233/2016-20576(3)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022 тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отмене мер по обеспечению иска
г. Иваново Дело № А17-1961/2016 19 апреля 2016 года
Резолютивная часть определения объявлена 12 апреля 2016 года
Судья Ильичева Оксана Александровна,
рассмотрев в судебном заседании
при ведении протокола секретарем Киселевой В.В.
заявление Департамента образования Ивановской области
об отмене мер по обеспечению иска,
заинтересованные лица:
общество с ограниченной ответственностью «ИТ-Сервис», Департамент конкурсов и аукционов Ивановской области, Публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком»,
при участии:
от заявителя – представителей ФИО1 по доверенности № 2 от 29.03.2016; ФИО2 по доверенности № 1 от 29.03.2016,
от заинтересованного лица Департамента – предстателя ФИО3 по доверенности от 25.01.2016.
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «ИТ-Сервис» – предстателей ФИО4 по доверенности от 23.03.2016, ФИО5 по доверенности от 12.04.2016.
от заинтересованного лица ПАО «Ростелеком» – предстателей ФИО6 по доверенности от 02.11.2015, ФИО7 по доверенности от 08.04.2016, ФИО8 по доверенности от 08.04.2016.
установил:
общество с ограниченной ответственностью «ИТ-Сервис» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Департаменту конкурсов и аукционов Ивановской области и Департаменту образования Ивановской области о признании недействительными результатов определения поставщика, оформленных протоколом подведения итогов электронного аукциона № 0133200001716000299-3/46А.1 от 15.03.2016, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком».
К исковому заявлению приложено заявление общества с ограниченной ответственностью «ИТ-Сервис» об обеспечении иска в виде запрета заключать государственный контракт на основании протокола подведения итого электронного аукциона № 0133200001716000299-3/46А.1 от 15.03.2016 до вступления в законную силу судебного акта, оканчивающего рассмотрение спора по существу.
Определением суда от 25.03.2016 исковое заявление и заявление об обеспечении иска оставлены без движения.
В пределах установленного срока от истца поступили дополнительные документы.
Определением суда от 28.03.2016 исковое заявление принято к производству, делу присвоен № А17-1961/2016, назначено предварительное судебное заседание.
Определением суда от 28.03.2016 ходатайство общества с ограниченной ответственностью «ИТ-Сервис» удовлетворено, Департаменту образования Ивановской области запрещено заключать контракт по результатам проведения электронного аукциона № 0133200001716000299-3/46А.1 до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.
Определением суда от 31 марта 2016 года заявление об отменене обеспечительных мер принято к производству суда, судебное заседание назначено на 06.04.2016.
До начала судебного заседания от ООО «ИТ-Сервис» поступил отзыв на заявление. Общество указывает, что заявителем проигнорирован обязательный для исполнения судебный запрет и осуществил незаконные действия по заключению контракта. Контракт размещен в Единой информационной системе (http://zakupki.gov.ru) 30.03.2016 в 17 часов 47 минут – после получения заверенной судом копии определения об обеспечении. Общество ссылается на часть 1 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на статьи 166, 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, полагает сделку ничтожной. Определение суда об обеспечении иска подлежит немедленному исполнению и действует сразу же после его вынесения, а не с момента получения стороной по делу. Подписание контракта на электронной площадке не свидетельствует о его непосредственном заключении и не освобождает заказчика от обязанности размещать такой контракт в единой информационной системе (на официальном сайте) в соответствии с требованиями части 7 статьи 70 Закона о контрактной системе закупок. Согласно части 8 статьи 70 Закона о контрактной системе закупок контракт считается заключенным с момента размещения на официальном сайте именно самого контракта, но не сведений о его заключении. Момент непосредственного заключения контракта определен как момент размещения такого контракта в единой информационной системе. На текущий момент именно ООО «ИТ-Сервис» обеспечивает видеотрансляцию сигнала видеозаписи единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) от учебных заведений. Утверждение заявителя о срыве ЕГЭ ошибочно. Департамент
образования Ивановской области, получив 29.03.2016 в 11 часов 00 минут определение суда, обязан был прекратить все действия, направленные на заключение контракта, в том числе не размещать контракт в Единой информационной системе.
Обществом представлена в материалы дела копия письма ООО «Интеркомтел» с указанием на факт оказания услуг связи обществом «Интеркомтел» обществу «ИТ- Сервис».
