ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А15-4593/15 от 07.02.2018 АС Республики Дагестан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Махачкала

15 февраля 2018 года Дело №А15-4593/2015 (99)

Резолютивная часть определения объявлена 07 февраля 2018 года.

Определение в полном объеме изготовлено 15 февраля 2018 года.

Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Хавчаевой К.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Исуевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в рамках дела о банкротстве ООО «Универсал» заявление Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области о включении в реестр требований кредиторов, при участии представителей согласно протоколу,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Дорога» обратилось в Арбитражный суд РД с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью «Универсал» в связи с наличием непогашенной и подтвержденной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 17.06.2015 по делу №А40-50498/2015 в размере 14 206 963 руб.93 коп. неосновательного обогащения, 1455325 руб. 87 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Определением Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.03.2016 в отношении ООО «Универсал» введена процедура банкротства – наблюдение, временным управляющим утверждена ФИО1. Сообщение о введении в отношении должника процедуры банкротства – наблюдение опубликовано в газете «Коммерсантъ» от 26.03.2016.

Решением суда от 29.12.2016 ООО «Универсал» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введено конкурсное производство.

14.08.2017 Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов 156 757 043 руб.

Определением суда от 27.12.2017 рассмотрение заявления отложено на 07.02.2018.

От министерства 05 февраля 2018 года поступило заявление об уточнении требований, которым просит включить в реестр требований кредиторов должника требований министерства для удовлетворения за счет имущества должника ООО «Универсал», оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, как заявленные после закрытия реестр требований кредиторов.

Указанное уточнение соответствует закону, в связи с чем подлежит принятию судом.

Отзывами на заявление конкурсный управляющий возражала против включения в реестр требований требования министерства в третью очередь, не возражала против включения в реестр требований кредиторов для удовлетворения за счет имущества должника ООО «Универсал», оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, как заявленные после закрытия реестр требований кредиторов.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворении заявления в части.

Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Установление требований кредиторов осуществляется арбитражным судом в соответствии с порядком, определенными статьями 71 и 100 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), в зависимости от процедуры банкротства, введенной в отношении должника.

Как следует из заявления, приложенных к нему материалов, задолженность ООО «Универсал» перед министерством по денежным обязательствам составляет 156 757 043 руб. Указанные денежные обязательства возникли ввиду следующих обстоятельств.

Общество с ограниченной ответственностью «Универсал» в период с сентября 2013 года по сентябрь 2014 года на территории Елшанского муниципального образования Воскресенского муниципального района Саратовской области по адресу: Саратовская область, Воскресенский район, Елшанское муниципальное образование, 4 км западнее с. Чардым на землях ООТ «Чардым» вело деятельность по добыче песка и глины на земельных участках с кадастровыми номерами 64:09:010201:686, 64:09:010201:628, 64:09:010201:487, 64:09:010201:383, принадлежащих на праве собственности ООО «Территория».

Указанные земельные участки имеют категорию «Земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для производства сельскохозяйственной продукции». Добыча полезных ископаемых велась без лицензии на пользование недрами в отсутствие технического проекта разработки и рекультивации месторождения, с привлечением специальной техники.

Как указывает заявитель и следует из представленных материалов дела, самовольные факты добычи были выявлены Базарно-Карабулакским межрайонным следственным отделом СУ СК России по Саратовской области, а также Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой.

Данными органами в ходе осмотра земельных участков с кадастровыми номерами: 64:09:010201:628, 64:09:010201:487, 64:09:010201:383 обнаружен карьер № 1 общей площадью примерно 12145 кв.м., глубина карьера достигает восьми метров. Карьер расположен в восточной части земельного участка с кадастровым номером 64:09:010201:628 с площадью наложения примерно 2874 кв.м., в северо-западной части земельного участка с кадастровым номером 64:09:010201:487 с площадью наложения примерно 7610 кв.м., в северной части земельного участка с кадастровым номером 64:09 :010201:383 с площадью­ наложения около 216 кв.м. В указанном карьере также имеется участок земли, являющийся муниципальной собственностью, с площадью наложения около 1445 кв.м. и расположен между земельными участками с кадастровыми номерами 64:09:010201:487 и 64:09:010201:628.

