АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016
E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: http://eao.arbitr.ru, тел./факс: (42622) 2-37-98
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о прекращении производства по заявлению в части,
об отказе в удовлетворении требования о включении в реестр требований кредиторов
г. Биробиджан Дело № А16-2222/2017
приложение № 4
14 декабря 2018 года
Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе:
судьи Козыревой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Снегурковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Федеральной налоговой службы (г. Москва, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о включении в реестр требований кредиторов должника требования в сумме 194 712 рублей 56 копеек
по делу о признании общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания города Облучье» (г. Облучье Облученского района Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>) несостоятельным (банкротом),
при участии:
от уполномоченного органа: ФИО1, представителя по доверенности № 02-22/0334@ от 16.04.2018;
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле о несостоятельности (банкротстве) извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
Федеральная налоговая служба 17.10.2017 обратилась в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания города Облучье» (далее – ООО «УК города Облучье», общество) несостоятельным (банкротом).
Определением от 24.10.2017 указанное заявление оставлено без движения до 14.11.2017.
Также, 30.10.2017 открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания города Облучье».
Определением от 07.11.2017 заявление открытого акционерного общества «Российские железные дороги» о признании общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания города Облучье» несостоятельным (банкротом) принято к производству в качестве заявления о вступлении в дело о банкротстве общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания города Облучье».
Определением от 08.12.2017 заявление Федеральной налоговой службы принято к производству, судебное заседание по вопросу обоснованности требований назначено на 23.01.2018.
Определением от 23.01.2018 (с учетом определения от 30.01.2018 об исправлении описки) в удовлетворении заявления Федеральной налоговой службы о введении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания города Облучье» процедуры банкротства – наблюдения, отказано. Заявление Федеральной налоговой службы о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания города Облучье» оставлено без рассмотрения. Судебное заседание по проверке обоснованности заявления открытого акционерного общества «Российские железные дороги» о признании общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания города Облучье» несостоятельным (банкротом) назначено на 06.02.2018.
Определением от 31.05.2018 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания города Облучье» введена процедура банкротства – наблюдение сроком на четыре месяца, или до 30.09.2018.
Временным управляющим общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания города Облучье» утвержден член союза «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» ФИО2.
Объявление о введении в отношении должника процедуры банкротства – наблюдения опубликовано 09.06.2018 в газете «Коммерсантъ» № 100.
В рамках дела о банкротстве Федеральная налоговая служба (далее – заявитель, уполномоченный орган, ФНС России) обратилась с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника в сумме 194 712 рублей 56 копеек, из которых 132 401 рубль – основной долг во вторую очередь реестра требований кредиторов должника, 62 311 рублей 56 копеек – в третью очередь реестр требований кредиторов должника, в том числе 32 416 рублей 96 копеек – пени, 29 894 рубля 60 копеек – штрафы.
Определением от 06.07.2018 указанное заявление принято к производству, судебное заседание по его рассмотрению назначено на 31.07.2018. Определением от 31.07.2018 судебное заседание отложено для представления дополнительных доказательств.
Временным управляющим должника 30.07.2018 представлен отзыв на заявление уполномоченного органа, в котором временный управляющий сообщил, что заявителем не представлены документы в обоснование заявленного требования, заявителем не указан период возникновения задолженности, в связи с чем невозможно определить текущая или реестровая задолженность. Ранее уполномоченный орган обращался с заявлением в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Заявление обставлено без рассмотрения в связи с оплатой. Для исключения возможности повторного заявления аналогичных требований просил обязать уполномоченный орган направить в адрес управляющего документы представленные суду.
Уполномоченным органом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлено ходатайство об уточнении заявленных требований, в котором просил включить в третью очередь реестра требований кредиторов требование ФНС России в размере 55 664 рубля 45 копеек, из которых 25 769 рублей 85 копеек – пени, 29 894 рубля 60 копеек – штрафы.
Определением от 31.07.2018 судебное заседание отложено на 06.09.2018.
