ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А14-13808/09 от 21.10.2009 АС Воронежской области

                 АРБИТРАЖНЫЙ    СУД   ВОРОНЕЖСКОЙ    ОБЛАСТИ

Среднемосковская улица, д.77, г. Воронеж,  394030  тел. (4732) 52-53-44, факс (4732) 52-47-09 http://voronej.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г.ВоронежДело № А14-13808/2009

476/10

«21 »_октября 2009 г.

Арбитражный суд Воронежской области всоставе:_________________________________________

судьиЕсаковой М.С. единолично________________________________________________________

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Репниковой О.Н. ______________

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 Викторовны, г.Воронеж _______________________________________

к управе Центрального района городского округа город Воронеж, г.Воронеж___________________

о признании недействительным извещения от 28.08.2009 о демонтаже киоска __________________

при участии в заседании:

от заявителя:ФИО2 – представителя по доверенности от 01.10.2009, б/н (постоянная, неполная), паспорт <...>, выдан отделом УФМС России по Воронежской области в Коминтерновском районе г.Воронежа___________________________________________

от управы Центрального района г.Воронежа: ФИО3 – главного специалиста юридического отдела по доверенности от 01.06.2009, б/н (постоянная, полная), паспорт <...>, выдан Коминтерновским РУВД г.Воронежа 18.12.2003 __________________

Установил:

индивидуальным предпринимателем ФИО4 заявлены требования о признании недействительным извещения управы Центрального района г.Воронежа от 28.08.2009 о демонтаже киоска, расположенного по адресу: <...> у дома 12.

Управа Центрального района городского округа город Воронеж (далее по тексту – Управа) требования заявителя не признает, ссылаясь на правомерность своих действий, их соответствие требованиям действующего законодательства.

Согласно  статье 163 АПК РФ, в судебном заседании 14.10.2009 объявлялся перерыв до 21.10.2009 (17 и 18 октября 2009 года – выходные дни).

Управой Центрального района по настоящему делу заявлено (получено через канцелярию суда) встречное исковое заявление об обязании индивидуального предпринимателя ФИО4 осуществить демонтаж киоска, расположенного по адресу: <...> у дома № 12, за свой счет.

В ходе судебного заседания 21.10.2009 управа Центрального района г.Воронежа отзывает указанное встречное исковое заявление для предъявления его в общем порядке.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 129 АПК РФ, арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о его принятии установит, что до вынесения определения о принятии искового заявления к производству арбитражного суда от истца поступило ходатайство о возвращении заявления.

С учетом изложенного, вышеуказанное встречное исковое заявление подлежит возвращению управе Центрального района городского округа город Воронеж. 

Из материалов дела следует:

30.09.2002 муниципальным унитарным предприятием «Управление главного архитектора» г.Воронежа (далее по тексту – МУП «УГА» г.Воронежа) индивидуальному предпринимателю ФИО4 выдан ордер № 829к от 30.09.2002 сроком действия по 30.09.2005 на установку торгового павильона по адресу: <...> около дома № 12.

Приказом департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Воронежа № 1237 от 16.10.2002 на основании ордера № 829к от 30.09.2002 индивидуальному предпринимателю ФИО4 для установки киоска по указанному адресу предоставлен в аренду земельный участок, площадью 24,3 кв.м., сроком на 3 года, 22.10.2002 администрацией города Воронежа с предпринимателем заключен договор аренды земельного участка                             № 692вс-03/мз.

07.05.2009 Управа Центрального района г.Воронежа обращалась в Управление главного архитектора администрации городского округа город Воронеж (далее по тексту – Управление главного архитектора)  с заявлением от 30.04.2009 № 597 о рассмотрении вопроса о демонтаже киоска ФИО4 по адресу: <...> у дома № 12 в связи с истечением срока действия ордера и непродлением разрешительной документации на киоск.

04.06.2009 городской межведомственной комиссией администрации городского округа город Воронеж по установке и эксплуатации временных сооружений на территории городского округа город Воронеж (далее по тексту – Межведомственная комиссия) принято решение (протокол № 7, решение № 50 от 04.06.2009) об аннулировании разрешительной документации и демонтаже киоска, расположенного по адресу: <...> у дома № 12, в связи с нарушением статьи 2, пункта 2.7 (эксплуатация киоска без разрешительной документации), статьи 5, пункта 5.3 (нарушение регламента подачи заявления на продление разрешительной документации) Положения о порядке установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж (утверждено решением Воронежской городской Думы № 271-П от 26.12.2006), а также в связи с несоответствием киоска проекту благоустройства и организации дорожного движения улицы Плехановской.

Приказом Управления главного архитектора от 26.06.2009 № 208 ордер № 829к от 30.09.2002 ФИО4 на установку киоска по адресу: <...> у дома № 12, признан утратившим силу.