Карьер имеет форму ромба с неровными краями, дно карьера ровное, по стенкам карьера на поверхностных слоях наблюдаются вскрышные породы: предположительно почва (плодородный слой черного цвета) глубиной до 1 м. ниже предположительно глина желтого цвета глубиной 7 м. В восточной части карьера, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 64:09:010201:628, имеются отвалы грунта, в виде насыпи. Длина отвала земли по восточной части карьера составляет 110 метров, ширина отвала составляет 1 метр по всей длине отвала, высота отвала составляет 1 метр по всей длине отвала.

Кроме того, в ходе осмотра земельных участков с кадастровыми номерами· 64:09:010201:686, 64:09:010201:628 обнаружен карьер № 2 общей площадью­ около 11869 кв.м., глубина карьера достигает десяти метров.

Карьер расположен в северо-восточной части земельного участка с кадастровым номером 64:09:010201:686 с площадью наложения около 7877 кв.м. и в юго-западной части земельного участка с кадастровым номером 64:09:010201:628 с площадью наложения примерно 3992 кв.м. Карьер имеет прямоугольную форму с неровными краями, дно карьера ровное, по стенкам карьера на поверхностных слоях наблюдаются вскрышные породы: предположительно почва (плодородный слой черного цвета) глубиной до 1 м, ниже предположительно глина желтого цвета глубиной 9 м. На западной части карьера, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 64:09:010201:686, имеются отвалы грунта, в виде насыпи. Длина отвала земли по западной части карьера составляет 262 метра, ширина отвала составляет 3 метра по всей длине отвала, высота отвала составляет 2 метра по всей длине отвала.

В ходе осмотра земельных участков с кадастровыми номерами 64:09:010201:686 и 64:09:010201:628 также обнаружен карьер №3 общей площадью около 17808 кв.м., глубина карьера достигает девяти метров. Карьер расположен в южной части земельного участка с кадастровым номером 64:09:010201:628 с площадью наложения примерно 17489 кв.м. и в восточной части земельного участка с кадастровым номером 64:09:010201:686 с площадью наложения около 319 кв.м. Карьер имеет прямоугольную форму с неровными краями, дно карьера ровное, по стенкам карьера на поверхностных слоях наблюдаются вскрышные породы: предположительно почва (плодородный слой черного цвета) глубиной до 1 м, ниже предположительно глина желтого цвета глубиной 8 м. На юго-восточной части карьера, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 64:09:010201:628, имеются отвалы грунта в виде насыпи, который уходит в естественный овраг. Насыпь находится в границах (юго-восточной части) сформированного земельного участка с кадастровым номером 64:09:010201:628, общая площадь данной насыпи составляет примерно 2048 кв.м., насыпь проходит вдоль естественного оврага, глубина естественного оврага достигает 12 метров, высота насыпи по всей площади составляет от 2 до 3 метров.

В 2016 году на территорию Елшанского муниципального образования Воскресенского муниципального района Саратовской области по адресу: Саратовская область, Воскресенский район, Елшанское муниципальное образование, 4 км западнее с. Чар дым на землях ООТ «Чардым» был осуществлен выезд специалистов-маркшейдеров ООО «Нерудпроект»,

С целью расчета вреда, причиненного недрам самовольным пользованием недрами ООО «Универсал», на основании договоров, заключенных с Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области (от 1 декабря 2016 г. №№ 124, 125), специалистами-маркшейдерами была произведена маркшейдерская съемка, по результатам которой был составлен отчет о производстве маркшейдерских работ и разработан технический проект рекультивации участков недр, в котором отражены необходимые финансовые затраты на рекультивацию.

Так, предусмотренные техническим проектом (проектом рекультивации участков недр, образованных вследствие безлицензионной добычи, в Воскресенском муниципальном районе Саратовской области) расходы на ликвидацию последствий вреда, вызванного самовольным пользованием недрами, по трем участкам, где было допущено самовольное пользование составили 105 931 043 руб.

Фактические расходы министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области на оценку размера вреда согласно упомянутым договорам от 1 декабря 2016 г. №№ 124, 125 составили 193 000 руб., в том числе:

- стоимость работ по осуществлению маркшейдерской съемки с составлением отчета - 95 000 руб.:

- стоимость работ по разработке проекта рекультивации участков недр, образованных вследствие безлицензионной добычи, в Воскресенском муниципальном районе Саратовской области - 98 000 руб.

Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области в соответствии с Правилами расчета вреда также была рассчитана стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате причинения вреда, вызванного самовольным пользованием недрами (письмо от 24.12.2014 г. N8644), которая составила 50 633 000 руб., в том числе:

- по участку недр, имеющему наложения на земельные участки с кадастровыми номерами 64:09:010201:628, 64:09:010201:487, 64:09:010201:383, - 12 515 000 руб. (1315 тыс. руб. песок, 11200 тыс. руб. глина);

- по участку недр, имеющему наложения на земельные участки с кадастровыми номерами 64:09:010201:686, 64:09:010201:628, - 24 430 000 руб. (1890 тыс. руб. песок, 22540 тыс. руб. глина);

- по участку недр, имеющему наложения на земельный участок с кадастровым номером 64:09:010201:628, - 13 688 000 руб. (1438 тыс. руб. песок, 12250 тыс. руб. глина).

Итого общая сумма вреда, причиненного недрам ООО «Универсал» период с сентября 2013 года по сентябрь 2014 года на территории Елшанского муниципального образования Воскресенского муниципального района Саратовской области, составила 156 757 043 руб.

Как указывает заявитель, поскольку ООО «Универсал» является непосредственным причинителем вреда, так как в период с сентября 2013 года по сентябрь 2014 года допускал безлицензионное (самовольное) пользование недрами на территории Елшанского муниципального образования Воскресенского муниципального района Саратовской области по адресу: Саратовская область, Воскресенский район, Елшанское муниципальное образование, 4 км западнее с. Чардым на землях ООТ «Чардым», оно обязано возместить причиненный недрам вред в полном объеме.

В адрес ООО «Универсал» министерством была направлена претензия ( от 06.08.2017 №894) с требованием о возмещении причиненного недрам вреда в полном объеме в срок до 15 марта 2017 года. Однако до указанного срока должник вред возмещен не был.

Суд соглашается с доводами и позицией министерства на основании следующего.

В соответствии с частью. 1 статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно части 1 статьи 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Статья 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» относит недра к компонентам окружающей среды.

Указанные компоненты в силу статьи 4 названного Закона являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

В силу ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Как установлено статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их ·­пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Статьей 12 Закона о недрах установлено, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных пользованием недрами; указание границ участка недр, предоставляемого ir пользование; сроки действия лицензии и сроки начала работ; условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами; согласованный уровень добычи полезных ископаемых; условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ,

связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; иные условия пользования недрами.

Разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами (статья 23.2 Закона РФ о недрах).

В целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе. Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет ( статья 29 Закона о недрах).

Как следует из заявления, в нарушение вышеуказанных требований Общество с ограниченной ответственностью «Универсал» в Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области за предоставлением права пользования недрами на территории Елшанского муниципального образования Воскресенского муниципалъпого района Саратовской области по адресу: Саратовская область, Воскресенский район, Елшанское муниципальное образование, 4 км западнее с Чар дым на землях ООТ « Чар дым» не обращалось, лицензия на пользование недрами министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области ООО «Универсал» не выдавалась, горный отвод в установленном порядке для указанного юридического лица не оформлялся, экспертиза запасов полезных ископаемых не проводилась, они не ставились на государственный учет. Следовательно, ООО «Универсал» в период с сентября 2013 года по сентябрь 2014 года допустил самовольное пользование недрами, чем причинил вред недрам.

В соответствии с частью 1 статьи 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно частью 1 статьи 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке (статья 51 Закона РФ «О недрах»).

Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года № 564 (далее - Правила расчета вреда).

В соответствии с указанными Правилами расчета вреда полная сумма вреда складывается из:

- стоимости запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе самовольным пользованием недрами (рублей);

- фактических или предусмотренных техническими проектами расходов на ликвидацию последствий вреда, вызванного в том числе самовольным пользованием недрами (рублей);

- фактических расходов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на оценку размера вреда (рублей).

В силу части 2 статьи 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.

Согласно части 2 статьи 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В соответствии с пунктом 13.5 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства области от 8 октября 2013 г. N 537-П, к полномочиям министерства в сфере регулирования отношений недропользования на территории области относится осуществление расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушений законодательства Российской Федерации о недрах, в отношении участков недр местного значения.

