ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А17-1060/14 от 05.03.2019 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иваново

Дело № А17-1060/2014

15 марта 2019 года

Резолютивная часть определения объявлена 05 марта 2019 года

Полный текст определения изготовлен 15 марта 2019 года

Арбитражный суд Ивановской в составе судьи Толстого Р.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Устратовой А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании при участии:

представителя уполномоченного органа – Надежина А.Г. по доверенности,

представителя конкурсного управляющего – Карташова Е.А. по доверенности,

в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) закрытого акционерного общества «Ивановский проектный институт по градостроительству промышленности и изысканиям № 6» (далее ЗАО «Ивпроект ГПИ №6», должник, ОГРН 1023700547441, адрес: 153003, г. Иваново, ул. Шестернина, д,3)

заявление Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы России по Ивановской области (153000, г. Иваново, ул. Почтовая, д. 24) о разрешении разногласий по порядку продажи имущества должника,

установил:

в рамках дела о банкротстве ЗАО «Ивпроект ГПИ №6» ФНС России в лице Управления по Ивановской области обратилась в Арбитражный суд с уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением о рассмотрении разногласий по вопросу утверждения Положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника.

В заявлении уполномоченным органо указано, что 17.12.2018г. собранием кредиторов утверждены Изменения в положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества ЗАО «ИВПИ ГПИ№6» путем проведения торгов посредством повторного публичного предложения.

Уполномоченный орган указывает на ряд разногласий, просит рассмотреть разногласия и утвердить иные условия продажи имущества должника, изложив п.4.5 оспариваемых Изменений в следующей редакции:

«В случае признания торгов по продаже Имущества посредством публичного предложения несостоявшимися, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам торгов по продаже Имущества посредством публичного предложения, дальнейшая реализация Имущества Должника осуществляется посредством проведения повторных торгов посредством публичного предложения.

Организация и проведение повторных торгов в форме публичного предложения осуществляется конкурсным управляющим.

Начальная цена продажи имущества должника на повторных торгах посредством публичного предложения устанавливается в размере 23 % от начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах (т.е. составляет 30 731 551руб.).

При отсутствии в установленный в сообщении о продаже имущества срок заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже установленной начальной цены продажи имущества должника, снижение начальной цены продажи имущества должника осуществляется в размере и в сроки, указанные в сообщении о продаже имущества должника посредством повторных торгов в форме публичного предложения.

Размер задатка для повторных торгов в форме публичного предложения: 20% от цены, установленной на повторных торгах в форме публичного предложения для соответствующего периода снижения цены на торгах. При участии в торгах заявитель обязан обеспечить поступление задатка на счета, указанные в электронном сообщении о продаже, не позднее указанной в таком сообщении даты и времени окончания приема заявок на участие в торгах для соответствующего периода проведения торгов.

Величина снижения начальной цены устанавливается в размере 7% от начальной цена продажи имущества должника на повторных торгах посредством публичного предложения (30 731 551руб.), установленной в размере 23% от начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.

Период снижения начальной цены для повторных торгов в форме публичного предложения: цена подлежит снижению каждые 10 календарных дней.

Цена отсечения (для повторных торгов в форме публичного предложения): 60% от начальной цены продажи, установленной для торгов в форме повторного публичного предложения.

В случае если по истечении 10 календарных дней после установления минимальной цены предложения (цены отсечения), не было представлено ни одной заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества Должника, которая не ниже установленной минимальной цены продажи имущества Должника, организатор торгов принимает решение о признании повторных торгов по продаже имущества Должника посредством публичного предложения несостоявшимися.

Представление и рассмотрение заявок, определение участников торгов и принятие решений о допуске или об отказе в допуске заявителей к участию в торгах, подведение результатов торгов осуществляются в порядке, предусмотренном разделами IIIII Положения с учетом особенностей предусмотренных настоящим пунктом.