Публичным акционерным обществом междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» представлены в материалы дела пояснения. ПАО «Ростелеком» указывает, что проект контракта на оказание услуг для государственных нужд Ивановской области подписан на электронной площадке РТС-тендер 23.03.2016 в 16 часов 35 минут. Департаментом образования Ивановской области государственный контракт подписан 29.03.2016 в 10 часов 09 минут после снятия блокировки на электронной площадке РТС-тендер. В соответствии с предметом контракта Исполнитель обязуется оказать услуги по созданию системы передачи, трансляции и записи сигнала в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, архивированию, хранение записей видеонаблюдения архивированию, хранение записей видеонаблюдения процедур проведения единого государственного экзамена на территории Ивановской области. Согласно условиям государственного контракта оказание услуг осуществляется в течение сроков проведения ЕГЭ, услуги оказываются с даты подписания контракта и завершаются после окончания проведения всех ЕГЭ. При этом сроки проведения ЕГЭ установлены с 21.03.2016 по 30.06.2016, т.е. по условиям контракта начало срока исполнения длящихся обязательств уже наступило. ПАО «Ростелеком» уже приступило к выполнению своих обязательств по контракту, до получения информации о наложении обеспечительной меры. Кроме того, расторжение государственного контракта может привести к срыву как досрочного, так и основного периодов государственной итоговой аттестации и напрямую затронет интересы выпускников текущего года и прошлых периодов сдачи ЕГЭ. ПАО «Ростелеком» отмечает, что вопрос о признании недействительными результатов определения поставщика, оформленных протоколом подведения итогов электронного аукциона № 0133200001716000299-3/46А.1 от 15.03.2016 был предметом рассмотрения контролирующего органа ФАС, который не выявил нарушений действующего законодательства при проведении аукциона. Таким образом, ПАО «Ростелеком» считает доводы, указанные в ходатайстве Департамент обоснованными, просит отменить обеспечительные меры.
В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 12.04.2016.
До начала судебного заседания после перерыва от ПАО «Ростелеком» поступили дополнительные пояснения по делу. ПАО «Ростелеком» дополнительно указывает, что в соответствии с п.9.1 контракт вступает в силу с даты его подписания сторонами. Таким образом, ПАО «Ростелеком» считает Контракт заключённым. В соответствии с п.4.1 Контракта оказание услуг осуществляется в течение сроков проведения ЕГЭ (согласно Приложения № 2 к Техническому заданию сроки проведения ЕГЭ установлены с 21.03.2016 по 30.06.2016), в соответствии с п.4.2 услуги оказываются с даты подписания контракта и завершаются после окончания проведения всех EГЭ. Учитывая социальную значимость услуг, общество приступило к выполнению своих обязательств по контракту, что подтверждается договором № ДИ-3471-ЮР о предоставлении услуг связи от 15.03.2016 (заключенного между ПАО «Ростелеком» и ООО «Интеркомтел»), протоколом тестирования системы видеонаблюдения в ходе проведения ЕГЭ от 18.03.2016. ПАО «Ростелеком» отмечает, что технически оказание услуг по контракту осуществляется следующим образом. ПАО «Ростелеком» обеспечивает передачу в режиме реального времени записей видеонаблюдения процедур проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) на территории Ивановской области. Каналы передачи данных обеспечивают необходимую пропускную способность, соответствующую техническим параметрам, установленным методическими рекомендациями по организации систем
видеонаблюдения в ППЭ и Региональных центрах обработки данных (РЦОИ) Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. До части школ каналы передачи данных обеспечивает ООО «Итеркомтел» по договору № ДИ-3471-ЮР о предоставлении услуг связи от 15.03.2016. На центральном узле ПАО «Ростелеком» г. Иваново имеется стык между сетями ПАО «Ростелеком» и ООО «Итеркомтел» пропускной способностью 1 Гбит/сек. В школах установлены коммутаторы ПАО «Ростелеком», подключенные к отдельным портам оборудования ООО «Итеркомтел» пропускной способностью 1Гбит/сек. Таким образом, ООО «Итеркомтел» предоставляет для ПАО «Ростелеком» отдельные, независимые каналы передачи данных в рамках договора № ДИ-3471-ЮР. Далее трафик передается по сети общества в ЦОД ПАО «Ростелеком», где осуществляется сбор и обработка видеопотоков, полученных от IP- камер (установленную ППЭ) и дальнейшая их интеграция на портал Smotriege.ru. Между тем, у ООО «ИТ-Сервис» отсутствует техническая возможность для трансляции видео с пунктов проведения экзаменов на портал Smotriege.ru. и хранения аудио и видеоматериалов, о чем свидетельствует письмо ООО «ИТ-Сервис» № 150316/16 от 15.03.2016 с просьбой предоставить услуги по подключению к ЦОД «Ростелеком» с целью трансляции и хранения аудио и видеоматериалов, направленное в адрес ПАО «Ростелеком». Таким образом, ПАО «Ростелеком» критично относится к представленному ООО «ИТ-Сервис» письму ООО «Интеркомтел», как на подтверждение факта оказания услуг по контракту.
