ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
25 сентября 2012 года г. Вологда Дело № А13-6447/2012
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Мамоновой А.Е. при ведении протокола секретарем судебного заседания Сашиной Е.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кирилловская электросеть» к Региональной энергетической комиссии Вологодской области о признании недействительным письма от 16.03.2012 № 874,
при участии от заявителя – ФИО1 по доверенности от 17.01.2012, от ответчика – ФИО2 по доверенности от 10.07.2012,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Кирилловская электросеть» (далее – ООО «Кирилловская электросеть», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Региональной энергетической комиссии Вологодской области (далее – РЭК Вологодской области, комиссия) о признании недействительным письма от 16.03.2012 №874 «Об инвестиционной программе на 2012-2014 годы».
В обоснование полагает, что письмо является ненормативным актом, принятым с нарушением установленных действующим законодательством процедур и требований нормативных актов, применяемых при утверждении тарифов. РЭК не открывала дело об установлении тарифов в период с 01.01.2012 по 16.03.2012, не пересматривала в установленном порядке уровни единых котловых тарифов на передачу электроэнергии и тарифа на электроэнергию, не рассматривала и не пересматривала НВВ смежных сетевых организаций, никаких дополнительных материалов у общества в указанный период не истребовала, поэтому установление оспариваемым письмом в пониженном размере расходов на капитальные вложения для общества является незаконным, принятым с превышением полномочий органа государственной власти субъекта РФ по тарифному регулированию.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.
РЭК Вологодской области в отзыве, дополнениях к нему и ее представитель в судебном заседании отклонили заявленные требования, считая требования необоснованными, поскольку письмо не является ненормативным актом, носит информационный характер и никаких правовых последствий для общества не влечет.
Распоряжением и.о.заместителя председателя Арбитражного суда Вологодской области от 13.07.2012 в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело передано для рассмотрения судье арбитражного суда Мамоновой А.Е.
Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что производство по делу подлежит прекращению.
Как следует из материалов дела, РЭК Вологодской области в своем заключении по расчету необходимой валовой выручки (далее – НВВ) за услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «Кирилловская электросеть» г.Кириллов на 2012 год, определила сумму затрат и прибыли ООО «Кирилловская электросеть» на 2012 год в размере 17 345 тыс. руб., в том числе на производственные капитальные вложения – 2100 тыс. руб.
Комиссией в адрес общества направлено письмо от 16.03.2012 № 874 «Об инвестиционной программе на 2012 – 2014 годы», согласно которому в соответствии с п.11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, утвержденных приказом ФСТ России от 29.07.2010 № 174-э/8 и письмом Федеральной службы по тарифам РФ от 24.02.2012 № ЕП-1408/12, расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли не могут превышать 12% от необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной без учета расходов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли и налога на прибыль на капитальные вложения, расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемых ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, возврата заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, используемого для осуществления регулируемой деятельности, в том числе по договорам финансовой аренды (лизинга), в связи с чем общество извещено, что при расчете тарифа на услуги по передаче электрической энергии финансирование капитальных вложений из прибыли в 2012 году установлено в размере 1760 тыс.руб., в 2013 году – 1550 тыс.руб., в 2014 году – 1570 тыс.руб.
Общество не согласилось с письмом и обратилось в суд с заявленными требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ предусмотрена подведомственность арбитражному суду дел об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания изложенных норм следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействий) незаконными необходимо соблюдение двух условий несоответствие правового акта закону и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного акта, действий (бездействий) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.
Согласно статье 4 АПК РФ, статьям 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) заинтересованное лицо обращается в арбитражный суд в целях защиты своих нарушенных или оспариваемых прав способами, предусмотренными законом.
По смыслу названных правовых норм лицо вправе требовать признания ненормативного акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными, если данными ненормативным актом, решением, действием (бездействием) прямо нарушены его конкретные субъективные права и законные интересы.
В силу статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, а также из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Статьей 12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Под ненормативным актом государственного органа, органа местного самоуправления или иного органа, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, внесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определяет Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 21 Закона № 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Исполнительным органом государственной власти Вологодской области в сфере государственного регулирования тарифов и надбавок на товары и услуги организаций энергетики является Региональная энергетическая комиссия Вологодской области на основании Постановления Правительства Вологодской области от 09.08.2010 № 921.
