ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А13-13242/16 от 21.11.2017 АС Вологодской области

67/2017-135760(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Резолютивная часть определения объявлена 21 ноября 2017 года.  Полный текст определения изготовлен 21 ноября 2017 года. 

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Поляковой В.М.  при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания  Кузнецовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием  средств аудиозаписи заявление Межрайонной инспекции Федеральной  налоговой службы № 12 по Вологодской области о включении задолженности в  размере 1 000 рублей в реестр требований кредиторов ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., адрес: <...>; ИНН <***>), 

при участи от уполномоченного органа ФИО2 по доверенности от  10.07.2017, 

у с т а н о в и л:

акционерное общество «Металлургический коммерческий банк» (далее -  АО «Металлургический коммерческий банк») 03.10.2016 обратилось в  Арбитражный суд Вологодской области (далее - суд) о признании  несостоятельной (банкротом) ФИО1 (далее -  ФИО1, должник). 

Определением от 10 октября 2016 года заявление принято к  производству, возбуждено дело о несостоятельности ФИО1 

Определением суда от 18 мая 2017 в отношении ФИО1  введена процедура реструктуризации долгов гражданина. Финансовым  управляющим имуществом должника утверждена ФИО3. 

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по  Вологодской области (далее – уполномоченный орган, заявитель) 07.09.2017  обратилась в суд с заявлением о включении задолженности в размере 1 000  рублей в реестр требований кредиторов должника. 

Определением суда от 14 сентября 2017 года указанное заявление  принято к производству, назначено судебное разбирательство по его  рассмотрению. 

В настоящем судебном заседании представитель уполномоченного органа  требования поддержал, просил удовлетворить. 


Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом о времени и месте  судебного заседания уведомлены, в суд не явились, требование рассмотрено в  порядке статьи 156 АПК РФ по имеющейся явке. 

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц,  участвующих в деле, оценив имеющиеся доказательства, суд полагает, что  производство по настоящему заявлению следует прекратить ввиду следующего. 

В силу статьи 142 Закона о банкротстве установление размера требований  кредиторов в ходе процедуры конкурсного производства осуществляется в  порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве. 

Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух  месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об  открытии конкурсного производства. 

В соответствии со статьей 28 Закона о банкротстве сведения о введении в  отношении должника конкурсного производства опубликованы 07.07.2017 в  издании «Коммерсантъ». 

Уполномоченный орган направил требование 07.09.2017. 

Таким образом, определённый законом срок уполномоченным органом не  пропущен. 

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве  состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших  до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и  заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления,  определяются на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о  банкротстве. 

Согласно пункту 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ  «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном  производстве), исполнительский сбор является денежным взысканием,  налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного  документа в срок, установленный для добровольного исполнения  исполнительного документа, а также в случае неисполнения им  исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в  течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава- исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский  сбор зачисляется в федеральный бюджет. 

В соответствии с разъяснениями, данными в постановлении  Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, сумма  исполнительского сбора относится, по сути, к мерам принуждения в связи с  несоблюдением законных требований государства, причём данная мера  является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией,  обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы  по совершению исполнительных действий, а представляет собой санкцию  штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести  определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично- правовой ответственности, возникающей в связи с совершённым им  правонарушением в процессе исполнительного производства. 


В силу статьи 110 Закона об исполнительном производстве в его  конституционно-правовом смысле, выявленном в названном постановлении  Конституционного Суда Российской Федерации, исполнительский сбор  взыскивается судебным приставом-исполнителем из денежной суммы,  взысканной судебным приставом-исполнителем с должника после  удовлетворения требований взыскателя в полном объёме. 

Как усматривается из материалов дела, на основании акта по делу об  административном правонарушении № 18810135160410306187 от 10.04.2016,  выданном ЦАФАП ГИБДД УМВД по Вологодской области 25.10.2016  вынесено постановление о возбуждении в отношении должника  исполнительного производства № 64527/16/35054-ИП. 

В пункте 2 указанного постановления должнику установлен пятидневный  срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в  исполнительном документе, со дня возбуждения исполнительного  производства. 

