67/2017-135760(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Резолютивная часть определения объявлена 21 ноября 2017 года. Полный текст определения изготовлен 21 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Поляковой В.М. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кузнецовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Вологодской области о включении задолженности в размере 1 000 рублей в реестр требований кредиторов ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., адрес: <...>; ИНН <***>),
при участи от уполномоченного органа ФИО2 по доверенности от 10.07.2017,
у с т а н о в и л:
акционерное общество «Металлургический коммерческий банк» (далее - АО «Металлургический коммерческий банк») 03.10.2016 обратилось в Арбитражный суд Вологодской области (далее - суд) о признании несостоятельной (банкротом) ФИО1 (далее - ФИО1, должник).
Определением от 10 октября 2016 года заявление принято к производству, возбуждено дело о несостоятельности ФИО1
Определением суда от 18 мая 2017 в отношении ФИО1 введена процедура реструктуризации долгов гражданина. Финансовым управляющим имуществом должника утверждена ФИО3.
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Вологодской области (далее – уполномоченный орган, заявитель) 07.09.2017 обратилась в суд с заявлением о включении задолженности в размере 1 000 рублей в реестр требований кредиторов должника.
Определением суда от 14 сентября 2017 года указанное заявление принято к производству, назначено судебное разбирательство по его рассмотрению.
В настоящем судебном заседании представитель уполномоченного органа требования поддержал, просил удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом о времени и месте судебного заседания уведомлены, в суд не явились, требование рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ по имеющейся явке.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся доказательства, суд полагает, что производство по настоящему заявлению следует прекратить ввиду следующего.
В силу статьи 142 Закона о банкротстве установление размера требований кредиторов в ходе процедуры конкурсного производства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве.
Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
В соответствии со статьей 28 Закона о банкротстве сведения о введении в отношении должника конкурсного производства опубликованы 07.07.2017 в издании «Коммерсантъ».
Уполномоченный орган направил требование 07.09.2017.
Таким образом, определённый законом срок уполномоченным органом не пропущен.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления, определяются на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
Согласно пункту 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава- исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с разъяснениями, данными в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, сумма исполнительского сбора относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, причём данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично- правовой ответственности, возникающей в связи с совершённым им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В силу статьи 110 Закона об исполнительном производстве в его конституционно-правовом смысле, выявленном в названном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, исполнительский сбор взыскивается судебным приставом-исполнителем из денежной суммы, взысканной судебным приставом-исполнителем с должника после удовлетворения требований взыскателя в полном объёме.
Как усматривается из материалов дела, на основании акта по делу об административном правонарушении № 18810135160410306187 от 10.04.2016, выданном ЦАФАП ГИБДД УМВД по Вологодской области 25.10.2016 вынесено постановление о возбуждении в отношении должника исполнительного производства № 64527/16/35054-ИП.
В пункте 2 указанного постановления должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, со дня возбуждения исполнительного производства.
Поскольку в установленный вышеуказанным постановлением срок в добровольном порядке требования исполнительного документа исполнены не были, судебный пристав-исполнитель СОСП по ВАШ по г. Череповцу 25.01.2017 вынес постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 1000 руб.
Неуплата исполнительского сбора должником послужила основанием для обращения в суд с настоящим требованием.
Законом о банкротстве в действующей редакции существенно расширен состав обязательных платежей, к которым федеральный законодатель отнёс, помимо прочего, административные штрафы.
В соответствии с пунктами 2, 11, 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 этого Закона. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу частей 1 - 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии
постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пяти тысяч с должника-организации.
В силу части 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В рассматриваемом случае формальные признаки соответствия постановления о взыскании исполнительского сбора соблюдены, требования об уплате исполнительского сбора не исполнены.
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 г. № 59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве» разъяснено, что исходя из определения понятия обязательного платежа, содержащегося в статье 2 Закона о банкротстве, исполнительский сбор относится к обязательным платежам. В силу того, что исполнительский сбор по своей природе носит характер штрафной санкции, такие требования удовлетворяются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве.
По смыслу приведенных норм требования о взыскании штрафов за налоговые (административные) правонарушения учитываются отдельно в реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов третьей очереди и удовлетворяются после погашения этих требований в отношении основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
В силу положений пунктов 1 и 2 статьи 5 Закона о банкротстве текущими платежами в деле о банкротстве являются, в частности, обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом; требования об уплате таких платежей не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Как следует из материалов дела, дело о несостоятельности (банкротстве) в отношении должника возбуждено 10.10.2016.
Таким образом, поскольку обязанность по оплате исполнительного сбора в сумме 1000 рублей возникла после возбуждения дела о банкротстве должника, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются текущими.
Пленум ВАС РФ в пункте 39 постановления «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности
(банкротстве)» от 15.12.2004 № 29 указал на то, что если при рассмотрении требования кредитора в рамках дела о банкротстве будет установлено, что оно относится к категории текущих, арбитражный суд в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ выносит определение о прекращении производства по рассмотрению данного требования.
При таких обстоятельствах суд полагает требование уполномоченного органа о включении в третью очередь реестра требований кредиторов задолженности по исполнительскому сбору в сумме 1000 руб. подлежащим прекращению.
Руководствуясь статьями 5, 100, 137 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 184, 187, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
о п р е д е л и л:
производство по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Вологодской области о включении задолженности в размере 1000 руб. в реестр требований кредиторов ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., адрес: <...>; ИНН <***>) прекратить.
Определение подлежит немедленному исполнению.
Определение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его вынесения.
Судья В.М. Полякова