В порядке пункта 3.10.1 Положения о Региональной энергетической комиссии Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 09.08.2010 № 921 (далее – Положение), Комиссия для решения своих задач и выполнения функций принимает правовые акты по вопросам, относящимся к полномочиям Комиссии. Правовые акты Комиссии, принятые в пределах ее компетенции, являются обязательными для исполнения.
На основании части 4 статьи 21 Закона № 35-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесены в числе других: региональный государственный контроль (надзор) за применением регулируемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации цен (тарифов) на электрическую энергию и за деятельностью гарантирующих поставщиков в части обеспечения надежного энергоснабжения населения; утверждение инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются и контролируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и контроль за реализацией таких программ; согласование инвестиционных программ территориальных сетевых организаций, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются и контролируются федеральными органами исполнительной власти, а также контроль за реализацией таких программ.
В силу части 1 статьи 23 Закона № 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен.
Согласно части 4 статьи 23 Закона № 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К долгосрочным параметрам государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике относятся также уровень надежности и качества указанных товаров (услуг), соответствующий долгосрочным инвестиционным программам организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, динамика изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров (услуг), размер инвестированного капитала, норма доходности, сроки возврата инвестированного капитала и иные параметры.
Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые иными территориальными сетевыми организациями с 1 января 2012 года, осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе с применением метода доходности инвестированного капитала. Такие организации обязаны обеспечить достижение показателей надежности и качества поставляемых товаров, оказываемых услуг, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Долгосрочные тарифы и долгосрочные параметры регулирования деятельности таких организаций подлежат корректировке при недостижении показателей надежности и качества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Переход к регулированию цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые такими организациями, в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций осуществляется с 1 января 2011 года.
Выбор и применение методов государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее – Постановление № 1178) утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила).
Пунктом 2 Постановления № 1178 установлено, что единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по каждому уровню напряжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на период с 1 января 2012 г. по 30 июня 2012 г. на уровне, не превышающем уровень, установленный для указанных цен (тарифов) на 2011 год с учетом пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. №1172.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Постановления № 1178 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до 1 июня 2012 г. необходимо принять решения об установлении (пересмотре) с 1 июля 2012 г. долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, в отношении которых применяется в том числе метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, при условии согласования с Федеральной службой по тарифам соответствующих долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций, в отношении которых применяется метод доходности инвестированного капитала; тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, на второе полугодие 2012 года. Установление (пересмотр) осуществить исходя из увеличения с 1 июля 2012 г. не более чем на 11 процентов среднего по субъекту Российской Федерации одноставочного котлового тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, по отношению к уровню среднего по субъекту Российской Федерации одноставочного котлового тарифа по состоянию на дату принятия решений о пересмотре (установлении) с 1 июля 2012 г.
Пунктом 3(1) Постановления № 1178 установлено, что в отношении территориальных сетевых организаций, регулирование деятельности которых в первом полугодии 2012 года осуществлялось с применением метода доходности инвестированного капитала, а с 1 июля 2012 г. - с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, долгосрочные параметры регулирования деятельности указанных организаций с 1 ноября 2012 г. до окончания долгосрочного периода регулирования подлежат пересмотру (установлению) до 15 октября 2012 г. Переход с 1 ноября 2012 г. к регулированию с применением метода доходности инвестированного капитала в отношении территориальных сетевых организаций, регулирование деятельности которых в первом полугодии 2012 года осуществлялось с применением метода доходности инвестированного капитала, а с 1 июля 2012 г. - с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, осуществляется на основании представляемого органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до 1 сентября 2012 г. заявления о переходе к регулированию с применением метода доходности инвестированного капитала и согласовании соответствующих долгосрочных параметров. При отсутствии согласования Федеральной службы по тарифам долгосрочных параметров регулирования деятельности указанных организаций с применением метода доходности инвестированного капитала в соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных настоящим постановлением (далее - Основы ценообразования), регулирование их деятельности осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки и долгосрочные параметры регулирования деятельности такой организации, предусмотренные пунктом 38 Основ ценообразования, подлежат согласованию с Федеральной службой по тарифам.
