для регулирования тех или иных общественных отношений. Последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части.
Статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно пункту 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают споры об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти только в том случае, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.
Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу главы 24 АПК РФ может быть оспорен и признан недействительным арбитражным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом в определенной процессуальной форме, содержащий обязательные предписания, распоряжения, направленный на установление, изменение или прекращение правоотношений и влекущий неблагоприятные для заявителя последствия в сфере предпринимательской или экономической деятельности. Властное предписание, содержащееся в ненормативном правовом акте, направлено на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц. Обязательность исполнения властного предписания - один из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта. Документы, не содержащие обязательных для исполнения требований, не влекут правовых последствий, не затрагивают права и законные интересы организаций.
Исходя из системного толкования пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 и постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 года N 781-II, существенные признаки нормативного правового акта проявляются в его содержании:
- устанавливает новую норму права (правило поведения), изменяет или отменяет действующую норму права, тем самым регулируя общественные отношения;
- является общеобязательным;
- адресован неопределенному кругу лиц;
- рассчитан на многократное применение (причем он может носить временный характер, но не должен быть связан с регулированием конкретного правоотношения).
Из материалов дела следует, что Первым заместителем прокурора Волгоградской области в интересах публично-правового образования – городского округа город – герой Волгоград в лице администрации Волгограда оспариваются распоряжения Департамента городского хозяйства администрации Волгограда от 24.12.2021 №487-р, №488-р, №489-р.
Распоряжением Департамента городского хозяйства администрации Волгограда от 24.12.2021 № 487-р утверждён Порядок подготовки могил для погребения умершего (погибшего) и ячеек колумбария, включая демонтаж (монтаж) существующих надмогильных (намогильных) сооружений (надгробий) на муниципальных общественных кладбищах Волгограда (далее -Порядок).
Пунктом 1 Порядка установлено, что настоящий Порядок определяет процедуру подготовки могил для погребения умершего (погибшего) и ячеек колумбария, включая демонтаж (монтаж) существующих надмогильных (намогильных) сооружений (надгробий) на муниципальных общественных кладбищах Волгограда, а также требования к подготовке могил.
Пунктами 4 и 5 Порядка, регламентирована процедура обращения лиц, принявших на себя обязанность осуществить погребение умершего, в организацию, с которой по итогам организованного Департаментом городского хозяйства администрации города конкурса заключен договор на выполнение работ по подготовке могил для захоронения.
Указанным Порядком установлен механизм оказания услуги для неопределенного круга лиц, а также в нем закреплены обязанности и правовые последствия. Порядок рассчитан на многократное применение.
Таким образом, спорный акт является нормативным, поскольку регулирует общественные отношения в определенной сфере, является общеобязательным, адресован неопределённому кругу лиц и рассчитан на многократное применение.
Данные обстоятельства, также подтверждаются протестом прокуратуры города Волгограда от 14.01.2022 №7-27/2022, в соответствии с которым, регламентированные в Порядке вопросы относятся к нормативному характеру, а само распоряжение Департамента городского хозяйства администрации Волгограда от 24.12.2021 № 487-р поименовано, как правовой акт не соответствующий федеральному законодательству.
Во исполнение Распоряжения от 24.12.2021 № 487-р, Департаментом городского хозяйства администрации Волгограда 24.12.2021 принято Распоряжение № 488-р «О конкурсе на право заключения договора на выполнение работ по подготовке могил для погребения умершего (погибшего) и ячеек колумбария, включая демонтаж (монтаж) существующих надмогильных (намогильных) сооружений (надгробий) на муниципальных общественных кладбищах Волгограда» и Распоряжение № 489-р «Об утверждении конкурсной документации по отбору организации, осуществляющей выполнение работ по подготовке могил для погребения умершего (погибшего) и ячеек колумбария, включая демонтаж (монтаж) существующих надмогильных (намогильных) сооружений (надгробий) на муниципальных общественных кладбищах Волгограда».
