ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А13-1666/13 от 28.09.2016 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Герцена, д. 1а, г. Вологда, 160000,

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

31 октября 2016 года город Вологда Дело № А13-1666/2013

Резолютивная часть определения объявлена 28 сентября 2016 года.

Полный текст определения изготовлен 31 октября 2016 года.

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Крашенинников С.С. при ведении протокола секретарем судебного заседания Паничевой М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи заявление конкурсного управляющего Муниципального предприятия сельского поселения Девятинское «Девятинское жилищно-коммунальное хозяйство» ФИО1 о привлечении Администрации сельского поселения Девятинское, директора ФИО2, ликвидатора ФИО3 к субсидиарной ответственности по обязательствам Муниципального предприятия сельского поселения Девятинское «Девятинское жилищно-коммунальное хозяйство» в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Муниципального предприятия сельского поселения Девятинское «Девятинское жилищно-коммунальное хозяйство» (Вологодская область, Вытегорский район, с. Девятины, Архангельский тр., д. 144, ИНН <***>, ОГРН <***>),

при участии от конкурсного управляющего – ФИО4 по доверенности от 01.02.2016, от уполномоченного органа – ФИО5 по доверенности от 05.04.2016 № 91,

у с т а н о в и л:

решением Арбитражного суда Вологодской области (далее - суд) от 06.05.2014 Муниципальное предприятие сельского поселения Девятинское «Девятинское жилищно-коммунальное хозяйство» (далее - МП «Девятинское ЖКХ», должник) признано несостоятельным (банкротом) с применением процедуры банкротства ликвидируемого должника и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев. Определением суда конкурсным управляющим должника утвержден ФИО1 (далее – конкурсный управляющий, заявитель).

Конкурсный управляющий 24.12.2015 обратился в суд с заявление о привлечении Администрации сельского поселения Девятинское (далее – Администрация, ответчик) к субсидиарной ответственности по обязательствам МП «Девятинское ЖКХ».

Определением суда от 25.12.2015 заявление конкурсного управляющего принято к производству, назначено судебное заседание.

В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации и в связи с невозможностью дальнейшего участия судьи Чапаева И.А. в рассмотрении настоящего дела произведена его замена на судью Крашенинникова С.С.

Определением суда от 24.02.2016 рассмотрение заявление откладывалось.

До начала судебного заседания 11.04.2016 от конкурсного управляющего поступило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соответчиков директора ФИО2 (далее - ФИО2), ликвидатора ФИО3 (далее - ФИО3).

Представители Администрации и уполномоченного органа возражений против заявленного ходатайства не заявили.

Суд в порядке статьи 46 и 49 АПК РФ удовлетворил ходатайство конкурсного управляющего и привлек к участию в обособленном споре в качестве соответчиков директора ФИО2, ликвидатора ФИО3.

Определениями суда от 11.04.2016, от 30.05.2016 рассмотрение заявления откладывалось.

До начала судебного заседания 11.08.2016 от конкурсного управляющего поступило ходатайство об уточнении требований, в котором заявитель просит привлечь только ответчика к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.

Суд в порядке статьи 49 АПК РФ принял к рассмотрению уточенные требования.

Определением суда от 11.08.2016 рассмотрение заявления откладывалось.

В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 21.09.2016 по 28.09.2016.

В настоящем судебном заседании представитель конкурсного управляющего поддержал последние уточненные требования.

Представитель уполномоченного органа поддержал позицию конкурсного управляющего.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем заявление рассматривается в их отсутствие в порядке статьи 156 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в судебном заседании, суд считает, что заявление конкурсного управляющего о привлечении Администрации к субсидиарной ответственности удовлетворению не подлежит.

Из материалов дела следует, что МП «Девятинское ЖКХ» создано на основании решения Совета сельского поселения Девятинское Вытегорского муниципального района от 16.12.2005 года № 39 «О создании муниципального предприятия ЖКХ».

01.01.2006 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Вытегорского муниципального района и должником заключен договор безвозмездного пользования № 23 (далее договор от 01.01.2006).