Участники повторных торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, обязаны принять на себя обязательство заключить с органами местного самоуправления соглашение об исполнении условий по соблюдению Требований к сохранению, содержанию и использованию имущества должника утвержденного Распоряжением Департамента культуры и туризма Ивановской области №73 от 25.02.2015, указанных в п. 1.7 раздела I Положения.

Право приобретения имущества должника принадлежит участнику повторных торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

В случае, если несколько участников повторных торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество.

В случае, если несколько участников повторных торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие равные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

С даты определения победителя повторных торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается».

Необходимость утверждения судом предложенных уполномоченным органом изменений заявитель обуславливает следующим.

Собранием кредиторов, по мнению уполномоченного органа, необоснованно, без учета положений ст. 20.3, 20.7 Закона о банкротстве, одобрено условие о привлечении специализированной организации в качестве организатора торгов (п. 2.1 Положения) и установлено необоснованно завышенное вознаграждение. По мнению налогового органа, в соответствии с Единой программой подготовки арбитражных управляющих, утвержденной Приказом Росрегистрации от 11.02.2005 N 12, арбитражный управляющий должен обладать комплексными знаниями, включающими познания в области гражданского, налогового, трудового и уголовного права, гражданского, арбитражного и уголовного процесса, бухгалтерского учета и финансового анализа оценочной деятельности и менеджмента, для осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего. Право на привлечение лиц для оказания специализированных услуг может быть обусловлено особым характером и объемом работ, необходимых для выполнения в отношении конкретного должника. Такой особый характер и объем работ для целей отнесения на имущество должника должен быть обоснован арбитражным управляющим. Привлекая специалиста, арбитражный управляющий обязан в числе прочего учитывать возможность оплаты его услуг за счет имущества должника, с учетом положений ст. 20.7 Закона о банкротстве. Уполномоченный орган обращает внимание на тот факт, что данный организатор торгов уже привлекался при проведении мероприятий по реализации имущества должника: при проведении первых и повторных торгов в форме конкурса, при проведении торгов путем публичного предложения. Однако, привлечение организатора не принесло ожидаемого результата и имущество должника реализовано не было. Таким образом, функция по привлечению потенциальных покупателей имущества организатором торгов фактически выполнена не была. При этом, цена имущества по состоянию на сегодняшний момент уже снизилась почти в пять раз.

Также, уполномоченный орган считает целесообразным указать, что в данной ситуации привлечение организатора торгов и оплата его услуг в заявленном размере в принципе является невыполнимым условием, т.к. уже на начальном этапе повторных торгов путем публичного предложения начальная цена реализации в разы ниже кредиторской задолженности по первой и второй очереди текущих платежей (задолженность только по второй очереди текущих платежей составляет более 60 000 тыс.руб. при начальной цене продажи на данном этапе в 30 731 551руб.). При этом, в силу Закона о банкротстве оплата услуг привлеченного лица, не являющегося обязательным, к которым относится организатор торгов, осуществляется в третьей очереди текущих платежей. А при условии того, что все денежные средства, которые будут получены от реализации имущества, будут израсходованы на текущие платежи первой и второй очереди, денежных средств на оплату организатора торгов будет недостаточно. При этом денежные средства на оплату услуг организатора торгов будут взысканы с заявителя по делу о банкротстве должника, т.е. с ФНС России, что приведет к убыткам последнего. Таким образом, уполномоченный орган считает, что в данной ситуации привлечение организатора торгов с оплатой его услуг в заявленном размере свидетельствует о злоупотреблении своим правом кредиторов, имеющих большинство голосов в данной процедуре и принявших решение об утверждении Изменений в порядок продажи в данной редакции. Конкурсный управляющий обладает достаточным временем для самостоятельного проведения торгов, ознакомления покупателей с имущественным комплексом, реализуемым единым лотом, в том числе, при помощи арендаторов имущества должника.