От Департамента образования Ивановской области посредством факсимильной связи поступили дополнения к ходатайству, в которых акцентируется внимание на возможном срыве в случае сохранения обеспечительных мер досрочного и основного периодов государственной итоговой аттестации, что повлечет нарушения законных интересов выпускников текущего года и выпускников прошлых лет общей численностью 4,5 тысячи человек. Департамент полагает, что контракт является действующим, так как заключен до получения копии исполнительного листа. Департамент также указывает, что ЕГЭ - это объединение двух форм аттестации: одновременно выпускной экзамен из школы и вступительный экзамен в вузы.
В поступивших до перерыва пояснениях к ходатайству от Департамента конкурсов и аукционной Ивановской области указано, что департамент полагает, оспариваемый контракт заключенным в 10 часов 10 минут 29 марта 2016 года. Позиция мотивирована ссылками на следующие нормы права: статью 70 ФЗ № 44, пункт 12 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084.
Заявитель в судебном заседании после перерыва поддержал заявление, представил дополнения.
Заинтересованное лицо ООО «ИТ-Сервис» изложило возражения по заявлению, просило заявление оставить без удовлетворения.
Заинтересованное лицо ПАО «Ростелеком» поддержало ходатайство об отмене обеспечительных мер.
Заинтересованное лицо Департамент конкурсов и аукционов Ивановской области поддержал доводы, изложенные в отзыве, поддержал позицию заявителя.
Изучив представленные заявителем и заинтересованными лицами документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает заявление об отмене мер по обеспечению иска обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 97 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечение иска по ходатайству лица, участвующего в деле, может быть отменено арбитражным судом, рассматривающим дело.
В пункте 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» разъяснено, что ответчик, иные лица, участвующие в деле, а также лица, чьи права и интересы нарушены в результате применения обеспечительных мер (ст. 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), вправе обратиться в суд с ходатайством
об их отмене. При рассмотрении такого ходатайства суд повторно проверяет наличие оснований, установленных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и оценивает отношения на соответствие критериям, указанным в пункте 10 данного постановления: принимает во внимание разумность и обоснованность требования о применении обеспечительных мер, вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае их непринятия, обеспечение баланса интересов заинтересованных лиц. Кроме того, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, исходя из смысла статей 90 и 97 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принятые обеспечительные меры могут быть отменены судом в случаях, когда при рассмотрении ходатайства об их отмене будет установлено, что в действительности основания для принятия мер по обеспечению иска отсутствовали.
Содержащееся в части 4 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указание о сохранении действия обеспечительных мер до фактического исполнения судебного акта не препятствует их отмене в случае обращения лица с ходатайством об их отмене, если суд придет к выводу об отсутствии оснований для их дальнейшего применения.
Оценив представленные заявителем и заинтересованным лицом документы, суд считает заявление об отмене обеспечительных мер подлежащим удовлетворению, поскольку считает доказанным вероятность причинения как ответчику (Департаменту образования Ивановской области), так и иным лицам значительного ущерба в случае их сохранения, а также обеспечение баланса интересов заинтересованных лиц.
Суд принимает во внимание предмет государственного контракта (оказание услуг по созданию системы передачи, трансляции и записи сигнала в информационно- телекоммуникационной сети Интернет, архивированию, хранению записей видеонаблюдения процедур проведения единого государственного экзамена на территории Ивановской области), а также социальную значимость услуг. Сроки проведения единого государственного экзамена установлены с 21.03.2016 по 30.06.2016, т.е. по условиям контракта начало срока исполнения длящихся обязательств уже наступило.
Кроме того, в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие исполнение ПАО «Ростелеком» своих обязательств по контракту. Отсутствие заключенного государственного контракта может привести к срыву как досрочного, так и основного периодов государственной итоговой аттестации и напрямую затронет интересы выпускников текущего года и прошлых периодов сдачи ЕГЭ.
Кроме того, отмена обеспечительных мер не препятствует повторному обращению заинтересованных лиц с ходатайством об обеспечении иска.
Руководствуясь статьями 97, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Заявление Департамента образования Ивановской области удовлетворить.
Отменить обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Ивановской области от 28.03.2016 по делу № А17-1961/2016.
Определение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в апелляционную инстанцию-Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Ивановской области.
Судья О.А. Ильичева