Согласно пунктам 1.1 и 1.2 договора от 01.01.2006 должник принимает имущество, подлежащее передаче ответчику по приложению № 1, на праве безвозмездного пользования, а передаваемое имущество является собственностью муниципального образования – Вытегорский муниципальный район Вологодской области.

В силу Акта приема-передачи муниципального имущества от 01.01.2006 должник имущество принял.

12.01.2012 года МП «Девятинское ЖКХ» в связи с ликвидацией письмом исх. № 5 просит Комитет по управлению муниципальным имуществом Вытегорского муниципального района расторгнуть договор от 01.01.2006.

Дополнительным соглашением № 3 от 31.01.2012 договор от 01.01.2006 расторгнут с 31.01.2012 по обоюдному согласию сторон и в связи с ликвидацией должника (пункт 1), также дополнительное соглашение считается актом приема-передачи имущества (пункт 2).

01.01.2009 между ответчиком и должником заключен договор об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием (далее договор от 01.01.2009).

В соответствии с пунктом 1.1 договора от 01.01.2009 договор регулирует отношения по использованию имущества принадлежащего предприятию на праве хозяйственного ведения по перечню указанному в приложении 1 и в приложении 2.

В силу Акта приема-передачи имущества от 01.01.2009 должник имущество принял.

Дополнительными соглашениями № 1 от 07.04.2009, № 2 от 28.05.2009, № 3 от 03.03.2010 и № 4 от 25.03.2010 перечень используемого муниципального имущества дополнялся.

Дополнительными соглашениями № 5 от 17.10.2011 и № 6 от 31.01.2012 2010 из перечня используемого муниципального имущества исключены пункты 1, 9 – 21, 22.

16.01.2012 года МП «Девятинское ЖКХ» письмом исх. № 10 просит Главу сельского поселения Девятинское расторгнуть договор от 01.01.2009 года.

01.11.2010 между ответчиком и должником заключен договор безвозмездного пользования № 4 (далее договор от 01.11.2010).

Согласно пунктам 1.1 и 1.2 договора от 01.11.2010 должник принимает имущество на праве безвозмездного пользования, а передаваемое имущество является собственностью муниципального образования – Вытегорский муниципальный район Вологодской области и принадлежит ответчику на праве безвозмездного пользования согласно договору № 6.

В силу Акта приема-передачи имущества от 01.11.2010 должник имущество принял.

17.10.2011 между ответчиком и должником заключен договор безвозмездного пользования (далее договор от 17.10.2011).

Согласно пунктам 1.1 и 1.2 договора от 17.10.2011 должник принимает имущество на праве безвозмездного пользования по перечню указанному в приложении 1, а передаваемое имущество является собственностью ответчика.

В силу Акта приема-передачи имущества от 17.10.2011 должник имущество принял.

Дополнительным соглашением № 1 от 31.01.2012 договор от 17.10.2011 расторгнут по обоюдному согласию сторон и в связи с ходатайством должника.

01.12.2011 Советом сельского поселения Девятинское Вытегорского муниципального района принято решение № 177 «О ликвидации муниципального предприятия сельского поселения Девятинское «Девятинское жилищно-коммунальное хозяйство» в срок до 01.09.2012. Председателем ликвидационной комиссии назначен ФИО2.

С 23.01.2013 председателем ликвидационной комиссии назначена ФИО3

Согласно акту от 31.03.2014 ФИО3, как председатель ликвидационной комиссии должника, передала Главе сельского поселения ФИО6 Рудольфовичу, выступающему от имени учредителя МП «Девятинское ЖКХ», имущество и документацию.

