АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ 679016, ЕАО, г. Биробиджан, пер. Театральный, д.10 О П Р Е Д Е Л Е Н И Ео прекращении исполнительного производства | ||||||
г. Биробиджан | Дело № | А16-204/2009-2 | ||||
“ | 27 | ” | марта | 2009 года | ||
Резолютивная часть определения объявлена 25.03.2009 Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе | ||||||
судьи | Волковой М.О., | |||||
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Потаповой Ю.В., при участии: от заявителя – не явился, извещен надлежащим образом, от взыскателя - не явился, извещен надлежащим образом. от должника - не явился, извещен надлежащим образом, | ||||||
рассмотрев дело по заявлению судебного пристава-исполнителя Облученского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Еврейской автономной области ФИО1 | ||||||
о прекращении исполнительного производства № 1225/224/42/08(09),возбужденного 07.04.2008 Облученским районным отделом судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по ЕАО на основании постановления № 31 от 17.03.2008 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Еврейской автономной области в отношении должника - Областного государственного унитарного предприятия «Облученское государственное охотничье-промысловое хозяйство», | ||||||
УСТАНОВИЛ:
Судебный пристав-исполнитель Облученского районного отдела судебных приставов управления Федеральной службы судебных приставов по Еврейской автономной области ФИО1 (далее - судебный пристав-исполнитель) обратилась в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о прекращении исполнительного производства № 1225/224/42/08(09),возбужденного 07.04.2008 Облученским районным отделом судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по ЕАО (далее – Облученский РОСП) на основании постановления № 31 от 17.03.2008 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Еврейской автономной области (далее – МИФНС № 1 по ЕАО) в отношении должника - Областного государственного унитарного предприятия «Облученское государственное охотничье-промысловое хозяйство» (далее – предприятие, ОГУП Госпромхоз «Облученский»).
В обоснование заявления судебный пристав–исполнитель указала на невозможность исполнения исполнительного документа, так как в отношении должника прекращена процедура наблюдения.
Ходатайствовала о рассмотрении заявления без ее участия.
Взыскатель и должник, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления, в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии с частью 2 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Суд, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Постановлением МИФНС № 1 по ЕАО «О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента – организации, индивидуального предпринимателя» № 31 от 17.03.2008 с ОГУП Госпромхоз «Облученский» взысканы налоги, сборы, штрафы на общую сумму 2 763 722 рубля 89 копеек (л.д. 3).
На основании данного постановления Облученским РОСП 07.04.2008 возбуждено исполнительное производство № 4853/347/42/2008 (л.д. 4). В связи с ежегодной перерегистрацией исполнительному производству присвоен
№ 1225/224/42/08(09).
Определением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 22.12.2008 по делу № А16-360Б/2008 конкурсное производство в отношении должника - ОГУП «Госпромхоз «Облученский» завершено (л.д.л.д. 11-13).
Запись в Единый государственный реестр о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией на основании решения суда внесена 11.01.2009 - ОГРН <***> (л.д. 14).
В связи с ликвидацией должника судебный пристав-исполнитель обратился в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства.
Согласно части 1 статьи 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению судебного пристава-исполнителя, взыскателя, должника может прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
В силу пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – Закон об исполнительном производстве) исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
К таким актам относятся, в частности, постановления налоговых органов о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика в порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 45 Закона об исполнительном производстве в случае исполнения исполнительных документов, указанных в пунктах 5, 6 и 8 части 1 статьи 12 Закона, прекращение исполнительного производства в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производится арбитражным судом.
Таким образом, в силу пункта 1 части 2 статьи 45 Закона об исполнительном производстве рассмотрение вопроса о прекращении исполнительного производства, возбужденного на основании постановления МИФНС № 1 по ЕАО № 31 от 17.03.2008 о взыскании с ОГУП Госпромхоз «Облученский» 2 763 722 рубля 89 копеек налогов, сборов и штрафных санкций, подведомственно арбитражному суду.
Пунктом 1 части 1 статьи 43 Закон об исполнительном производстве предусмотрено, что исполнительное производство прекращается судом в случаях смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона об исполнительном производстве в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполнительное производство прекращается судом.
Пунктом 1 статьи 61 Гражданского кодекса РФ установлено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, в связи с чем исполнение исполнительного документа становится невозможным.
Статьей 419 Гражданского кодекса РФ определено, что обязательство прекращается ликвидацией юридического лица, кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.).
Согласно части 9 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными.
Основания прекращения исполнительного производства, перечисленные в статье 43 Закона об исполнительном производстве, не предусматривают в качестве основания для прекращения исполнительного производства ликвидацию организации-должника. Вместе с тем, в сложившейся ситуации исполнение исполнительного производства не представляется возможным в том смысле, который указан в статье 318 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статье 1 Федерального закона «О судебных приставах».
В силу части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона).
Ликвидация юридического лица имеет аналогичные правовые последствия, что и правовые последствия в случае смерти гражданина. Кроме того, возможность исполнения исполнительного документа – постановления МИФНС № 1 по ЕАО, обязывающего должника совершить определенные действия: уплатить налоги, сборы, штрафные санкции, утрачена в связи с ликвидацией предприятия. Поэтому в данном случае необходимо применить аналогию закона, а именно - пункты 1, 2 части 1 статьи 43 Закона об исполнительном производстве
На основании изложенного, заявление судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства в отношении ликвидированного должника следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 184, 185, 188, 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Заявление судебного пристава-исполнителя Облученского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Еврейской автономной области ФИО1 удовлетворить.
Исполнительное производство № 1225/224/42/08(09),возбужденное 07.04.2008 Облученским районным отделом судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Еврейской автономной области на основании постановления № 31 от 17.03.2008 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Еврейской автономной области о взыскании с областного государственного унитарного предприятия «Облученское государственное охотничье-промысловое хозяйство» налогов, сборов, штрафов на общую сумму 2 763 722 рубля 89 копеек, - прекратить.
Определение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд Еврейской автономной области в течение месяца.