ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А13-1483/13 от 18.02.2013 АС Вологодской области

214/2013-13271(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

18 февраля 2013 года

г. Вологда

Дело № А13-1483/2013

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Логиновой О.П., рассмотрев заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Вологодской области о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия уведомления отдела № 2 Управления Федерального казначейства по Вологодской области от 07.02.2013 о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа,

у с т а н о в и л:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Вологодской области (далее – налоговая инспекция, инспекция ФНС) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к отделу № 2 Управления Федерального казначейства по Вологодской области (далее – отдел № 2 УФК) о признании недействительным уведомления от 07.02.2013 о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа.

Определением суда от 18 февраля 2013 года указанное заявление налоговой инспекции принято к производству Арбитражного суда Вологодской области.

Одновременно налоговая инспекция обратилась с заявлением о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия уведомления отдела № 2 УФК от 07.02.2013 о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа.

Из материалов дела следует, что определением Арбитражного суда Вологодской области от 18.07.2012, оставленным без изменения постановлениями Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2012, Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.12.2012, с налоговой инспекции в пользу Засядько Р.В. взыскано 244 253 рубля за счет средств, выделяемых на реализацию мероприятий, связанных с процедурой банкротства.

На основании определения суда от 18.07.2012 по делу № А13-12234/2008 выдан исполнительный лист от 19.07.2012 серии АС № 002616858.

Арбитражный управляющий Засядько Р.В. 06.11.2012 предъявил в отдел


№ 2 УФК для исполнения исполнительный лист от 06.11.2012 о взыскании 244 253 рубля.

Отдел № 2 УФК уведомлением от 07.11.2012 сообщил налоговой инспекции о поступлении исполнительного документа и необходимости представления в течении 10 рабочих дней со дня получения настоящего уведомления перечисленных в нем документов, в том числе запроса- требования главному распорядителю о необходимости выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования в целях исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Налоговая инспекция 07.11.2012 направила в Управление Федеральной налоговой службы по Вологодской области запрос-требование с просьбой выделить дополнительные средства в рамках дела о банкротстве ООО «Тимекс» (исполнительный лист от 19.07.2012 серии АС № 002616858 в сумме 244 253 рубля 12 копеек).

Управление Федеральной налоговой службы по Вологодской области направило в Федеральную налоговую службу России заявку о выделении денежных средств на оплату указанного исполнительного листа. Однако до настоящего времени денежные средства не поступили, поскольку Минфином России не выделены лимиты бюджетных обязательств по данному виду расходов.

В связи с тем, что налоговая инспекция не оплатила исполнительный лист в установленный срок, отдел № 2 УФК принял уведомление от 07.02.2013 о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа.

Поскольку приостановление операций по лицевому счету препятствует осуществлению текущей деятельности налоговой инспекции (выплата заработной платы сотрудникам налоговой инспекции, оплата бензина, канцелярских товаров, командировочные расходы, оплата электроэнергии), в том числе по осуществлению функций налогового контроля, инспекция ФНС обратилась в арбитражный суд с заявлением о принятии обеспечительных мер.

Арбитражный суд считает заявление налоговой инспекции о принятии обеспечительных мер подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части третьей статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого решения. Как указано в пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», в главе 24 АПК РФ не установлены особенности рассмотрения ходатайств о приостановлении действия ненормативного правового акта, решения, в связи с чем в указанном случае необходимо учитывать соответствующие положения главы 8 АПК РФ, в


том числе об основаниях обеспечительных мер и о порядке рассмотрения заявления об обеспечении иска.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

Также обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.

В соответствии с пунктом 1 Приказа ФНС РФ от 05.12.2008 № ММ-3- 1/643@ (ред. от 10.05.2011) «О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» на территориальные органы Федеральной налоговой службы, поименованные в Приложении № 1 к настоящему Приказу, возложены следующие полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 «Федеральная налоговая служба»: контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов (сборов) и иных обязательных платежей; начисление пеней и штрафов; взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы; принятие решения о зачете (уточнении) платежей и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства.

Налоговая инспекция является бюджетным учреждением, финансируемым из средств федерального бюджета. Иных средств для обеспечения своего функционирования налоговый орган не имеет. В связи с чем, приостановление операций по лицевым счетам приостановит деятельность заявителя.

Отсутствие бумаги, иных расходных материалов приведет к невозможности формирования и направления в органы федерального казначейства заключений, решений о возврате сумм излишне уплаченного, излишне взысканного налога, что повлечет за собой нарушение прав и законных интересов значительного круга лиц, приведет к начислению процентов за несвоевременный возврат денежных средств. Отсутствие конвертов, средств на оплату услуг Почты России приведет к невозможности полноценного осуществления деятельности связанной с контролем за исполнением законодательства о налогах и сборах, приостановлению работы


налоговой инспекции в разгар декларационной компании, что существенно понизит результативность камеральных и выездных налоговых проверок.

Непринятие обеспечительных мер отрицательно скажется на возможности мобилизации сумм задолженности в бюджет, так как может привести к нарушению сроков направления требований, решений о взыскании недоимки. Нарушение данных сроков также может увеличить нагрузку налоговой инспекции, так как вызовет обжалование в судебные инстанции действий (бездействия) налогового органа.

Приостановление операций по лицевому счету налоговой инспекции препятствует выполнению функции государственного органа, в том числе посредством представления интересов в суде (командировочные расходы, оплата бензина) влечет задолженность по текущим расходам.

При таких обстоятельствах временные меры по возобновлению операций по лицевому счету являются обоснованными, соразмерными заявленным требованиям, направлены на предотвращение причинения значительного ущерба заявителю и на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.

Таким образом, арбитражный суд считает, что заявление налоговой инспекции о принятии обеспечительных мер подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 90 - 93, 199, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

о п р е д е л и л:

приостановить действие уведомления отдела № 2 Управления Федерального казначейства по Вологодской области от 07.02.2013 о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.

Выдать исполнительный лист.

Определение суда подлежит немедленному исполнению.

Определение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья

О.П. Логинова



2 А13-1483/2013

3 А13-1483/2013

4 А13-1483/2013