Временным управляющим должника 03.09.2018 представлен отзыв на уточненное требование уполномоченного органа, в котором сообщил суду, что считает требование о включении в реестр требований кредиторов требований по уплате штрафа в размере 29 894 рубля 60 копеек относится к текущим платежам и не подлежит включению в реестр требований кредиторов. В отношении заявленных требований о включении пени в размере 25 769 рублей 85 копеек временный управляющий просил, признать необоснованными данные требования в связи с пропуском шестимесячным сроком для обращения в суд.
Временный управляющий, конкурсные кредиторы явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, с учетом мнения представителя уполномоченного органа, заявление ФНС России на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие временного управляющего и конкурсных кредиторов.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа поддержала уточненные исковые требования, просила суд включить в реестр требований кредиторов третьей очереди требование по обязательным платежам в размере 55 650 рублей 40 копеек, из которых 25 755 рублей 40 копеек – пени, 29 894 рубля 60 копеек – штрафы.
Заслушав объяснения представителя уполномоченного органа, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В силу части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Уточненные требования не нарушают права и интересы иных лиц, не выходят за рамки заявленных требований, в связи с чем принимаются судом.
Согласно статье 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам представляют уполномоченные органы – федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации.
Пунктами 1, 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах банкротства» установлено, что уполномоченным органом, представляющим в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, является Федеральная налоговая служба.
Пунктом 8 Положения предусмотрен порядок уведомления уполномоченного органа органами государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ), а также их территориальными органами, о наличии задолженности по обязательным платежам, необходимый перечень документов, прикладываемый к уведомлению.
Статьей 16 Закона о банкротстве установлено, что требования кредиторов включаются арбитражным управляющим в реестр на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
Порядок установления размера требований кредиторов на стадии наблюдения определен статьей 71 Закона о банкротстве, в соответствии с которой для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявлять свои требования к должнику в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность таких требований. Данные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда.
Возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд в течение пятнадцати календарных дней со дня истечения срока для предъявления требований кредиторов должником, временным управляющим, кредиторами, предъявившими требования к должнику, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия (пункт 2 указанной статьи).
Как следует из пунктов 3 и 5 статьи 71 Закона о банкротстве, арбитражный суд проверяет обоснованность требований и наличие оснований для включения указанных требований в реестр требований кредиторов независимо от наличия возражений относительно этих требований.
Арбитражный суд проверяет обоснованность предъявленных кредиторами для целей участия в первом собрании требований к должнику и наличие оснований для включения указанных требований в реестр требований кредиторов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» (далее – Постановление № 35) в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 63, абзаца второго пункта 1 статьи 81, абзаца восьмого пункта 1 статьи 94 и абзаца седьмого пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты введения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве в порядке статей 71 или 100 Закона (пункт 27 Постановления № 35).
Таким образом, Закон о банкротстве возлагает на арбитражный суд обязанность проверить обоснованность требований кредиторов с учетом возражений, поступивших относительно этих требований.
Объявление о введении в отношении должника процедуры банкротства – наблюдения опубликовано 09.06.2018, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением 04.07.2018, то есть в установленный законом срок.
В подтверждение обоснованности заявленного требования в сумме 55 650 рублей 40 копеек уполномоченным органом представлены: копии уведомления Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Облученском муниципальном районе Еврейской автономной области о наличии задолженности от 04.07.2018 № 605, расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 2016 год, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 15.12.2016 № 031S01160019756, расчеты пени, требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) от 14.05.2018 № 777, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 21.03.2018 № 434, решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) от 18.06.2018 № 79070005995.
Согласно представленному в материалы дела решению от 21.03.2018 № 434 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговым органом проведена камеральная проверка расчета суммы налога на доходы физических лиц, исчисляемых и удержанных налоговым агентом за 9 месяцев 2017 года представленного 25.10.2017. В ходе проверки налоговым органом установлено, не перечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом ООО «УК г. Облучье».
Должником 25.10.2017 по ТСК представлен первичный расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) (рег. № 11663139) за 9 месяцев 2017 года, сумма удержанного налога по данному расчету составила 1 071 756 рублей.