Предпринимателю по адресу ее регистрации направлены указанный приказ и уведомление от 29.06.2009 с информацией о состоявшемся решении Межведомственной комиссии и предложением произвести демонтаж киоска в добровольном порядке в течение 10 дней с момента получения уведомления.

Приказом заместителя главы администрации городского округа город Воронеж от 27.07.2009 № 490 отменено разрешение ФИО4 на установку торгового киоска (ордер № 829к от 30.09.2002), расположенного по адресу: <...> у дома № 12, решено произвести демонтаж данного торгового киоска. 

Поскольку уведомление Управления главного архитектора от 29.06.2009 и приказ заместителя главы администрации городского округа город Воронеж от 27.07.2009 № 490 не были исполнены индивидуальным предпринимателем ФИО4, вышеперечисленные материалы в порядке пункта 6.4 Положения о порядке установки и эксплуатации киосков были переданы в Управу Центрального района г.Воронежа для принудительного демонтажа киоска.

28.08.2009 Управой Центрального района г.Воронежа индивидуальному предпринимателю ФИО4 было вручено извещение об осуществлении 03.09.2009 принудительного демонтажа киоска, расположенного по адресу: <...> у дома № 12.

Не согласившись с данным извещением, считая, что его направлением Управа Центрального района г.Воронежа нарушила права и законные интересы ФИО4 в сфере предпринимательской деятельности, последняя обратилась в суд с настоящими требованиями.

В обоснование заявленных требований индивидуальный предприниматель указывает на нарушение администрацией городского округа город Воронеж порядка демонтажа временного сооружения и несоблюдение 10 дневного срока на добровольный демонтаж.

Возражая против удовлетворения заявленных требований, Управа Центрального района г.Воронежа указывает на совершение оспариваемых действий в порядке, установленном решением Воронежской городской Думы от 26.12.2006 № 271-II, отсутствие в данном нормативном правовом акте каких-либо сроков для добровольного демонтажа, которые должна соблюсти Управа.

Кроме того, Управа Центрального района г.Воронежа обращает внимание на то, что основанием для демонтажа временного сооружения может являться только решение городской межведомственной комиссии администрации городского округа город Воронеж по установке и эксплуатации временных сооружений на территории городского округа город Воронеж. Решение Межведомственной комиссии  об аннулировании разрешительной документации на торговый киоск заявителя (протокол № 7, решение № 50 от 04.06.2009) никем не оспорено, в установленном законом порядке недействительным не признано.

Управа подчеркивает, что оспариваемое извещение носит информационный характер, не  является приказом о демонтаже торгового киоска и не возлагает на заявителя каких-либо обязанностей. 

   В соответствии со статьей 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном  Арбитражным процессуальным кодексом. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица.

Согласно статье 45 Устава городского округа город Воронеж (утвержден постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 № 150-1 /с изменениями/) в структуру администрации городского округа входят глава городского округа, заместители главы администрации городского округа, отраслевые (функциональные) и территориальные структурные подразделения администрации городского округа.

Структурные подразделения администрации городского округа - департаменты, комитеты, управления, отделы, комиссии, территориальные подразделения администрации городского округа (районные управы) и иные структурные подразделения являются органами администрации городского округа.

Правовой статус органов администрации городского округа определяется положениями, утверждаемыми главой городского округа.Органы администрации городского округа могут наделяться правами юридического лица решениями городской Думы.

В соответствии с Положением о департаменте градостроительства и земельных отношений (утверждено распоряжением главы городского округа город Воронеж от 19.09.2006 № 529-р, действовало на момент издания оспариваемого приказа), департамент, являясь юридическим лицом, одновременно являлся структурным подразделением администрации городского округа город Воронеж.

Постановлением главы администрации городского округа город Воронеж от 13.11.2008 № 1526  Департамент градостроительства и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж, как структурное подразделение Администрации города ликвидирован.

11.01.2009 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за номером 2093668003031 о государственной регистрации Департамента в связи с его ликвидацией.

Кроме того, согласно пункту 3.1. распоряжения главы городского округа город Воронеж от 23.04.2008 № 215-р «О реорганизации структурных подразделений администрации городского округа город Воронеж» комитет главного архитектора преобразован в управление главного архитектора.

Разрешение вопросов установки и демонтажа незаконно установленных павильонов, гаражей, других малых архитектурных форм, рекламно-информационных элементов, с 26.09.2008 отнесено к компетенции Управления главного архитектора – структурного подразделения администрации городского округа город Воронеж (Положение об Управлении, утверждено распоряжением главы городского округа город Воронеж от 26.09.2008 № 624-р).

