ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А13-12006/19 от 18.03.2020 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

18 марта 2020 года город Вологда Дело №А13-12006/2019

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Поляковой В.М. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ситкиной Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о включении задолженности в размере 1 088 281 рубль 67 копеек в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Тотьма-Водоканал» (161300, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>),

у с т а н о в и л:

Администрация Тотемского муниципального района (далее – заявитель, Администрация) 24.06.2019 обратилась в Арбитражный суд Вологодской области (далее – суд) о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью «Тотьма-Водоканал» (далее – ООО «Тотьма-Водоканал», должник).

Определением суда от 25 июня 2019 года заявление Администрации принято к производству, возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) ООО «Тотьма-Водоканал».

Решением суда от 03 октября 2019 года ООО «Тотьма-Водоканал» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утверждена ФИО1.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) сведения о признании должника банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства опубликованы 12.10.2019 в издании «Коммерсантъ» № 187.

Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – заявитель) 26.11.2019 обратилось в суд с заявлением о включении задолженности в размере 1 088 281 рубль 67 копеек в реестр требований кредиторов должника.

Определением суда от 03 декабря 2019 года заявление оставлено без движения.

Определением суда от 20 января 2020 года заявление принято к производству, назначено судебное заседание по его рассмотрению.

В судебном заседании в порядке статей 163-164 АПК РФ был объявлен перерыв.

После перерыва от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Вологодской области поступило ходатайство о привлечении ее заявителем по настоящему требованию, поскольку она обладает правом на подачу подобных заявлений в суд.

Суд полагает указанное выше заявление подлежащим удовлетворению ввиду следующего.

Согласно положениям статьи 35 Закона о банкротстве лицами, участвующими в деле о банкротстве являются, в том числе, уполномоченные на представление в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, интересов муниципальных образований органы местного самоуправления по месту нахождения должника.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Федеральная налоговая служба.

Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», также определено, что Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Следовательно, в порядке статей 100, 142 Закона о банкротстве с требованием об уплате обязательных платежей и требованием Российской Федерации по денежным обязательствам может обратиться Федеральная налоговая служба, которая представляет собой консолидированный уполномоченный орган по требованиям государства в деле о банкротстве.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.

Таким образом, с учетом данной позиции Конституционного Суда Российской Федерации платежи за негативное воздействие на окружающую среду подпадают под понятие обязательных платежей, приведенное в статье 2 Закона о банкротстве.

Соответственно и правом на заявление требований об уплате подобных платежей в рамках процедур банкротства наделена Федеральная налоговая служба.

Согласно части 4 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соистцы могут вступить в дело до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции.

Соответственно, применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела надлежащим заявителем рассматриваемых требований является межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Вологодской области, поскольку ФНС России по указанным требованиям является уполномоченным органом, наделенным правом требования в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом о времени и месте судебного заседания уведомлены, в суд не явились, требование рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) по имеющейся явке.

Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства, суд находит требование заявителя обоснованным и подлежащим удовлетворению виду следующего.

В силу статьи 142 Закона о банкротстве установление размера требований кредиторов в ходе процедуры конкурсного производства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве.

Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 26.10.2002 № 127- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве)
сведения о введении в отношении должника процедуры банкротства –
наблюдение опубликованы в издании «Коммерсантъ» 12.10.2019.

Заявитель направил требования 26.11.2019, таким образом, определённый законом срок заявителем не пропущен.

В силу статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено указанным законом.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления, определяются на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.

Из материалов дела следует, что общество предоставило декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год с нарушениями, после чего в адрес Общества было направлено Требование о предоставлении лицом, обязанным вносить плату за НВОС, пояснений и (или) внесений исправлений в декларацию о плате за НВОС, на данное Требование плательщик не ответил.

В соответствии с пунктом 40-45 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255, Управлением 27.09.2019 направлен Акт проведения контроля за исчислением платы № 31 от 24.09.2019 и Требование № 10 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду от 25.09.2019.

Должник 01.10.2019 предоставил уточненную декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду, выполненную с нарушениями.

Задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду ООО «Тотьма-Водоканал» за 2018 год составила 1 088 281 руб. 67 коп.

Нарушение Обществом требования законодательства в области охраны окружающей среды послужило основанием для обращения в суд с рассматриваемым требованием.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Требования данной статьи определяют виды негативного воздействия на окружающую среду, в частности выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов производства и твердых коммунальных отходов. Таким образом, общество оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Платность негативного воздействия на окружающую среду также предусмотрена статьей 28 Федерального Закона Российской Федерации от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», статьей 23 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Порядок исчисления и взимания платы регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 «Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Сроки внесения платы установлены пунктом 3 статьи 16.4 Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или обычно предъявляемыми требованиями.

Материалами дела подтверждается факт наличия у должника неоплаченной задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Доказательства, опровергающие данные обстоятельства материалы дела не содержат.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то есть до даты вынесения определения об этом.

В силу статьи 2 Закона о банкротстве под денежным обязательством для целей этого Закона понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному основанию, предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации (в связи с предоставлением бюджетного кредита юридическому лицу, выдачей государственной или муниципальной гарантии и т.п.).

Из материалов дела следует, что обязательства должника перед заявителем возникли до даты принятия судом к производству заявления о признании должника банкротом, следовательно, не относятся к текущим платежам.

С учетом изложенного арбитражный суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению требование в размере 1 088 281 руб. 67 коп. в составе третьей очереди реестра требований кредиторов должника.

Поскольку предъявленное требование предъявлено Северным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, являющимся неуполномоченным лицом на подачу подобного заявления, суд полагает указанное требование подлежащим оставлению без рассмотрения применительно к пункту 7 части 1 статьи 148 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 100, 142 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 46, 148, 184, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

о п р е д е л и л:

привлечь к участию делу № А13-12006/2019 по заявлению Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о включении задолженности в размере 1 088 281 рубль 67 копеек в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Тотьма-Водоканал» межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 7 по Вологодской области.

Признать установленным и включить требование межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Вологодской области в размере 1 088 281 руб. 67 коп. основного долга в третью очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Тотьма-Водоканал» (161300, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>).

Оставить без рассмотрения требование Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о включении задолженности в размере 1 088 281 рубль 67 копеек в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Тотьма-Водоканал».

Определение подлежит немедленному исполнению.

Определение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его вынесения.

Судья В.М. Полякова