ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А14-16004/2021 от 17.03.2022 АС Воронежской области

Арбитражный суд Воронежской области

394030, г. Воронеж, ул. Средне-Московская, д. 77, http://www.voroej.arbitr.ru

тел.: (473) 271-88-01, факс: (473) 252-47-09

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу

17 марта 2022 года                                                           Дело № А14-16004/2021

г. Воронеж                      

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Козлова В.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сапрыкиной Я.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СитиТрейд Черноземье» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Воронеж,

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Воронеж,

о признании незаконными действий и протокола комиссии по легализации налоговой базы с налогоплательщиком ООО «СитиТрейд Черноземье» от 05.08.2021 № 70,

при участии в заседании:

от заявителя –  не явился, надлежаще извещен,

от ответчика – ФИО1, представителя по доверенности от 18.10.2021,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «СитиТрейд Черноземье» (далее – заявитель, Общество, ООО «СитиТрейд Черноземье») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области  (далее – налоговый орган, Инспекция, ответчик) о признании незаконными действий и протокола комиссии по легализации налоговой базы с налогоплательщиком ООО «СитиТрейд Черноземье» от 05.08.2021 № 70.

В судебное заседание не явился представитель заявителя, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения заявления. В силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело было рассмотрено в отсутствие неявившегося участника процесса.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 10.03.2022 по 17.03.2022.

Как установил суд, от заявителя поступило ходатайство о частичном отказе от исковых требований и прекращении производства по делу. В соответствии с указанным заявлением ООО «СитиТрейд Черноземье» в порядке статьи 49 АПК РФ, просит принять отказ от требований к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области в части признания незаконным протокола комиссии по легализации налоговой базы с налогоплательщиком ООО «СитиТрейд Черноземье» от 05.08.2021 № 70 и производство по делу в этой части прекратить.

Учитывая, что отказ Предпринимателя от заявленных требований является его процессуальным правом, соответствует законодательству, не нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле, подписан уполномоченным лицом, суд пришел к выводу о возможности принятия отказа от заявленного требования незаконным протокола комиссии по легализации налоговой базы с налогоплательщиком ООО «СитиТрейд Черноземье» от 05.08.2021 № 70 и производство по делу в этой части прекратить.

Ранее в судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика заявленные требования не признает, по основаниям, изложенным в отзыве.

Как следует из материалов дела, в ходе контрольной и аналитической работы налоговым органом в отношении представленной ООО «СитиТрейд Черноземье» налоговой отчетности по НДС за 4 квартал 2020 года выявлена сделка с «рисковым» контрагентом ООО «ТРАМП», использующим схемы неправомерной минимизации НДС.

Инспекция направила заявителю уведомление от 22.07.2021 № 6184, которым сообщила Обществу о том, что Инспекцией выявлены признаки взаимоотношений с организацией, обладающей высоким налоговым риском, что свидетельствует о высокой степени риска квалификации сделок с данным контрагентом, как сомнительных.

Также указанным уведомлением Обществу предлагалось в срок до 05.08.2021 провести анализ налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2020 года в целях самостоятельной проверки правильности формирования налоговых вычетов по НДС, и представить в налоговый орган уточненные налоговые декларации с уменьшением налоговых рисков и увеличением налоговых обязательств, подлежащих уплате в бюджет.

Кроме того данным уведомлением Общество вызывалось в налоговый орган 05.08.2021 для дачи пояснений по указанному вопросу.

05.08.2021 по результатам заседания комиссии по легализации налоговой базы Инспекцией составлен протокол от 05.08.2021 № 70, согласно которому Обществу предлагалось:

в срок до 16.08.2021 провести анализ налоговой отчетности по НДС за 4 кв. 2020 г. в целях самостоятельной проверки правильности формирования налоговых вычетов по НДС, и представить по месту учета организации, уточненные налоговые декларации с уменьшением налоговых вычетов и увеличением налоговых обязательств, подлежащих уплате в бюджет на общую сумму налоговых вычетов 2 487 812 руб. и исключить из книги покупок (раздел 8) контрагента с высоким налоговым риском, а именно ООО «ТРАМП»;

самостоятельно провести оценку рисков по результатам финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Не согласившись с действиями Инспекции по проведению заседания комиссии по легализации налоговой базы с налогоплательщиком ООО «СитиТрейд Черноземье», заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

В обоснование заявленных требований Общество указывает, что заседание комиссии не проводилось, участника заседания представителям Общества представлены не были, заверенная надлежащим образом копия протокола от 05.08.2021 представителю Общества не представлялась.

В представленном отзыве налоговый орган обосновало правомерность проведения комиссии по легализации налоговой базы 05.08.2021.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил.

В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.

Соответственно, удовлетворение заявленных требований должно вести к восстановлению нарушенных прав заявителя по делу.