При непредставлении в срок до 1 сентября 2012 г. указанного в настоящем пункте заявления или отсутствии согласования Федеральной службы по тарифам в отношении долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций, определенных в пункте 38 Основ ценообразования, регулирование деятельности таких организаций осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки с учетом положений абзаца пятнадцатого пункта 12 Основ ценообразования.
В случае если необходимая валовая выручка организации, определенная на основе согласованных Федеральной службой по тарифам долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, ниже необходимой валовой выручки, определенной на основе соответствующих параметров, установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с 1 июля 2012 г., тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат пересмотру с 1 ноября 2012 г. с учетом абзаца четвертого подпункта "а" пункта 3 настоящего постановления.
В пункте 4 Постановления №1178 установлено, что для территориальных сетевых организаций, регулирование деятельности которых осуществляется на основе долгосрочных параметров впервые с 1 января 2012 г., применяется метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а с 1 июля 2012 г. возможен переход к регулированию цен (тарифов) с применением метода доходности инвестированного капитала при условии согласования долгосрочных параметров регулирования с Федеральной службой по тарифам.
Согласно пункту 12 Основ при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.
Переход к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, а также установление (корректировка) долгосрочных параметров регулирования осуществляются регулирующим органом по согласованию с Федеральной службой по тарифам при условии выполнения следующих критериев:
наличие утвержденных в установленном порядке регулирующим органом показателей надежности и качества оказываемых регулируемой организацией услуг;
величина заемных средств (с учетом остатков на начало долгосрочного периода регулирования) на конец каждого года долгосрочного периода регулирования составляет не менее 25 процентов размера инвестированного капитала;
темп роста одноставочного котлового тарифа в соответствующем субъекте Российской Федерации на каждый год первого долгосрочного периода регулирования не превышает темп, установленный прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год или определенный в сценарных условиях функционирования экономики Российской Федерации, одобренных Правительством Российской Федерации. В отсутствие параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год долгосрочного периода регулирования используется значение параметра уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, соответствующее последнему году периода, на который был утвержден указанный прогноз.
Установление органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов срока действия долгосрочного периода регулирования продолжительностью более 5 лет, а также продление им срока, установленного ранее, до указанной продолжительности осуществляется по согласованию с Федеральной службой по тарифам и Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством энергетики Российской Федерации.
В отношении территориальных сетевых организаций, для которых не утверждена в установленном порядке инвестиционная программа на срок, соответствующий долгосрочному периоду регулирования, и (или) не согласованы долгосрочные параметры регулирования с Федеральной службой по тарифам, регулирование осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки с начала периода регулирования.
Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977.
Пунктами 3, 14, 17-19 названных Правил регламентировано, что субъект электроэнергетики направляет инвестиционную программу в Министерство энергетики Российской Федерации или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации до 15 марта года, предшествующего периоду ее реализации. Инвестиционная программа содержит в том числе: финансовый план субъекта электроэнергетики, составленный на период реализации инвестиционной программы с разделением по видам деятельности, с указанием источников и способов финансирования инвестиционной программы, а также степени обеспеченности инвестиционной программы источниками финансирования; план финансирования инвестиционных проектов на период реализации инвестиционной программы. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации рассматривает инвестиционную программу в срок не более 50 дней. При наличии у органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также системного оператора замечаний и предложений по инвестиционной программе субъект электроэнергетики в срок не более 15 календарных дней со дня поступления замечаний и предложений представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации доработанную инвестиционную программу. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает инвестиционную программу в срок до 15 августа года, предшествующего периоду реализации инвестиционной программы.
