АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016
E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: http://eao.arbitr.ru, тел./факс: (42622) 2-37-98
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу
г. Биробиджан Дело № А16-2241/2016
25 января 2017 года
Резолютивная часть определения объявлена 24 января 2017 года. Полный текст определения изготовлен 25 января 2017 года.
Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе
судьи Нехамкиной А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степановой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению администрации Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области (с. Ленинское Ленинского района Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (г. Москва, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 511 008 рублей 75 копеек,
при участии представителя истца ФИО1 (на основании доверенности от 22.12.2016),
УСТАНОВИЛ:
администрация Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Еврейской автономной области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 511 008 рублей 75 копеек.
В обоснование искового заявления Администрация указала, что в октябре 2013 года, в период режима чрезвычайной ситуации на территории Еврейской автономной области, вызванной крупномасштабным наводнением, в целях оказания помощи пострадавшему населению, выполнения первоочередных аварийно-спасательных работ и аварийно-восстановительных работ, а также нормализации обстановки на территории Ленинского муниципального района и Ленинского сельского поселения, истцом 25.10.2013 заключен договор подряда с ООО «Единый заказчик» на ремонт 15 колодцев. Работы по указанному договору выполнены подрядчиком в полном объеме, что подтверждается подписанным актом о приемке выполненных работ. Денежные средства на оплату указанных работ должны были поступить из средств фонда непредвиденных расходов (резервного фонда) правительства Еврейской автономной области. Поскольку денежные средства истцу не поступили, выполненные подрядчиком работы Администрацией не оплачены. Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области по делу № А16-1651/2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016, с Администрации в пользу ООО «Единый заказчик» взыскано 511 008 рублей 75 копеек, из которых: 450 000 рублей - основной долг по договору подряда от 25.10.2013; 61 008 рублей 75 копеек – проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 07.06.2014 по 19.10.2015. Полагает, что поскольку на территории Еврейской автономной области была чрезвычайная ситуация, вызванная крупномасштабным наводнением федерального характера, оплата услуг по договору подряда на ремонт колодцев должны быть возмещена за счет средств Российской Федерации.
Ответчик отзыв на иск не представил, своего представителя в суд не направил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Суд, на основании частей 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика по имеющимся в материалах дела доказательствам.
В судебных заседаниях 10.01.2017 и 24.01.2017 представитель истца настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме, поддержав доводы, изложенные в заявлении, а также пояснила, что иск предъявлен в Арбитражный суд Еврейской автономной области в порядке части 5 статьи 36 АПК РФ.
Суд, изучив материалы дела, заслушав в судебном заседании представителя истца, считает производство по делу подлежащим прекращению в силу следующего.
29.07.2013 комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Ленинского муниципального района принято решение № 19 о переводе сил и средств районного звена областной подсистемы РСЧС в режим повышенной готовности с 18 часов 00 минут 29 июля 2013 года.
Распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 09.08.2013 № 325-рг на территории Еврейской автономной области с 15 часов 00 минут 7 августа 2013 года введён режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил областной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципального) уровень реагирования.
01.10.2013 на заседании оперативного штаба принято решение о ремонте пятнадцати колодцев на территории Ленинского муниципального района (протокол заседания оперативного штаба № 33 от 01.10.2013).
Между Администрацией (заказчиком) и ООО «Единый заказчик» (подрядчиком) 25.10.2013 заключен договор подряда, пунктом 1.1 которого предусмотрено, что подрядчик, в соответствии со строительными нормами, правилами и заданием заказчика, обязуется выполнить своими или привлеченными силами работы по текущему ремонту пятнадцати колодцев (в том числе дезинфекцию, очистку, санобработку, подсыпку, благоустройство) на территории муниципального образования «Ленинское сельское поселение», а заказчик – принять и оплатить стоимость работ.
25.11.2013 заказчик и подрядчик произвели приемку выполненных работ по ремонту пятнадцати колодцев на территории муниципального образования «Ленинское сельское поселение», о чем составлен соответствующий акт.
29.12.2014 Администрация направила в Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области письмо за № 156 о выделении средств на оплату работ (в том числе по ремонту колодцев), связанных с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся на территории муниципального образования «Ленинское сельское поселение».
