АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 апреля 2018 года город Вологда Дело №А13-5174/2017
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Поляковой В.М. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Мазепиной Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании c использованием средств аудиозаписи заявление Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Вологодской области о включении задолженности в размере 10 000 рублей в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Профстрой» (162608, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>),
при участии от уполномоченного органа ФИО1 по доверенности от 27.11.2017,
у с т а н о в и л :
определением суда от 02 ноября 2017 года заявление общества с ограниченной ответственностью «Гостстрой» принято к производству, возбуждено производство по делу о банкротстве общества с ограниченной ответственностью «Профстрой» (далее – ООО «Профстрой», должник), назначено судебное заседание по проверке обоснованности заявления.
Решением суда от 15 декабря 2017 года ООО «Профстрой» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением суда от 15 декабря 2017 года конкурсным управляющим утверждена ФИО2.
В соответствии со статьей 28 Закона о банкротстве сведения о признании должника банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства опубликованы 28.12.2017 в издании «Коммерсантъ» № 243.
Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Вологодской области (далее – уполномоченный орган, заявитель) 26.02.2018 обратилась в суд с заявлением о включении задолженности в размере 10 000 руб. в реестр требований кредиторов ООО «Профстрой».
Определением суда от 05 марта 2018 года заявление принято к производству.
В настоящем судебном заседании предъявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
От конкурсного управляющего поступил отзыв на заявление, в котором не возражал против удовлетворения предъявленных требований.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом о времени и месте судебного заседания уведомлены, в суд не явились, требование рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 142 Закона о банкротстве установление размера требований кредиторов в ходе процедуры конкурсного производства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве.
Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
В соответствии со статьей 28 Закона о банкротстве сведения о введении в отношении должника конкурсного производства опубликованы 28.12.2017 в издании «Коммерсантъ».
Заявитель направил требования 26.02.2018, таким образом, определенный законом срок уполномоченным органом не пропущен.
В соответствии со статьёй 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено указанным законом. Состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления, определяются на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
При установлении не подтверждённых судебным решением требований уполномоченного органа в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
Указанные сроки подлежат применению судом независимо от того, заявлялись ли соответствующие возражения со стороны должника.
Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), пункт 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»), а также при пропуске срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счёт имущества должника (подпункт 3 пункта 1 и подпункт 3 пункта 2 статьи 14, пункт 3 статьи 15 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Указанные сроки подлежат применению судом независимо от того, заявлялись ли соответствующие возражения со стороны должника.
Из материалов дела следует, что за должником числятся задолженность по уплате исполнительского сбора в размере 10 000 руб., предъявленная уполномоченным органом на основании постановления судебного пристава-исполнителя СОСП по ВАШ по г. Череповцу УФССП по Вологодской области от 10.01.2017 № 35054/17/18003.
Согласно пункту 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с разъяснениями, данными в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П, сумма исполнительского сбора относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, причём данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершённым им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В силу статьи 110 Закона об исполнительном производстве в его конституционно-правовом смысле, выявленном в названном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, исполнительский сбор взыскивается судебным приставом-исполнителем из денежной суммы, взысканной судебным приставом-исполнителем с должника после удовлетворения требований взыскателя в полном объёме.
Как усматривается из материалов дела, исполнительные производства № 4187/16/35054-ИП возбуждено на основании постановлений Государственной инспеции труда в Вологодской области от 23.10.2014 № 4-2513-15-ППР/110/2 и от 02.11.2015 № 4-25-15-ППР/110/2.
Неуплата исполнительского сбора должником послужила основанием для обращения в суд с настоящим требованием.
Законом о банкротстве в действующей редакции существенно расширен состав обязательных платежей, к которым федеральный законодатель отнёс, помимо прочего, административные штрафы.
В соответствии с пунктами 2, 11, 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 этого Закона. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу частей 1 - 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пяти тысяч с должника-организации.
В силу части 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В рассматриваемом случае формальные признаки соответствия постановления о взыскании исполнительского сбора соблюдены, требования об уплате исполнительского сбора не исполнены.
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 г. № 59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве» разъяснено, что исходя из определения понятия обязательного платежа, содержащегося в статье 2 Закона о банкротстве, исполнительский сбор относится к обязательным платежам. В силу того, что исполнительский сбор по своей природе носит характер штрафной санкции, такие требования удовлетворяются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве.
По смыслу приведенных норм требования о взыскании штрафов за налоговые (административные) правонарушения учитываются отдельно в реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов третьей очереди и удовлетворяются после погашения этих требований в отношении основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
В силу положений пунктов 1 и 2 статьи 5 Закона о банкротстве текущими платежами в деле о банкротстве являются, в частности, обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом; требования об уплате таких платежей не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Как следует из материалов дела, дело о несостоятельности (банкротстве) в отношении должника возбуждено 02.11.2017.
Таким образом, поскольку обязанность по оплате исполнительного сбора в сумме 10 000 рублей возникла до возбуждения дела о банкротстве должника, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не являются текущими.
При таких обстоятельствах суд полагает требование уполномоченного органа о включении в третью очередь реестра требований кредиторов задолженности по исполнительскому сбору в сумме 10 000 руб. подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 100, 137, 142 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 150, 151, 184, 187, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
о п р е д е л и л:
признать установленным и включить требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Вологодской области о включении задолженности в размере 10 000 рублей исполнительского сбора в третью очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Профстрой» (162608, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>).
При этом указное требование учитывается отдельно в реестре требований кредиторов и подлежит удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов, включённых в третью очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Профстрой» (162608, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>).
Определение подлежит немедленному исполнению.
Определение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его вынесения.
Судья В.М. Полякова