Установление минимальной цены продажи имущества (цена отсечения) на торгах посредством публичного предложения в размере 2% (п. 1 Изменений в Положение о продаже) не соответствует положениям Закона о банкротстве и целям конкурсного производства в отношении наиболее полного удовлетворения требований кредиторов должника. Изменениями в Положение продаже имущества пунктам 4.5 (дополненный) предусмотрены основные условия продажи указанного имущества посредством повторных торгов посредством публичного предложения, в случае, если оно не будет реализовано с торгов посредством публичного предложения. Собранием кредиторов приняты решения об установлении шага снижения цены на этапе публичного предложения в размере 7 процентов от начальной цены продажи (п. 4.4 Положения) и 5-ти дневного срока, по истечении которого последовательно снижается начальная цена при продаже имущества на торгах в форме публичного предложения. Такое снижение цены и ограниченный пятью днями срок экспозиции имущества в каждом периоде снижения цены, по мнению уполномоченного органа, приведет к нарушению прав кредиторов, заинтересованных в реализации имущества по максимальной цене. Конкурсный управляющий не обосновал экономическую целесообразность установленной минимальной цены продажи имущества и, по сути, предоставиливозможность потенциальному покупателю приобрести имущество должника начальной стоимостью на данном этапе в 30 731 551руб. за 2 673 309 руб., что в 55,5 раз ниже его рыночной стоимости. Следовательно, минимальная цена продажи в размере 2% однозначно не отвечает основной цели конкурсного производства, заключающейся в максимальном удовлетворении требований кредиторов. По мнению уполномоченного органа, установление цены отсечения в размере 60%, предотвратит ситуацию, когда потенциальный покупатель намеренно дождется последовательного снижения цены до минимального размера. Установление цены отсечения в предложенном УФНС России по Ивановской области размере будет являться стимулирующим фактором для возможных покупателей, направлено на получение максимальной выручки от продажи, что в интересах всех кредиторов должника и соответственно отвечает целям конкурсного производства. Увеличение срока экспозиции товара до 10 рабочих дней должно положительно сказаться на привлечение большего числа претендентов на приобретение имущества и даст возможность продать имущество по более выгодной цене.

Конкурсный управляющий считает заявление уполномоченного органа необоснованным в полном объеме по основаниям, подробно указанным в отзыве.

По мнению конкурсного управляющего нормы Закона о банкротстве, регламентирующие порядок продажи имущества должника в ходе конкурсного производства, не содержат указание на величину снижения начальной цены продажи и на установление «цены отсечения» при продаже имущества должника путем публичного предложения. В рассматриваемом случае установление высокого уровня минимальной цены продажи имущества в размере 60% (от стоимости имущества 30 731 551,00 руб.) нецелесообразно. Доводы уполномоченного органа относительно необходимости установления цены отсечения в 60% как гарантии получения максимальной выручки от реализации имущества должника являются несостоятельными, поскольку, учитывая стадию торгов и отсутствие покупательского спроса, который не проявился на первых и повторных торгах, реализация имущества должника должна происходить на торгах в форме публичного предложения при последовательном, но непрерывном снижении цены продажи, пока не выявится реальный покупательский спрос. Установление цены отсечения в размере 2% от начальной цены, по мнению конкурсного управляющего позволит с большей вероятностью реализовать имущество должника посредством публичного предложения и избежать ситуации, при которой данные торги будут признаны несостоявшимися, а также позволит получить максимально возможную цену от продажи имущества. Уполномоченный орган не обосновал установление заявленной им цены отсечения. Основной целью торгов посредством публичного предложения в процедуре конкурсного производства является скорейшая реализация имущества должника в условиях низкого потребительского спроса и интереса в его приобретении. Цена отсечения в 2% обеспечит баланс интересов сторон и не противоречит целям и задачам указанной стадии банкротства, поскольку не приводит к затягиванию процедуры конкурсного производства, увеличению текущих расходов и способствует скорейшей реализации имущества должника.