Управа Центрального района городского округа город Воронеж согласно решению Воронежской городской Думы от 23.06.2005 № 78-II «Об утверждении положений об управах районов городского округа город Воронеж», являясь территориальным исполнительно-распорядительным органом администрации городского округа город Воронеж, одновременно является самостоятельным юридическим и выполняет функции руководства местным хозяйством и социально-культурной сферой на территории городского района, а также способствует обеспечению законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан на территории Центрального района городского округа.

Решением Воронежской городской Думы от 26.12.2006 № 271-II утверждено Положение о порядке установки и эксплуатации киосков, павильонов и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж, которым установлен порядок выдачи и продления разрешительных документов на установку и эксплуатацию павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования, а также требования к установке и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования.

Указанное Положение (в редакции решения Воронежской городской Думы от 29.04.2009  № 110-II, действовавшей на момент вынесения Межведомственной комиссией решения /протокол № 7, решение № 50 от 04.06.2009/ об аннулировании разрешительной документации на установку и эксплуатацию торгового павильона заявителя по адресу: <...> у дома № 12), не предусмотрена возможность эксплуатации павильонов, киосков, выносного холодильного оборудования при отсутствии разрешительной документации на указанные временные сооружения.

Более того, пунктом 2.7 Положения, установка и эксплуатация павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования без разрешительных документов запрещена.

По истечении срока действия разрешения на установку и эксплуатацию павильона, киоска и выносного холодильного оборудования оно может быть продлено решением комиссии по заявке владельца соответствующего объекта(пункт 5.2 Положения).

Заявление о продлении срока действия разрешения на новый период подается владельцем данного объекта в департамент градостроительства и земельных отношений не позднее 2 месяцев до истечения срока действия данного разрешения (пункт 5.3 Положения).

Судом установлен и подтвержден материалами дела и не опровергнут заявителем факт  истечения 30.09.2005 срока действия ордера на торговый киоск индивидуального предпринимателя ФИО4 по адресу: <...> у дома № 12, и его эксплуатации с 01.10.2005 года по настоящее время в отсутствие соответствующей разрешительной документации. Данное обстоятельство не опровергнуто заявителем в ходе судебного разбирательства по настоящему делу.

Иного порядка аннулирования документов на установку и эксплуатацию павильона, киоска, выносного холодильного оборудования, кроме предусмотренного пунктом 6.2 решения Воронежской городской Думы № 271-II, не установлено. В соответствии с данным пунктом:

- материалы по нарушителю направляются на межведомственную комиссию для принятия решения о демонтаже павильона, киоска, выносного холодильного оборудования;

- приказом председателя КГА ордер на установку павильона, киоска и выносного холодильного оборудования признается утратившим силу;

- приказом директора департамента градостроительства и земельных отношений разрешение на эксплуатацию павильона, киоска и выносного холодильного оборудования подлежит отмене, а само сооружение подлежит демонтажу;

- владельцу павильона, киоска ивыносного холодильного оборудования направляется предписание КГА о необходимости демонтажа установленного объекта в 10-дневный срок.

В случае неисполнения в добровольном порядке в 10-дневный срок приказа директора департамента градостроительства и земельных отношений о необходимости демонтажа павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования демонтаж осуществляется соответствующей районной управой городского округа город Воронеж по месту фактического нахождения павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования в соответствии с порядком демонтажа данного объекта (пункт 6.3 Положения).

По истечении 10-дневного срока при неисполнении предписания о демонтаже в добровольном порядке КГА направляет в соответствующую районную управу городского округа город Воронеж по месту фактического нахождения павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования письменное уведомление о необходимости демонтажа павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования с приложением комплекта документов, подтверждающих соблюдение порядка принятия решения о демонтаже павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования в строгом соответствии с настоящим Положением (пункт 6.4 Положения).

Соответствующая районная управа городского округа город Воронеж направляет по месту нахождения титульного владельца павильона, киоска и выносного холодильного оборудования письменное извещение о календарной дате и сроке принудительного демонтажа установленного объекта посредством заказного письма с уведомлением о его вручении. В извещении указывается календарная дата, срок и место демонтажа, а также место последующего хранения снесенного павильона, киоска, выносного холодильного оборудования и условия последующего получения его конструктивных элементов титульным владельцем. Дата демонтажа назначается на календарный рабочий день, период с 09 часов 00 минут до 17 часов 00 минут, исключая период с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут; при поступлении уведомления о вручении заказного письма с извещением о предстоящем принудительном демонтаже (пункт 6.5 Положения).

Исходя из буквального прочтения пункта 6.5 Положения о порядке установки и эксплуатации киосков, следует, что у Управы района по месту расположения временного сооружения отсутствует обязанность проверки на соответствие требованиям законодательства действий уполномоченного органа, предшествующих направлению материалов Управе для принудительного демонтажа временного сооружения.