В силу пункта 3.1 Положения для достижения основных задач Комиссия осуществляет следующие полномочия (функции): устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов) (пункт 3.1.1); утверждает инвестиционные программы организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по согласованию с органами местного самоуправления поселений, городских округов (пункт 3.2.4); осуществляет контроль за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые в соответствии с Федеральными законами от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» и от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» государством цены (тарифы), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 3.4.6); осуществляет региональный государственный контроль (надзор) за применением регулируемых Комиссией цен (тарифов) и проведение проверок хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины указанных цен (тарифов) в этой сфере и правильности их применения (пункт 3.5.2); согласовывает инвестиционные программы субъектов электроэнергетики, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются и контролируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и осуществляет контроль за реализацией таких программ в пределах компетенции (пункт 3.6.2).
Таким образом, определение расходов территориальной сетевой организации на капитальные вложения осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки при принятии решений об установлении (пересмотре) с 1 июля 2012 г. долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, в отношении которых применяется в том числе метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, при условии согласования с Федеральной службой по тарифам соответствующих долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций, в отношении которых применяется метод доходности инвестированного капитала либо при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, на второе полугодие 2012 года.
Как следует из материалов дела, инвестиционная программа ООО «Кирилловская электросеть» не утверждена.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 28.12.2011 № 1317 устанавливались с 01.01.2012 единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 30.12.2011 № 1325 были установлены с 01.01.2012 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, в том числе для ООО «Кирилловская электросеть».
В названных постановлениях расчет тарифа производился исходя из НВВ общества 17 345 тыс. руб.
Согласно заключению по расчету необходимой валовой выручки за услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «Кирилловская электросеть» г.Кириллов на 2012 год в НВВ организации включены расходы на производственные капитальные вложения в размере 2100 тыс. руб.
Приказом ФСТ РФ от 29.07.2010 № 174-э/8 утверждены Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.10.2010 N 18708), в пункте 11 которых определен порядок расчета необходимой валовой выручки в части содержания электрических сетей на базовый (первый) и i-й год долгосрочного периода регулирования и, в частности, предусмотрено, что в НВВ включаются расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли (в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования) (тыс. руб.), которые не могут превышать 12% от необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной в соответствии с формулами (1) и (2).
Федеральная служба по тарифам письмом от 24.02.2012 № ЕП-1408/12 разъяснила, что решения о согласовании долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, в отношении которых применяется метод доходности инвестированного капитала, будут приниматься Федеральной службой по тарифам при условии выполнения определенных критериев, в числе которых темп роста необходимой валовой выручки по прочим территориальным сетевым организациям не превышает темп, установленный Прогнозом на соответствующий год. В случае превышения предусмотренных Прогнозом ограничений необходимо наличие документов, подтверждающих размер экономически обоснованных расходов. При этом, в соответствии с проектом Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, на основе метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли с учетом возврата заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, не могут превышать 12% от необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной без учета расходов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли и налога на прибыль на капитальные вложения, расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемых ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, возврата заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, используемого для осуществления регулируемой деятельности, в том числе по договорам финансовой аренды (лизинга).
Как следует из пояснений ответчика, с учетом этого разъяснения ФСТ России обществу в числе других было направлено письмо с изложением нового порядка расчета расходов на капитальные вложения в составе НВВ сетевой организации, исходя из которого и данных заключения по расчету НВВ при расчете тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2012 год, размер финансирования капитальных вложений из прибыли в 2012 году составляет 1760 тыс.руб., в 2013 году – 1550 тыс.руб., в 2014 году – 1570 тыс.руб.
Изменения в постановление РЭК области от 28.12.2011 № 1317, 30.12.2011 № 1325 в части размера НВВ ООО «Кирилловская электросеть» и пересчета в связи с этим тарифов, не вносились.
Постановление РЭК области от 30.12.2011 № 1325 признано утратившим силу постановлением Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 15.06.2012 № 207 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями».
Из пояснений комиссии следует, что новый порядок расчета спорных расходов применен при расчете тарифа, установленного с 01.07.2012.
В то же время, должностными лицами РЭК области на основании распоряжения от 12.04.2012 № 64-07 в период с 23 апреля по 02 мая 2012 года в отношении ООО «Кирилловская электросеть» проводилась плановая выездная проверка по контролю за реализацией инвестиционных программ, а именно: контроль строительства и реконструкции объектов инвестпрограммы 2010-2012 гг., и за применением платы за технологическое присоединение.
