ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А14-17601/09 от 27.01.2010 АС Воронежской области

                 АРБИТРАЖНЫЙ    СУД   ВОРОНЕЖСКОЙ    ОБЛАСТИ

Среднемосковская улица, д.77, г. Воронеж,  394030  тел. (4732) 52-53-44, факс (4732) 52-47-09 http://voronej.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 о прекращении производства по делу

г.ВоронежДело № А14-17601/2009

591/10

«27 »_января 2010 г.

Арбитражный суд Воронежской области всоставе:_________________________________________

судьиЕсаковой М.С. единолично________________________________________________________

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Репниковой О.Н. ______________

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Воронеж __________________________________

к управе Советского района городского округа город Воронеж, г.Воронеж_____________________

о признании недействительным извещения от 22.10.2009 о демонтаже киоска __________________

с участием в деле третьего лица: администрации городского округа город Воронеж, г.Воронеж ___

при участии в заседании:

от заявителя:не явился, о времени и месте заседания надлежаще извещен _____________________

от управы Советского района городского округа город Воронеж: ФИО2 – ведущего специалиста по доверенности от 31.08.2009, № 2-01472/исх, паспорт <...>, выдан Ленинским РОВД г.Воронежа 27.08.2003 ___________________________________________

от администрации городского округа город Воронеж:  ФИО3 – главного специалиста по доверенности от 14.01.2010, № 575, служебное удостоверение АВ № 902, выдано 11.11.2008_____________________________________________________________________

Установил:

индивидуальным предпринимателем ФИО1 заявлены требования о признании недействительным извещения управы Советского района городского округа город Воронеж  исх.№ 2-1803 от 22.10.2009 о демонтаже павильона, расположенного по адресу: <...> напротив дома № 24.

Управа Советского района городского округа город Воронеж (далее по тексту – Управа) требования заявителя не признает, ссылаясь на правомерность своих действий, их соответствие требованиям действующего законодательства.

Администрация городского округа город Воронеж (далее по тексту – Администрация города, третье лицо) требования заявителя находит не подлежащими удовлетворению в связи с их необоснованностью, производство по делу считает подлежащим прекращению в связи с тем, что оспариваемый предпринимателем акт органа местного самоуправления носит информационный характер и не является ненормативным правовым актом, подлежащим оспариванию в порядке главы 24 АПК РФ.

Согласно  статье 163 АПК РФ, в судебном заседании 20.01.2010 объявлялся перерыв до 27.10.2009 (23 и 23 января 2010 года – выходные дни).

Из материалов дела следует:

28.11.2005 комитетом главного архитектора администрации городского округа город Воронеж  (далее по тексту – КГА Администрации города) индивидуальному предпринимателю ФИО4 выдан ордер № 148п от 28.11.2005 сроком действия до 02.07.2007 на установку торгового павильона по адресу: <...> рядом с домом № 24.

13.04.2009 ФИО4  в связи с запретом продления разрешительной документации на установку и эксплуатацию указанного павильона по ул.Ворошилова г.Воронежа (Приложение № 3 к  Положению о порядке установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж), несвоевременной подачей заявления на продление разрешительной документации на эксплуатацию павильона (пункт 5.3 Положения) и эксплуатацией павильона без разрешительной документации, управлением главного архитектора администрации городского округа город Воронеж было направлено предписание исх.№24ВС о необходимости в 15-ти дневный срок демонтировать павильон по адресу: ул. Ворошилова, 24 и привести земельный участок в первоначальное состояние.

28.04.2009 ФИО4 было направлено повторное предписание исх.№51ВС о демонтаже павильона по вышеуказанному адресу.

 14.05.2009 городской межведомственной комиссией администрации городского округа город Воронеж по установке и эксплуатации временных сооружений на территории городского округа город Воронеж (далее по тексту – Межведомственная комиссия) принято решение (протокол № 6, решение № 113 от 14.05.2009) об аннулировании разрешительной документации  и демонтаже павильона, расположенного по адресу: <...> у дома № 24, в связи с нарушением статьи 2, пункта 2.7 (эксплуатация киоска без разрешительной документации), статьи 5, пункта 5.3 (нарушение регламента подачи заявления на продление разрешительной документации) Положения о порядке установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж (утверждено решением Воронежской городской Думы № 271-П от 26.12.2006), неисполнением предписаний управления главного архитектора об устранении нарушений от 13.04.2009г. исх.№24  и 28.04.2009г. исх.№51ВС.

Приказом управления главного архитектора от 20.05.2009 № 171/УГА ордер № 148п от 28.11.2005 на установку торгового павильона по ул. Ворошилова, в районе дома № 24 был признан утратившим силу.

