ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А13-20749/18 от 25.02.2019 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Герцена, д. 1а, г. Вологда, 160000,

http://vologda.arbitr.ru, тел. (8172) 57-08-88, факс (8172) 72-04-19

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

01 марта 2019 года                      г.Вологда                 Дело № А13-20749/2018

         Резолютивная часть определения объявлена 25 февраля 2019 года.

         Полный текст определения изготовлен 01 марта 2019 года.

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Мамоновой А.Е. при  ведении  протокола секретарём  судебного  заседания   Жарининой И.А., рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по заявлению администрации Череповецкого муниципального района к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области о признании недействительным акта от 16.10.2018.

при участии от заявителя – ФИО1 по доверенности от 20.02.2018, от ответчика – Комисcаровой А.В. по доверенности от 13.09.2017,

у с т а н о в и л:

администрация Череповецкого муниципального района (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее – Управление Росреестра по Вологодской области, Управление) о признании недействительным акта по результатам анализа актов органов государственной власти Вологодской области и органов местного самоуправления, касающихся вопросов земельных отношений, от 16.10.2018.

Представитель заявителя в предварительном судебном заседании поддержал заявленные требования.

Ответчик в отзыве на заявление и его представитель в предварительном судебном заседании  предъявленные требования отклонили, просили отказать в удовлетворении требований, поскольку акт не подлежит оспариванию в арбитражном суде, решением Арбитражного суда Вологодской области от 17.01.2019 по делу №А13-16713/2018 признано недействительным постановление Администрации Череповецкого муниципального района от 17.08.2018 №1117.

Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что производство по делу подлежит прекращению.

Как следует из материалов дела, заместителем главного государственного инспектора Вологодской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Вологодской области Суетовой М.С. проведён  анализ соответствия законодательству Российской Федерации представленных актов органов местного самоуправления, касающихся вопросов земельных отношений, в том числе постановления администрации Череповецкого муниципального района  от 17.08.2018 №1117 «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования», по результатам которого составлен акт от 16.10.2018.

Управление пришло к выводу, что постановление от 17.08.2017 №1117 вынесено в отсутствие оснований, установленных законодательством, для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования. В связи с этим в акте указано, что предлагается направить в Администрацию Череповецкого муниципального района предложение о принятии соответствующих мер по устранению выявленных нарушений земельного законодательства и разъяснены нормы пункта 17 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 №1, а также статьи 19.7 КоАП РФ.

Администрация не согласилась с содержанием акта и обратилась в арбитражный суд с заявленными требованиями.

На основании статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

 В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:  об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

В силу части 2 статьи 198 АПК РФ прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания изложенных норм следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействий) незаконными необходимо соблюдение двух условий несоответствие правового акта закону и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Под ненормативным актом государственного органа, органа местного самоуправления или иного органа, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, внесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица и влекущий неблагоприятные юридические последствия.

Согласно пункту 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

На основании пункта 2 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 №1 (далее – Положение), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы отнесены к числу органов, уполномоченных осуществлять государственный земельный надзор.

В порядке пункта 6 Положения в рамках государственного земельного надзора в числе прочего осуществляется систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства, проведение анализа и прогнозирование состояния исполнения требований земельного законодательства Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Согласно пункту 15 Положения систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства осуществляется путём проведения административного обследования объектов земельных отношений, анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, а также в иных формах, предусмотренных земельным законодательством.

Пунктом 16 Положения регламентировано, что в случае выявления по результатам анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, несоответствия указанных актов требованиям земельного законодательства органы государственного земельного надзора направляют в органы государственной власти и органы местного самоуправления, принявшие акты, в течение 15 дней со дня выявления указанного несоответствия почтовым отправлением предложения об их приведении в соответствие с требованиями земельного законодательства, а также устанавливают срок информирования о принятых мерах по устранению допущенных нарушений.

В пункте 17 Положения указано, что в случае непринятия в месячный срок со дня получения предложений, предусмотренных пунктом 16 настоящего Положения, органами государственной власти или органами местного самоуправления мер по устранению допущенных нарушений либо непредоставления информации о принятых мерах указанными органами в установленный срок органы государственного земельного надзора, направившие указанные предложения, обязаны в течение 15 дней со дня истечения срока их информирования направить в органы прокуратуры информацию о выявленном несоответствии правовых актов требованиям земельного законодательства.

Из содержания изложенных норм следует, что при реализации функции по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства Управление Росреестра наделено полномочиями по проведению анализа правовых актов органов местного самоуправления, результаты которого фиксируются в акте проверки. 

При наличии нарушений земельного законодательства Управление вправе направить предложения об их приведении в соответствие с требованиями земельного законодательства, а также установить срок информирования о принятых мерах по устранению допущенных нарушений.

На стадии оформления акта проверки не выносится обязательное для исполнения предписание, а лишь отмечаются выявленные признаки нарушений законодательства, которые в дальнейшем могут послужить основанием для принятия мер прокурорского реагирования.

С учётом изложенного, акт Управления Росреестра по Вологодской области от 16.10.2018 носит информационный характер, правовых последствий в случае непринятия предложений для заявителя не порождает.

Названный акт не может быть предметом самостоятельного судебного обжалования, поскольку не носит властно-распорядительного характера и не является ненормативным правовым актом, законность которого может быть проверена в судебном порядке, является процессуальным документом, составленным в рамках контрольного мероприятия, что не исключает возможности для заявителя впоследствии его оспаривать при обжаловании принятых органами прокуратуры мер прокурорского реагирования по результатам рассмотрения информации о выявленном несоответствии правовых актов требованиям земельного законодательства представления либо предписания отдела.

Заявителем в материалы дела не представлены доказательства того, что в связи с оформлением акта наступили какие-либо неблагоприятные для него последствия.

Кроме того, администрацией не обосновано каким образом оспариваемый акт нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, заявленные требования о признании недействительным акта Управления Росреестра по Вологодской области от 16.10.2018 не соответствуют положениям арбитражного процессуального законодательства и необоснованны.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

При изложенных обстоятельствах, данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде и производство по нему следует прекратить.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

о п р е д е л и л :

производство по делу № А13-20749/2018 по заявлению Администрации Череповецкого муниципального района к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области о признании недействительным акта от 16.10.2018 прекратить.

Определение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                   А.Е. Мамонова