К участкам недр местного значения пункт 1 статьи 2.3 Закона о недрах относит участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.

Так, песок и глина входят в Перечень общераспространенных полезных ископаемых Саратовской области, утвержденный Распоряжением Министерства природных ресурсов РФ и Правительством Саратовской области от 13 декабря 2005 г. № 83-р/382-пр.

В силу статьи 6 ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Положением о министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства области от 8 октября 2013 г. N 537-П, министерству предоставлено право предъявления указанных исков.

Согласно вышеупомянутой статьи 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

В силу статьи 2 Закона о банкротстве денежное обязательство - это обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию.

Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются в частности денежные обязательства, возникшие после даты принятия судом заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Как следует из пункта 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая), обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда,вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в Кодексе.

Причинение вреда другому лицу подпункт 6 абзаца второго статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) относит к основаниям возникновения гражданских прав и обязанностей.

Вопросы возмещения вреда по обязательствам, вытекающим из причинения вреда, регулируются главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая).

В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 года № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» дата причинения вреда кредитору, за который несет ответственность должник в соответствии со статьей 1064 ГК РФ, признается датой возникновения обязательства по возмещению вреда для целей квалификации его в качестве текущего платежа независимо от того, в какие сроки состоится исчисление размера вреда или вступит в законную силу судебное решение, подтверждающее факт причинения вреда и ответственность должника.

Как установлено материалами проверки, вред недрам самовольным пользованием недрами был причинен ООО «Универсал» в период с сентября 2013 года по сентябрь 2014 года, то есть до принятия судом заявления ООО «Дорога» о признании должника банкротом (1 декабря 2015 года). Следовательно, данный период является периодом возникновения у ООО «Универсал» обязательств по возмещению вреда.

Таким образом, исчисленная Министерством задолженность в сумме 156 564 043 руб., вытекающая из причинения вреда окружающей среде, не является текущим платежом, а требования к ООО «Универсал» подлежат рассмотрению в рамках дела о банкротстве.

Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Последствия пропуска названного срока урегулированы в пункте 4 статьи 142 Закона о банкротстве, возможность его восстановления законодательством не предусмотрена.

Согласно пункту 4 статьи 142 Закона о банкротстве требования конкурсных кредиторов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. При этом предусмотрено, что расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном указанной статьей.

Суд установил, что требования министерства заявлены после закрытия реестра требований кредиторов должника.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 93 от 26.07.2005 г. "О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве", последствия пропуска названного срока специально урегулированы в пунктах 4, 5 статьи 142 Закона о банкротстве. При этом действующее законодательство не предусматривает возможность его восстановления.

Требования министерства в размере 156 564 043 руб. подлежат удовлетворению порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве, - за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок и включенных в реестр.

При этом, относительно требования министерства о признании обоснованными расходов на оценку размера вреда в сумме 193 000 руб. суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются в частности денежные обязательства, возникшие после даты принятия судом заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

По смыслу этой нормы текущими являются любые требования об оплате товаров, работ и услуг, поставленных, выполненных и оказанных после возбуждения дела о банкротстве, в том числе во исполнение договоров, заключенных до даты принятия заявления о признании должника банкротом.

В силу разъяснений, изложенных в абзаце втором пункта 39 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 №29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", если при рассмотрении требования кредитора в рамках дела о банкротстве будет установлено, что оно относится к категории текущих, арбитражный суд в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ выносит определение о прекращении производства по рассмотрению данного требования.

Из представленных документов следует, что расходы понесены 19.12.2016 (95 000 руб.) и 26.12.2016 (98000 руб.), в связи с чем производство по настоящему обособленному спору в части требования о включении в реестр требований по расходам на оценку размера ущерба подлежит прекращению. Указанные требования могут быть заявлены кредитором в общеисковом порядке.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 4, 16, 32, 71, 100, 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 49, 150, 151, 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

принять уточнение требований Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 05.02.2018.

Требования Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области в размере 156 564 043 руб. признать обоснованными для удовлетворения за счет имущества должника ООО «Универсал», оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, как заявленные после закрытия реестра требований кредиторов.

Производство по заявлению в части требования о включении в реестр требований кредиторов 193 000 руб. расходов на оценку размера ущерба прекратить.

Определение суда вступает в силу немедленно и может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Дагестан в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Судья К.Н. Хавчаева