По мнению конкурсного управляющего, утвержденные сроки снижения цены продажи имущества должника, являются наиболее оптимальными, и такой порядок не отразится на возможности потенциальных покупателей своевременно получить информацию о проведении торгов, поскольку в соответствии с пунктом 4.1. Порядка проведения торгов в электронной форме при продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (утв. Приказом Минэкономразвития от 23.07.2015 № 495) срок представления заявок на участие в открытых торгах должен составлять не менее 25 рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов. Установление темпов снижения цены через 10 календарных дней согласно предложенной уполномоченным органом редакции приведет к тому, что торги в форме публичного предложения займут более, чем в 2 раза больше времени, чем предложено конкурсным управляющим.

В отношении целесообразности привлечения организатора торгов в рамках процедуры банкротства должника, конкурсным управляющим указано, что возможность привлечения специализированной организации для проведения торгов по продаже имущества должника прямо предусмотрена Законом о банкротстве. В обоснование необходимости привлечения специализированной организации для проведения торгов конкурсным управляющим обусловлено следующими факторами:

продаже подлежит недвижимое имущество, включающая в себя часть здания, являющееся объектом культурного наследия,

необходимость в течение всего срока приема заявок отслеживать их поступление,

необходимость рассматривать поступившие от заявителей документы,

необходимость рассматривать предложения участников торгов о цене имущества,

необходимость уведомлять заявителей о признании их участниками торгов,

необходимость уведомлять заявителей и участников торгов о результатах торгов,

необходимость привлечения лица, осуществляющего демонстрацию объектов потенциальным покупателем без ограничения по времени.

Определением арбитражного суда от 09.01.2019 заявление уполномоченного органа принято к производству, назначено судебное заседание по его рассмотрению на 07.02.2019. Рассмотрение заявления откладывалось судом до 28.02.2019. В судебном заседании объявлялся перерыв до 05.03.2019.

В судебном заседании представитель уполномоченного органа поддержал уточненное заявление в полном объеме. Конкурсный управляющий выступил по отзыву, просил отказать ФНС в удовлетворении заявленных требований.

Исследовав представленные в материалы дела документы, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, судом установлено следующее.

Решением арбитражного суда от 10.06.2015 г. (резолютивная часть объявлена 03.06.2015 г.) ЗАО «Ивпроект гпи-6» признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введено конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утвержден Емелин Е.А. Определением арбитражного суда Ивановской области от 19.05.2017 Емелин Е.А. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника, новым конкурсным управляющим должника утверждена Османова Венера Тельмановна.

Собранием кредиторов 17.12.2018г. утверждены Изменения в положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества ЗАО «ИВПИ ГПИ№6» путем проведения торгов посредством повторного публичного предложения:

«1. Дополнить Положение п. 4.5 в следующей редакции:

«4.5. В случае признания торгов по продаже Имущества посредством публичного предложения несостоявшимися, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам торгов по продаже Имущества посредством публичного предложения, дальнейшая реализация Имущества Должника осуществляется посредством проведения повторных торгов посредством публичного предложения.

Начальная цена продажи имущества должника на повторных торгах посредством публичного предложения устанавливается в размере 23 % от начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.

При отсутствии в установленный в сообщении о продаже имущества срок заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже установленной начальной цены продажи имущества должника, снижение начальной цены продажи имущества должника осуществляется в размере и в сроки, указанные в сообщении о продаже имущества должника посредством повторных торгов в форме публичного предложения.

Размер задатка для повторных торгов в форме публичного предложения: 20% от цены, установленной на повторных торгах в форме публичного предложения для соответствующего периода снижения цены на торгах. При участии в торгах заявитель обязан обеспечить поступление задатка на счета, указанные в электронном сообщении о продаже, не позднее указанной в таком сообщении даты и времени окончания приема заявок на участие в торгах для соответствующего периода проведения торгов.

Величина снижения начальной цены устанавливается в соответствии с п.4.4 Положения.

