ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А15-4822/15 от 25.12.2018 АС Республики Дагестан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об удовлетворении ходатайства об отсрочке исполнения судебного акта  г.Махачкала 

Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Магомедова Т.А., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем Исаевой А.Д.,  рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ФГБОУ ВО "Дагестанский  государственный педагогический университет" об отсрочке исполнения решения суда, 

при участии до перерыва представителей: от взыскателя - ФИО1, от должника -  ФИО2, 

УСТАНОВИЛ:

ООО «Гарант» (прежнее наименование - ООО «Гор Строй», далее - общество) обратилось в  Арбитражный суд РД с иском к ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический  университет» (далее – университет) о взыскании 33 948 316 рублей, в том числе 27 964 023,05  рублей основной задолженности по договору от 08.12.2012 № 12 (третий этап) и 5 984 293  рубля процентов за пользование чужими денежными средствами с 21.01.2013 по 09.02.2016  (уточненные требования). 

Решением суда от 07.06.2016 с ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный  педагогический университет» в пользу ООО «Гарант» взыскано 32 325 419,98 рубля, в том  числе 25 242 498,78 рубля основной задолженности и 7 082 921,20 рубля процентов за  пользование чужими денежными средствами. 

Должник обратился с заявлением об отсрочке исполнения решения суда до 30.01.2019.

Взыскатель не возражает против отсрочки с учетом частичного исполнения решения. 

Заявление об отсрочке исполнения решения суда мотивировано тем, что исполнение  решения суда затрудняется отсутствием финансирования по соответствующим статьям на 2018  год, так как возникла необходимость проведения корректировки бюджета заявителя и  проведения мероприятий по изысканию необходимой суммы для исполнения решения, что  подтверждается планом финансово-хозяйственной деятельности заявителя на 2018 год. В связи  с необходимостью выплат значительных финансовых средств исполнение судебного акта  невозможно, органы федерального казначейства до момента погашения долга приостановят  осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах заявителя. При  неоплате долга в течение более трех месяцев исполнение исполнительного документа  производится путем обращения взыскания на имущество должника. Применение данной меры  исполнения решения суда приведет к невыплатам стипендий, заработной платы, образованию  задолженности по обязательствам и пеням (штрафам) перед контрагентами заявителя. 

Из заявления следует, что в настоящее время средств на исполнение решения суда не  имеется, обращение его к исполнению повлечет приостановление операций по счетам  учреждения и невозможность выплаты заработной платы, стипендий и исполнению других  обязательств. Университет предпринимает усилия для получения от учредителя по смете 2018  года необходимой денежной суммы. 

Платежными поручениями от 06.04.2018 № 156817 и 04.05.2018 № 324459 университет 


уплатил взыскателю 7 500 000 рублей в счет частичной оплаты основного долга. 

Письмами от 11.05.2018 в Министерство образования и науки России университет  ходатайствовал о выделении дополнительных финансовых средств в 2018 г. На погашение  кредиторской задолженности. 

Из пояснений сторон в судебном заседании следует, что в конце октября взыскателю  также перечисляется еще 1 млн руб. 

Рассмотрев материалы дела и заявление университета, оценив доводы представителей  заявителя и мнение взыскателя, суд приходит к выводу, что заявление об отсрочке исполнения  судебного акта подлежит удовлетворению по следующим основаниям. 

В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются  обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных  органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории  Российской Федерации. 

Согласно статье 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную  силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном Кодексом и  иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.  Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого  арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено Кодексом. 

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об  исполнительном производстве" предусматривают единый порядок принудительного  исполнения судебных актов. 

Согласно статье 37 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном  производстве" взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с  заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого  органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка исполнения в суд,  другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. 

При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный  суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного  пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить  способ и порядок его исполнения (часть 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации). 

Аналогичное положение закреплено и в части 1 статьи 37 Федерального закона от  02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". 

По смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434  Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 358 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 324 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для предоставления отсрочки  или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на  момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником  исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований  решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических  обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение  должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения  решения суда по истечении срока отсрочки (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда  РФ от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых  вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства"). 

В определении от 18.12.2003 N 467-О Конституционный Суд Российской Федерации  указал на отсутствие нормативно установленного перечня оснований для отсрочки, рассрочки  или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, поэтому суд самостоятельно  устанавливает необходимость совершения соответствующего процессуального действия. 

Основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно 


исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению  исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и  решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17  (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из  общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного  акта должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был  обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же  отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть  адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного  производства. 

Таким образом, в каждом случае рассмотрения заявления о рассрочке (об отсрочке)  исполнения судебного акта суд должен устанавливать конкретные обстоятельства его  исполнения. При этом предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта  является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии  уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение  решения арбитражного суда. При оценке таких причин и обстоятельств надлежит исходить из  необходимости соблюдения баланса интересов как должника, так и взыскателя. 

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному  на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле  доказательств. По правилам статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно  ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии со статьей 9  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле,  несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных  действий. 

Решая вопрос о наличии или отсутствии оснований для предоставления отсрочки или  рассрочки исполнения судебного акта, суд самостоятельно устанавливает наличие или  отсутствие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта. 

Из материалов дела следует, что должник является федеральным государственным  бюджетным образовательным учреждением, соответственно финансирование его деятельности  осуществляется из федерального бюджета.  

Согласно статье 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный  документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по  денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом  по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2  статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия  должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций  по исполнению расходов федерального бюджета (пункт 1). 

Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган  Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности и о кодах  бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены  расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к  бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года. 

Для исполнения исполнительного документа за счет средств федерального бюджета  должник одновременно с указанной информацией представляет в орган Федерального  казначейства платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного  исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов,  отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета, по  соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации. 

При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган  Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения  осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая 


лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе  Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных  документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений  (пункт 3). 

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных  обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для  полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу государственной  власти (государственному органу), осуществляющему бюджетные полномочия главного  распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в ведении которого он  находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов  бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования  расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в  орган Федерального казначейства (пункт 5). 

Орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные  полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в  трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального  казначейства обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных  ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом- требованием (пункт 6). 

Должник обязан представить в орган Федерального казначейства платежный документ  на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения  исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в  установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или)  объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации  Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи. 

При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган  Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения  осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая  лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе  Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных  документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений  (пункт 7). 

При неисполнении в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного  документа в орган Федерального казначейства, а также при нарушении должником срока  выплат, указанного им в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, по исполнительному  документу, предусматривающему выплаты периодического характера, орган Федерального  казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по  расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его  структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального  казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с  уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. 

Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении  должником в орган Федерального казначейства документа, подтверждающего исполнение  исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения  судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение  судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ (пункт 8). 

В рассматриваемом случае согласно имеющемуся в деле плану финансово- хозяйственной деятельности учреждения на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годы  видно, что средства для оплаты спорной суммы учреждению не предусмотрены, следовательно,  фактическая возможность исполнения исполнительного листа в настоящее время отсутствует. 

При этом должником приняты меры, направленные на получение средств для оплаты  спорной суммы, что следует из его писем от 11.05.2018, адресованных Министерству  образования и науки Российской Федерации, в котором заявитель просит выделить денежные 


средства для исполнения требований исполнительного документа. 

Ввиду отсутствия у учреждения соответствующих средств и учитывая, что сроки  выделения Министерством образования и науки РФ как главным распорядителем средств  федерального бюджета, объемов финансирования расходов учреждения в соответствии с его  запросом-требованием составляет три месяца, фактическое исполнение требований,  содержащихся в исполнительном листе, в настоящее время невозможно. 

При таких обстоятельствах приостановление операций по расходованию средств не  приведет к реальному исполнению решения суда, а лишь повлечет за собой невозможность  текущей финансово-хозяйственной деятельности университета, стипендии студентам,  коммунальных услуг и других социально-значимым расходов, что приведет к существенному  нарушению баланса интересов сторон, прав и законных интересов других лиц. 

На основании оценки представленных доказательств в соответствии со статьей 71  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о  возможности удовлетворения заявления должника о предоставлении отсрочки исполнения  судебного акта на срок до 30.01.2019. 

В связи с этим заявление об отсрочке исполнения судебного акта подлежит  удовлетворению. 

На основании изложенного и руководствуясь статьями 324, 184-186 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:

заявление ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет"  удовлетворить и предоставить ему отсрочку исполнения решения Арбитражного суда  Республики Дагестан от 07.06.2016 по делу № А15-4822/2015 до 30.01.2019. 

Определение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в  Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики  Дагестан. 

Судья Т.А.Магомедов