ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А17-1831/09 от 20.05.2009 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

                                  о приостановлении производства по делу

   г. Иваново                                                                                                                                                          

20 мая  2009 года                                                      Дело № А17-1831/2009     

       Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Торговой Т.Е..,                     при ведении протокола судебного заседания секретарем Смирновой О.В. ,

рассмотрев в судебном  заседании дело, возбужденное  по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Мы и Бурда Моден» (далее ООО «Мы и Бурда Моден»)

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ивановской области

 о признании частично недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по ивановской области от 26.03.2009 г. № 116 «О закреплении федерального имущества на праве оперативного управления»,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Федерального государственного учреждения «Верхнее-Волжскводхоз» (далее ФГУ «Верхнее-Волжскводхоз»), Ивановского городского комитета по управлению имуществом,

      при участии в заседании:

от ООО «Мы и Бурда Моден»: ФИО1- директора ООО «Мы и Бурда Моден» (Протокол общего собрания участников ООО «Мы и Бурда Моден» №1/9 от 01.01.2009г., трудовой контракт от 01.01.2009г., паспорт: серия <...>), ФИО2 (доверенность от 28.04.2009г., паспорт: серия <...>);

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ивановской области: ФИО3 ( доверенность от 26.12.2008 г. №03-1720-и, паспорт: серия <...>)

от ФГУ «Верхнее-Волжскводхоз»: ФИО4.(доверенность от 17.04.2009г., паспорт: серия <...>);

от Ивановского городского комитета по управлению имуществом: ФИО5 (доверенность от 06.05.2009г., удостоверение №0118).

УСТАНОВИЛ:

      в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ивановской области о признании частично недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ивановской области от 26.03.2009 г. № 116 «О закреплении федерального имущества на праве оперативного управления»,  обратилось ООО «Мы и Бурда Моден» .

          В ходе предварительного судебного заседания истец изменил основания искового заявления.

        В обоснование необходимости удовлетворения заявленных требований приведены следующие доводы.

        С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 года №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации",( далее 209-ФЗ). В соответствии с ч.1 ст.4 данного ФЗ, ООО «Мы и Бурда Моден» является малым предприятием.

      С 05.08.2008года вступил в силу ФЗ РФ от 22 июля 2008 года №159-ФЗ "Об особенностях отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее №159-ФЗ).

      Согласно  ч.1 ст.1 №159-ФЗ, настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу настоящего ФЗ. При этом по п.3 ч.2 ст.1 №159-ФЗ, действие настоящего закона не распространяется на недвижимое имущество, принадлежащее государственным или муниципальным учреждениям на праве оперативного управления.

      На день вступления в силу ФЗ №159-ФЗ ООО «Мы и Бурда Моден» арендовало муниципальное имущество, имея коэффициент муниципальной поддержки, а именно помещение полуподвала по адресу <...> площадью 144,9 кв.м по договору аренды №682 от 13.11.95г. В соответствии со ст.3 №159-ФЗ ООО «Мы и Бурда Моден»  как субъект малого предпринимательства могло пользоваться преимущественным правом на приобретение арендуемого имущества по цене равной его рыночной стоимости, поскольку соответствовало указанным в законе условиям (арендуемое имущество находилось во временном владении и временном пользовании более трех лет до дня вступления в силу ФЗ №159-ФЗ, арендная плата перечислялась надлежащим образом, арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч.4 ст.18 ФЗ *№209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства).

ФЗ 159-ФЗ действует до 01.07.2010года, и ООО «Мы и Бурда Моден» имело намерение  реализовать свое преимущественное право выкупа арендуемых помещений во втором квартале 2009года.

Действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ивановской области по переводу арендуемых нами помещений из муниципальной собственности в федеральную собственность и закрепление арендуемых нами помещений в оперативное управление за ФГУ "Верхне-Волжскводхоз" совершены во время, когда отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства регулируются ФЗ №159-ФЗ. ' Эти действия искусственно выводят предприятие из под действия ФЗ №159-ФЗ.

Все действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ивановской области, а именно:

·Распоряжение от 19.02.2009г. №65 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности города Иванова и составляющего казну города Иванова, в федеральную собственность".

·Акт приема-передачи от 06.03.2009г. из муниципальной собственности города Иванова в федеральную собственность.

·Распоряжение от 26.03.2009г. №116"0 закреплении федерального имущества на праве оперативного управления".

·Акт приема-передачи от 26.03.2009г. в оперативное управление федерального имущества,

в части арендуемых ООО «Мы и Бурда Моден»  площадей приняты в нарушение ст.10 ГК РФ и представляют собой злоупотребление правом, поскольку осуществлены после вступления в силу федерального закона №159-ФЗ с целью исключения из сферы действия данного закона указанного имущества, а также в нарушение ст. ст.4,6 Федерального Закона №209-фз от 24.07.2007г. "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" и Федерального Закона от 22.07.2008г. №159-фз "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

       ООО «Мы и Бурда Моден» полагает, что ответчик неправомерно передал занимаемые ООО по договору аренды помещения в оперативное управление ФГУ «Верхне-Волжскводхоз», поскольку данные помещения Решением Ивановской городской Думы от 29.10.2008г. № 933 «Об утверждении Перечня имущества, безвозмездно передаваемого из муниципальной собственности города Иваново в федеральную собственность Российской Федерации», которым был утвержден Перечень имущества, безвозмездно передаваемого из муниципальной собственности города Иваново в федеральную собственность Российской Федерации, и в котором указано здание по адресу <...>, неправомерно были переведены из муниципальной собственности в федеральную собственность Российской Федерации. В связи с чем, ответчик не имел права передавать занимаемые ООО «Мы и Бурда Моден» помещения в оперативное управление ФГУ (кроме того, Решение Ивановской городской Думы от 29.10.2008г. № 933 опубликовано не было).