Согласно статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке с использованием способов защиты, предусмотренных статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо иными способами, установленными законом.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для предъявления требований о признании незаконными действий необходимым условием является экономический характер спора. Действия государственного органа, органа местного самоуправления и иного органа должны затрагивать права юридического лица или гражданина-предпринимателя, связанные с осуществлением последними предпринимательской и иной экономической деятельности; участниками названной категории споров являются: в качестве заявителей - организации и граждане-предприниматели; в качестве заинтересованных лиц - государственные органы и их структурные подразделения, органы местного самоуправления (их подразделения), а также иные органы и должностные лица; оспариваемый акт должен носить ненормативный характер - должен быть адресован конкретному лицу или группе лиц, содержать обязательные предписания или распоряжения, влекущие юридические последствия, и нарушать права и законные интересы указанных в нем лиц.

Вышеизложенное означает, что оспариваемые действия должны быть юридически властным волеизъявлением полномочного органа, обращенным к конкретному лицу, направленным на возникновение, изменение или прекращение определенных правовых последствий, а также должны нарушать права заявителя в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности.

Все названные признаки в их совокупности должны быть в наличии при предъявлении заявления об оспаривании действий в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 27, пункту 2 статьи 29 и части 1 статьи 197 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

В рассматриваемом случае оспариваемые заявителем действия налогового органа, не могут быть предметом рассмотрения в суде, поскольку между лицами, участвующими в деле, отсутствуют экономические правоотношения, действия непосредственно не влекут за собой правовых последствий и не затрагивают прав и интересов заявителя и, следовательно, не относятся к действиям, обжалование которых предусмотрено статьями 29 и 198 АПК РФ.

Также суд принимает во внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

В силу пункта 1 статьи 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов, либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Форма уведомления о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) утверждена приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.

В рамках проведения налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2020 налоговый орган направил в адрес ООО «СитиТрейд Черноземье» уведомление от 22.07.2021 № 6184 о явке лица для дачи пояснений по факту финансово-хозяйственных взаимоотношений с ООО «ТРАМП» в связи с отражением налогоплательщиком в книге покупок счетов-фактур по приобретению в налоговом периоде товаров (работ, услуг) у данного контрагента. Уведомление носит информационный характер и направлено в ООО «СитиТрейд Черноземье» с целью самостоятельной оценки данной организацией своих налоговых рисков. В уведомлении налоговый орган обратил внимание налогоплательщика, что существует высокая степень риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как «проблемного», а сделок, совершенных с таким контрагентом, сомнительными.

В уведомлении от 22.07.2021 № 6184, направленном ООО «СитиТрейд Черноземье», налоговый орган указал на наличие рисков, исходя из положений приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Каких-либо сведений о выявлении схем ухода от налогообложения, иных нарушений налогового законодательства, совершенных ООО «ТРАМП», указанное уведомление не содержит.

Суд также исходит из того, что рассматриваемый вид уведомлений налогового органа, а также проведенное заседание комиссии по легализации налоговой базы с налогоплательщиком ООО «СитиТрейд Черноземье», проведенное 05.08.2021, направлен именно на то, чтобы контрагент ООО «ТРАМП» имел возможность заблаговременно дополнительно проверить своего контрагента, в отношении которого у налогового органа возникли сомнения, в том числе, собрать доказательства реальности хозяйственных операций, обратившись, в том числе, и к самому обществу, и представить их налоговому органу.

Таким образом, оспариваемые действия налогового органа направлены не на нарушение прав налогоплательщиков, а, наоборот, на их защиту, поскольку заблаговременное извещение их о наличии у налогового органа сомнений дает возможность контрагентам подготовить необходимый пакет документов, подтверждающих реальность хозяйственных операций, для опровержения сомнений налогового органа. Следовательно, рассматриваемые действия Инспекции отвечают балансу интересов сторон сделки как налогоплательщиков относительно налоговых последствий такой сделки.

Кроме того, судом принято во внимание, что действующим налоговым законодательством не предусмотрено вручение протокола, составленного по итогам заседания комиссии по легализации налогообложения лицу, участвующему в заседании.

При таких обстоятельствах, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина при отказе истца от иска возврату подлежит 70 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины. При подаче заявления уплачена государственная пошлина в размере 6000 руб. Поскольку заявителем о добровольном исполнении требований заявлено, доказательств указанного не представлено, то в силу изложенного государственная пошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета в размере 5100 руб.

Руководствуясь статьями  150, 151, 184, 185, 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

производство по делу № А14-16004/2021 прекратить.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «СитиТрейд Черноземье» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 5100 руб.

Определение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты вынесения через Арбитражный суд Воронежской области.

Судья                                                                                  В.А. Козлов