Далее Глава сельского поселения Девятинское ФИО7 согласно акту от 01.06.2014 г передал конкурсному управляющему ФИО1 следующие документы и имущество: свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, выписка из ЕГРЮЛ от 06.02.2013 г. № 53, решение совета сельского поселения Девятинское Вытегорского муниципального района № 193 от 15.03.2012 г., уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица от 21.02.2013 г., копия договора об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием от 01.01.2009 года, решение совета сельского поселения Девятинское Вытегорского муниципального района № 177 от 01.12.2011 г., решение совета сельского поселения Девятинское Вытегорского муниципального района № 250 от 22.01.2013 г., свидетельство о государственной регистрации юридического лица, бланк - заявка на публикацию сообщения от 05.12.2011 г., уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица от 01.02.2013 г., устав МП «Девятинское ЖКХ» от 2005 года, печать МП «Девятинское ЖКХ», тел./факс в неисправном состоянии; бензопила «Хускварна 357» в неисправном состоянии; бензопила «Хускварна 357» неисправном состоянии; компьютерная станция, принтер.

В свою очередь, определением суда от 19.09.2014 г. по настоящему делу суд обязал ответчика в десятидневный срок передать конкурсному управляющему должника:

1. Все подлинные договора об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием, со всеми приложениями, актами приема-передачи имущества, дополнительными соглашениями, в том числе в размере уставного капитала - 412 800 рублей, в том числе: договор об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием от 01 января 2009 года с приложениями 1, 2, актами приема-передачи имущества, дополнительными соглашениями № 1, № 2 и другими, договор об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием от 01 февраля 2009 года с приложениями 1, 2, актами приема-передачи имущества, дополнительными соглашениями № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6 и другими;

2. Перечень имущества МП «Девятинское ЖКХ» к договорам хозяйственного ведения;

3. Перечень и документы по имуществу предприятия, созданного или приобретенного предприятием в результате его деятельности, а также поступившее предприятию по иным основаниям;

4. Договора аренды, акты приема-передачи на имущество предприятия;

5. Обращения к Администрации сельского поселения Девятинское о расторжении договоров об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием, в том числе: обращение к главе сельского поселения ФИО8 ФИО9 от 16.01.2012 г. № 10 о расторжении договора об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием от 01.01.2009 года в связи с ликвидацией МП «Девятинское ЖКХ»;

6. Документы по расторжению договоров об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием со всеми приложениями;

7. Документы по изъятию имущества МП «Девятинское ЖКХ» со всеми приложениями;

8. Документы по прекращению права собственности МП «Девятинское ЖКХ» со всеми приложениями;

9. Прицеп тракторный 2ПТС-4 МОД., 1999 года выпуска, заводской № 166664, цвет красно-коричневый, свидетельство серии № АВ 381214, знак серии № 35 ВС 2912, паспорт транспортного средства, ключи;

10. Трактор колесный БЕЛАРУС-, 2004 года выпуска, заводской № 08107302, двигатель № 609284, коробка № 071178, мост № 368215, цвет синий, мощность квт/л.с. - 60 / 81, свидетельство серии № АВ 381187, знак серии № 35 ВЕ 6286, паспорт транспортного средства, ключи;

11. Трактор колесный БЕЛАРУСЬ МТЗ-, 1999 года выпуска, заводской №08013546, двигатель№ 435368, коробка № 950144, мост № 251607, цвет синий, мощность квт/л.с. 59.6 / 81, свидетельство серии № АВ 381189, знак серии № 35 ВЕ 6288, паспорт транспортного средства, ключи;

12. Документы, прилагаемые к имуществу: телефон-факс, бензопила «Хускварна 357», бензопила «Хускварна 357», компьютерная станция (системный блок, монитор, клавиатура, мышь), принтер;

13. Документы, подтверждающие дебиторскую задолженность в размере 1140 423 руб. 89 коп., в том числе: перечень дебиторов с указанием сумм и адресов, договора, счета-фактуры, акты, акты сверок, взаимозачеты, платежные документы, решения судов, постановления о возбуждении исполнительных производств, постановления об окончании исполнительных производств;

14. Документы по личному составу: приказы, трудовые договора, лицевые счета, положения по оплате труда или документы, подтверждающие передачу документов по личному составу в архив на постоянное хранение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 02.07.2015 возбуждено исполнительное производство № 9326/15/35034-ИП.

По мнению конкурсного управляющего действия ответчика по изъятию имущества у должника, а также действия по не передаче документации конкурсному управляющему являются основанием для применения к ответчику положений пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве, иных оснований не заявлено.