Кроме того, 20.05.2015 истец обратился к врио губернатора Еврейской автономной области с письмом за № 218 о рассмотрении возможности выделения финансовых средств с целью погашения задолженности перед ООО «Единый заказчик» за проведенные работы по ремонту колодцев.
Ввиду неисполнения заказчиком обязательств по оплате выполненных подрядчиком работ, ООО «Единый заказчик» 20.10.2015 обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с иском к Администрации о взыскании 511 751 рубля 25 копеек, из которых: 450 000 рублей – основной долг по договору подряда от 25.10.2013; 61 751 рубль 25 копеек – проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 07.06.2014 по 19.10.2015 (дело № А16-1651/2015).
Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 21.01.2016 по указанному делу, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016, исковые требования ООО «Единый заказчик» удовлетворены частично, с Администрации в пользу ООО «Единый заказчик» взыскано 511 008 рублей 75 копеек, из которых: 450 000 рублей - основной долг по договору подряда от 25.10.2013; 61 008 рублей 75 копеек – проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 07.06.2014 по 19.10.2015.
Полагая, что оплата работ по ремонту колодцев, выполненных по договору подряда от 25.10.2013, а также уплата процентов за пользование чужими денежными средствами должны быть возмещены за счет средств Российской Федерации, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела (часть 3 статьи 27 АПК РФ).
В соответствии со статьей 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами, за исключением дел, рассматриваемых Московским городским судом в соответствии с частью третьей статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
- об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам;
- об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам;
- об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;
- об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
- о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
- другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Постановлением правительства ЕАО от 14.04.2010 № 140-пп утверждено Положение о порядке использования средств фонда непредвиденных расходов (резервного фонда) правительства Еврейской автономной области (далее – Положение).
Пунктами 1, 3 Положения установлено, что фонд непредвиденных расходов (резервный фонд) правительства Еврейской автономной области создается в целях финансирования расходов и мероприятий областного значения, не предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год и носящих непредвиденный характер.
Средства фонда непредвиденных расходов используются, в том числе, на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, промышленности, транспортной инфраструктуры и связи, а также на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий.
Решение о выделении средств из фонда непредвиденных расходов принимается распоряжением правительства области в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных финансовому управлению правительства области.
Подготовка проектов распоряжений правительства области о выделении средств из фонда непредвиденных расходов осуществляется финансовым управлением правительства области по поручению губернатора области или лиц, исполняющих в соответствии с Уставом области полномочия губернатора области в период его отсутствия (пункт 5 Положения).
В силу пункта 8 Положения средства фонда непредвиденных расходов используются на ликвидацию чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, и ее последствий с особенностями, установленными настоящим пунктом.
Решение о выделении средств из фонда непредвиденных расходов на ликвидацию крупномасштабного наводнения и его последствий принимается Комиссией.
Государственные органы области, органы местного самоуправления могут обращаться с просьбой о выделении средств из фонда непредвиденных расходов на цели, указанные в первом абзаце настоящего пункта, с момента возникновения крупномасштабного наводнения и до устранения всех его последствий.
Таким образом, рассматриваемый спор возник вследствие невыделения средств из фонда непредвиденных расходов (резервного фонда) правительства Еврейской автономной области.
Бюджетное законодательство не предусматривает порядок разрешения межбюджетных споров и не устанавливает подведомственность этих споров арбитражным судам.
Таким образом, суд приходит к выводу о неподведомственности настоящего спора арбитражному суду.
Пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ установлено, что арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Доказательства, подтверждающие, что истец ранее обращался в суд общей юрисдикции с аналогичным заявлением и ему отказано в его принятии либо производство по такому заявлению прекращено в связи с неподведомственностью спора, в деле отсутствуют.
Поскольку спора о подведомственности между судом общей юрисдикции и арбитражным судом не возникло, Администрация не лишена возможности реализовать право на судебную защиту, гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации, с соблюдением правил подведомственности спора.
На основании изложенного, производство по делу подлежит прекращению.
Руководствуясь статьями 27, 28, 150, 151, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
определил:
производство по делу № А16-2241/2016 прекратить.
Определение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий месяца со дня вынесения определения.
Судья
А.А. Нехамкина