ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А14-15478/2021 от 27.09.2021 АС Воронежской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

тел.: (473) 252-53-44, факс: (473) 252-47-09

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о возвращении заявления

г. Воронеж Дело № А14-15478/2021 

«27» сентября 2021 года

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Костиной И. А., 

ознакомившись с заявлением Общества с ограниченной ответственностью "ИПК-Сервис"  (ОГРН <***>, ИНН <***>, г.Воронеж) 

к Департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области  (ОГРН <***>, ИНН <***>), Воронежская область, г.Воронеж 

об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной  ответственности 

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "ИПК-Сервис" (далее - заявитель,  Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к  Департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области, в котором просит  признать незаконным Постановление № 65-ВН о назначении административного  наказания от 15.09.2021, которым заявитель привлечен к ответственности по ст.8.39 КоАП  РФ в виде штрафа в размере 300 000 руб. 

Рассмотрев данное заявление, арбитражный суд полагает, что оно подлежит возврату  в связи со следующим. 

В соответствии с ч.1 ст.4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в  арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных  интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом  Российской Федерации, под которым понимается, в том числе, и соблюдение истцом  правил о подсудности. 

В соответствии с ч.1 ст.27 АПК РФ арбитражный суд рассматривает дела по 


экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с  участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих  статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом  порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных  настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской  Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований,  государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных  лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих  статуса индивидуального предпринимателя (ч.2 ст.27 АПК РФ). 

Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства  возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические  споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами  предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 29  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). 

Таким образом, критерием отнесения споров к компетенции арбитражных судов  являются как характер спорного правоотношения, так и субъектный состав участников  спора, а также если спор не отнесен к специальной компетенции арбитражного суда  (ст.ст.31 - 33 АПК РФ). 

Согласно ч.3 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном  правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной  экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в  арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. 

Из совокупности приведенных норм КоАП РФ и Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации следует, что арбитражному суду подведомственны  жалобы (заявления) только на те постановления по делам об административных  правонарушениях, которые допущены организациями и индивидуальными  предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

Как указано в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от  11.07.2006 N 262-О и от 20.02.2014 N 261-О, ч.3 ст.30.1 КоАП РФ не предполагает  возможности рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения  административного органа о привлечении юридического лица или лица, 


осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического  лица, к административной ответственности, если совершенное этим лицом  административное правонарушение не связано с осуществлением ими  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В п.11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях" также разъяснено, что  решения административных органов о привлечении к административной ответственности  могут быть обжалованы в арбитражный суд в случае, если юридическим лицом или  индивидуальным предпринимателем совершено административное правонарушение,  связанное с осуществлением им предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

В соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте 33 постановления  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О  некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях", жалобы юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей на постановления о привлечении к административной  ответственности, исходя из положений, закрепленных в ч.3 ст.30.1 КоАП РФ и п.3 ч.1  ст.29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое  лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной  ответственности не в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной  экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими  административного правонарушения выражается в действиях (бездействии),  направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в  области охраны окружающей среды и природопользования. 

Из содержания оспариваемого постановления административного органа  усматривается, что Обществу вменяется нарушение режима особой охраны памятника  природы, Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"  (далее - Закон об охране окружающей среды), Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ  "Об особо охраняемых природных территориях", Постановления Правительства  Воронежской обл. от 17.04.2013 N 321 "Об образовании государственного природного  заказника областного значения "Воронежская нагорная дубрава" (вместе с "Положением о  государственном природном заказнике областного значения "Воронежская нагорная  дубрава"), что образует по мнению административного органа состав административного  правонарушения по ст.8.39 КоАП РФ (нарушение установленного режима или иных  правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на 


территориях государственных природных заповедников, национальных парков,  природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на  которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных  территориях либо в их охранных зонах). 

При этом статья 8.39 структурно включена законодателем в главу 8  "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и  природопользования" КоАП РФ

Данная глава не связана с предпринимательской или иной экономической  деятельностью и посвящена административным правонарушениям в области охраны  окружающей среды и природопользования, в которой объектом правонарушений  являются общественные отношения в данной области, предметом посягательства в  названной норме является окружающая среда. 

В данном случае Общество привлечено к административной ответственности как  участник общественных отношений в сфере обеспечения соблюдения установленного  режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных  ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных  парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на  территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых  природных территориях либо в их охранных зонах, а не в качестве субъекта  предпринимательской деятельности и не в связи с осуществлением такой деятельности. 

При этом наличие у заявителя статуса юридического лица, осуществление им  хозяйственной деятельности (экономической), не дает основания для безусловного  отнесения спора с его участием к подведомственности арбитражного суда. 

Выполнение лицом требований в области охраны окружающей среды и  природопользования не может расцениваться как предпринимательская или иная  экономическая деятельность. 

Следовательно, в рассматриваемом случае заявитель привлечен к административной  ответственности за действия, которые не состоят в прямой связи с осуществлением  предпринимательской и иной экономической деятельности, поэтому суд делает вывод, что  такой спор не входит в компетенцию арбитражного суда. 

Аналогичный вывод содержит Постановление Девятнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 26.05.2021 N 19АП-2465/2021 по делу N А35-1511/2021. 

В силу п.1 ч.1 ст.129 АПК РФ арбитражный суд возвращает заявление, если при  рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что дело неподсудно данному  арбитражному суду или подсудно суду общей юрисдикции. 


В силу ч.2 ст.129 АПК РФ о возвращении искового заявления 

арбитражный суд выносит определение.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.129, ст.ст.184-188 АПК РФ, арбитражный суд,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Возвратить заявление Общества с ограниченной ответственностью "ИПК-Сервис", 

поступившее в Арбитражный суд Воронежской области 24.09.2021.

На определение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд 

апелляционной инстанции в течение одного месяца с момента его вынесения.

Приложение: заявление с приложенными к нему документами на 257 10 л., конверт. 

Судья И. А. Костина