Кроме того, Положением о порядке установки и эксплуатации киосков на Управы районов не возложена обязанность по установлению и соблюдению сроков на добровольный демонтаж киоска силами его владельца.

Индивидуальным предпринимателем ФИО4 не названо, какие нарушения Положения о порядке установки и эксплуатации киосков допущены именно Управой Центрального района г.Воронежа при направлении оспариваемого извещения в ее адрес. Судом такие нарушения не установлены.

При изложенных обстоятельствах, с учетом того, что срок действия разрешительной документации на установку и эксплуатацию киоска индивидуального предпринимателя ФИО4 по адресу: <...> у дома № 12 истек 30.09.2005, с указанной даты предприниматель не обращался в уполномоченный орган с заявлением о продлении разрешительной документации и эксплуатировал киоск в нарушение пункта 2.7 Положения о порядке установки и эксплуатации киосков, принятие Межведомственной  комиссией решения об аннулировании разрешительной документации после истечения срока ее действия, соблюдение Управой района положений пункта 6.5  Положения о порядке  установки и эксплуатации киосков, индивидуальным предпринимателем ФИО4 не представлены доказательства неправомерности направления Управой Центрального района г.Воронежа  спорного извещения в ее адрес.

Судом также  учтено, что договор аренды земельного участка № 692вс-03/мз от 22.10.2002 в нарушение положений пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не зарегистрирован в установленном законом порядке, что свидетельствует об отсутствии у заявителя правовых оснований на установку временного сооружения на земельном участке, площадью 24,3 кв.м., по адресу: <...> у дома № 12.

   Помимо изложенного, судом учтено, что в силу статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке,

В соответствии со статьей 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе и об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и должностных лиц.

   Согласно части 1статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса РФ может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения,нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.

Оспариваемое в настоящем деле извещение направлено индивидуальному предпринимателю ФИО4 во исполнение актов властно-распорядительного характера: решения межведомственной комиссии администрации городского округа город Воронеж по установке и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж (протокол № 7 от 04.06.2009, решение № 50), приказов Управления главного архитектора от 26.06.2009 № 208 и заместителя главы Администрации по строительству от 2707.2009 № 490, предписания Управления главного архитектора о демонтаже,  которые в установленном законом порядке не оспорены и являются действительными на момент рассмотрения настоящего дела.

Извещение № 3983/ВС от 21.05.2009 не является ненормативным правовым актом либо решением органа местного самоуправления, носит информационный характер и не несет каких-либо правовых последствий, поскольку не содержит в себе распорядительных действий, обязательных для безусловного исполнения заявителем.

Отрицательные для заявителя последствия экономического характера, которые впрочем  нельзя отождествлять с отрицательными правовыми последствиями исполнения (неисполнения) ненормативного правового акта, повлечет за собой непосредственно демонтаж киоска, но не извещение о его демонтаже.

Следовательно, указанное извещение не может быть признано недействительным в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.

В соответствии со статьей 150 АПК РФ, арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

С учетом изложенного, производство по настоящему делу подлежит прекращению.

Расходы по госпошлине в силу статьи 110 АПК РФ, ст.333.40 НК РФ подлежат возврату заявителюиз доходов федерального бюджета.  

На основании изложенного, руководствуясь Положением о порядке установки и эксплуатации киосков, павильонов и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж (утверждено решением Воронежской городской Думы № 271-II от 26.12.2006, в редакции от 29.04.2009), статьями 4,7-11,65,110,150,184-188 АПК РФ, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Возвратить управе Центрального района городского округа город Воронеж встречное исковое заявление об обязании индивидуального предпринимателя ФИО4 осуществить демонтаж киоска, расположенного по адресу: <...> у дома № 12, за свой счет, а также приложенные к нему материалы.

Возвращение искового заявления не препятствует повторному обращению с таким же требованием в арбитражный суд в общем порядке.

Прекратить производство по делу А14-13808/2009/476/10по заявлению индивидуального предпринимателяФИО4 о признании недействительным извещения управы Центрального района г.Воронежа от 28.08.2009 о демонтаже киоска, расположенного по адресу: <...> у дома 12.

По вступлении определения в законную силу отменить меры по обеспечению иска, принятые определением суда от 01.09.2009 по настоящему делу в виде запрещения управе Центрального  района городского округа город Воронеж и иным лицам производить действия, направленные на принудительный демонтаж киоска ФИО4, расположенного по адресу: <...> у дома № 12.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО4,  зарегистрированной по адресу: <...> (зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 22.12.2005 за основным государственным регистрационным номером 304366223800124) из доходов федерального бюджета государственную пошлину в сумме 100 руб., уплаченную согласно квитанции от 28.08.2009.

  Справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления определения в законную силу.

Определение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента вынесения. 

Судья                                                                                                                        М.С.Есакова