Поскольку в установленный вышеуказанным постановлением срок в  добровольном порядке требования исполнительного документа исполнены не  были, судебный пристав-исполнитель СОСП по ВАШ по г. Череповцу  25.01.2017 вынес постановление о взыскании исполнительского сбора в размере  1000 руб. 

Неуплата исполнительского сбора должником послужила основанием для  обращения в суд с настоящим требованием. 

Законом о банкротстве в действующей редакции существенно расширен  состав обязательных платежей, к которым федеральный законодатель отнёс,  помимо прочего, административные штрафы. 

В соответствии с пунктами 2, 11, 12 статьи 30 Федерального закона от  02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об  исполнительном производстве), если исполнительный документ впервые  поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в  постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает  срок для добровольного исполнения должником содержащихся в  исполнительном документе требований и предупреждает должника о  принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для  добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и  расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных  статьями 112 и 116 этого Закона. Срок для добровольного исполнения не может  превышать пять дней со дня получения должником постановления о  возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено  настоящим Федеральным законом. 

В силу частей 1 - 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве  исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на  должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок,  установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а  также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего  немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии 


постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении  исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в  федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным  приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей  статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю  доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие  непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных  условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи  процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого  имущества, но не менее пяти тысяч с должника-организации. 

В силу части 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве  должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом,  обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного  пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об  отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или  освобождении от взыскания исполнительского сбора. 

В рассматриваемом случае формальные признаки соответствия  постановления о взыскании исполнительского сбора соблюдены, требования об  уплате исполнительского сбора не исполнены. 

В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 23 июля 2009 г. № 59 «О некоторых вопросах  практики применения Федерального закона «Об исполнительном  производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве» разъяснено, что  исходя из определения понятия обязательного платежа, содержащегося в статье  2 Закона о банкротстве, исполнительский сбор относится к обязательным  платежам. В силу того, что исполнительский сбор по своей природе носит  характер штрафной санкции, такие требования удовлетворяются в порядке,  предусмотренном пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве. 

По смыслу приведенных норм требования о взыскании штрафов за  налоговые (административные) правонарушения учитываются отдельно в  реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов третьей  очереди и удовлетворяются после погашения этих требований в отношении  основной суммы задолженности и причитающихся процентов. 

В силу положений пунктов 1 и 2 статьи 5 Закона о банкротстве текущими  платежами в деле о банкротстве являются, в частности, обязательные платежи,  возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом;  требования об уплате таких платежей не подлежат включению в реестр  требований кредиторов. 

Как следует из материалов дела, дело о несостоятельности (банкротстве) в  отношении должника возбуждено 10.10.2016. 

Таким образом, поскольку обязанность по оплате исполнительного сбора в  сумме 1000 рублей возникла после возбуждения дела о банкротстве должника,  суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются текущими. 

Пленум ВАС РФ в пункте 39 постановления «О некоторых вопросах  практики применения Федерального закона «О несостоятельности 


(банкротстве)» от 15.12.2004 № 29 указал на то, что если при рассмотрении  требования кредитора в рамках дела о банкротстве будет установлено, что оно  относится к категории текущих, арбитражный суд в соответствии с пунктом 1  части 1 статьи 150 АПК РФ выносит определение о прекращении производства  по рассмотрению данного требования. 

При таких обстоятельствах суд полагает требование уполномоченного  органа о включении в третью очередь реестра требований кредиторов  задолженности по исполнительскому сбору в сумме 1000 руб. подлежащим  прекращению. 

Руководствуясь статьями 5, 100, 137 Федерального закона от 26.10.2002   № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», пунктом 1 части 1 статьи 150,  статьями 151, 184, 187, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, Арбитражный суд Вологодской области 

о п р е д е л и л:

производство по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной  налоговой службы № 12 по Вологодской области о включении задолженности в  размере 1000 руб. в реестр требований кредиторов ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., адрес: <...>; ИНН <***>) прекратить. 

Определение подлежит немедленному исполнению.

Определение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный  апелляционный суд в течение десяти дней со дня его вынесения. 

Судья В.М. Полякова