В представленных отзывах, ответчик возражал, обосновывая свою позицию добровольной ликвидацией, предоставлением документов, в том числе по дебиторской задолженности, и в том числе превышающей размер субсидиарной ответственности, а также внесением на депозит суда денежных средств необходимых для финансирования процедуры банкротства.

Поскольку действия ответчика и должника совершались в период с 2011 по 2012 года, постольку для надлежащей квалификации исследуемых отношения следует в силу статей 4 и 422 ГК РФ применять законодательство Российской Федерации, действующее в момент их совершения.

Как не оспаривается сторонами и следует из материалов дела, 01.12.2011 Советом сельского поселения Девятинское Вытегорского муниципального района принято решение № 177, согласно которому решено:

1. Ликвидировать должника.

2. Назначить председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) ФИО2

Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

Согласно пунктам 1, 3 и 4 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов. Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о государственной регистрации) с момента представления в регистрирующий орган сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

16.12.2011 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о принятии решения о ликвидации МП «Девятинское ЖКХ».

В силу статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

Сообщение о ликвидации должника и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами опубликовано 21.12.2011 / 375 в журнале «Вестник государственной регистрации» часть 1 № 50 (357).

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о банкротстве правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.

Статьёй 8 Закона о банкротстве предусмотрено право должника на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок.

В свою очередь частью 3 статьи 9 Закона о банкротстве установлена обязанность должника по подаче заявления должника в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в случае, если при проведении ликвидации юридическое лицо стало отвечать признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, ликвидационная комиссия должника обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в течение десяти дней с момента выявления каких-либо из указанных признаков.

Согласно статье 224 Закона о банкротстве, в случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. При обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

Таким образом, процедура добровольной ликвидации юридического лица и процедура признания должника несостоятельным (банкротом) являются самостоятельными.

При этом заявление председателя ликвидационной комиссии МП «Девятинское ЖКХ» о признании должника несостоятельным (банкротом) поступило в суд 21.02.2013, определением от 22.02.2013 оставлено без движения и принято к производству определением от 30.08.2013, которое опубликовано на официальном сайте 31.08.2013.

Следовательно, довод конкурсного управляющего о том, что действия учредителя привели к остановке деятельности предприятия, ввиду изъятия (выведения) имущества у должника, и, как следствие, к его банкротству, опровергается представленными в материалы дела доказательствами, поскольку процедура добровольной ликвидации началась ранее, чем происходило выбытие имущества по всем действовавшим договорам.

При этом конкурсным управляющим не представлены доказательства инициирования ответчиком изъятия (выведения) имущества должника.

Более того Администрация сельского поселения Девятинское перевела на депозитный счет суда денежные средства в размере 180 000 руб. (платежное поручение № 300 от 05.05.2014 года), предназначенные для оплаты расходов конкурсного управляющего.

Таким образом, каких-либо доказательств того, что изъятие (выведение) имущества ответчиком у должника послужило причиной невозможности удовлетворения требований кредиторов должника, конкурсным управляющим в нарушение статьи 65 АПК РФ не доказано, и доказательств в материалы дела не представлено.

Пункт 2 статьи 126 Закона о банкротстве возлагает на руководителя должника и временного управляющего обязанность обеспечить передачу конкурсному управляющему в течение трех дней с даты его утверждения бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей, а при уклонения от исполнения указанной обязанности руководитель должника несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 18 ФЗ от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее - Закон № 134-ФЗ) статья 10 Закона о банкротстве изложена в новой редакции. Закон № 134-ФЗ в данной части вступил в силу с момента его опубликования - 01.07.2013 (статья 24 Закона № 134-ФЗ).

На дату введения процедуры конкурсного производства, соответственно, дату возникновения у руководителя должника обязанности по передаче конкурсному управляющему документации статья 10 Закона о банкротстве действовала в редакции Федерального закона от 28.03.2013 № 134-ФЗ.