Предпринимателю по адресу его регистрации направлены указанный приказ и уведомление от 21.05.2009 с информацией о состоявшемся решении Межведомственной комиссии и предложением произвести демонтаж киоска в добровольном порядке в течение 10 дней с момента получения уведомления.

Приказом заместителя главы администрации городского округа город Воронеж от 01.06.2009 № 315 отменено разрешение ФИО4 на установку торгового павильона (ордер № 148п от 28.11.2005), расположенного по адресу: <...> у дома № 24.   

Поскольку уведомления Управления главного архитектора от 13.04.2009, 28.04.2009 и от 21.05.2009 не были исполнены ФИО4, 04.06.2009 управлением главного архитектора в управу Советского района городского округа город Воронеж в порядке пункта 6.4 Положения о порядке установки и эксплуатации киосков были направлены  материалы на демонтаж временного сооружения ФИО4

09.06.2009 управой Советского района городского округа город Воронеж ФИО4 было направлено извещение об осуществлении 23.06.2009 принудительного демонтажа павильона, расположенного по адресу: <...> у дома № 24.

В связи с несостоявшимся 23.06.2009 демонтажем павильона, извещение об осуществлении принудительного демонтажа павильона 29.10.2009, было направлено управой Советского района городского округа город Воронеж в адрес общества с ограниченной ответственностью «Евросеть Центр» (далее по тексту – ООО «Евросеть Центр»), как известного Управе арендатора спорного павильона.

Не согласившись с данным извещением, считая, что его направлением управа Советского района г.Воронежа нарушила права и законные интересы индивидуального предпринимателя ФИО1 в сфере предпринимательской деятельности, последний обратился в суд с настоящими требованиями.

В обоснование своих требований заявитель указывает, что оспариваемое извещение  не соответствует требованиям решения Воронежской городской Думы № 271-II от 26.12.2006г., поскольку нарушена процедура его принятия, и утверждает, что данным извещением нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности как владельца павильона, приобретенного у ФИО4

Возражая против удовлетворения заявленных требований, управа Советского района городского округа город Воронеж и Администрация городского округа город Воронеж обращают внимание на то, что основанием для демонтажа временного сооружения может являться только решение городской межведомственной комиссии администрации городского округа город Воронеж по установке и эксплуатации временных сооружений на территории городского округа город Воронеж. Решение Межведомственной комиссии об аннулировании разрешительной документации на торговый киоск ФИО4 (протокол № 6, решение № 113 от 14.05.2009) никем не оспорено, в установленном законом порядке недействительным не признано.

Указанные лица подчеркивают, что оспариваемое извещение носит информационный характер, не  является приказом о демонтаже торгового киоска и не возлагает на заявителя каких-либо обязанностей. 

   В соответствии со статьей 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном  Арбитражным процессуальным кодексом. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица.

Решением Воронежской городской Думы от 26.12.2006 № 271-II утверждено Положение о порядке установки и эксплуатации киосков, павильонов и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж (далее по тексту – Положение о порядке установки и эксплуатации киосков), которым установлен порядок выдачи и продления разрешительных документов на установку и эксплуатацию павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования, а также требования к установке и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования.

Указанным Положением (в редакции решения Воронежской городской Думы от 29.04.2009  № 110-II, действовавшей на момент вынесения Межведомственной комиссией решения № 113, протокол № 6 от 14.05.2009/), не предусмотрена возможность эксплуатации павильонов, киосков, выносного холодильного оборудования при отсутствии разрешительной документации на указанные временные сооружения.

Более того, пунктом 2.7 Положения, установка и эксплуатация павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования без разрешительных документов запрещена.

Судом установлен, подтвержден материалами дела и не опровергнут заявителем факт  истечения 02.07.2007 срока действия ордера на торговый павильон ФИО4 по адресу: <...> у дома № 24 и его эксплуатации с указанной даты по настоящее время в отсутствие соответствующей разрешительной документации.

Кроме того, в нарушение пункта 3.12 Положения о порядке установки и эксплуатации киосков, индивидуальный предприниматель ФИО1 не переоформил разрешительные документы на установку и эксплуатацию спорного павильона на себя, как на нового владельца временного сооружения, что свидетельствует о возможности перехода к нему на основании договора купли-продажи от 27.04.2006 права собственности на конструктивные элементы приобретенного павильона, но не права на его эксплуатацию.

Согласно статье 45 Устава городского округа город Воронеж (утвержден постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 № 150-1 /с изменениями/) в структуру администрации городского округа входят глава городского округа, заместители главы администрации городского округа, отраслевые (функциональные) и территориальные структурные подразделения администрации городского округа.

