АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
23 октября 2008 года город Вологда Дело № А13-15232/2005-22
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Паниной И.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой Л.Н.,
рассмотрев в судебном заседании заявление конкурсного управляющего сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз) «Восход» ФИО1 о понуждении органа местного самоуправления к принятию имущества в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз) «Восход» (Вологодская обл., Тарногский р-н),
при участии от должника – ФИО1, конкурсный управляющий; от уполномоченного органа – ФИО2, представитель по доверенности от 23.05.2008,
у с т а н о в и л:
решением Арбитражного суда Вологодской области (далее – суд) от 18 мая 2006 года сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) «Восход» (далее - СПК «Восход», должник) признан банкротом и в отношении него введено конкурсное производство. Определением суда от 18 мая 2006 года конкурсным управляющим СПК «Восход» утверждён ФИО1.
Конкурсный управляющий СПК «Восход» ФИО1 обратился в суд с заявлением о понуждении Администрации Тарногского муниципального района к принятию нереализованного имущества СПК «Восход» на свой баланс. В обоснование заявленных требований ссылается на протокол разногласий согласно уведомления о передаче нереализованного имущества конкурным управляющим СХПК колхоз «Восход» ФИО1 и Главой Тарногского муниципального района ФИО3; акт осмотра технического состояния объектов, принадлежащих колхозу «Восход». В качестве правового обоснования приводит статью 148 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).
Определением суда от 25 сентября 2008 года рассмотрение заявления отложено в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств.
В настоящем судебном заседании конкурсный управляющий поддержал заявленное требование. Пояснил, что часть имущества уже передавалась на баланс администрации Тарногского муниципального района, оставшаяся часть, нереализованная в ходе конкурсного производства, подлежит передаче в силу прямого указания закона.
Администрация Тарногского муниципального района в своём отзыве возражает против заявленных требований ввиду того, имущество, подлежащее передаче на основании заявления конкурсного управляющего, расположено на территории Шебеньгского сельского поселения. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, относятся к вопросам местного значения поселения. В обоснование представила согласованный список официальных наименований населённых пунктов; выкопировку официального справочника Вологодская область административно-территориальное деление от 01.01.1973. Кроме того, указала, что имущество находится в плохом состоянии, объект – здание склада фактически отсутствует ввиду полного разрушения.
Администрация Тарногского муниципального района, Администрация Шебеньгского сельского поселения надлежащим образом о времени и месте судебного заседания уведомлены, своих представителей в суд не направили, ходатайствовали о рассмотрении заявления в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в их отсутствие.
Ходатайство судом разрешено в порядке статьи 159 АПК и удовлетворено.
Представитель Федеральной налоговой службы в лице Управления ФНС России по Вологодской области оставил разрешение заявления на усмотрение суда.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив собранные доказательства, суд считает заявление о понуждении Администрации Тарногского муниципального района о принятии на баланс нереализованного имущества должника в порядке статьи 148 Закона о банкротстве неподлежащим удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, конкурсный управляющий СПК «Восход» ФИО1 10.07.2008 обратился в Администрацию Тарногского муниципального района Вологодской области с заявлением о передаче нереализованного имущества должника: жилой дом, здание мастерской, здание автогаража с боксом на 2 комбайна, здание сенного склада, здание склада, здание зерновой сушилки, нефтебаза (далее – Имущество), - на баланс (л.д. 50-52 том 4).
По результатам осмотра технического состояния объектов Администрация Тарногского муниципального района Вологодской области составила протокол разногласий, согласно которого выразила отказ в принятии всего указанного имущества, за исключением жилого дома, ввиду непригодности его для дальнейшей эксплуатации, нецелесообразности восстановления (л.д. 70-72, 106 том 4).
В соответствии со статьей 148 Закона о банкротстве при отказе кредиторов от имущества для погашения своих требований, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, при отсутствии заявлений собственника имущества должника – унитарного предприятия, учредителей (участников) должника о правах на указанное имущество конкурсный управляющий уведомляет об указанном имуществе органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника. Не позднее чес через 30 дней с даты получения соответствующего уведомления органы местного самоуправления принимают указанное имущество на баланс и несут все расходы на его содержание. В случае отказа или уклонения органа местного самоуправления от принятия имущества, конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующего органа местного самоуправления к принятию указанного имущества.