В судебном заседании представители заявителя и ответчика пояснили, что в ходе названной проверки комиссией проверялась правильность расходования ООО «Кирилловская электросеть» средств на капитальные вложения, включая период с 01.01.2012. Расходование средств в 2012 году производилось обществом из расчета показателей 2100 тыс.руб., нарушений порядка расходования средств при проверке уполномоченным органом не выявлено.
Следовательно, доводы заявителя о возможном применении к обществу санкций в связи с нарушением порядка использования средств, включенных в инвестиционную составляющую тарифа, в связи с несоблюдением указанного в оспариваемом письме размера расходов, несостоятельны.
Заявителем в материалы дела не представлены доказательства того, что в связи с совершением действий по направлению письма наступили какие-либо неблагоприятные для него последствия.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что письмо комиссии от 16.03.2012 №874 носит информационный характер, поскольку излагает порядок расчета расходов на капитальные вложения в составе НВВ сетевой организации с учетом разъяснений ФСТ России в письме от 24.02.2012. Из письма не усматривается каких-либо властных предписаний. Правовых последствий, в том числе в случае неприменения названных в нем показателей с 01.01.2012 по 01.07.2012, для заявителя оспариваемое письмо не порождает.
При этом решением Арбитражного суда Вологодской области от 24.09.2012 по делу №А13-2554/2012 признано недействующим постановление Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 30.12.2011 №1325 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаимозачетов между сетевыми организациями» в части пункта 7 приложения №1 к постановлению, которым устанавливался с 01.01.2012 тариф для ООО «Кирилловская электросеть».
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Из смысла приведенной нормы следует, что устранение допущенных нарушений прав должно быть связано с предметом рассматриваемых требований.
Суд считает, что признание недействительным оспариваемого письма не повлечет восстановление каких-либо прав и законных интересов ООО «Кирилловская электросеть».
Доводы заявителя фактически сводятся к оспариванию расчета тарифа, установленного с 01.07.2012 постановлением Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 15.06.2012 № 207, которое производится в ином процессуальном порядке.
С учетом изложенного, письмо РЭК области от 16.03.2012 №874 не может быть предметом самостоятельного судебного обжалования, поскольку не носит властно-распорядительного характера и не является ненормативным правовым актом, законность которого может быть проверена в судебном порядке, что не исключает возможности для заявителя впоследствии оспаривать расчеты комиссии при обжаловании решений, принятых по результатам тарифного регулирования либо утверждении инвестпрограммы.
Таким образом, оспариваемое письмо комиссии не отвечает признакам ненормативного правового акта и не может быть обжаловано в арбитражном суде в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.11.2011 №ВАС-15478/11, от 02.06.2010 № ВАС-6825/10, постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.02.2012 по делу № А42-2003/2011.
Оспаривание писем налогового органа допускается в силу прямого указания, содержащегося в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5.
Исходя из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации, оспаривание писем в качестве ненормативных правовых актов возможно только в случае, если суд установит, что такое письмо влечет для заинтересованного лица неблагоприятные правовые последствия.
Заявителем не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов общества в сфере экономической деятельности, незаконного возложения на него каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым письмом.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При изложенных обстоятельствах, данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде и производство по нему следует прекратить.
В силу пункта 3 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом уплаченная государственная пошлина подлежит возврату полностью или частично.
Заявителем при обращении в суд в подтверждение уплаты государственной пошлины представлено платежное поручение от 06.02.2012 №64, справка на возврат государственной пошлины от 13.04.2012 № А13-1662/2012, на сумму 2000 руб.
Определением суда от 04.06.2012 произведен зачет указанной государственной пошлины в счет суммы госпошлины, подлежащей уплате за подачу заявления по настоящему делу.
С учетом изложенного, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату обществу полностью.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 184, 185, 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
о п р е д е л и л :
производство по делу № А13-6447/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кирилловская электросеть» к Региональной энергетической комиссии Вологодской области о признании недействительным письма от 16.03.2012 № 874 прекратить.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Кирилловская электросеть» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб., перечисленную платежным поручением от 06.02.2012 № 64.
Определение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья А.Е.Мамонова