Период снижения начальной цены для повторных торгов в форме публичного предложения: цена подлежит снижению каждые 5 календарных дней.

Цена отсечения (для повторных торгов в форме публичного предложения): 2 % от начальной цены продажи, установленной для торгов в форме публичного предложения.

В случае если по истечении 5 календарных дней после установления минимальной цены предложения (цены отсечения), не было представлено ни одной заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества Должника, которая не ниже установленной минимальной цены продажи имущества Должника, организатор торгов принимает решение о признании повторных торгов по продаже имущества Должника посредством публичного предложения несостоявшимися.

Представление и рассмотрение заявок, определение участников торгов и принятие решений о допуске или об отказе в допуске заявителей к участию в торгах, подведение результатов торгов осуществляются в порядке, предусмотренном разделами II - III Положения с учетом особенностей предусмотренных настоящим пунктом.

Участники повторных торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, обязаны принять на себя обязательство заключить с органами местного самоуправления соглашение об исполнении условий по соблюдению Требований к сохранению, содержанию и использованию имущества должника утвержденного Распоряжением Департамента культуры и туризма Ивановской области №73 от 25.02.2015, указанных в п. 1.7 раздела I Положения.

Право приобретения имущества должника принадлежит участнику повторных торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

В случае, если несколько участников повторных торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество.

В случае, если несколько участников повторных торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие равные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

С даты определения победителя повторных торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается».

В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Закона о банкротстве арбитражные суды рассматривают заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных названным Законом, между ним и должником, жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов.

Как следует из пункта 1.1 статьи 139 Закона о банкротстве, в течение одного месяца с даты окончания инвентаризации предприятия должника или оценки имущества должника (далее в настоящей статье - имущество должника) в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом, конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения свои предложения о порядке продажи имущества должника, включающие в себя сведения подлежащие включению в сообщение о продаже имущества должника в соответствии с пунктом 10 статьи 110 настоящего Федерального закона; о средствах массовой информации и сайтах в сети "Интернет", где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества должника, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения; о специализированной организации, которую предлагается привлечь в качестве организатора торгов.

В статье 60 Закона о банкротстве предусмотрен общий способ защиты нарушенных прав кредитора - предъявление заявления о разногласиях по порядку, срокам и условиям продажи имущества. Волеизъявление собрания кредиторов имеет приоритетный характер; в случае возникновения разногласий по порядку реализации имущества кредитор, не согласный с условиями продажи, может обратиться в арбитражный суд с разногласиями, предлагая свои условия. Рассматривая именно разногласия в порядке статьи 60 Закона о банкротстве, суд утверждает Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества, что является целью обращения за судебной защитой.

Утвержденные изменения в Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества, могут быть изменены судом в следующих случаях:

- предложенные условия порядка реализации способны негативно повлиять на возможность получения максимальной цены от продажи заложенного имущества, в том числе на доступ публики к торгам;

- условия порядка реализации не являются в достаточной степени определенными.

Бремя доказывания обстоятельств, влекущих необходимость изменения количества и состава лотов, предлагаемых к продаже на торгах, в соответствии со статьей 65 АПК РФ, возлагается на лицо, заявляющее о необходимости такого изменения, в том числе путем внесения соответствующих изменений в утвержденный ранее порядок и условия продажи соответствующего имущества.

Уполномоченным органом предложено внести изменения в Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества, указав в качестве организатора торгов конкурсного управляющего должника.

Довод уполномоченного органа о возможности конкурсного управляющего самостоятельного выполнения тех функций, которые возложены на организатора торгов принимается судом в виду следующего.