Разрешение вопросов установки и демонтажа незаконно установленных павильонов, гаражей, других малых архитектурных форм, рекламно-информационных элементов, с 26.09.2008 отнесено к компетенции Управления главного архитектора – структурного подразделения администрации городского округа город Воронеж (Положение об Управлении, утверждено распоряжением главы городского округа город Воронеж от 26.09.2008 № 624-р).

Управа Советского района городского округа город Воронеж согласно решению Воронежской городской Думы от 23.06.2005 № 78-II «Об утверждении положений об управах районов городского округа город Воронеж», являясь территориальным исполнительно-распорядительным органом администрации городского округа город Воронеж, одновременно является самостоятельным юридическим и выполняет функции руководства местным хозяйством и социально-культурной сферой на территории городского района, а также способствует обеспечению законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан на территории Советского района городского округа.

Установленный Положением о порядке установки и эксплуатации киосков порядок аннулирования документов на установку и эксплуатацию павильона, киоска, выносного холодильного оборудования и администрацией городского округа город Воронеж и управой Советского района городского округа соблюден.

В соответствии с пунктом 6.3 Положения о порядке установки и эксплуатации киосков, принудительный демонтаж временных сооружений осуществляется соответствующей районной управой городского округа город Воронеж по месту фактического нахождения павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования в соответствии с порядком демонтажа данного объекта на основании письменного уведомления КГА Администрации города о необходимости демонтажа временного сооружения с приложением комплекта документов, подтверждающих соблюдение порядка принятия решения о демонтаже павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования в строгом соответствии с настоящим Положением.

Исходя из буквального прочтения пункта 6.5 Положения, следует, что у Управы района по месту расположения временного сооружения отсутствует обязанность проверки на соответствие требованиям законодательства действий уполномоченного органа, предшествующих направлению материалов Управе для принудительного демонтажа временного сооружения.

   В силу статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке,

В соответствии со статьей 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе и об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и должностных лиц.

   Согласно части 1статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса РФ может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения,нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.

Оспариваемое в настоящем деле извещение направлено в адрес ООО «Евросеть Центр» во исполнение актов властно-распорядительного характера: решения межведомственной комиссии администрации городского округа город Воронеж по установке и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж (протокол № 6 от 14.05.2009, решение № 113), приказов Управления главного архитектора от 20.05.2009 № 171/УГА и заместителя главы Администрации по строительству от 01.06.2009 № 315, предписаний Управления главного архитектора о демонтаже,  которые в установленном законом порядке не оспорены и являются действительными на момент рассмотрения настоящего дела.

Извещение от 22.10.2009, исх.№2-1803 не является ненормативным правовым актом либо решением органа местного самоуправления, носит информационный характер и не несет каких-либо правовых последствий, поскольку не содержит в себе распорядительных действий, обязательных для безусловного исполнения заявителем.

Отрицательные для заявителя последствия экономического характера, которые впрочем  нельзя отождествлять с отрицательными правовыми последствиями исполнения (неисполнения) ненормативного правового акта, повлечет за собой непосредственно демонтаж киоска, но не извещение о его демонтаже.

Следовательно, указанное извещение не может быть признано недействительным в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.

В соответствии со статьей 150 АПК РФ, арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

С учетом изложенного, производство по настоящему делу подлежит прекращению.

Расходы по госпошлине в силу статьи 110 АПК РФ, статьи 333.40 НК РФ подлежат возврату заявителюиз доходов федерального бюджета.  

На основании изложенного, руководствуясь Положением о порядке установки и эксплуатации киосков, павильонов и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж (утверждено решением Воронежской городской Думы № 271-II от 26.12.2006, в редакции от 29.04.2009), статьями 4,7-11,65,110,150,184-188 АПК РФ, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Прекратить производство по делу А14-17601/2009/591/10по заявлению индивидуального предпринимателяФИО1 о признании недействительным извещения управы Советского района городского округа город Воронеж  исх.№ 2-1803 от 22.10.2009 о демонтаже павильона, расположенного по адресу: <...> напротив дома № 24.

По вступлении определения в законную силу отменить меры по обеспечению иска, принятые определением суда от 28.10.2009 по настоящему делу в виде запрещения управе Советского  района городского округа город Воронеж производить действия, направленные на принудительный демонтаж торгового павильона индивидуального предпринимателя ФИО1, площадью 40 кв.м., расположенного по адресу: <...> напротив дома № 24.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1,  проживающему по адресу: <...> года, д.5. кв.3 (зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 22.11.2004 за основным государственным регистрационным номером 304366332700129) из доходов федерального бюджета государственную пошлину в сумме 100 руб., уплаченную согласно квитанции от 27.10.2009.

  Справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления определения в законную силу.

Определение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента вынесения. 

Судья                                                                                                                        М.С.Есакова