Исходя из общих правил о действии закона во времени (пункт 1 статьи 4 ГК РФ) и с учетом необходимости определения условий привлечения к субсидиарной ответственности на основании закона, действующего в момент совершения действия (бездействия) руководителя должника, в отношении оснований привлечения к субсидиарной ответственности, возникших после дня вступления в силу Закона № 134-ФЗ, его положения подлежат применению независимо от даты возбуждения производства по делу о банкротстве.

В связи с этим в данном случае к правоотношениям применяется статья 10 Закона о банкротстве в редакции, действовавшей после вступления в силу Закона № 134-ФЗ.

Пункт 4 статьи 10 Закона о банкротстве в редакции Закона № 134-ФЗ устанавливает, что если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.

Пока не доказано иное, предполагается, что должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц при наличии следующего обстоятельства: документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы.

Положения абзаца четвертого настоящего пункта применяются в отношении лиц, на которых возложена обязанность организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности должника.

По смыслу абзаца четвертого пункта 4 статьи 10 в редакции Закона № 134-ФЗ арбитражный суд устанавливает обстоятельства наличия или отсутствия бухгалтерской документации для цели привлечения руководителя должника к субсидиарной ответственности на основе исследования представленных доказательств в подтверждение имущественного состояния должника, которое отражается в бухгалтерском балансе. В данном случае имеют существенное значение для дела обстоятельства наличия имущества должника, ведение им хозяйственной деятельности за отчетный период, предшествующий процедуре банкротства. Ответственность руководителя должника возникает при неисполнении им обязанности по организации хранения бухгалтерской документации и отражения в бухгалтерской отчетности достоверной информации, что повлекло за собой невозможность формирования конкурсным управляющим конкурсной массы или ее формирование не в полном объеме.

Конкурсным управляющим МП «Девятинское ЖКХ» проведена инвентаризация имущества должника. В конкурсную массу должника включено имущество, в том числе переданное Главой сельского поселения Девятинское ФИО7, по акту от 01.06.2014 г.

Так, в конкурсную массу должника включена дебиторская задолженность в размере 2 113 000 руб. (акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами № 6).

При этом собранием кредиторов МП «Девятинское ЖКХ» от 06.11.2015 года приняты решения: списать товарно-материальные ценности: тел./факс в неисправном состоянии; бензопила «Хускварна 357» в неисправном состоянии; бензопила «Хускварна 357» в неисправном состоянии; компьютерная станция, принтер; списать дебиторскую задолженность (население - квартплата, коммунальные услуги) в размере - 2 113 000 руб.

Таким образом, однозначных доказательств того, что именно непередача конкурсному управляющему конкретных бухгалтерских и иных документов послужила причиной невозможности удовлетворения требований кредиторов должника, конкурсным управляющим в нарушение статьи 65 АПК РФ не доказано, и доказательств в материалы дела не представлено.

Неподтверждение причинно-следственной связи между отсутствием документации (непередача конкурсному управляющему) и невозможностью удовлетворения требований кредиторов является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о привлечении учредителя к субсидиарной ответственности по пункту 5 статьи 10 Закона о банкротстве.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что не доказана совокупность условий, указанных в абзаце четвертом пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве, для привлечения Администрации сельского поселения Девятинское, как учредителя должника, к субсидиарной ответственности по обязательствам МП «Девятинское ЖКХ».

С учетом вышеизложенного у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленного конкурсным управляющим требования к ответчику.

Руководствуясь статьями 10, 60, 129 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 187, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российский Федерации, Арбитражный суд Вологодской области,

о п р е д е л и л:

в удовлетворении заявления конкурсного управляющего Муниципального предприятия сельского поселения Девятинское «Девятинское жилищно-коммунальное хозяйство» ФИО1 о привлечении Администрации сельского поселения Девятинское к субсидиарной ответственности по обязательствам Муниципального предприятия сельского поселения Девятинское «Девятинское жилищно-коммунальное хозяйство» отказать.

Определение подлежит немедленному исполнению.

Определение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его вынесения в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья С.С. Крашенинников