Пунктом 2 Распоряжения от 24.12.2021 № 488-р утвержден Порядок проведения конкурса и Положение о конкурсной комиссии по проведению конкурса.
Согласно пункта 1.2 Порядка проведения конкурса, предметом конкурса является отбор организации для выполнения работ по подготовке могил для погребения умершего (погибшего) и ячеек колумбария, включая демонтаж (монтаж) существующих надмогильных (намогильных) сооружений (надгробий) на муниципальных общественных кладбищах Волгограда и заключение договора.
Данным Порядком установлен механизм проведения конкурса на право заключения договора на выполнение работ по подготовке могил для погребения умершего (погибшего) и ячеек колумбария, включая демонтаж (монтаж) существующих надмогильных (намогильных) сооружений (надгробий) на муниципальных общественных кладбищах Волгограда для неопределенного круга лиц, а также он рассчитан на многократное применение, обратного в нем не содержится.
Такими же признаками нормативного характера обладает Положение о конкурсной комиссии по проведению конкурса на право заключения договора на выполнение работ по подготовке могил для погребения умершего (погибшего) и ячеек колумбария, включая демонтаж (монтаж) существующих надмогильных (намогильных) сооружений (надгробий) на муниципальных общественных кладбищах Волгограда.
Пунктом 1 Распоряжения от 24.12.2021 № 489-р утверждена конкурсная документация по отбору организации осуществляющей выполнение работ по подготовке могил для погребения умершего (погибшего) и ячеек колумбарии, включая демонтаж (монтаж) существующих надмогильных (намогильных) сооружений (надгробий) на муниципальных общественных кладбищах Волгограда (далее- Конкурсная документация).
Исходя из содержания Конкурсной документации, она рассчитана для неопределенного круга лиц и на многократное применение.
Таким образом, Порядком проведения конкурса, Положением о конкурсной комиссии (распоряжение №488-р от 24.12.2021), конкурсной документацией (распоряжение №489-р от 24.12.2021) установлен механизм отбора и требования для неопределенного круга, в целях оказания услуг неопределенному кругу лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений в определенной сфере деятельности.
Таким образом, оспариваемые прокуратурой распоряжения Департамента городского хозяйства администрации Волгограда, представляют собой нормативные правовые акты органа местного самоуправления, не подлежащие оспариванию в арбитражном суде.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, выразившейся в постановления от 9 июля 2019 г. № 26 «О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года №451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» после вступления в силу Федерального закона N 451-ФЗ при поступлении в суд общей юрисдикции искового заявления, административного искового заявления, подлежащего рассмотрению арбитражным судом, или при поступлении в арбитражный суд искового заявления, заявления, подлежащего рассмотрению судом общей юрисдикции, такое исковое заявление, административное исковое заявление, заявление возвращается заявителю соответственно на основании пункта 2 части 1 статьи 135 ГПК РФ, пункта 1 части 1 статьи 129 АПК РФ, пункта 2 части 1 статьи 129 КАС РФ.
Если указанное обстоятельство выяснится после принятия к производству искового заявления, административного искового заявления, заявления, в том числе поданного до вступления в силу Федерального закона N 451-ФЗ, дело передается по подсудности по правилам, установленным частью 2.1 статьи 33 ГПК РФ, частью 4 статьи 39 АПК РФ, частью 2.1 статьи 27 КАС РФ.
Согласно п. 4 ст. 39 АПК РФ если при рассмотрении дела в арбитражном суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд передает дело в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа того же субъекта Российской Федерации для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости передачи дела №А12-7280/2022 по подсудности в Волгоградский областной суд.
Руководствуясь статьями 29, 39, 184 - 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Передать дело №А12-7280/2022 по подсудности в Волгоградский областной суд.
Определение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его вынесения через Арбитражный суд Волгоградской области.
Судья Т.В. Двоянова