По сроку перечисления налога 25.07.2017 агентом указана сумма удержанного налога 55 598 рублей, по сроку 26.08.2017 – 43 684 рубля, по сроку 30.09.2017 – 50 191 рубль.
По сроку уплаты 25.07.2017 числится недоимка в размере 55 598 рублей, по сроку уплаты 26.08.2017 числится недоимка в размере 43 684 рубля, по сроку уплаты 30.09.2018 числится недоимка в размере 50 191 рубль.
По результатам проверки 06.02.2018 составлен акт № 213.
Сумма удержанного налога налоговым агентом не перечислена в бюджет в установленный срок в полном объеме, в связи с чем, должник привлечен к налоговой ответственности в соответствии со статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 29 894 рублей 60 копеек.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено названным Законом. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
После введения следующей процедуры банкротства платежи по исполнению обязательств, возникших до принятия заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступил до даты введения следующей процедуры, не являются текущими платежами. При этом платежи по обязательствам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом, независимо от смены процедуры банкротства, относятся к текущим платежам.
Согласно пункту 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченного органа в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016 штрафы, назначенные должнику в порядке привлечения к публично-правовой ответственности, в том числе административной, налоговой ответственности (например, за налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 120, 122, 123, 126 НК РФ), признаются текущими платежами, если соответствующее правонарушение совершено должником (в случае длящегося правонарушения - выявлено контролирующим органом) после возбуждения дела о банкротстве.
Согласно решению от 21.03.2018 № 434 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговым органом правонарушение выявлено 06.02.2018, о чем составлен соответствующий акт.
Согласно правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.07.2012 № 2941/12, квалификация требования об уплате штрафа зависит от даты совершения правонарушения.
В данном случае, правонарушение, выражающееся в нарушении срока перечисления исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц, является длящимся.
На основании пункта 4 налоговый агент обязан уплатить в бюджет исчисленную сумму налога в срок не позднее одного месяца с даты, указанной в подпункте 1 или 2 пункта 3 настоящей статьи, на которую была исчислена сумма налога.
Таким образом, требование о включении в реестр требований кредиторов должника по уплате штрафа в размере 29 894 рубля 60 копеек относится к текущим платежам и не подлежит включению в реестр требований кредиторов должника.
В отношении данного требования производство подлежит прекращению.
Относительно требований о включении в реестр требований кредиторов должника требований в размере 25 769 рублей 85 копеек пени по уплате страховых взносов судом установлено следующее.
Должнику выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) № 031S01160019756 от 15.12.2016, в том числе об уплате 25 159 рублей 63 копеек и 2 рубля 13 копеек, пени по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченного органа в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016 требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена.
Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными.
Согласно пункту 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Пунктом 55 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что невынесение решения о взыскании налога за счет денежных средств в установленный абзацем первым пункта 3 статьи 46 НК РФ срок и непринятие мер к его исполнению по общему правилу исключают возможность вынесения налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика, а также обращения его в суд с заявлением, предусмотренным абзацем третьим пункта 1 статьи 47 Кодекса
Суду не представлено требование об уплате пени в сумме 608 рублей 09 копеек.
Таким образом, требование о включении в реестр требований кредиторов требований кредиторов в размере 25 769 рублей 85 копеек не подлежит включению в реестр требований кредиторов должника.
Руководствуясь статьями 5, 16 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, статьями 49, 150, 151, 156, 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
определил:
принять уточненные требования Федеральной налоговой службы.
Производство по заявлению Федеральной налоговой службы в части включения в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания города Облучье» (г. Облучье Облученского района Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>) требования в размере 29 894 рубля 60 копеек – штраф, прекратить.
В удовлетворении требований Федеральной налоговой службы в части включения в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания города Облучье» (г. Облучье Облученского района Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>) требования в размере 25 755 рублей 80 копеек отказать.
Определение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней, со дня вынесения определения.
Судья
М.А. Козырева