      Вынесенное решение и оспариваемое распоряжение препятствуют реализации преимущественного права ООО «Мы и Бурда Моден» на приобретение занимаемых нами помещений.

       Необходимо учесть, что в соответствии с ч.11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года  № 122-фз «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных} и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления  в Российской Федерации», находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае:

- если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

- если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Во-первых, внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации и признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» связано с передачей полномочий из одного уровня власти в другой.

Следовательно, и передача спорных нежилых помещений из муниципальной в федеральную собственность не может быть осуществлена в порядке, установленном положениями части 11 ст.154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, при отсутствии доказательств перераспределения соответствующих полномочий.

Указанный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.06.2006г. № 8-П «По делу о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-фз «О внесении  изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении  изменений и  дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в  Российской Федерации» и определении от 07.12.2006т. № 542-0 по этому же вопросу.

Конституционный Суд РФ указал, что положения части 11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-фз, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, применяются лишь в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Данная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.11.2008г. №7321/08.

При отсутствии доказательств наделения ФГУ «Верхнее-Волжскводхоз» новыми полномочиями, ранее относящимися к полномочиям органов местного самоуправления, передача занимаемых ООО «Мы и Бурда Моден» помещений в федеральную собственность Российской Федерации из муниципальной собственности города Иваново является неправомерной.

Во-вторых, занимаемые ООО «Мы и Бурда Моден» помещения не используются указанными в ч..11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями.

В-третьих, в соответствии с п.21 ч.2 и ч4 ст.50 Федерального закона от 06. 10.2003г. № 131-ФЗ, занимаемые ООО «Мы и Бурда Моден» помещения могут находиться в муниципальной собственности, и, соответственно, не могут находиться в федеральной собственности Российской Федерации-

Кроме того, в соответствии с п.1 ст.617 ГК  РФ, «переход права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.

Однако, переход вышеуказанного помещения в федеральную собственность Российской Федерации повлечет увеличение размера арендной платы, поскольку при расчете арендной платы не будут применяться коэффициенты муниципальной поддержки, установленные для г.Иваново. Аналогичные коэффициенты для аренды помещений, находящихся в федеральной собственности РФ, не предусмотрены. То есть договор аренды изменяется.

       В ходе предварительного судебного заседания представителем ООО «Мы и Бурда Моден»  было заявлено ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу по причине рассмотрения Арбитражным судом  Ивановской области дела № А17-2330/2009, возбужденного по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Мы и Бурда Моден» к Ивановской городской Думе, Главе города Иваново о признании недействительным Решения Ивановской городской Думы четвертого созыва от 29.10.2008 г. № 933 «Об утверждении Перечня имущества, безвозмездно переданного из муниципальной собственности города Иваново в федеральную собственность Российской Федерации» в части передачи из муниципальной собственности города Иваново в федеральную собственность Российской Федерации арендуемых ООО «Мы и Бурда Моден» помещений №№ 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 25, 26, 27, находящихся в нежилом здании по адресу <...>. Остальные участники процесса не возражали против удовлетворения данного ходатайства.

В ходе рассмотрения дела в предварительном судебном заседании суд приходит к выводу о необходимости приостановлении производства по настоящему делу в связи с нижеследующим.

В соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 143 АПК РФ  арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.

В силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

В связи с тем, что решение арбитражного суда, принятое по делу № А17-2330/2009, возбужденному по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Мы и Бурда Моден» к Ивановской городской Думе, Главе города Иваново о признании недействительным решения Ивановской городской Думы четвертого созыва от 29.10.2008 г. № 933 «Об утверждении Перечня имущества, безвозмездно переданного из муниципальной собственности города Иваново в федеральную собственность Российской Федерации» в части передачи из муниципальной собственности города Иваново в федеральную собственность Российской Федерации арендуемых ООО «Мы и Бурда Моден» помещений №№ 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 25, 26, 27, находящихся в нежилом здании по адресу <...>, будет иметь преюдициальное значение при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица, суд в соответствии с п. 1 ст. 145 АПК РФ обязан приостановить производство по настоящему делу до вступления решения Арбитражного суда Ивановской области по делу № А17-2330/2009 в законную силу.

С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 143, 145, 147, 184, 185  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

                                              О П Р Е Д Е Л И Л

1.Производство по делу № А17-1831/2009 приостановить до рассмотрения Арбитражным судом  Ивановской области дела № А17-2330/2009, возбужденного по иску общества с ограниченной ответственностью «Мы и Бурда Моден» к Ивановской городской Думе, Главе города Иваново о признании недействительным решения Ивановской городской Думы четвертого созыва от 29.10.2008 г. № 933 «Об утверждении Перечня имущества, безвозмездно переданного из муниципальной собственности города Иваново в федеральную собственность Российской Федерации» в части передачи из муниципальной собственности города Иваново в федеральную собственность Российской Федерации арендуемых ООО «Мы и Бурда Моден» помещений №№ 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 25, 26, 27, находящихся в нежилом здании по адресу <...>.

2.Обязать ООО «Мы и Бурда Моден» представить в материалы дела № А17-1831/2009 решение Арбитражного суда Ивановской области по делу № А17-2330/2009.

3.О возобновлении производства по делу и дате рассмотрения дела сторонам будет сообщено дополнительно.

4. Настоящее определение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Судья                                                                                             Торгова Т.Е.