Согласно Положения, для проведения торгов конкурсным управляющим привлекается специализированная организация, которая выступает в качестве организатора торгов - ООО «Инфотек», ИНН 7703769610 (далее - «Организатор торгов»). Договор с Организатором торгов заключает конкурсный управляющий. Услуги Организатора торгов оплачиваются за счет имущества Должника. Вознаграждение Организатора торгов по оказанию услуг по реализации имущества, указанного в настоящем Положении, выплачивается в следующем размере:

-в случае реализации имущества на торгах, либо заключения договора купли-продажи имущества с единственным участником торгов, вознаграждение организатора торгов составит 3 % (Три процента) от цены продажи имущества;

-при признании торгов несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в торгах, не заключении договора купли-продажи имущества с единственным участником торгов, а также в случае отказа или уклонения победителя торгов от подписания договора, вознаграждение организатора торгов составляет 50 000 (Пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек за каждые проведённые торги (первые, повторные, торги посредством публичного предложения).

Вознаграждение организатора торгов включает в себя расходы, понесенные специализированной организацией, в том числе, расходы по исследованию рынка и привлечению потенциальных покупателей.

Расходы на опубликование (размещение) сообщений о проведении торгов в официальном издании в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», на опубликование (размещение) сообщений в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (http://fedresurs.ru/) и расходы на проведение торгов по продаже имущества Должника на электронной торговой площадке оплачиваются должником дополнительно к сумме вознаграждения Организатора торгов.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено Законом о банкротстве, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами.

В силу п. 1 ст. 20.7 Закона о банкротстве расходы на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, осуществляются за счет средств должника, если иное не предусмотрено названным Законом. Привлечение лиц в отношении услуг, не упомянутых в п. 2 ст. 20.7 Закона о банкротстве, должно осуществляться арбитражным управляющим с соблюдением положений п. п. 3 и 4 ст. 20.7 о лимитах расходов.

Согласно п. 6 ст. 20.7 Закона о банкротстве оплата услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, за счет имущества должника при превышении размера оплаты таких услуг, определенного в соответствии с настоящей статьей, осуществляется по определению арбитражного суда при условии, что арбитражным управляющим доказаны обоснованность их привлечения и обоснованность размера оплаты их услуг.

Учитывая разъяснения, данные в п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве", при рассмотрении вопроса об обоснованности привлечения привлеченного лица необходимо иметь в виду, направлено ли такое привлечение на достижение целей процедур банкротства и выполнение возложенных на арбитражного управляющего обязанностей, предусмотренных Законом о банкротстве, насколько велик объем работы, подлежащей выполнению арбитражным управляющим (с учетом количества принадлежащего должнику имущества и места его нахождения), возможно ли выполнение арбитражным управляющим самостоятельно тех функций, для которых привлекается привлеченное лицо, необходимы ли для выполнения таких функций специальные познания, имеющиеся у привлеченного лица, или достаточно познаний, имеющихся у управляющего, обладает ли привлеченное лицо необходимой квалификацией.

Оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что необходимость привлечения конкурсным управляющим специализированной организации в качестве организатора торгов не обоснована, учитывая, что продаже подлежит небольшой перечень объектов недвижимости (нежилые помещения), принадлежащих должнику.

Исходя из принципов правовой определенности и с учетом положений статьи 20.3 Закона о банкротстве о необходимости конкурсного управляющего действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества и не допускать произвольного и необоснованного привлечения лиц для обеспечения деятельности управляющего, суд приходит к выводу о том, что конкурсный управляющий, имеющий высшее образование и сдавший теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих, имеет возможность провести электронные торги по продаже имущества должника самостоятельно.

Предоставленная в Законе о банкротстве возможность привлечения организатора торгов не свидетельствует об обязательности ее использования. В отсутствие доказательств того, что привлечение организатора торгов будет способствовать более эффективной реализации имущества и не приведет к уменьшению конкурсной массы, а также учитывая состав имущества, его место расположение, фактическое отсутствие у должника хозяйственной деятельности, суд исходит из целесообразности возложения функции организатора торгов на конкурсного управляющего. Объем основной работы с должником, продиктованный функционалом конкурсного управляющего, исключающий возложение на него обязанностей организатора торгов, не раскрыт. Конкурсный управляющий не лишен права привлекать специалистов для ведения претензионной и исковой работы, анализа сделок должника и иных текущих мероприятий (что им и было сделано). Проблема множественности не требующей высокой квалификации технической работы может быть решена с привлечением лица с соответствующей подготовкой и соответствующими претензиями об оплате. Поскольку доказательства невозможности осуществления конкурсным управляющим должника деятельности по организации торгов не представлены, суд признает возможным возложить функций организатора торгов на конкурсного управляющего ЗАО «ИвПроект ГПИ-6».