Таким образом, Законом о банкротстве установлена обязанность конкурсного управляющего обратиться с заявлением о понуждении органа местного самоуправления к принятию на баланс имущества должника, нереализованного в ходе конкурсного производства, о правах на которое не заявлено собственником, учредителями (участниками).
Вместе с тем, как установлено частью 3 статьи 58 ГК РФ, при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 218 ГК РФ в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
В соответствии со статьёй 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам.
Как усматривается из материалов дела, 05.02.2002 Комитетом по управлению имуществом Тарногского муниципального района за регистрационным номером 9 зарегистрировано вновь созданное юридическое лицо – сельскохозяйственный производственный кооператив «Шебеньгский» (далее – СПК «Шебеньгский») (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц №1125 от 07.10.2009).
СПК «Шебеньгский» создан в результате реорганизации СПК «Восход». Указанные обстоятельства подтверждаются пунктом 1.7 Устава СПК «Шебеньгский» (л.д. 50, 51 том 3) и установлены, в том числе, вступившим в законную силу решением Тарногского районного суда Вологодской области от 27 января 2005 года по делу №2-12 (л.д.8 том 5).
В соответствии с решением общего собрания участников СПК «Восход» должник, в лице председателя ФИО4, передал Имущество вновь созданному СПК «Шебеньгский» в соответствии с разделительным балансом (л.д. 142-143, 150, 155 том 1; л.д.50-53, 59 том 3).
При таких обстоятельствах, право собственности СПК «Восход» на Имущество прекращено с момента регистрации вновь созданного СПК «Шебеньгский».
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о государственной регистрации) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом о регистрации; государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 6 Закона о государственной регистрации государственная регистрация возникшего до введения в действие указанного закона права на объект недвижимости требуется при регистрации возникших после введения этого Закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Право собственности на Имущество у СПК «Восход» возникло до вступления в силу Закона о регистрации и на момент передачи Имущества зарегистрировано не было.
Сведения о регистрации права собственности на Имущество внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества (далее – ЕГРП) 24.06.2002 (л.д.147-149 том 1), то есть после фактической передачи имущества и государственной регистрации вновь созданного СПК «Шебеньгский».
При таких обстоятельствах, суд оценивает внесение сведений о праве собственности на Имущество в ЕГРП как этап регистрации перехода права собственности на Имущество с СПК «Восход» на СПК «Шебеньгский».
Сам факт наличия записи о регистрации права собственности на Имущество за СПК «Восход» в ЕГРП не является основанием для признания ничтожной сделки по передаче Имущества в ходе реорганизации должника.
Из материалов дела не усматривается, что сделка по отчуждению Имущества при реорганизации СПК «Восход» оспорена и признана в установленном законом порядке недействительной. Факт передачи Имущества подтверждается материалами дела.
Таким образом, судом установлено, что на момент обращения с заявлением о понуждении Администрации Тарногского муниципального района принять на баланс Имущество должника, право собственности СПК «Восход» на Имущество прекращено.
Кроме того, в соответствии со статьёй 2 Закона о местном самоуправлении сельское поселение - один или несколько объединённых общей территорией сельских населенных пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 14 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Таким образом, в компетенцию органов местного самоуправления поселения входят вопросы по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые не носят межпоселенческий характер.
Как установлено статьёй 148 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий уведомляет об имуществе, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника.
Как усматривается из материалов дела, Имущество находится вблизи деревни Подгорная Шебеньгского сельского поселения. Вопросы владения, пользования, распоряжения Имуществом не носят межпоселенческий характер.
При таких обстоятельствах, исходя из системного толкования норм Закона о банкротстве и Закона о местном самоуправлении, обязанным субъектом по принятию на баланс нереализованного имущества должника является орган местного самоуправления поселения, то есть Администрация Шебеньгского сельского поселения.
На основании изложенного, учитывая, что требование о понуждении принять на баланс Имущество заявлено ненадлежащему лицу, а у должника отсутствуют права по владению, пользованию и распоряжению Имуществом, требование конкурсного управляющего СПК «Восход» ФИО1 не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 60, 148 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 187, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
о п р е д е л и л:
заявление конкурсного управляющего сельскохозяйственного кооператива (колхоз) «Восход» ФИО1 о понуждении Администрации Тарногского муниципального района к принятию имущества сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз) «Восход» на баланс оставить без удовлетворения.
Определение подлежит немедленному исполнению.
Определение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты его принятия.
Судья И.Ю. Панина