Суд учитывает также специфику имущества, подлежащего реализации. Это не сложный имущественно-технологический комплекс, для продажи которого следовало бы подготовить соответствующую стратегию, найти заинтересованного покупателя в схожих специфических сферах бизнеса, возможно из другого региона страны. В рассматриваемой ситуации речь идет о нескольких объектах недвижимости, находящихся по одному адресу (г. Иваново, ул. Шестернина, д.3, лит. А2, А3). Представляется очевидным, что профессиональных навыков конкурсного управляющего должно быть достаточно для организации и проведения такого рода торгов с тем, чтобы максимально рачительно подойти к расходованию конкурсной массы в целях наиболее полного удовлетворения требований кредиторов.

Каких-либо доказательств, обосновывающих необходимость привлечения организатора торгов и размер оплаты его услуг, конкурсным управляющим к материалам дела не приобщено, такая возможность в ходе судебного разбирательства у него имелась.

Необоснованное привлечение специализированной организации с последующей оплатой её услуг, очевидно, нарушает права уполномоченного органа и других конкурсных кредиторов на максимально полное удовлетворение своих требований.

Положением о порядке, сроках и условиях продажи имущества (пунктом 4.5) предусмотрены основные условия продажи указанного имущества посредством повторных торгов посредством публичного предложения, в случае, если оно не будет реализовано с торгов посредством публичного предложения, которые заключаются в следующем.

Период снижения начальной цены для торгов в форме публичного предложения, величина снижения начальной цены для торгов в форме публичного предложения и цена отсечения (минимальная цена продажи) составляют:

Период снижения начальной цены для торгов в форме публичного предложения: цена подлежит снижению каждые 5 календарных дней.

В случае если по истечении 5 календарных дней после установления минимальной цены предложения (цены отсечения), не было представлено ни одной заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества Должника, которая не ниже установленной минимальной цены продажи имущества Должника, организатор торгов принимает решение о признании повторных торгов по продаже имущества Должника посредством публичного предложения несостоявшимися.

Начальная цена продажи имущества должника на повторных торгах посредством публичного предложения устанавливается в размере 23% от начальной цены.

Величина снижения начальной цены: 7%от начальной цены лота, установленной для торгов в форме публичного предложения.

Цена отсечения: 2 % от начальной продажной цены на торгах посредством публичного предложения.

Собранием кредиторов приняты решения об установлении начальной цены ены на этапе публичного предложения в размере 10 % от начальной цены продажи и пяти дневного срока, по истечении которого последовательно снижается начальная цена при продаже имущества на торгах в форме публичного предложения.

По мнению суда, утвержденная цена отсечения в 2% от начальной стоимости лота в положении о продаже имущества является заниженной, учитывая состав и размер продаваемого имущества.

В то же время, суд также приходит к выводу о неприемлемости предложенной заявителем цены отсечения в 60% на торгах путем публичного предложения в положении о продаже имущества. Остановка торгов на 60% цены потребует разработки и принятия нового Положения о реализации имущества должника в отношении его продажи по цене, меньшей достигнутой цены отсечения, поскольку достижение цены отсечения в 60% само по себе не свидетельствует о невозможности продажи имущества должника по меньшей цене и потому основания для предложения имущества должника кредиторам (п. 1 ст. 148 Закона о банкротстве) при достижении цены отсечения в 60% будут отсутствовать. Разработка и принятие нового Положения о реализации имущества должника потребует дополнительного времени потому установление цены отсечения в 60% негативно скажется на законных интересах должника и кредиторов.

В итоге, по мнению суда, цена отсечения (для торгов в форме публичного предложения) должна составить 30%.

В отношении предложения уполномоченного органа определить период снижения цены на торгах посредством публичного предложения равным 10 календарным дням суд полагает его немотивированным и направленным на затягивание процедуры продажи имущества должника.

Руководствуясь статьями 32, 60, 138, 139 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 17, 184-186, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

О П Р Е Д Е Л И Л:

заявление Федеральной налоговой службы России удовлетворить частично.

Разрешить разногласия по Положению о порядке, сроках и условиях продажи имущества закрытого акционерного общества «Ивановский проектный институт по градостроительству промышленности и изысканиям № 6» (в редакции изменений от 17.12.2018), утвердив п. 4.5 следующего содержания:

«4.5. В случае признания торгов по продаже Имущества посредством публичного предложения несостоявшимися, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам торгов по продаже Имущества посредством публичного предложения, дальнейшая реализация Имущества Должника осуществляется посредством проведения повторных торгов посредством публичного предложения.

Организация и проведение повторных торгов в форме публичного предложения осуществляется конкурсным управляющим.

Начальная цена продажи имущества должника на повторных торгах посредством публичного предложения устанавливается в размере 23 % от начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах (т.е. составляет 30 731 551 руб.).

При отсутствии в установленный в сообщении о продаже имущества срок заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже установленной начальной цены продажи имущества должника, снижение начальной цены продажи имущества должника осуществляется в размере и в сроки, указанные в сообщении о продаже имущества должника посредством повторных торгов в форме публичного предложения.

Размер задатка для повторных торгов в форме публичного предложения: 20% от цены, установленной на повторных торгах в форме публичного предложения для соответствующего периода снижения цены на торгах. При участии в торгах заявитель обязан обеспечить поступление задатка на счета, указанные в электронном сообщении о продаже, не позднее указанной в таком сообщении даты и времени окончания приема заявок на участие в торгах для соответствующего периода проведения торгов.

Величина снижения начальной цены устанавливается в размере 7% от начальной цена продажи имущества должника на повторных торгах посредством публичного предложения (30 731 551руб.), установленной в размере 23% от начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.

Период снижения начальной цены для повторных торгов в форме публичного предложения: цена подлежит снижению каждые 5 календарных дней.

Цена отсечения (для повторных торгов в форме публичного предложения): 30% от начальной цены продажи, установленной для торгов в форме повторного публичного предложения.

В случае если по истечении 5 календарных дней после установления минимальной цены предложения (цены отсечения), не было представлено ни одной заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества Должника, которая не ниже установленной минимальной цены продажи имущества Должника, организатор торгов принимает решение о признании повторных торгов по продаже имущества Должника посредством публичного предложения несостоявшимися.

Представление и рассмотрение заявок, определение участников торгов и принятие решений о допуске или об отказе в допуске заявителей к участию в торгах, подведение результатов торгов осуществляются в порядке, предусмотренном разделами II - III Положения с учетом особенностей предусмотренных настоящим пунктом.

Участники повторных торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, обязаны принять на себя обязательство заключить с органами местного самоуправления соглашение об исполнении условий по соблюдению Требований к сохранению, содержанию и использованию имущества должника утвержденного Распоряжением Департамента культуры и туризма Ивановской области №73 от 25.02.2015, указанных в п. 1.7 раздела I Положения.

Право приобретения имущества должника принадлежит участнику повторных торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

В случае, если несколько участников повторных торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество.

В случае, если несколько участников повторных торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие равные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

С даты определения победителя повторных торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается».

В остальной части в удовлетворении заявления Федеральной налоговой службы отказать.

Настоящее определение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в течение десяти дней со дня вынесения определения. Жалобы (в том числе в электронном виде) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья Р.В. Толстой